КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
картотека (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Игровые упражнения на создание эмоционального климата в группе, способствующий формированию положительных коммуникативных умений детей
Цель: создание эмоционального климата в группе, способствующий формированию положительных коммуникативных умений детей.
Задачи:
- развивать коммуникативную сферу;
- формировать навыки общения и сотрудничества в коллективе;
- развивать эмоциональную сферу.
«Мир эмоций» - детям предлагаются различные иллюстрации с эмоциями (грусть, страх, радость, слезы и др.), и просят угадать эмоцию и рассказать о ней: Например, предъявляя детям картинку с грустным мальчиком, просят угадать , что за эмоцию испытывает мальчик? Почему это произошло? (версии детей) Как сделать, чтобы мальчик перестал грустить? И показать, как это можно сделать? (дети показывают, как можно рассмешить мальчика).
«В гостях» - педагог предлагает детям поиграть в игру, выбираются хозяева и гости, потом педагог просит показать, как хозяева встречают гостей, и как гости себя ведут в гостях.
«Я люблю своих друзей» - в данной игре педагог- ведущий, предлагает детям разделиться на пары и по очереди сказать друг другу хорошие слова о товарище, выигрывает та пара, которая больше назовет.
«Правила общения с друзьями» - педагог показывает детям коротенькую сценку, как зайчик поссорился с медведем (могут быть и другие персонажи). А потом с помощью вопросов выясняет, почему друзья поссорились, что сделал не так заяц, медведь. И предлагает им разыграть эту же сценку, но только уже, чтобы друзья помирились (дети здесь импровизируют).
- Игровые упражнения на развитие коммуникативных способностей детей
Цель: развивать коммуникативные способности детей.
Задачи:
- развивать способности слушать и слышать друг друга;
- подчиняться правилам общения;
- понимать состояние сверстника по мимике, жестам, проявлениям эмоций;
- развивать эмпатию.
«Развесили меня» - подвижная игра, где воспитатель делает грустное лицо и просит детей развеселить ее (танцами, стихами веселыми и т.п.).
«Мячик дружбы»: педагог предлагает передать соседу мячик и ласково поприветствовать его (например, «Привет, Андрюшенька»). При этом нужно напомнить, что при приветствии люди смотрят друг другу в глаза. И так мячик передается по кругу.
«Давай поговорим» - воспитатель начинает игру словами: «Давайте поговорим. Я бы хотела стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как вы думаете, почему?». Дети высказывают предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотели стать дети.
«Липучая компания» - дети передвигаются по комнате, а один ребенок пытается кого-нибудь поймать. При этом приговаривают: «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать - будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.
- Игровые упражнения на развитие сотрудничества, взаимодействия
Цель: развитие сотрудничества, навыков работать в коллективе, взаимодействие между детьми.
Задачи:
- развивать навыки совместной деятельности;
- преодолевать замкнутость и скованность детей;
- формировать умения доверять и помогать друг другу;
- развивать культуру общения и правила поведения.
«Преодолей препятствие» - перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия (проскакать на одной ноге, сесть на пол и подняться, проползти под натянутой веревкой, пробраться через лужу, укрыться от диких животных и т.п.). На протяжении всей игры дети не должны отцепляться друг от друга.
«Сиамские близнецы» - дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.
«Веди меня» - дети разбиваются на пары, одному ребенку накладывают повязку на глаза, второй его ведет, следуя за ним и помогает словами избежать столкновения с предметами и дает пояснения, чтобы тот не столкнулся с другими парами. Затем участники меняются ролями. По окончанию игры педагог просит детей ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, и доверял подсказкам своего «поводыря».
«Мама-курочка» - подвижная игра, цель игры - переживание общих эмоций, ощущение единства с другими, развивает желание поддержать друг друга. В игре участвуют мама-курица, маленькие цыплята и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет воспитатель). Сначала мама-курица с цыплятами греются на солнышке, брызгаются около пруда, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть цыплят. Мама-курица должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Когда все цыплята спрятаны, коршун улетает. Мама-курица выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.
«Тропинка» - дети берутся за руки, образуя круг, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий: «Тропинка!» - дети кладут руки на плечи впередистоящему, приседают и наклоняют головы вниз; «Копна!» - дети соединяют руки в центре своего круга; «Кочки!» - все приседают, обхватив руками голову.Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется.
«Солнечная полянка» - дети садятся на импровизированной полянке. Перед ними лежат много маленьких желтеньких солнышек, а в центре нарисовано большое белое солнце, где карандашом помечены контуры для маленьких солнышек. Воспитатель обращает внимание детей, что из маленьких солнышек можно сложить одно большое солнце. Только это волшебное солнце, чтобы оно приняло маленькое солнышко к себе, надо обязательно сказать комплимент своему соседу. Дети по очереди берут по одному солнышку, говорят комплименты товарищу (по желанию) и выкладывают его на контур, нарисованному на солнце. Следующий добавляет, и так солнце становится желтым, покрытым маленькими солнышками. «Посмотрите ребята, какие засияло наше солнце от ваших комплиментов. Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно говорить хорошие слова.
- Игровые упражнения на развитие и формирование культуры общения
Цель: формирование культуры общения.
Задачи:
- развивать общение на вербальном уровне;
- уметь выражать свои чувства, эмоции.
«Аэропорт» - воспитатель в этой игре выступал в роли начальника аэропорта и рассказывал детям о правилах поведения в аэропорту и в самолете. Дети изображают эти правила поведения, распределяют между собой роли пилота, диспетчера и стюардессы.
«Заколдованный круг» - каждый ребенок (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми. Чтобы круг разомкнулся, нужно очень хорошо попросить его об этом, круг детей не размыкается, если их плохо попросят.
«Волшебный магазин вежливости» - воспитатель играет роль продавца, в волшебном магазине идет распродажа игрушек. Но чтобы купить что-то нужно назвать вежливые слова продавцу. Продавец сам определяет, что он хочет за товар (этом могут быть слова приветствия, благодарности; извинения; прощания и т.п.). Кто больше «купил игрушек», тому выдается главный приз – грамота самый вежливый.
«Пресс-конференция» - один из участников «гость» пресс-конференции (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей – маленьких журналистов (тема любая).
- Игровые упражнение - общение без слов
Цель: развитие невербального общения детей.
Задачи:
- развивать общение на невербальном уровне;
- понимать, чувствовать партнера.
«Игра в зверей: общение без слов» - взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу) При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.
«Выбери партнера» - дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Сейчас вы должны будете разделиться на пары. Каждый из вас молча должен выбрать себе партнера, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнером была Маша, я смотрю на нее и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами. Все договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет три подбегите к своему партнеру и возьмите его за руку». Если с первого раза не получается, следует повторить упражнение несколько раз, воспитатель при этом должен следить за тем, чтобы дети менялись парами.
«Стекло меж нами» - дети становятся напротив друг друга. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, которое не пропускает звуков. Воспитатель дает задания: одной группе по одну сторону «стекла» нужно будет показать «Мне холодно», «Я хочу гулять» и др., а другой группе отгадывать то, что они увидели. Потом группы меняются местами.
«Ветер дует на…» - ведущий изображает ветер, начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит цирк» и так далее...
- Игровые упражнения на развитие без конфликтного общения
Цель: знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.
Задачи:
- формировать у детей компетентность в общении;
-развивать способность находить адекватные способы разрешения конфликтов;
- создавать условия для снятия напряжения у детей.
«Нарисуй узор» - понадобится пары вырезанных из бумаги варежек с различными узорами на них. Количество «половинок» должно быть равно количеству детей в группе. Ребенку дается вырезанная из бумаги варежка, которая имеет свою форму и узор. Дети ходят и ищут свою пару. После этого сложившаяся пара должна закончить узор, изображенный на варежках. Каждой паре дается только один набор карандашей и фломастеров.Данная игра помогает увидеть, положительные и отрицательные отношения между детьми. Также эта игра тренирует умение осуществлять совместные действия.
«Примирение» - дети, вы все смотрели спокойной ночи малыши. Каких героев этой передачи вы знаете? Сегодня к нам в гости пришли Филя и Хрюша (игрушки). Но они не разговаривают, потому что поссорились с друг другом. Давайте, кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой — Хрюши. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. (Дети предлагают варианты и разыгрывают их). В итоге Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и подать друг другу руки в знак примирения.
«Красная шапочка» - детям было предложено поиграть в хорошо знакомую им сказку по мотивам Ш. Перро «Красная шапочка», только частично изменить ее совместными усилиями: Например, Красная Шапочка встретила доброго волка, и что из этого могло получиться в итоге. Так в процессе совместного придумывания формируется умение детей подчинять свои мысли коллективному мнению, умение договариваться о содержании и не вступать при этом в конфликт, оценивать своих героев и их поступки с позиции морали.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» - игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель «Закройте глаза, протяните руки к друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями».
«Коврик примирения» - воспитатель предлагает представить, что два ребенка сегодня поссорились и их нужно примирить. В этом поможет волшебный коврик примирения. Она приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы.
«Ссора или мир?» - детям даются игровые задания: 1) Мальчик и девочка поссорились – помири их. 2)Ты очень обидел друга – попробуй попросить у него прощения, и помириться с ним. Дети разбиваются на пары, и садятся в круг, на середину выходят пара и изображают задания, при этом каждая пара должна придумать что-то свое в решении задания и изобразить это. После того, как все дети испробовали себя в роли ссорящихся и мирящихся подводятся итоги, голосованием дети выбирают наиболее удачно показавшую задания пару.
«Попроси игрушку» - воспитатель предлагает разыграть игровую ситуацию, группа детей делится на пары, один из участников пары берет в руки игрушку, а другой должен попросить этот предмет. Инструкция первому игроку: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция второму игроку «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Данный мастер-класс был представлен на городской августовской педагогической конференции , с использованием мультимедийной презентации, получил положительные отклики педагогической общественност...
МАСТЕР-КЛАСС Тема: Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Мастер-класс для воспитателей из опыта работы по игровым подходам в развитии коммуникативных способностей....
Сборник игровых упражнений для развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен...
Выступление на педсовете на тему:ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка. Учитывая, что игра, в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из н...
Использование игровых технологий для развития коммуникативных способностей ребенка старшего дошкольного возраста.
Чаще всего ребенку предлагают поиграть в игру на планшете вместо того, чтобы с ним разговаривать и пока он увлечен, родитель может заняться своим делом. Таким образом родители, не осознавая этого лиша...
МАСТЕР-КЛАСС «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Рекоменлационный материал для педагогов...
Родительское собрание "Игровые приёмы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Материал для родительского собрания...