Игровые упражнения по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)

Анаприенко Нина Михайловна

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения. Слово - основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Игровые упражнения по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста"

Тема «Познакомимся с овощами»

Задачи: 

- расширить словарный запас;

- закреплять и уточнять знания детей об овощах; 

- добиваться умения правильно согласовывать числительные с существительными.

Образование относительных прилагательных:

Для чего люди выращивают овощи? (Ответы детей).

- В каком виде едят овощи?

- Что можно приготовить из овощей?

- Как сказать одним словом?

 САЛАТ ИЗ КАРТОФЕЛЯ – КАРТОФЕЛЬНЫЙ;

 ПЮРЕ ИЗ МОРКОВИ – МОРКОВНОЕ;

 ИКРА ИЗ КАБАЧКОВ - КАБАЧКОВАЯ и т. д.

Образование конструкции «предлог У + родительный падеж существительного». Дидактическая игра «Вершки-корешки».

- Какой овощ перед вами? (Морковь).

- Скажите, у моркови все можно есть или в ней есть что-то несъедобное? (Несъедобен зеленый хвостик, вершок, который торчит из земли, а оранжевый корешок можно есть).

- У моркови мы едим корешок. А что едим в других овощах: вершки или корешки?

-  В симпатичном домике-теремке живут овощи. Те, у кого съедобен корешок, живут в подземном этаже, а те, у кого съедобны вершки, - выше. Расселите правильно овощи в домике. (Детям показываются картинки с изображением овощей).

- Почему мы поселили лук и петрушку, и на подземном, и на наземном этаже? (У них съедобны и вершки, и корешки).

Образование формы творительного падежа существительных:

- Замените картинку словом:

Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Повар». Поиграем. Сейчас вы станете поварами и будете готовить обед. У вас на столах лежат картинки. На картинках - овощи, которые вам понадобятся, чтобы приготовить обед.

Посчитайте и скажите, какие это овощи и сколько чего вам понадобится.

ТРИ МОРКОВИ                                    ШЕСТЬ ПЕРЦЕВ

ПЯТЬ ПОМИДОРОВ                            ТРИ РЕДИСКИ

ДВЕ ТЫКВЫ                                        ОДНА ЛУКОВИЦА

ШЕСТЬ БАКЛАЖАНОВ

Обогащение глагольного словаря. Образование формы творительного падежа существительных:

- Чтобы вырос большой урожай овощей, нужно много трудиться на огороде. Что делает девочка, изображенная на картинке?

- Что нужно сделать, чтобы выросли огурцы?

ВСКОПАТЬ ЗЕМЛЮ                            СДЕЛАТЬ ГРЯДКИ

ПОСАДИТЬ СЕМЕНА                          ПРОПОЛОТЬ ГРЯДКИ

РЫХЛИТЬ ЗЕМЛЮ                              ПОЛИВАТЬ РАСТЕНИЯ

СОБРАТЬ УРОЖАЙ

- Какие орудия труда (предметы) нужны, чтобы ухаживать за овощами? Назовите их и скажите, что ими делают.

КОСОЙ КОСЯТ ТРАВУ

ИЗ ЛЕЙКИ ПОЛИВАЮТ РАСТЕНИЯ

 Отгадывание загадок об овощах:

- Отгадайте загадки, найдите среди картинок отгадки.

ЧТО КОПАЛИ ИЗ ЗЕМЛИ, ЖАРИЛИ, ВАРИЛИ? ЧТО В ЗОЛЕ МЫ ИСПЕКЛИ, ЕЛИ И ХВАЛИЛИ?! (Картофель).

СИДИТ БАБКА НА ГРЯДКАХ, ВСЯ В ЗАПЛАТКАХ. (Капуста).

КРАСНЫЙ НОС В ЗЕМЛЮ ВРОС, А ЗЕЛЕНЫЙ ХВОСТ СНАРУЖИ. НАМ ЗЕЛЕНЫЙ ХВОСТ НЕ НУЖЕН, НУЖЕН ТОЛЬКО КРАСНЫЙ НОС. (Морковь).

ВСЕ МЕНЯ ЛЮБЯТ, А КАК РАЗДЕВАЮ ИХ ГОРЬКИЕ СЛЕЗЫ ПРОЛИВАЮТ. (Лук).

Образование глаголов от названия цвета овощей:

Показывается картинка с изображением огурца.

- Какой это овощ? (Огурец).

- Какого он цвета? (Зеленого).

- О нем можно сказать ОГУРЕЦ ЗЕЛЕНЕЕТ. Почему? (Потому что огурец зеленый).

- Что еще может зеленеть на грядке? (Капуста, горох).

- Скажем про другие овощи.

ПОМИДОРЫ КРАСНЕЮТ                    ФАСОЛЬ ЗЕЛЕНЕЕТ

БАКЛАЖАНЫ СИНЕЮТ                     ТЫКВЫ ЖЕЛТЕЮТ

Тема «Фрукты»

Задачи: 

- формировать словарный запас;

- закреплять знания и представления детей о фруктах; 

- учить дошкольников образовывать однокоренные слова, подбирать к словам определения; 

- упражнять детей в образовании относительных прилагательных; 

- учить согласовывать числительные с существительными; 

- активизировать мыслительные операции на материале загадок и арифметических задач; 

- учить детей строить конструкцию с союзом А.

Группировка овощей и фруктов:

- Какие овощи и фрукты можно положить в эти корзины? (Покатываются две корзины.)

Разложите овощи и фрукты в разные корзины.

Отгадывание загадок о фруктах:

- Победит тот, кто отгадает больше загадок.

ОН БОЛЬШОЙ КАК МЯЧ ФУТБОЛЬНЫЙ. ЕСЛИ СПЕЛЫЙ, ВСЕ ДОВОЛЬНЫ. ТАК ПРИЯТЕН ОН НА ВКУС. ЧТО ЭТО? (Арбуз).

ДОЛГОНОЖКА ХВАЛИТСЯ: «Я ЛИ НЕ КРАСАВИЦА?» А ВСЕГО-ТО, КОСТОЧКА ДА АЛЕНЬКАЯ КОФТОЧКА. (Вишня).

НА СУЧКАХ ВИСЯТ ШАРЫ, ПОСИНЕЛИ ОТ ЖАРЫ. (Сливы).

САМО С КУЛАЧОК, КРАСНЫЙ БОЧОК, ТРОНЕШЬ ПАЛЬЦЕМ - ГЛАДКО, А ОТКУСИШЬ - СЛАДКО. (Яблоко).

- Как мы назовем яблоко, арбуз, сливу, вишню одним словом?

ФРУКТЫ

Образование слов с корнем «сад»:

- Как называется место, где растут фрукты?

САД

- А если это маленький сад, мы можем его назвать... САДИК.

- Как называют человека, который ухаживает за садом?

САДОВНИК

- А по-другому? САД + РАЗВОДИТ = САДОВОД.

- В саду могут расти красивые цветы, Какие они?

САДОВЫЕ

- Вспомните, какие слова мы сейчас назвали.

САД - САДИК - САДОВНИК - САДОВОД - САДОВЫЕ

- Какая одинаковая часть есть во всех этих словах? (САД.)

Подбор прилагательных к слову:

- Будем подбирать слова к слову ЯБЛОКО. Какое оно? Тот, кто правильно подберет слово, сорвет лепесток с нашего волшебного цветка. Победителем будет тот, у кого лепестков окажется больше.

СЛАДКОЕ                             ЖЕЛТОЕ                          СПЕЛОЕ

СОЧНОЕ                               ВКУСНОЕ                        ЗРЕЛОЕ

РУМЯНОЕ                            КРАСИВОЕ                      ЧЕРВИВОЕ

БОЛЬШОЕ                            ОГРОМНОЕ                     ГНИЛОЕ

КИСЛОЕ                               МАЛЕНЬКОЕ и т. д.

Аналогично: АРБУЗ, ГРУША, ВИНОГРАД ДЫНЯ, ГРАНАТ.

 Группировка фруктов: экзотические - растущие у нас.

 Показываются картинки с изображениями различных фруктов.

- Некоторые фрукты могут расти только там, где всегда жарко. Чтобы попасть на наш стол, эти фрукты совершают длительное путешествие на корабле, поезде или самолете.

Назовите такие фрукты и положите их в вазу.

АПЕЛЬСИН                  ЛИМОН                  ДЫНЯ                    БАНАН

- В другую вазу положите фрукты, которые растут в наших садах.

Образование относительных прилагательных от названий фруктов:

- В каком виде мы едим фрукты?

СЫРЫЕ            КОМПОТ               ВАРЕНЬЕ               КИСЕЛЬ

СОК                  МОРС                    ПЮРЕ и т. д.

Хорошо знакомая вам бабушка Настя пригласила всех в гости. Она хочет фруктовыми соками.

А вы говорите, как называется угощение.

ЭТО СОК

СОК ИЗ СЛИВ - СЛИВОВЫЙ

СОК ИЗ ЯБЛОК - ЯБЛОЧНЫЙ

СОК ИЗ ГРУШ - ГРУШЕВЫЙ

СОК ИЗ МАЛИНЫ - МАЛИНОВЫЙ

СОК ИЗ МАНДАРИНОВ - МАНДАРИНОВЫЙ

СОК ИЗ ВИНОГРАДА - ВИНОГРАДНЫЙ

СОК ИЗ АНАНАСА -АНАНАСОВЫЙ

СОК ИЗ БАНАНА - БАНАНОВЫЙ

СОК ИЗ ВИШЕН - ВИШНЕВЫЙ

СОК ИЗ ГРЕЙПФРУТА -  ГРЕЙПФРУТОВЫЙ

СОК ИЗ АПЕЛЬСИНА - АПЕЛЬСИНОВЫЙ

СОК ИЗ ВИШЕН - ВИШНЕВЫЙ

СОК ИЗ ГРАНАТА - ГРАНАТОВЫЙ

Угощайтесь! Можете выбрать любой сок и сказать об этом

Я ХОЧУ ВИНОГРАДНОГО СОКА Я БУДУ ПИТЬ ВИШНЕВЫЙ СОК Я ЛЮБЛЮ ЯБЛОЧНЫЙ СОК

- Дети, кто хочет варенья? Назовите его правильно.

-  Вот морс. Как называется морс из разных фруктов?

Согласование числительных с существительными

- Давайте составим задачи и решим их.

Работа с деформированным текстом

- Вы знаете Карлсона? Это всем известный сладкоежка. Послушайте, что он мне рассказал. Найдите ошибки.

Я СВАРИЛ ИЗ ЯБЛОК СЛИВОВЫЙ КОМПОТ. (Не из яблок, а из слив. Не сливовый, а яблочный).

С ГРУШАМИ МОЖНО ИСПЕЧЬ АПЕЛЬСИНОВОЕ ПЕЧЕНЬЕ. (Не с грушами, а с апельсинами. Не апельсиновое печенье, а грушевое.).

Я УГОЩАЛ СВОЕГО ДРУГА МАЛЫША ВИШНЕВЫМ ВАРЕНЬЕМ ИЗ СЛИВ. (Не вишневым вареньем, а сливовым. Вареньем не из слив, а из вишен.)

Заучивание наизусть стихотворения Л. Зубковой «Апельсин».

Тема «Одежда»

 Задачи: 

- расширить словарный запас;

- формировать обобщающее понятие «одежда»;

- учить дошкольников различать одежду по сезонам и по назначению (спортивная, пляжная и т. д.);

- закреплять названия ее деталей; 

- учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; 

- упражнять в согласовании существительных с прилагательными; 

- отрабатывать правильное использование конструкции «предлог БЕЗ + родительный падеж существительных»; 

- учить дошкольников составлять сложносочиненные предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО.

- Кукольная одежда тоже очень красивая. Она украшена различными деталями. Назовите их.

 Образование прилагательных с существительными в рода и числе цвета одежда? (Показываются картинки).

ВОРОТНИЧОК

РУКАВЧИК ПОЯСОК БАНТИК и т. д.

ПОГОНЧИК

КАРМАНЧИК

ПУГОВИЧКА

МАНЖЕТИК СКЛАДОЧКА ЗАСТЕЖЕЧКА

ЖЕЛТОЕ ПЛАТЬЕ КРАСНОЕ ПЛАТЬЕ СИНЯЯ ШАПКА

 ЖЕЛТЫЕ БРЮКИ    ФИОЛЕТОВЫЙ ШАРФ ГОЛУБЫЕ БРЮКИ и т.д.

Тема «Части тела»

 Задачи:

- формировать словарный запас; 

- формировать представление детей о частях тела человека, называть и показывать их, уточнить названия пальцев;

- упражнять дошкольников в различении понятий «справа - слева»; 

- учить правильно употреблять в речи формы родительного и творительного падежа единственного и множественного числа существительных.

 Формирование представления о частях тела человека, называние их:

- Сегодня к нам на занятие пришел Буратино и что-то принес в огромной папке, что там?

- Это рисунки. Портреты. Но Буратино, видимо, спешил и не дорисовал их. Давайте поможем ему сделать это.

- Рисуйте и говорите, что вы рисуете.

БРОВИ         РЕСНИЦЫ         ВОЛОСЫ          УШИ         ГЛАЗА и т. д.

Буратино. Спасибо за помощь! Я пойду и покажу рисунки своим друзьям. До свиданья!

- Посмотрите, дети. Вот кукла. Она очень похожа на девочку, только неживая. Что может делать девочка и не может кукла?

ДЫШАТЬ               ГОВОРИТЬ            СМЕЯТЬСЯ

ТАНЦЕВАТЬ          КРИЧАТЬ               ЕСТЬ

ПИТЬ                     РИСОВАТЬ             УЛЫБАТЬСЯ

ДЕВОЧКА МОЖЕТ ДЫШАТЬ, А КУКЛА НЕ МОЖЕТ ДЕВОЧКА УМЕЕТ ГОВОРИТЬ, А КУКЛА НЕ УМЕЕТ и т. д.

- Кукла очень похожа на девочку. Давайте покажем у девочки и у куклы:

ГОЛОВУ           ЛОКОТЬ                 ВЕК                        СПИНУ

ТУЛОВИЩЕ     КОЛЕНО                РЕСНИЦЫ             ГЛАЗ

НОГУ               ПАЛЕЦ                  ЛОБ                        РОТ

РУКУ                НОГОТЬ                 ЩЕКУ                    НОС

ШЕЮ                ЛАДОНЬ                ПОДБОРОДОК       НОЗДРЮ

ЖИВОТ            ВОЛОСЫ               ВИСОК

ГРУДЬ              УХО                       ЗАТЫЛОК и т. д.

- Как назвать двумя словами то, что мы сейчас показали?

ЧАСТИ ТЕЛА

- Какие внутренние органы есть у человека?

СЕРДЦЕ         КРОВЬ         ЛЕГКИЕ          ПЕЧЕНЬ

 Согласование числительных с существительными:

Вы заметили, что некоторых частей тела у нас две, некоторых - одна. Сколько у нас...

Голов? -  ОДНА ГОЛОВА          Пальцев? - ДЕСЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

Рук? - ДВЕ РУКИ                     Волос? - МНОГО ВОЛОС

Носов? - ОДИН НОС                Зубов? - МНОГО ЗУБОВ и т. д.

Образование и использование в речи формы родительного падежа существительных:

Применяется картинка, на котором изображена кукла с хорошо прорисованными частями тела.

- Я закрою у куклы какую-либо часть тела, а вы скажите, чего вы не видите.

НЕ ВИЖУ НОСА                                  

НЕ ВИЖУ БРОВЕЙ

НЕ ВИЖУ ПАЛЬЦЕВ                            

НЕ ВИЖУ ВОЛОС

НЕ ВИЖУ КОЛЕНА и т. д.

 Образование и использование в речи формы творительного падежа единственного и множественного числа существительных:

- Каждая часть тела человеку для чего-то нужна (показываются картинки с изображением различных частей тела человека). На ваших картинках части тела.

Вы должны сказать, что мы ими делаем.

ГЛАЗАМИ СМОТРЯТ

УШАМИ СЛУШАЮТ

ПАЛЬЦАМИ БЕРУТ и т. д.

Называние пальцев рук:

-У всех нас по две руки, на каждой из них попять пальцев. А сколько всего пальцев на руках?

- У каждого пальчика есть свое имя. Они называются?

- Покажите и назовите каждый палец.

Почему им дали такие имена? (Большой - потому что действительно самый большой и толстый, указательный - оказывает на что-нибудь, указывает, средний - находится посередине ладони, безымянный - без имени, мизинец - самый маленький.)

 Различение понятий «справа - слева»:

- У меня в руке пуговица. Вы можете точно сказать, в какой руке? А если искажу; у меня в правой руке пуговица? Покажите, где у меня правая рука. А это такая? (Левая).

- У каждого человека две руки: левая и правая, две ноги - левая и правая, два глаза - левый и правый. Сейчас я буду касаться волшебной палочкой ваших частей тела, а вы называйте их.

- Все те предметы, которые находятся ближе к вашей правой руке.  Посмотрите и скажите, что у вас справа (Окно, дверь, письменный стол, игрушки, кубики и т. д.).

- Повернитесь кругом. Что теперь справа? Что слева?

- А сейчас пойдем по волшебной дорожке. Идите и говорите куда повернула дорожка.

ДОРОЖКА ПОВЕРНУЛА НАПРАВО, НАЛЕВО, ЕЩЕ РАЗ НАПРАВО, ОПЯТЬ НАЛЕВО и т. д.

Тема: «Домашние животные»

Задачи: 

- развивать словарный запас;

- закреплять знания детей о домашних животных, их детенышах; 

- учить правильно согласовывать числительные с существительными; 

- упражнять в составлении рассказа-описания с использованием вспомогательного зрительного ряда.

Различение домашних животных.

- Выберите и назовите только домашних животных.        

Называние детенышей домашних животных. Дидактическая игра «Чьи детки?».

 На столах картинки, на которых нарисованы детеныши домашних. А у меня - изображения их мам. Сейчас каждая позовет своего малыша.

КОРОВА ЗАМЫЧАЛА, И ТЕЛЕНОК ПРИБЕЖАЛ К КОРОВЕ и т.д.

Согласование числительных с существительными:

- Прочитаем схему, посчитаем, сколько детенышей у каждого домашнего животного.

Введение в активный словарь слов «стадо», «табун», «отара»

- Как можно назвать человека, который пасет коров? ПАСТУХ

- Много ли коров и лошадей пасет пастух?

- Как можно сказать, когда коров много? СТАДО КОРОВ

- Когда много лошадей, говорят... ТАБУН

- Если много овец, говорят... ОТАРА

- Я буду показывать вам картинки, а вы говорите, это стадо, табун или отара. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.

Составление описательного рассказа о лошади:

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком мы сегодня будем рассказывать ОВЕС ПОЕЛА И СНОВА ЗА ДЕЛО. 

(Лошадь).

Итак, на каждом занятии необходимо осуществлять повторение пройденного материала.

С детьми, которые медленнее овладевают материалом, необходимо проводить дополнительные занятия.

При повторении пройденного материала ребенку старшего дошкольного возраста нужно задавать дополнительные вопросы, заставляющие слушать, смотреть и думать, что способствует развитию словаря, речевого слуха, пониманию речи и подготавливало ребенка к ведению диалога.

Использовать необходимо именно игровую форму работы, так как она пробуждает интерес, вызывает потребность в общении, способствует развитию речевого подражания, моторики, обеспечивает эмоциональность воздействия.

Эффективность работы зависит от оснащенности занятий наглядным материалом.

Необходимо использовать символику, материал окружающей среды, картинки, оречевления действий и т. д. 

Большое значение имеет эмоциональная включенность педагога, он должен заинтересовывать, интриговать детей, использовать невербальные средства общения (мимику, жесты, позу и т.д.), что поможет преодолевать речевой негативизм, замкнутость, робость, настороженность детей.

Все поведение специалиста должно мотивировать ребенка на речевую активность.

Все занятия должны включать ритуал приветствия, с помощью которого устанавливается и поддерживается эмоционально положительное настроение детей.

Еще раз отметим, что логопедическая работа, направленная на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста будет эффективна при условии использования дидактических игровых упражнений. Именно игра имеет огромный потенциал в развитии словаря дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и лексические упражнения на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста

1. Дидактическая игра Лото «Времена года»2. Дидактическая игра «Назови одним словом»3. Лексическое упражнение «Кто как разговаривает?»4. Лексическое упражнение &laq...

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Дидактические игры и лексические упражнения на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и лексические упражнения на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста....

Методическое игровое пособие по развитию артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста через игровые упражнения «Послушный язычок»

laquo;Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития».В.А. Сухомлинский  Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра...

Игровые упражнения для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего м...