Семинар-практикум для педагогов по теме: "Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР".
материал по коррекционной педагогике

Коротышева Светлана Григорьевна

Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования нейропсихологических игровых приемов, упражнений, способствующих психическому развитию детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов по теме:

«Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР».

Е.И. Шушпанова, С.Г. Коротышева, Н.Н.Демченко.

МБДОУ Детский сад №54 «Золушка»

          Цель: оказание практической помощи педагогам в использовании нейропсихологических игр в условиях реализации ФГОС ДО

          Задачи: - сформировать представления о необходимости использования в своей практике нейропсихологического подхода;

-конкретизировать представления педагогов о принципах организации и содержании нейропсихологических игр;

- создать условия для профессионального            общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

         

          Ход мероприятия:

          Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на нашем семинаре. Хотим рассказать вам о значимости проведения нейропсихологических игр в своей практике.

     Актуальность:

          Многие взрослые относятся к нейропсихологическим играм и упражнениям как к простым развлечениям, которые не несут никакой пользы в развивающей и тем более коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Но это неправильно! Нейропсихологические игры и упражнения – это база для развития всех высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи); они способствуют развитию зрительно- моторной пространственной координации.

Нейропсихологическая коррекция включает в себя несколько групп игр и упражнений: дыхательные, глазодвигательные, самомассаж, телесные упражнения, игры на развитие межполушарного взаимодействия, игры на развитие чувства ритма, игры на релаксацию.

Нейропсихологические игры и упражнения являются обязательным элементом любой учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

     Практическая часть:

     Предлагаю вам поиграть, выполняя эти упражнения (по показу).

          Дыхательные упражнения снимают эмоциональное напряжение, уменьшают чувство тревоги, обеспечивают энергией клетки мозга («Успокаивающее дыхание»; «Ныряльщик», «Дышим под счёт», «Шарик»).

          Глазодвигательные игры и упражнения расширяют пространство зрительного восприятия («Следи за предметом», «Восьмёрки» и т.д.)

          Точечный массаж повышает защитные свойства дыхательных путей и других органов человека; он способствует улучшению обменных процессов (интеллектуальный массаж,  массаж волшебных точек).

          Телесные упражнения.  

Процесс психического развития детей происходит при условии их высокой двигательной активности, которая достигается с помощью выполнения телесных упражнений («Тоннель», «Велосипед», «Лодочка», «Качалочка», «Росток», «Звезда»). 

          Игры на развитие межполушарного взаимодействия приводят к созданию принципиально новых связей мозга и расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка («Колечко», «Цепочка», «Кулак-палец-ладонь», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Фонарик», «Лезгинка» и другие).

          Игры с мячом развивают реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д.

          Игры на развитие чувства ритма способствуют запуску и активизации речи, а также помогают в формировании слоговой структуры слова (игры на отхлопывание и протопывания слов, заучивание стихотворений и потешек с одновременным прохлопыванием слов по слогам, проговаривание слов, потешек с одновременной игрой на музыкальных инструментах, игры на повторение ритмических рисунков детьми вслед за педагогом, игры с использованием схем ритмических рисунков, игры с различными предметами и другие).

          Упражнения на релаксацию помогают сбросить накопившееся напряжение и восстановить силы, рекомендуется: принять удобную позу, расслабившись и закрыв глаза (можно прослушивать музыку).

Благодаря нейропсихологическим упражнениям оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.

Таким образом, регулярное выполнение нейропсихологических игр и упражнений с детьми дошкольного возраста формирует необходимые психические функции, готовит их к обучению в школе.

Закончить наш семинар - практикум хотим восточной притчей:

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках».

Приложение

Дыхательные упражнения

          Упражнение 1. Успокаивающее дыхание В исходном положение, стоя или сидя, сделайте полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразите круг и медленно выдохните в него. Этот прием повторить четыре раза. После выполнения этих процедур обязательно наступает успокоение.

          Упражнение 2. Ныряльщик Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
          Упражнение 3. «Дышим под счет» Ребенок ложится на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать нельзя). Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов и громких выдохов ртом с задержкой дыхания под счет: «Вдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два), выдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два)». Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз.

          Упражнение 4. Шарик. Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию игрушки, расположенной на животе (живот, как воздушный шарик, соответственно надувающийся и сдувающийся в ритме дыхания). Ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания (з переходит в  с, о — в у, ш — в щ, хи и т. п.). После усвоения ребенком этих навыков можно переходить к упражнениям, в которых дыхание согласуется с движением.

Глазодвигательные упражнения

Упражнение 1. «Следи за предметом». Ручка (карандаш) находится на расстоянии вытянутой руки ребенка, над переносицей. Перемещаем ее вправо, задерживаем на несколько секунд, затем влево – снова остановка, по такому же принципу производится перемещение вверх и вниз. В конце ручка перемещается к переносице малыша и задерживается на 1-2 секунды и удаляется на исходную позицию, где снова делается остановка.

Упражнение 2. Действия повторяются аналогичные, но в конце, при перемещении ручки к переносице, подключается язык. До этого он все время лежит на нижней губе. При приближении ручки к переносице язык убирается, рот закрывается. В момент, когда ручка двигается обратно к исходному положению, широкий и расслабленный язык снова высовывается и кладется на губу. Здесь также присутствуют три уровня выполнения.

Упражнение 3. С поворотом языка в одну сторону с глазами. Правила все те же, но при повороте глаз вправо, язык тоже поворачивается вправо, при повороте глаз влево, язык – влево и т.д. Когда глаза сходятся к переносице, язык сильно высовывается.

Упражнение 4. С поворотом языка в противоположную сторону от глаз. Здесь действуют такие же правила, но при повороте глаз вправо, язык высовывается влево и т.д. При схождении глаз к переносице язык высовывается как можно дальше.

Упражнение 5. «Восьмерки». Рот закрыт. Выполняется на 3 уровнях. На расстоянии вытянутой руки взрослый рисует горизонтальную восьмерку над глазами ребенка, начиная с середины переносицы (исходная точка, как и в предыдущих упражнениях). После рисуется вертикальная восьмерка. Центр восьмерок всегда находится над переносицей.

Точечный массаж

            Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботится о своем здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний.

Приемы этого массажа легко освоить взрослым, а затем научить детей. Массаж «волшебных точек» надо делать ежедневно три раза в день по 3 сек: вращательными движениями (9 раз в одну сторону, 9 - в противоположную). Если Вы обнаружили у себя или ребенка болезненную зону, то ее надо массировать через каждые 40 минут в том же режиме до восстановления нормальной чувствительности. Помимо других своих эффектов, постоянный массаж благоприятен для ребенка, поскольку:

Точка 1. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка 2. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Точка 3. Контролирует химический состав крови и слизистую оболочек гортани.

Точка 4. Зона шеи связана с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища Массаж этой точки нормализует работу вестибулярного аппарата. Эту точку следует массировать не вращательными, а только поступательными, надавливающими или вибрирующими движениями сверху вниз, также как и точку 5.

          Точка 5, расположена в области 7 шейного и 1 грудного позвонка. Работа с ней дает разнообразные положительные эффекты, в том числе улучшение общего кровообращения, снижение раздражительности и чувствительности к аллергическим агентам.

Точка 6. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Нос очищается, насморк проходит.

Точка 7. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.

Точка 8. Массаж воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

Точка 9. Массаж дает многосторонний эффект; снимаются отеки, нормализуются многие функции организма.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/12/20/kompleksy_neyropsihologicheskih_igr.docx_image3.jpg

         Интеллектуальный массаж

1. Оттянуть уши вперед – назад, чет до 10, начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми.

2. Массаж щек круговыми движениями пальцев.

3. Массаж лба и подбородка круговыми движениями, как бы рисуем круги.

4. Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

5. Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от переносицы до крыльев носа.

6. Движения челюстью слева направо и наоборот.

Телесные упражнения

Упражнение 1. «Тоннель» Дети встают на четвереньки, изображая тоннель. По очереди проползают через него.

          Упражнение 2. «Велосипед» Исходное положение сидя на полу, приняв упор с сзади, ребенок имитирует ногами езду на велосипеде.

         Упражнение 3. «Лодочка» Исходное положение лежа на животе, прямые руки вытянуты вперед, ноги вместе, прямые. Руки и ноги одновременно отрываются от пола.

Упражнение 4. «Качалочка» Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Руками обхватить колени (каждая рука свое колено), руки в замок не сцеплять. Голову нагнуть к коленям. Качаться под счет 1,2.

Упражнение 5. «Звезда» Исходное положение лежа на спине, руки в стороны вытянуты над головой, ноги в стороны. Напрягаем и расслабляем их под счет.

Упражнение 6. «Росток» Исходное положение дети сидят на корточках в кругу, нагнув голову к коленям и обхватив их руками. «Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли, Вы растете, постепенно выпрямляясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти».

Упражнения на релаксацию

Упражнение 1. «Голубое небо» Сесть прямо, положить руки на колени раскрытыми ладонями вверх. При вдохе представить, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т. д.) Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость.

Упражнение 2. «Солнышко» И. п.: стоя. Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Опустим руки, теперь они у нас отдохнут. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

Упражнение 3. «Гора» И. п.: стоя. Спину держите ровно, голову не наклоняйте, руки опустите вниз. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело - как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» - и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» - и тоже тянется вверх. «Нет! - решили они, - Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

Упражнение 4. «Рот на замочке» (расслабление мышц лица). Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
            Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
            Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

Игры на развитие межполушарного взаимодействия

          Одним из составляющих элементов нейропсихологических упражнений является кинезиологическая коррекция:

1. «Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. «Цепочка» Соединять колечки на обеих руках.

3. «Кулак-палец-ладонь». Обвести свой кулак, кулак с вытянутым пальцем, ладонь на лист бумаги. Разделить лист пополам чертой и на другой стороне также: ладонь, с пальцем кулак и кулак. Выполняем сначала одной рукой, затем двумя руками.

4. «Кулак – ребро – ладонь». Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движение вместе с взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками. Можно подключить зрительный анализатор и выполнять это упражнение по схеме.

5. «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и однонаправленно менять положение рук.

6.«Фонарик». Руки направлены вверх. Одна рука зажата в кулак, ладонь другой распрямить. По сигналу происходит смена положения рук.

7. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении, прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (6-8 раз). Необходимо добивать высокой скорости смены положения рук.

8. «Ухо – нос». Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с « точностью до наоборот».

9. «Поменяй ладони». Руки лежат на столе, одна ладонь вниз, другая вверх, попеременно менять ладони.

10.«Вращение пальцев» Ладони поставить под углом, пальцы прижаты друг к другу. По очереди вращение парных пальцев.

11. Руки в замок. Поднимать по очереди пальцы.

12. Ладони на ребро, одновременно поднимать парные пальцы на обеих руках.

13. «Заяц-колечко». Сначала на одной руке показываем 2 пальца вверх-заяц, 2 пальца соединены-колечко, затем на другой. А теперь на обеих руках меняем позиции.

14. «Заяц-коза-вилы» Сначала разучиваем каждое движение пальцев на одной руке, затем на обеих. Потом по команде выполняем движение( или коза вилы это 23, 32).

 15.«Зеркальное рисование». Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу. Рисовать одновременно двумя руками зеркально – симметрические рисунки. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

16. «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкенизий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.  

17. «Погладь-похлопай». Исходное положение: встаньте друг против друга, правой рукой не сильно хлопайте по плечу товарища, а левой гладьте по голове. Вариант игры: Исходное положение стоя, одной рукой гладим голову, другой хлопаем по животу.

18. «Грибок-полянка». Исходное положение стоя, руки согнуты в локтях, одна рука ладонью вниз, другая, сжатая в кулак – поднята вверх. Поочерёдно меняем положение рук.

Игры с мячом

             Играют двое участников. Игроки передают друг другу мяч, выполняя словесную инструкцию. Одной рукой игрок передаёт мяч, другой –принимает. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д. развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.

1. Перекладывание мяча себе из одной руки в другую (у одного мяч в правой руке, у другого тоже в правой).

2. Перекладывание мяча друг другу с правой руки.

3. Перекладывание мяча квадратом с правой руки.

4. По диагонали передаем мяч в руке напротив (у одной в правой, у другой в левой)

5. Треугольник: мячи напротив (у одного- в правой, у другого- в левой), передаю себе прямо, товарищу- по диагонали.

6. 2 мяча у меня, 2 мяча передаю по прямой.

7. 2 мяча перекрестно.

Игры на развитие чувства ритма

1.Игры на отхлопывание и протопывания слов - показать картинку с изображением предмета и отхлопать или протопать название предмета по слогам. Например: Ды-ня,ли-са,но-га,но-та и др.

Методы и приёмы (словесные – проговаривание, наглядные – показ картинок, практические - хлопки).

2.Заучивание стихотворений и потешек с одновременным прохлопыванием слов по слогам. Например:

На-ша Та-ня гром-ко пла-чет.

У-ро-ни-ла в реч-ку мя-чик.и т.д.

Методы и приёмы (словесные – проговаривание стихотворения, практические - хлопки)

3.Проговаривание слов, потешек с одновременной игрой на музыкальных инструментах (металлафон, бубен, барабан)

Методы и приёмы (словесные – проговаривание потешек, практические – игра на муз.инструментах).

Например:

Ан-дрей-во-ро-бей,не го-няй го-лу-бей!

Го-няй га-ло-чек из-под па-ло-чек. И т.п. (Приложение)

4.Игры на повторение ритмических рисунков детьми вслед за педагогом. Педагог задаёт ритм хлопками или игрой на музыкальных инструментах или каким-нибудь предметом (карандашом)

 а дети повторяют заданный ритм.

Методы и приёмы (практические – игра на муз.инструментах)

5. Игры с использованием схем ритмических рисунков (старшая и подготовительная группы). Педагог знакомит детей со схемами ритмических рисунков и с тем, как с ними работать, затем предлагаются различные ритмические схемы для ритмических игр. По схемам нужно прохлопать, протопать, простучать или проиграть на музыкальных инструментах заданный на схеме ритм.

Методы и приёмы (наглядные – схемы, практические – хлопки) (Приложение)

6. Игры с различными предметами. Например, игра – «Тарелочки» Перед детьми 4 тарелочки. На одной из них – 2 шарика (мячика), на второй – ладошки из картона, на третьей – 1 шарик (мячик), четвёртая – пустая. Если на тарелочке 1 шарик, то дети делают 1 хлопок, если 2 шарика – 2 хлопка, если ладошки, то дети ударяют ладошками по столу, если пустая тарелочка, то дети показывают пустые ладошки кверху. Комбинации с предметами меняются несколько раз.

Методы и приёмы (наглядные – предметы для игры, практические – хлопки) (Приложение)

7. Музыкальные игры с отстукиванием ритма по кружочкам под музыку. Например, игра «Цветные кружочки» Перед детьми схема из цветных кружочков – если 1 кружочек, то один раз ударяем, если 2 кружочка, то 2 раза ударяем. Игра проводится в ритм музыке.  

Игра проводится под песню «Angry Birds».

Методы и приёмы (наглядные – схемы с кружочками, практические – отстукивание ритма по кружочкам теннисным шариком. (Приложение)

8.Игры в кругу. Например, игра – передача ритма друг другу по кругу. Педагог задаёт ритм ладошками, затем рядом стоящий ребёнок повторяет заданный ритм, затем следующий и т.д. Игра «Имена» - прохлопать ладошками своё имя, затем по коленкам своё имя ласково. Например: Са-ша – Са-шень-ка, Ка-тя – Ка-тень-ка и т.д


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

семинар-практикум для педагогов «использование нейропсихологических игр и упражнений в развитии высших психических функций детей дошкольного возраста» Учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.И. Шушпанова , учитель-логопед первой квалификационной категории С.Г.Коротышева , учитель-логопед Н.Н.Демченко

Слайд 2

Цель : -оказание практической помощи педагогам в использовании нейропсихологических игр в условиях реализации ФГОС ДО

Слайд 3

Задачи: сформировать представления о необходимости использования в своей практике нейропсихологического подхода; конкретизировать представления педагогов о принципах организации и содержании нейропсихологических игр; - создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

Слайд 5

Как работает нейропсихологическая коррекция? С помощью специального комплекса двигательных и дыхательных игр и упражнений ребёнок обучается чувствовать своё тело, контролировать свои движения, вовремя начинать и прекращать их, двигаться плавно и чётко.

Слайд 6

Во-первых , развиваются двигательные зоны коры головного мозга, росту которых что-либо помешало на ранних этапах жизни ребёнка. Во-вторых , укрепляется связь между двумя полушариями мозга, необходимая для гармоничной мыслительной деятельности. В-третьих , движение способствует энергетической подпитке мозга, повышению умственной работоспособности и ускорению всех психических процессов.

Слайд 7

Состояние психомоторики отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания.

Слайд 8

Нейропсихологические игры и упражнения, основанные на двигательных методах, включают: Дыхательные и глазодвигательные упражнения; Упражнения для лицевой группы мышц: массаж и самомассаж; упражнения для развития артикуляции ; Телесные упражнения; Упражнения для межполушарного воздействия: реципрокные (перекрестные) упражнения; Игры с мячом; Упражнения для релаксац ии ; 7. Упражнения для разв и т и я чувства р и тма.

Слайд 9

Дыхательные и глазодвигательные упражнения. Упражнения для лицевой группы мышц: массаж и самомассаж.

Слайд 10

Телесные упражнения

Слайд 11

Упражнения для межполушарного воздействия: реципрокные (перекрестные) упражнения; Игры с мячом.

Слайд 12

Упражнения для развития ритма

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

В материале освящены вопросы развития высших психических функций и мелкой моторики детей дошкольного возраста...

Коррекционно-развивающие упражнения на развитие высших психических функций у детей

В данном конспекте занятий представлены упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления....

Развитие мелкой моторики, как средство становления высших психических функций у детей дошкольного возраста

Материал содержит теоритический аспект взаимосвязи развития мелкой моторики и становления высших психических функций, а также систему коррекционно - развивающей работы по развитию мелкой моторики рук ...

ПРОГРАММА «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения)

Пояснительная записка Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных  резул...

Использование нейроигр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР

В дошкольном возрасте целесообразно использовать нейроигры, которые служат дополнением к общепринятым популярным технологиям и методикам, так как они способствуют созданию базы  для успешного пре...