Картотека игровых упражнений с фитбол-мячом для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Данная разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и предназначена для инструкторов по физической культуре, ЛФК, и воспитателей ДОУ, а также родителям и всем, кого интересуют проблемы физической культуры детей.
Предназначенная картотека является практическим материалом к авторской программе по спортивной гимнастике "Школа Олимпийского резерва в ДОУ". Она может применяться в свободной деятельности на занятиях ЛФК при нарушениях осанки . В домашних условиях как прфилактическая работа по формированию красивой, правильной осанки у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_po_fitbolu.docx | 42.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6«Малышка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Городского округа Закрытое административно – территориальное образование Комаровский Оренбургской области
Картотека игровых упражнений с фитболом
для детей старшего дошкольного возраста
Инструктор
по физической культуре:
Лунгу Н.А.
ГО ЗАТО Комаровский
Картотека игровых упражнений с фитболом
для детей старшего дошкольного возраста
Данная разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и предназначена для инструкторов по физической культуре, ЛФК и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, также данная разработка может быть интересна учителям по физической культуре в начальной школе родителям и всеми, кого интересуют проблемы физической культуры детей.
Представленная картотека является практическим материалом к авторской программе "Школа Олимпийского резерва в ДОУ", также может применяться в ОД по физической культуре, в свободной деятельности, на занятиях ЛФК при нарушениях осанки.
АИСТ
Белый аист не устанет на одной ноге стоять,
Но когда весна настанет, он захочет полетать.
Крылья-паруса расправит, улетит под небеса.
Все его за это хвалят, вот такие чудеса.
Исходное положение: стоя на правой ноге, левую согнуть в коленном суставе и приподнять, стопу левой ноги прижать к голени правой, мяч в опущенных руках.
На первые две строчки медленно поднимать мяч над головой, сохраняя равновесие. На третью строчку потянуться вверх и приподняться на носках, на последнюю строчку вернуться в исходное положение. Выполняется медленно поочередно на каждой ноге.
Терапевтический эффект: Упражнение тренирует чувство равновесия, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы нижних конечностей.
БАБОЧКА
Бабочка летает, летом на ветру
Бабочка играет, с солнышком в саду.
За бабочкой капризной, мне не уследить,
Крыльев жест волшебный, мне не повторить.
Исходное положение: сидя на мяче, руки, согнутые в локтевых суставах, поднять вертикально вверх — «крылья».
Сведение и разведение предплечий перед грудью, касаясь, ладонями друг друга. В первой строфе хлопки на каждое первое слово, соответственно четыре раза; во второй строфе — на каждый слог (16 раз).
Терапевтический эффект: Упражнение развивает силу грудных мышц, тренирует навык правильной осанки. Необходимо добиваться правильной посадки на мяче с ровной спиной и приподнятой головой.
ВЕТОЧКА
Веточка пушистая, пышный куст сирени.
До чего душистая, что ломать не смеем.
Веточка нарядная, на ветру качалась,
Песенка веселая, пелась, не кончалась.
Исходное положение: сидя на мяче, ноги на ширине плеч в опоре стопами на пол, руки опущены вниз.
Сидя на мяче: выполняются наклоны вправо и влево. Руки подняты вверх «веточка качается», ладони обращены друг к другу.
Упражнение выполняется медленно, по четыре на каждую строфу, с фиксацией туловища в центральной позиции.
Терапевтический эффект: Упражнение укрепление боковых мышц туловища.
ГУСЕНИЦА
Медленно гусеница по листку ползет,
Из пушинок путаницу на спине везет.
Исходное положение: лёжа на животе, мяч между стоп.
На первую строчку ползание по-пластунски вперед; на вторую строчку выполнить поворот вокруг своей оси, не выпуская мяч из стоп («бревнышком»); на третью строчку ползание по-пластунски назад; на четвертую строчку выполнить поворот вокруг своей оси, не выпуская мяч из стоп («бревнышком») и вернуться в исходное положение.
Терапевтический эффект: Упражнение развивает подвижность позвоночника во всех отделах, действует на прямые, косые мышцы живота, боковые мышцы туловища, разгибатели спины, мышцы верхних и нижних конечностей.
ЁЛОЧКА
Маленькая елочка росла без печали,
Буйны ветры ёлочку, ласково качали.
Закружили ёлочку зимние метели,
Каждую иголочку в серебро одели.
Исходное положение: сидя на мяче, напряженные руки в стороны — «елочка».
В первом куплете — выполнение поворотов туловища вправо и влево. Напряженные руки в первом куплете находятся при этом в четырех положениях: на первую строчку — в стороны — вниз; на вторую — в стороны; на третью — в стороны — вверх; на четвертую — вверх.
Во втором куплете руки мягкие, пластичные также находятся в четырех положениях, но поворот туловища (скручивание позвоночника) начинается из положения руки вверх, причем к последней строчке руки переходят в исходное положение.
Терапевтический эффект: Упражнение увеличивает подвижность в грудопоясничном отделе позвоночника, укрепляет косые мышцы живота.
ЗМЕЯ
По делам змея ползет, говорят, ей не везет.
Все в лесу ее боятся, лучше вовсе не встречаться.
Исходное положение: сед на коленях, мяч перед собой, руки на мяче сверху.
На первую строчку = лечь грудью на мяч, руки в замок за спиной, голову опустить; на вторую — потянуть руки назад, отводя плечи назад и поднимая голову; на третью строчку — повороты головы вправо и влево; на четвертую строчку — вернуться в исходное положение.
Терапевтический эффект: упражнение укрепляет разгибатели спины в шейно-грудном отделе, тренирует мышцы плечевого пояса
КАЧЕЛИ
Качаются качели, вверх-вниз летят они.
До неба долетели, попробуй, догони!
Исходное положение: сидя на мяче, руки опущены вниз.
Прокатываясь на мяче вперед, поставить ноги на носки, одновременно подняв руки вверх, затем прокатываясь на мяче назад, поставить ноги на пятки, руки при этом максимально отвести назад, а туловище одновременно с этими движениями наклонить вперед («Качаются качели»). Упражнение выполняется в быстром темпе, с большой амплитудой движения, энергично.
Терапевтический эффект: Упражнение развивает чувство ритма, укрепляет мышцы плечевого пояса, рук, предупреждает плоскостопие.
КНИГА
Книги мальчики листают, книги девочки читают.
Книги дети берегут, ну а мышки их жуют
Исходное положение: лёжа на спине, на полу, мяч в вытянутых руках за головой.
В первом куплете на первую строчку поднять ноги и достать стопами мяч («книга закрылась»); на вторую строчку вернуться в исходное поло-жение («книга открылась»); на третью строчку поднять мяч над головой, сесть и прокатить мяч по ногам до стоп; на четвертую — вернуться в исходное положение. Во втором куплете на каждую строчку выполнить переход в положении сидя, одновременно поднимая ноги, доставая ими до мяча.
Терапевтический эффект: Упражнение укрепляет мышцы передней брюшной стенки и развивает координацию движений.
КОЛЕЧКО
У меня колечко, а на нем сердечко,
Я его храню, я его люблю.
Выйду на крылечко, брошу в сад колечко.
Пусть дружок найдет - и скорей придет.
Исходное положение: сидя на мяче, руки опущены вниз.
На первую строчку поднять руки «колечком» перед собой, затем вверх;
на вторую строчку опустить руки в исходное положение вниз ладонями;
на третью и четвертую строчки быстро поднять руки и сцепить их вверху, посмотреть глазами на ладошки и «спрятать» колечко, опустив руки и сцепив их за спиной. Выполнить по два раза. Во втором куплете повторить движения первого.
Терапевтический эффект: Упражнение увеличивает подвижность в плечевых суставах, вырабатывает чувство ритма и пространства.
Сидя на мяче, необходимо постоянно следить за правильной осанкой. Упражнение осуществляется при постоянной вибрации на мяче. Следить за дыханием ребенка.
ЛИСИЧКА
Рыжая лисичка по лесу бежала,
Хитрая сестричка хвостиком махала.
А за ней собаки, злые забияки, —
Хвостиком вильнула, собак обманула.
Исходное положение: стоя, мяч на полу перед собой.
В первом куплете на первую строчку в исходном положении стоя в полуприседе, одной рукой, придерживая мяч; другую максимально отвести назад, «показывая хвостик». Повторить то же в другую сторону противоположной рукой. Выполняется по два раза в каждую сторону.
Во втором куплете на первые три строчки три раза прокатить мяч от себя, выполняя при этом наклон туловища вперед, затем вернуться в исходное положение, на четвертую строчку повторить наклон вперед и «спрятаться» за мяч.
Терапевтический эффект: упражнение увеличивает подвижность туловища и укрепляет мышцы плечевого пояса.
ЛЯГУШКА
Красота на озере, лилии цветут,
В лягушачьей опере: сто певцов поют.
Квакали лягушки: песенку свою.
Я с моей подружкой - тоже подпою.
Исходное положение: лежа на мяче на животе, обхватив мяч согнутыми в коленях ногами, руки на полу.
В первом куплете толчком сделать толчок ногами перекат мяча вперед с упором на руки, затем вернуться в исходное положение. Выполнить 3 раза и на четвертую строчку перейти в положение: сидя ноги скрёстно, мяч перед собой. Во втором куплете выполнить покачивание бедер вверх-вниз, сохраняя правильную осанку.
Терапевтический эффект: упражнение увеличивает подвижность в тазобедренных суставах, корригирует деформацию стоп, формирует навык правильной осанки.
Голову и спину при выполнении упражнения необходимо держать ровно и в положении некоторого вытяжения.
МЕДВЕЖОНОК
Медвежонок косолап, ходит вперевалку.
От его когтистых лап: ульи все вповалку.
Медвежонку снится сон: сладкий и душистый.
Черный нос свой видит он - липким, золотистым.
Исходное положение: стоя, мяч в согнутых руках перед собой.
В первом куплете ходить в разных направлениях на наружном своде стоп с правильной осанкой, обхватив мяч руками, и «как медведь держит улей».
Во втором куплете в полуприседе опустить голову к мячу и вернуться в исходное положение («нюхает мед»).
Терапевтический эффект: упражнение укрепляет внутренний продольный свод стоп, межлопаточную область, формирует правильную осанку.
МЕСЯЦ
Месяц, месяц — мой дружок, Позолоченный рожок.
Освещая ночью путь, ты про нас не позабудь.
Месяц звездам командир, пусть не носишь ты мундир.
Оставайся молодой, самой яркою звездой.
Исходное положение: стоя на правом колене, левая нога вытянута в сторону, правая рука лежит на мяче.
На первый куплет выполнять наклоны - к мячу, левая рука при этом поднимается через сторону вверх, касаясь мяча. Повторить по два раза в каждую сторону. На второй куплет из положения: лежа на мяче на боку, одна нога в упоре на колене, перейти в положение: лежа на боку с выпрямленными ногами.
Терапевтический эффект: Упражнение развивает координацию движений, увеличивает подвижность позвоночника, улучшает осанку во фронтальной плоскости. При выполнении упражнения рука должна подниматься к мячу, не перед лицом ребенка, а точно через сторону вверх.
МУРАВЕЙ
Муравьишка – труженик: строит муравейник.
День клонится к ужину, завтра понедельник.
Длится, не кончается: день погожий летний.
Муравей старается, домик все заметней.
Исходное положение: стоя, мяч перед собой на полу.
В первом куплете глубокие приседания на носках, колени в стороны, руки на мяче. Во втором куплете глубокие приседания в среднем темпе, колени вместе, мяч на вытянутых руках перед собой.
Терапевтический эффект: Упражнение укрепляет мышцы нижних конечностей и плечевого пояса. При выполнении упражнения надо сохранять правильную осанку
НОСОРОГ
Очень страшен носорог: у него огромный рог.
Только он достойный, добрый и спокойный.
Исходное положение: сед, руки на мяче.
На первые две строчки прокатить мяч вперед, руки в упоре на полу. «Шагать» руками по полу в ритм слов вперед-назад; на третью и четвертую — отжимания от пола, лежа на мяче.
Терапевтический эффект: упражнение укрепляет разгибатели спины в шейно-грудном отделе, тренирует мышцы плечевого пояса.
Голова не должна запрокидываться назад: (затылок и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Сохранять вытяжение в шейном отделе позвоночника (движение головой вперед).
ОРЕШЕК
Наш орешек не простой, он волшебный, золотой.
Исполняет все желанья, выполняет все заданья.
Мы орешек покатаем, мы орешек постучим.
Мы с орешком поиграем, никому не отдадим.
Исходное положение: сидя на полу, «обнимая» мяч руками и ногами — «орешек». В первом куплете выполнить покачивание туловища, из стороны в сторону; голова лежит на мяче. Во втором куплете на первые две строчки сжимать мяч обеими руками, на вторые две строчки сжимать мяч согнутыми в коленях ногами.
Терапевтический эффект: упражнение увеличивает подвижность в тазобедренных суставах; укрепляет мышцы тазового дна, формирует навык правильной осанки. При сжимании мяча руками локти отвести строго в стороны. Ребенок должен приложить максимальные усилия, чтобы почувствовать сопротивление мяча
ПАУЧОК
Паучок в углу сидит, из угла на мух глядит,
Ожидая ужина, доплетает кружево.
Исходное положение: присед на одной ноге, другая нога вытянута в сторону, руки опираются на мяч. Перенести вес тела с одной ноги на другую, приняв исходное положение, на другой ноге. Выполнить в каждую сторону по два раза.
Терапевтический эффект: упражнение увеличивает подвижность в тазобедренных суставах. При выполнении упражнения ребенок должен сохранять правильную осанку, держать спину прямо, только незначительно опираясь на мяч.
ПТИЦА
Птицу в клетку не сажай, отпусти ее на волю.
Добрым словом провожай, пусть летает в поле.
Исходное положение: выполнять маховые движения обеими руками одновременно — «большие крылья».
Терапевтический эффект: упражнение увеличивает подвижность в плечевых суставах и формирует навык правильной осанки.
Обратить внимание на постоянную вибрацию на мяче в ритм движений руками. Особое внимание, обратить на выполнение этого упражнения мальчиками, так как для них задания на пластичность бывают наиболее сложными.
ПТИЧКА
Мохнатая пчелка Крыльями жужжит,
Над цветком душистым Медленно кружит,
Целый день летает, Мёд собирает
Исходное положение: сидя на мяче, руки согнуты в локтевых суставах («маленькие крылышки»).
На первые четыре строчки - отведение и приведение согнутых рук к туловищу («пчелка машет крылыш-ками»); на последние две строчки руки через стороны вверх, одновременно работая кистями рук.
Терапевтический эффект: упражнение повышает гибкость в плечевых и лучезапястных локтевых суставах, увеличивает силовую выносливость мышц плечевого пояса. Локти и туловище ребенка должны находиться в одной фронтальной плоскости.
РАК
Рак в воде речной живет, ходит задом наперед.
Кто его не знает, пусть не проверяет.
Исходное положение: лёжа на спине, мяч в согнутых руках перед грудью.
На первые две строчки — скольжение спиной по полу вперед ногами. На вторые две строчки — в обратном направлении.
Терапевтический эффект: упражнение укрепляет мышцы спины, брюшного пресса, растягивает и расслабляет грудные мышцы. При выполнении упражнения нельзя: запрокидывать голову назад.
РЫБКА
В колыбельке рыбка, колыбелька — зыбка.
На волне качается, в сети попадается.
Исходное положение: лёжа на животе, мяч в вытянутых руках. На первую строчку поднять ноги; на вторую строчку поднять плечи и руки с мячом; на третью и четвертую строчки покачивающие движения туловищем вперед-назад.
Терапевтический эффект: упражнение укрепляет разгибатели спины.
При выполнении упражнения не запрокидывать голову назад, поясничный отдел позвоночника прямой.
ХОДЬБА
Мы дружно в ряд шагаем, и петь не забываем.
Смотри, не отставай - и песню подпевай.
Прошли все косогоры, а дальше топать в гору.
Но не смутить ребят, поют все песню в лад.
Исходное положение: сидя на полу, мяч перед собой в руках. Выполнять «ходьбу на ягодицах». Ребенок продвигается на ягодицах сначала вперед, затем назад.
Терапевтический эффект: упражнение развивает координацию движений и подвижность в суставах нижних конечностей, способствует: регуляции тонуса мышц малого таза. При выполнении необходимо следить за правильной осанкой.
УЛИТКА
Улитка, улитка, ты куда ползешь?
Зачем хрупкий домик на спинке несешь?
Иду на угощение во зеленый бор,
Домик на спине несу, чтоб не забрался вор
Исходное положение: лёжа на животе, мяч прижат пятками к ягодицам.
Ползание, лежа на животе вперед и назад с одно-временным движением рук.
Терапевтический эффект: Упражнение развивает силу мышц плечевого пояса и мышцы задней поверхности бедер.
ЯЩЕРИЦА
Ящерица — не тужи, где пропал твой хвост - скажи,
Мы тебя жалеем, обижать не смеем.
Исходное положение: лёжа на спине на полу, вытянутые ноги на мяче. В первом куплете приподнять таз и удерживать его в соответствии с музыкальной или стихотворной фразой. Во втором куплете прокатить мяч к ягодицам стопами и вернуться в исходное положение. Выполнить 2 раза.
Терапевтический эффект: упражнение укрепляет мышцы спины, живота и брюшного пресса. При выполнении упражнения не отрывать лопатки от пола.
УДАВ
Удав кольцом свернулся - и медленно ползет.
То хвост свой перегонит, то всё наоборот.
Удаву интересно: с хвостом своим гулять,
Ах, это так приятно - с самим собой играть.
Исходное положение: лёжа на боку, мяч в вытянутых вверх руках.
На первые две строчки сделать группировку, то есть мяч прижать к коленям, затем вернуться в исходное положение. Выполнить два раза.
На следующие две строчки сделать поворот: «бревнышком» вправо, то есть полный оборот вокруг своей оси. Во втором куплете все то же, только с поворотом влево.
Терапевтический эффект: упражнение укрепляет мышцы брюшного пресса и плечевого пояса. При выполнении упражнения руки и ноги должны быть вытянуты, создавая единую плоскость.
ЗАМОК
Замочек, дверь открой, где ключик золотой?
Скажи секрет друзьям: ему, и ей, и нам.
Исходное положение: сед с упором руками сзади, ноги согнуты в коленных суставах, мяч между стоп. Обхватить руками приподнятые с мячом ноги в максимальной группировке.
Терапевтический эффект: упражнение укрепляет мышцы брюшного пресса, передней поверхности бедер, развивает координацию движений.
КОШЕЧКА
Киска Маркизка, кланяется низко.
Лезет под забор, за сметаной вор.
Исходное положение: стоя на коленях, руки на мяче. Кошечка «ласковая» — прогнуть спину, кошечка «сердитая» — выгнуть спину дугой, при этом откатывая мяч вперед.
Терапевтический эффект: упражнение формирует естественные, физиологические изгибы; укрепляет мышцы брюшного пресса и таза.
ЛОШАДКА
У нас в саду площадка, Стоит на ней лошадка
Очень боевая, Ну совсем живая.
Лошадка скок-поскок, Копытцами цок-цок,
Не ходит, а летает, Деток всех катает.
Исходное положение: стоя, мяч перед собой
В ритм музыки выполнить бег с высоким подниманием бедра.
Терапевтический эффект: упражнение укрепляет мышцы передней поверхности бедер, увеличивает подвижность в тазобедренных и коленных суставах. При выполнении упражнения колено должно касаться мяча.
СТРЕКОЗА
Стрекоза, как вертолет, комаров нещадно бьет.
Крыльями стрекочет: с вечера до ночи.
Исходное положение: стоя на коленях, мяч справа от ребенка. Прокатить мяч вперед, при этом одновременно правая нога отводится назад, а правая рука с мячом отводится в сторону, затем прикатить мяч к себе и вернуться в исходное положение. Выполнить как правой, так и левой ногой.
Терапевтический эффект: упражнения развивают координацию движений силу ног, рук и спины. При выполнении упражнения следить за тем, чтобы отведенные ноги и руки были прямыми.
СТРАУС
Страус всех смелее — раз, два, три.
Страус всех умнее — посмотри.
Он в любой погоде знает толк.
Ну а гром лишь грянет — голову в песок.
Исходное положение: сидя на мяче, руки опираются на колени.
На первые две строчки поднимать и опускать плечи. На последние две строчки выполнить наклон вперед, обхватив руками мяч.
Терапевтический эффект: упражнение увеличивает подвижность плечевого пояса, расслабляет верхнюю порцию трапециевидной мышцы.
ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ
Ну, посмотри, как я хороша. Есть когти, крылья — добрая душа.
Ночью летаю, днем тихо сплю, Кошек уважаю, но их не люблю.
Исходное положение: сед за мячом, руки на мяче. Из исходного положения, прокатываясь по мячу, перейти в упор руками на полу, тогда как ноги находятся на мяче. Затем вернуться в исходное положение. Повторить четыре раза.
Терапевтический эффект: упражнение тренирует разгибатели спины, развивает координацию движений.
МОСТИК
Журчит вода, ручей журчит.
О чем сказать он нам спешит?
Поможет мостик перейти
Через ручей друзьям в пути.
Исходное положение: сидя на мяче, руки вниз.
Сидя на мяче, переступая ногами вперед, лечь спиной, на мяч, руки в стороны, затем, переступая ногами вернуться в исходное положение. Повторить четыре раза.
Терапевтический эффект: упражнение укрепляет мышцы брюшного пресса, увеличивает гибкость грудного отдела позвоночника.
При выполнении упражнения следить за тем, чтобы не было скручивания, в шейном отделе и скольжения ступнями по полу.
ГОРКА
Нам про край все знать пора —
Вот долина, вот гора.
Между этих грозных гор
Уместился косогор.
Нам узнать охота:
Где же здесь болото?
Исходное положение: лёжа на спине на полу, прямые ноги на мяче.
Прокатить стопами мяч к ягодицам и приподнять таз, затем вернуться в исходное положение.
Терапевтический эффект: упражнение укрепляет мышцы брюшного пресса, тазового дна, нижних конечностей.
При выполнении упражнения поясничный отдел позвоночника не должен прогибаться
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игровые упражнения по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах"
Плоскостопие наиболее часто формируется в детском возрасте и по мере взросления способно негативно повлиять на всю последующую жизнь человека....
Игровые упражнения по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста
Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого о...
КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
картокека...
Лексико-грамматические игровые упражнения по теме РЫБЫ для детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для родителей.
Перечень лексико-грамматических упражнений позволит родителям закрепить пройденный материал по теме в игровой форме....
Картотека игровых упражнений и подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность —комплексность воздействия на организм и на все стороны личност...
Игровые упражнения с палочками Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста
Палочки Кюизенера используются для того, чтобы развить у ребёнка интерес к математике в игровой форме. Логические игры с ним понравятся и любознательным малышам и старшим дошкольникам.Набор кюизенера ...
Методическая разработка "Сборник игровых упражнений, направленных на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологическими оборотами"
Сборник игровых упражнений, направленных на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологическими оборотами....