«Развитие мыслительной деятельности, речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Как часто вы вспоминаете игры, в которые играли в детстве? Это и подвижные игры на скорость, реакцию, выносливость. И здесь вы сразу вспомните игры на смекалку и сообразительность. Игры с начертанием на песке или мелом на стене линий, геометрических фигур или просто размытые кляксы. Потом предлагалось угадать: «На что похоже?». Предлагалось масса ответов и, как правило, выигрышным считался самый необычный ответ. Этот ответ  мог   вызвать всеобщий смех, но именно этот участник  и считался победителем.

С приходом обновленной системы дошкольного образования перед педагогом стоит задача воспитания дошкольника «нового поколения» с творческим или креативным, как сейчас модно говорить, мышлением.

В наше время именно такие понятия сразу обращают на себя внимание, когда мы говорим об  интересной, «продвинутой» личности.  Мы, педагоги, не должны забывать о том, что именно в дошкольном детстве формируются основы творческого мышления.Безусловно, врождённые способности очень важны, но без своевременного их развития, обучения и воспитания даже одарённый ребенок, став взрослым, не сможет мыслить, а тем более, действовать творчески! Здесь большое значение имеет  - умение мыслить нестандартно, с разных точек зрения, находить новые пути достижения цели. И тут уместно вспомнить, что одним из ключевых требований нынешнего времени в обучении детей является не механическое приобретение определённых знаний, а изыскание путей их обретения! Сразу отметим, что в самой технике друдлы, единственно правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ. В друдлы могут играть дети с трёх лет и старше. Единственная особенность заключается в том, что чем младше ребёнок, тем количество играющих сводится к двум. Таким образом, начинать играть надо с ребёнком индивидуально, и только с возрастом количество игроков увеличивается. Самая главная цель: «Развивать воображение, учиться видеть необычное в обычном».Друдлы – это рисунки – головоломки, в которых нужно домыслить. Друдлы в переводе с английского означают «каракули». 

Что развивает  техника друдлы у дошкольников? У дошкольников происходит:

— развитие латерального мышления, смекалки;

— развитие креативного воображения, фантазии: «Я учусь узнавать обычное в схематичном»;

— развитие  памяти: я запоминаю ответы других участников игры;
— развитие речи, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую;

— развитие  пространственных представлений (что впереди или сзади,  что вверху или внизу), то есть  умение продумывать расположение изображения на листе бумаги.

Попробуйте поиграть с ребенком в друдлы.Это очень весело и увлекательно, а самое главное, что очень полезно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_portal.docx106.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мыслительной деятельности, речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»

Мурашова Марина Юрьевна, МАДОУ детский сад № 56 «Пчелка» г.Балаково Саратовская область

Дошкольное образование

Как часто вы вспоминаете игры, в которые играли в детстве? Это и подвижные игры на скорость, реакцию, выносливость. И здесь вы сразу вспомните игры на смекалку и сообразительность. Игры с начертанием на песке или мелом на стене линий, геометрических фигур или просто размытые кляксы. Потом предлагалось угадать: «На что похоже?». Предлагалось масса ответов и, как правило, выигрышным считался самый необычный ответ. Этот ответ  мог   вызвать всеобщий смех, но именно этот участник  и считался победителем.

С приходом обновленной системы дошкольного образования перед педагогом стоит задача воспитания дошкольника «нового поколения» с творческим или креативным, как сейчас модно говорить, мышлением.

В наше время именно такие понятия сразу обращают на себя внимание, когда мы говорим об  интересной, «продвинутой» личности.  Мы, педагоги, не должны забывать о том, что именно в дошкольном детстве формируются основы творческого мышления.

Безусловно, врождённые способности очень важны, но без своевременного их развития, обучения и воспитания даже одарённый ребенок, став взрослым, не сможет мыслить, а тем более, действовать творчески! Здесь большое значение имеет  - умение мыслить нестандартно, с разных точек зрения, находить новые пути достижения цели. И тут уместно вспомнить, что одним из ключевых требований нынешнего времени в обучении детей является не механическое приобретение определённых знаний, а изыскание путей их обретения!

Сразу отметим, что в самой технике друдлы, единственно правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ. В друдлы могут играть дети с трёх лет и старше. Единственная особенность заключается в том, что чем младше ребёнок, тем количество играющих сводится к двум. Таким образом, начинать играть надо с ребёнком индивидуально, и только с возрастом количество игроков увеличивается. Самая главная цель: «Развивать воображение, учиться видеть необычное в обычном».

Друдлы – это рисунки – головоломки, в которых нужно домыслить. Друдлы в переводе с английского означают «каракули». Техника стала известна в 1950 году, благодаря Леонарду Стерну и Роджеру Прайсу. Он был автор – юморист и использовал друдлы в качестве развлечения для публики.

Если коснуться истории, то друдлы были еще в XVI веке в эпоху Ренессанса. Тогда эту технику художники называли «Индовинеллийские графики». Запоминающие друдлы, изображены в живописи итальянского художника АгостиноКараччи. Его работа называлась «Слепой нищий, стоящий на углу улицы». Друдлы встречаются и в работах Леонардо да Винчи. Он называл друдлы «Гирогиро», или «Скарабоччио».

Что развивает  техника друдлы у дошкольников? У дошкольников происходит:
— развитие латерального мышления, смекалки;

— развитие креативного воображения, фантазии: «Я учусь узнавать обычное в схематичном»;

— развитие  памяти: я запоминаю ответы других участников игры;
— развитие речи, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую;

— развитие  пространственных представлений (что впереди или сзади,  что вверху или внизу), то есть  умение продумывать расположение изображения на листе бумаги.

Если заниматься друдлами в паре со своим ребенком без общения просто не обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?». Ребенок отвечает, проговаривает слова, звуки.

Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.

Как играть с ребенком в друдлы?

Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги что – то свое. То, что он сам захочет. Вы отдельно на другом белом листе черным карандашом рисуете линии, кляксы. Словом все, что приходит вам в голову.
Предложите ребенку поменяться рисунками. На рисунке ребенка подрисуйте линии своим черным карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка ребенка.

Теперь снова предложите ребенку поменяться рисунками. Вы берете в руки уже свой раскрашенный рисунок и отдаете рисунок ребенка ему снова.
Обратите внимание на свой рисунок видно, что в ваших фигурах и линиях ребенок увидел что-то свое и начал раскрашивать. Если вы спросите название своего рисунка, он без проблем вам его озвучит.

Посмотрите внимательно на рисунок ребенка и спросите, как называется его рисунок. И вы увидите, что ваши линии и фигуры, которые вы ему подрисовали удачно «вписались» в его творение. Они просто не могут быть не тронутыми. Позадавайте ребенку вопросы: «Что за линии?», «А что нарисовано?», «Чтобы ты еще нарисовал?».

Ребенок вам отвечает, происходит общение на тему, которая вам обоим интересна. Прекрасное занятие как для того чтобы развлечься, так и для того чтобы подумать и мысленно отдохнуть.

В заключение хочется отметить – учитесь у детей иногда быть детьми. Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире.
Спасибо за внимание!

Друдлы рисуются на листках обычной бумаги (размер 10 - 15 см.) и используются в работе с детьми.

Мастер – класс «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»F:\DCIM\100CANON\IMG_8100.JPGF:\DCIM\100CANON\IMG_8101.JPG

1.АгостиноКараччи«Слепой нищий, стоящий на углу улицы». А мы назвали эту картинку: «Прятки».

2. «Кошка, которая смотрит на стол»

3. « Улитка»

4. « Мышка спряталась в норку»

Список используемой литературы:

1.  Антонова О. Умные игры умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей/ О.Антонова.- Новосибирск 2008.-270с.

2. Богоявленская Д. Б «Психология творческих способностей» 2002 г.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С.Выготский. – Спб.:Союз, 2007.- 370с.

4. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»; Москва 2000 г.

5. Рубанцев  В.  «Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки»; Издательство: БХВ-Петербург; 2017г, 128 с.

6. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество. Ф. Г. О. С.» Москва: Мозаика-Синтез 2017 г.

7. Интернет-источники.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс: «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»

Что такое друдл?Друдл – это незаконченная картинка, вырванная из какого-либо контекста. Вы можете дорисовать ее вживую или в своем воображении. Ваша задача придумать как можно больше ответов, что изоб...

Мастер – класс для старших дошкольников «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»

Мастер – класс для старших дошкольников «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»...

Статья «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы» Как часто вы вспоминаете игры, в которые играли в детстве? Это и подвижные...

«Развитие мыслительной деятельности, речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»

Как часто вы вспоминаете игры, в которые играли в детстве? Это и подвижные игры на скорость, реакцию, выносливость. И здесь вы сразу вспомните игры на смекалку и сообразительность. Игры с начертанием ...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО НОД. Тема « Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы».

Возраст : старшая и подготовительная к школе группы.Автор: Петрова Ирина Сергеевна. МАДОУ « МАДОУ ЦРДО « Журавушка»» Энгельсского муниципального района Саратовской области...