Сравнительный анализ развития высших психических функций у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет
статья по коррекционной педагогике на тему
Сравнительный анализ развития ВПФ у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnitelnyy_analiz_razvitiya_vysshih_psihicheskih_funktsiy_u_detey_3_let.docx | 33.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1413
СЕМИНАР
На тему:
«Сравнительный анализ развития высших психических функций у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития (3-4 года)»
Составила: Учитель-дефектолог
Ярковенко Галина Юрьевна
«Развитие высших психических функций у детей 3-4 лет»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня мы с вами будем говорить об особенностях психологического развития детей 3х летнего возраста. А именно об особенностях развития памяти, внимания, восприятия, мышления.
Хочу начать с памяти.
Память данного возраста непроизвольная, эмоциональная, т.е. то, что ребёнку интересно, что эмоционально его затронуло, то запоминается быстро и на долго.
Объём зрительной произвольной памяти находится в пределах 3 до 5 запоминаемых предмета.
Формируется речеслуховая память (ребёнок 3-4 лет может запомнить 3-4 слова, выполнить 3-4 действия без повторения).
Формируется тактильная память (ребёнок может на ощупь угадать 3-5 знакомых для него предмета)
Внимание у детей четвертого года жизни непроизвольно, однако, его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 минут, но увлекательное занятие может длиться достаточно долго.
Дети данного возраста не могут выполнять несколько действий одновременно (слушать, смотреть, делать). Для того чтобы переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, к нему необходимо подойти и дотронуться до него, что его внимание переключилось на вас и ваши слова.
Все последующие действия, которые нужно выполнить ребёнку желательно проговаривать заранее (сейчас на остановке мы будем выходить, после того как ты уберешь игрушки мы пойдем умываться и кушать, спать т.д.)
Мышление
Пройдет год-другой, и малыш станет школьником. Обучение в школе базируется на словесно-логическом мышлении. От его развития будет зависеть успешность обучения ребенка.
Какие же особенности мышления у ребёнка 3-4 лет давайте посмотрим:
- устанавливает элементарные причинно-следственные связи (например, листочки опали, потому что холодно)
- умеет обобщать предметы в группы по их характерным свойствам (т. е. выделяет существенное в предметах),
- умеет выделять часть из целого
- умеет сравнивать и анализировать
Развитие ребенка в норме (3-4 года) | |
Внимание | Непроизвольное. Если ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть довольно долго. |
Мышление | Мышление предметно-действенное. -устанавливает элементарные причинно-следственные связи -умеет обобщать предметы в группы по их характерным свойствам - умеет выделять часть из целого - умеет сравнивать и анализировать |
Память | непроизвольная, эмоциональная. Объём зрительной произвольной памяти находится в пределах 3 до 5 запоминаемых предмета. Формируется речеслуховая память (ребёнок 3-4 лет может запомнить 3-4 слова, выполнить 3-4 действия без повторения). Формируется тактильная память (ребёнок может на ощупь угадать 3-5 знакомых для него предмета) |
Развитие ребенка в норме (3-4 года) | Задержка речевого развития | |
Внимание | Непроизвольное. Если ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть довольно долго. | Характерная особенность внимания этих детей — отвлекаемость, т.е. недостаточная концентрация и устойчивость. Причина ее — воздействие других ярких и сильных раздражителей, импульсивность, общая неорганизованность, неумение проявить волевое усилие для преодоления трудностей. |
Мышление | Мышление предметно-действенное. -устанавливает элементарные причинно-следственные связи -умеет обобщать предметы в группы по их характерным свойствам - умеет выделять часть из целого - умеет сравнивать и анализировать | Мышление предметно-действенное. Отличие от нормы: мыслительные операции выражаются в действиях, без описаний. Снижен темп мыслительных процессов и имеются нарушения отдельных мыслительных операций. Это проявляется в дефектах анализа и синтеза наглядных признаков предметов и ситуаций, а также в расстройствах оперирования понятиями и в трудностях установления логических связей и отношений в наглядных и воображаемых ситуациях. |
Память | Непроизвольная, эмоциональная | Отмечается как сходство, так и различие памяти у дошкольников с нарушениями речи и без нарушений речи. Общим оказалось соотношение развитости памяти разной модальности: наиболее развита моторная и наименее — слуховая память. В обоих случаях выявлена положительная динамика запоминания в процессе кратковременной памяти и преобладание смысловой памяти над механической. |
Развитие ребенка в норме (3-4 года) | Задержка речевого развития | Задержка психического развития | |
Внимание | Непроизвольное. Если ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть довольно долго. | Характерная особенность внимания этих детей — отвлекаемость, т.е. недостаточная концентрация и устойчивость. Причина ее — воздействие других ярких и сильных раздражителей, импульсивность, общая неорганизованность, неумение проявить волевое усилие для преодоления трудностей. | низкая концентрация, неустойчивость и узкий объем |
Развитие ребенка в норме (3-4 года) | Задержка речевого развития | Задержка психического развития | |
Мышление | Мышление предметно-действенное. -устанавливает элементарные причинно-следственные связи -умеет обобщать предметы в группы по их характерным свойствам - умеет выделять часть из целого - умеет сравнивать и анализировать | Мышление предметно-действенное. Отличие от нормы: мыслительные операции выражаются в действиях, без описаний. Снижен темп мыслительных процессов и имеются нарушения отдельных мыслительных операций. Это проявляется в дефектах анализа и синтеза наглядных признаков предметов и ситуаций, а также в расстройствах оперирования понятиями и в трудностях установления логических связей и отношений в наглядных и воображаемых ситуациях. | Несформированность познавательной, поисковой мотивации. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы Стереотипность мышления, его шаблонность. Ребенок может выполнять задания с помощью взрослого в виде стимуляции, разъяснения и показа. |
Развитие ребенка в норме (3-4 года) | Задержка речевого развития | Задержка психического развития | |
Память | непроизвольная, эмоциональная. Объём зрительной произвольной памяти находится в пределах от 3 до 5 запоминаемых предмета. Формируется речеслуховая память (ребёнок 3-4 лет может запомнить 3-4 слова, выполнить 3-4 действия без повторения). Формируется тактильная память (ребёнок может на ощупь угадать 3-5 знакомых для него предмета) | Непроизвольное запоминания. Объём зрительной произвольной памяти находится в пределах от 3 до 5 запоминаемых предмета. Формируется речеслуховая память (ребёнок 3-4 лет может запомнить 3-4 слова (с опорой на картинки), выполнить 3-4 действия без повторения). Формируется тактильная память (ребёнок может на ощупь угадать 3-5 знакомых для него предмета и соотнести их с картинным материалом) | Снижение объема памяти и скорости запоминания; Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме; Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме; Преобладание наглядной памяти над словесной; Снижение произвольной памяти; Нарушение механической памяти. |
Игра для педагогов «Разложи правильно»
Приложение №1
НОРМА
Внимание непроизвольное. Если ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть довольно долго.
Мышление предметно-действенное.
Устанавливает элементарные причинно-следственные связи
Умеет обобщать предметы в группы по их характерным свойствам
Умеет выделять часть из целого
Умеет сравнивать и анализировать
Память непроизвольная, эмоциональная.
Объём зрительной произвольной памяти находится в пределах 3 до 5 запоминаемых предмета.
Формируется речеслуховая память (ребёнок 3-4 лет может запомнить 3-4 слова, выполнить 3-4 действия без повторения).
Формируется тактильная память (ребёнок может на ощупь угадать 3-5 знакомых для него предмета)
ЗРР
Внимание недостаточно устойчивое, снижена концентрация.
Мышление предметно-действенное.
Мыслительные операции выражаются в действиях, без описаний.
Непроизвольное запоминания
ЗПР
Низкая концентрация внимания. Неустойчивость внимания. Узкий объем внимания.
Несформированность познавательной, поисковой мотивации.
Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач.
Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы.
Стереотипность мышления, его шаблонность.
Выполнение задания только с помощью взрослого в виде стимуляции, разъяснения и показа.
Снижение объема памяти и скорости запоминания.
Непроизвольное запоминание менее продуктивно.
Преобладание наглядной памяти над словесной;
Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме.
Снижение произвольной памяти
Нарушение механической памяти
Приложение №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста
В материале освящены вопросы развития высших психических функций и мелкой моторики детей дошкольного возраста...
Развитие высших психических функций у детей раннего возраста
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются та...
ПРОГРАММА «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения)
Пояснительная записка Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных резул...
Сборник игр и упражнений на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет
ДЛя педагогов-психологов, воспитателей ДОУ...
Семинар-практикум для педагогов по теме: "Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР".
Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования нейропсихологических игровых приемов, упражнений, способ...
Кейс №1 "Игровые задания на развитие высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста."
Игровые задания для детей старшего дошкольного возраста на развитие речи, внимания, памяти, мышления....
Развитие высших психических функций у детей среднего и старшего возраста
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Как известно, игра &ndash...