Методическая разработка/ Семинар-практикум для родителей «Жизнь без насилия»
методическая разработка

Куник Алла

Данная методическая разработка призвана найти решить такие вопросы:

  • Повысить уровень информированности родителей с правовыми аспектами защиты прав детей;
  • Познакомить с ответственностью родителей за жестокое обращение с детьми или не надлежащий уход за ними;
  • Научить находить решение в конфликтных ситуациях с детьми;
  • Распространение лучшего опыта семейного воспитания. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №1 «Звёздочка» г.Рассказово Тамбовской области.

Методическая разработка

Семинар-практикум для родителей

«Жизнь без насилия»

номинация: «Профилактика жестокого обращения с детьми»

                                                                                  Составитель: воспитатель                                  

                                                                                  Куник Алла Валентиновна

2021г.

Аннотация

Современная социально-экономическая ситуация в стране отразилась на большей части населения, и прежде всего, на детях. Жестокое обращение с детьми, включающее физическое, психическое, сексуальное насилие, также пренебрежение потребностями ребенка, широко распространено. Это происходит со стороны родителей, родственников, сверстников. В последние годы проблема насилия в семье достигла общественных масштабов. Проблема жестокого обращения с детьми не встречает должного понимания со стороны общественности, и соответственно нет активного противодействия общества данной проблеме.

Поэтому данная методическая разработка призвана найти решить такие вопросы:

  • Повысить уровень информированности родителей с правовыми аспектами защиты прав детей;
  • Познакомить с ответственностью родителей за жестокое обращение с детьми или не надлежащий уход за ними;
  • Научить находить решение в конфликтных ситуациях с детьми;
  • Распространение лучшего опыта семейного воспитания.  

 

Методическая разработка может быть использована педагогами учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования детей в организации работы с родителями по вопросам профилактики жестокого обращения с детьми.

Введение

           Актуальность

Опыт работы с семьями в нашей группе ДОУ показывает, что взрослые, не готовы полностью осознавать меру ответственности за свои отношения с детьми. Не желают выносить на общественное обсуждение внутренние проблемы семьи. Иногда это происходит просто от непонимания и незнания своей ответственности и обязанностей в отношении своих детей.  

Новизна этой методической разработки состоит в том, что вся работа в группе строится на принципах

  • Принцип партнерского общения — участники учатся обсуждать волнующие их проблемы, принимать решения, учитывая состояние и потребности другого человека, признавая его ценность как личности, учитывая его мнения и интересы, а не только исходя из собственных целей.
  • Принцип исследовательской активности — в процессе работы группы создаются такие ситуации, в которых участникам необходимо найти приемлемое для себя и для данной ситуации решение проблемы, формирование умения идти своим путем.
  •   Принцип творческой активности — общение в группы организуется таким образом, чтобы каждый участник имел возможность попробовать новые способы поведения, поэкспериментировать с собственным ролевым репертуаром, по-новому проиграть и прочувствовать различные ситуации своей жизни.
  • Принцип добровольности участии — работа родителей в подобной группе будет иметь эффект только при соблюдении условия обязательной добровольности участия каждого человека. Плюс этой методической разработки в том, что она может быть легко реализована в практике образования без каких-либо дополнительных условий и затрат. Самое главное требование — это максимально приближенные условия к действительности.

 Цель: внедрение методов ранней профилактики жестокого и пренебрежительного обращения с детьми.

Задачи: 

  • Дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по – новому на использование наказаний, переосмыслить их;
  • Познакомить родителей с видами жестокого обращения с детьми, их последствиями;  
  • Осветить вопрос правовой ответственности за жестокое обращение с детьми;  
  • Научить решать конфликтные ситуации с детьми не выходя за пределы правовых аспектов.
  • Содействовать улучшению отношений между родителями и детьми способствовать их взаимопониманию и взаимоуважению;

Основная часть:

Подготовительная работа с родителями.

  1. Диагностический
  • Рисуночные тесты: «Рисунок семьи»
  • «Неоконченные предложения»
  • «Дом-дерево-человек»
  • Адаптированная методика «Лесенка»
  • «Несуществующее животное»
  • Опросник «Эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия» (приложение 7.2)
  • Анкета «Выявление типичных способов воспитательного воздействия на ребенка» (приложение 7.3)
  • Анкета «Какие наказания Вы применяете к своему ребёнку?» (приложение 7.4)
  • Анкета «Знаете ли Вы права детей?» (приложение 7.5)

  1. Профилактический
  • Консультация «Заповеди успешных родителей» (приложение 7.6)
  • Консультация «Декларация прав ребёнка и конвенция о правах ребёнка»  

        (приложение 7.7)

  • Консультация «Гиперактивный ребёнок» (приложение 7.8)
  • Выступление на общем родительском собрании «Ребёнок – маленькая  

        личность»

  •    Выступление на родительском собрании «Защита прав и достоинств

        ребёнка»

 

Ход семинара – практикума

Первая часть семинара. Теоретическая.

Семья — один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Семья представляет собой сложную систему отношений, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос “Любите ли вы своего ребенка?”.  А вот вопросы: «Какие воспитательные меры вы применяете по отношению к ребёнку? Не выходят ли они за правовые рамки? ставят часто родителей в тупик. На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Представление презентации для родителей «Жизнь без насилия»

(проложение 7.1)

2. слайд.  Понятие жестокого обращение с детьми.

3. слайд. Формы насилия и жестокого обращения с детьми.

4. слайд. Последствия жестокого обращения с детьми в семье

5. слайд. Ответственность взрослых за жестокое обращение с детьми

7. слайд. Зададимся вопросами: Применять наказание или нет?

8. слайд. Понятие поощрения и наказания.

9. слайд. Какие наказания являются педагогически оправданными?

10. слайд. Важная информация.

11. слайд. Девиз любящего родителя.

Обсуждение просмотренного материала.

Вторая часть Практические задания.

В процессе работы группы создаются такие ситуации, в которых участникам необходимо найти приемлемое для себя и для данной ситуации решение проблемы, формирование умения идти своим путем.

Воспитатель предлагает родителям разбиться на группы по 2 человека. Каждой из них предлагается прочитать описание ситуации в карточке и ответить на поставленные вопросы.

Карточка 1. Ситуация.

Во время обеда ребенок возит по столу чашку, полную сока. Мама делает ему замечание: «Осторожно! Разольешь!» ребенок делает вид, что не заметил этих слов. Мама повторно делает замечание: «Не балуйся! Пей сок!» Ребенок, молча продолжает свои действия. И длится это до тех пор, пока не обольет себя и новый ковер липким соком.

 • Как в данной ситуации поступить маме?

 • Как себя вести, если вместо сока ребенок прольет на себя тарелку горячего супа?

Карточка 2. Ситуация.

Мама укладывает младшего ребёнка спать.  А старший ребёнок желает играть в активные игры. Он шумит, бегает, и явно мешает уснуть брату. Мама делает замечание. Ребенок затихает. Но как только мама выходит из спальни, ребенок тут же вскакивает, и продолжает шуметь.

 • Как в данной ситуации поступить маме?

 Карточка 3. Ситуация.

Дома отмечают праздник с большим количеством гостей. Бабушка разносит угощения на подносе. Ребёнок вертится под ногами. Бабушка пытается успокоить его. Ребенок резким движением опрокидывает поднос, и вся еда разливается на гостей.

 • Как в данной ситуации поступить взрослым?

•Как себя вести, если ребенок опрокидывает свой поднос из-за своей неуклюжести?

Карточка 4. Ситуация.

Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака. Как в данной ситуации поступить взрослому?

• Сделать замечание детям?

• Терпеливо ждать, пока закончится игра с водой?

Карточка 5. Ситуация.

Папа подарил ребёнку очень дорогую игрушку. Не прошло и часа как ребёнок сломал её. На вопрос папы зачем ты это сделал? Ребёнок ответил: «Что хотел посмотреть, что внутри».

  • Как поступить папе в данной ситуации?
  • Что делать если ребёнок сломал игрушку случайно?

По окончанию практических заданий родители делятся своими впечатлением.

Третья часть. Тренинговые упражнения.

Воспитатель: в третьей части нашего семинара каждый участник будет иметь возможность попробовать новые способы поведения, поэкспериментировать с собственным ролевым репертуаром, по-новому проиграть и прочувствовать различные ситуации жизни.

Упражнение «Знакомство»

Участники по очереди называют свое имя и прилагательное на ту же букву, что и имя, отражающие его положительные черты личности. Например: «Валентин – волевой, Анна – артистичная, Света – смелая».  После выполненного задания родителям предлагается называть имя своего ребёнка и прилагательное на ту же букву, что и имя, отражающие его положительные черты личности.  

 «От любви до ненависти»

 Инструкция. Ваш ребёнок не хочет уходить из детского сада или гостей домой. «Дома так ужасно скучно», — стонет он.

  Возьмите бумагу и карандаш и составьте два соответствующих списка

  1. Почему ребёнку дома скучно?
  2. Чем интересным вы могли бы заняться с ребёнком?  (10мин.)

Сядьте по несколько человек и попытайтесь составить общие списки того, что дома интересно, а что скучно? (10мин.).

 Теперь обсудите, что можно придумать и сделать для того, чтобы ваша жизнь в семье стала интереснее и увлекательнее. Потом мы вместе поговорим об этом (5мин.).

«Воображаемое интервью»

Инструкция. Объединитесь в группы по 4 человека. Представьте себе, что вам надо взять интервью у чужого ребёнка. Какие вопросы вы ему зададите, чтобы узнать о нем как можно больше интересного. Составьте список вопросов (10мин,).

Теперь представьте, что вы берете интервью у своего ребёнка. Запишите рядом с вопросами ответ, который, по вашему мнению, дал бы он. Если вы не можете предположить ответа, попытайтесь угадать его (20мин.).

Затем задайте эти вопросы вашему ребёнку дома. Запишите его ответы. И вы поймёте, насколько хорошо вы знаете его Исправьте неподходящие ответы и похвалите своего ребёнка.

Заключение

   Никто не должен оставаться равнодушным зная, что в семьях применяют насилие или жестоко обращаются с детьми.  И борьба с этими пороками должна начинаться с ранней профилактики такого поведения. Большую роль по просвещению родителей в правовых аспектах воспитания детей может, и должен, оказать детский сад.

   Конечно работа эта не простая, не каждый родитель может открыто признать, что допускает какие-то отконения в воспитании и общении со своим ребёнком. Поэтому самое главное что должен помнить педагог,в работе с родителями – отсутствие оценки родителей как личностей, их принятие и предоставление возможности педагогического совершенствования.

    

Список литературы

  1. Бодалев,  А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика./ А.А. Бодалев - СПб, 2002. – 440с.
  2. Варга,  А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей// «Вестник Психология»№4.- 1986.
  3. Доронова,Т. НГлушкова., Г.В., Гризик Т. И. и др Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей. / Т. Н. Доронова - М.: 2005. — 190с.
  4. Додокина, Н.В., Евдокимова Е.С.. Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. / Н.В.  Додокина. - М.: 2007. – 144с.
  5. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями./ Т.Н.  Доронова– М.: 2002. – 120с.
  6. Демьянов, Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии./ Ю.Г. Демьянов – СПб, 1999. – 224с.
  7. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. / Е. С. Евдокимова - М.: 2005. — 95с.
  8. Захаров,  А.И.   «Как     предупредить     отклонения     в     поведении     ребёнка» / А.И Захаров - М., «Просвещение»,1986г.
  9.  Зверева, О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста./ О.Л.  Зверева – М., 2009. – 256с.
  10. Зверева, О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в дошкольном образовательном учреждении. / О.Л. Зверева - М.: 2005 – 112с.
  11. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. / О.А. Карабанова - М.: 2008. – 32с.
  12. Конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, ратифицирована и вступила в силу 15.09.1990 г. // «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993.
  13. Лютова, Е.К., Монина Г.Б.Тренинг общения с ребёнком./ Е.К. Лютова. -  СПб, 2008. – 176с.
  14. Меренков, А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. / А. В. Меренков. - Екатеринбург, 2005. — 143 с.
  15. Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй. / Н. В. Микляева -  М.:2006. – 144с.
  16. Носова, Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад. / Г. Б. Монина - СПб,2009 – 80с.

 интернет-ресурсы

  1. http://detsad3-medgora.caduk.ru/p137aa1.html
  2. http://oduvanchik15.a2b2.ru/
  3. http://festival.1september.ru/
  4. http://nsportal.ru/
  5. http://www.center-family.ru/

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Аннотация…………………………………………………………………... 2
  2. Введение…………………………………………………………………….. 3
  3. Основная часть……………………………………………………………… 4
  4. Заключение………………………………………………………………….. 7
  5. Список литературы…………………………………………………………..9
  6. Содержание………………………………………………………………… 10
  7. Приложение 7.1 Презентация для родителей «Жизнь без насилия»…….11

Приложение 7.2 Опросник для родителей «Эмоциональной стороны  

                             детско- родительского взаимодействия»……………….23

Приложение 7.3 Образец анкеты для родителей  «Выявление типичных

                             способов  воспитательного воздействия на ребенка»…26

          Приложение 7.4 Образец  анкеты для родителей   «Какие наказания Вы

                                       применяете к  своему ребёнку?»………………………...27

Приложение 7.5 Образец анкеты для родителей  «Знаете ли Вы права

                             детей ?»…………………………………………………...28

          Приложение 7.6  Консультация для родителей  «Заповеди успешных  

                                        родителей»………………………………………………..29

Приложение 7.7.Консультация для родителей «Декларация прав ребёнка

                             и конвенция о  правах ребёнка» ………………………...32

          Приложение 7.8  Консультация для родителей «Гиперактивный

                                       ребёнок»…………………………………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.2

Опросник для родителей

«Эмоциональной стороны детско-родительского

взаимодействия».

Инструкция: Уважаемые мамы! Оцените, используя пятибалльную шкалу, справедливы  ли для Вас следующие утверждения:

5 - абсолютно верно.

4 - скорее всего, это так.

3 - в некоторых случаях верно.

2 - не совсем верно.

1 - абсолютно неверно.

1. Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.

2. Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять, по какой причине.

3. Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль.

5. Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.

6. Чтобы не сделал мой ребенок, я буду любить его.

7. Воспитание ребенка — сложная проблема для меня.

7. Я редко повышаю голос.

8. Если часто обнимать и целовать ребенка, можно испортить его характер.

9. Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.

10. Плохое настроение ребенка не может быть оправданием его непослушания.

11. Я легко могу успокоить своего ребенка.

12. Чувства моего ребенка для меня загадка.

13. Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду

14. Часто я не могу разделить радость моего ребенка.

15. Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь нежность, даже если он плохо ведет себя.

16. Я многое хотела бы изменить в своем ребенке.

17. Мне нравится быть матерью.

18. Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.

19. Я часто глажу моего ребенка по голове.

20. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться само самостоятельно.

21. Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав.

22. Если мой ребенок разбаловался, то я уже не могу его остановить.

23. Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.

24. Я часто не могу понять, почему плачет мой ребенок.

25. Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.

26. Мой ребенок часто мне досаждает.

27. Ничто не мешает мне любить моего ребенка.

28. Я чувствую, что процесс воспитания слишком сложен для меня

29. Мне приятно проводить время вместе с ребенком.

30. Я раздражаюсь, когда ребенок "липнет" ко мне.

31. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старания и достижения.

32. Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело, до конца.

33. У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.

34. Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.

35. Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.

36. Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его.

37. Я чувствую, что мой ребенок любит меня.

38. Меня огорчает, что мой ребенок растет не таким, как мне хотелось бы.

39. Я верю, что могу справиться с большинством проблем в воспитании моего ребенка.

40. Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство друг другом.

41. Мне часто хочется взять моего ребенка на руки.

42. Я не поощряю мелкие успехи ребенка, так как это может избаловать ею.

43. Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал.

44. Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.

45. Мне достаточно только взглянуть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.

46. Часто радость ребенка кажется мне беспричинной.

47. Я легко заражаюсь весельем моего ребенка.

48. Я очень устаю от общения со своим ребенком.

49. Я многое прощаю своему ребенку из-за любви к нему.

50. Я нахожу, что гораздо менее способна хорошо заботиться о своем ребенке, чем я ожидала.

51. У меня спокойные, теплые отношения с ребенком.

52. Я редко сажаю ребенка к себе на колени.

53. Я часто хвалю своего ребенка.

54. Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.

55. Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие.

56. Мне тяжело понять желания моего ребенка.

57. Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.

58. Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам.

59. Я получаю удовольствие от общения с ребенком.

60. Не всегда легко принять моего ребенка таким, как он есть.

61. Мне удается научить ребенка, что и как делать.

62. Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.

63. Мой ребенок любит ко мне прижиматься.

 64. Я часто бываю строгой с ребенком.

65. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок не в духе.

 66. Когда ребенок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.

Ключи к опроснику детско-родительского взаимодействия.

1. Способность воспринимать состояние ребенка- 1, 23, 45, 12 56 (норма -3,7)

2. Понимание причин состояния - 13, 35, 57, 2, 24, 46 (норма — 3).

3. Способность к сопереживанию - 3, 25, 47, 14, 36, 58 (норма-2,8)

4. Чувства в ситуации взаимодействия - 15, 37, 59, 4, 26, 48 (норма-3,3)

5. Безусловное принятие — 5, 27, 49, 16, 38, 60 (норма - 3,2)

6. Отношение к себе как к родителю - 17, 39, 61,6, 28, 50 (норма-3,1)

7. Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия - 7, 29, 5 ' 18, 40, 62 (норма -3,0)

8. Стремление к телесному контакту - 19, 41, 63, 8, 30, 52 (норм 3,3)

9. Оказание эмоциональной поддержки - 9, 3 1, 53, 20, 42, 64 (норма-2,8)

10. Ориентация на состояние ребенка - 2 1 , 43, 65, 10, 32, 54 (норма 2,3)

11. Умение воздействовать на состояние ребенка- 11, 33, 55, 22, 44, 66 (норма - 3,2)

Спасибо за ответы !

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.3

Анкета для родителя

 «Выявление типичных способов воспитательного

воздействия на ребенка».

Инструкция: Оцените, насколько часто Вы используете следующие методы воздействия на ребенка.

Для оценки используйте следующую шкалу:

5 баллов - всегда.

4 балла - достаточно часто.

3 балла - иногда.

2 балла - в исключительных случаях.

I балл - никогда.

Приказ, команда 1 2 3 4 5

Уговоры 1 2 3 4 5

Угрозы 1 2 3 4 5

Предупреждения 1 2 3 4 5

Советы, готовые решения 1 2 3 4 5

Нотации, поучения 1 2 3 4 5

Критика 1 2 3 4 5

Похвала 1 2 3 4 5

Анализ поведения 1 2 3 4 5

Обращение в шутку 1 2 3 4 5

Утешение 1 2 3 4 5

Обзывание, насмешка 1 2 3 4 5

Обида на ребенка 1 2 3 4 5

Наказания 1 2 3 4 5

Физические наказания 1 2 3 4 5

Подарки 1 2 3 4 5

Спасибо за ответы !

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.4

Анкета для родителей

«Какие наказания Вы применяете к своему ребёнку?»

1. Какое  из видов насилия, по Вашему мнению, является наиболее разрушительным  для психики ребёнка?

  • Физическое насилие (преднамеренное нанесение телесных повреждений)
  • Сексуальное насилие
  • Психическое насилие (угрозы, оскорбления, ложь, открытое неприятие и постоянная критика ребёнка).
  • Пренебрежение нуждами ребёнка(отсутствие заботы о ребёнке, что влечёт угрозу его жизни или развитию).
  • Иное____________________________________________________________

     ___________________________________________________________________

2. Применяете ли Вы физические наказания ?        

      __________________________________________________________________

3.  Ребёнка можно шлёпнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна (да, нет) подчеркните.

4. Какое поведение раздражает Вас в своём ребёнке ?      

      __________________________________________________________________

5. Можете ли Вы в публичном месте отругать своего ребёнка?________________

6.  Если наказывать, то как ?_____________________________________________

    ___________________________________________________________________

8. Как  обойтись без унижающих наказаний?___________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

9. Каковы могут быть последствия физического и психологического насилия над   детьми?_______________________________________________________________________________________________________________________________

             

Спасибо за ответы !

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.5

Анкета для родителей

«Знаете ли Вы права детей»

1. Знакомы ли Вы с Конвенцией о правах ребёнка?______________________________

2. Как Вы познакомились с Конвенцией (нужное подчеркните)

  • Дома, из средств массовой информации.
  • В детском саду
  • Из педагогической литературы
  • Из других источников

3. Какие, по Вашему мнению, у ребёнка права в детском саду?________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

4. Какие права у ребёнка в семье?_______________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

                 

    ___________________________________________________________________

5. Что Вы можете предложить в качестве контроля над соблюдением прав ваших  детей в ДОУ ___________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

6. Нужен ли постоянный представитель по правам ребёнка в дошкольном учреждении ?

    ___________________________________________________________________

7. Знаете ли Вы адреса, телефоны организаций (по возможности укажите), куда можно    обратиться по вопросам защиты прав ребёнка, попавшего в сложную ситуацию_____________________________________________________________

                                                                   

                                                                    

Спасибо за ответы!

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.6

Консультация для родителей

«Заповеди успешных родителей»

      Чтобы стать успешным родителем, необходимо понимать и познавать себя свой характер, личные поведенческие нормы, особенности взаимодействия с окружающим миром - свои слабые и сильные стороны. Это только на первый взгляд, кажется, что родители знают   себя, на самом деле многие родители не представляют себе, каковы скрытые особенности его личности. Особенно родители заблуждаются в отношении собственной эмоциональности: уравновешенности или вспыльчивости, застенчивости или беспардонности, самостоятельности или подчиненности, уверенности или неуверенности и многих других качеств, которые влияют на воспитание и развитие ребенка.

     Конечно, существует множество утверждений по поводу успешности родителей мне хочется выделить одно самое главное – это любовь к себе. Родители могут возразить мне: «При чем тут любовь к себе? Разве мы сейчас говорим не о воспитании детей?» Да, мы как раз говорим о воспитании, именно поэтому нам нужно научить наших детей любить себя! Родителям надо научить своих дочерей и сыновей любить и уважать себя, и когда они вырастут, то не позволят унижать себя и использовать, не сломаются встретив временные трудности, а наоборот, извлекут из этого уроки и станут крепче. Большинство родителей, уверенны в том, что умеют правильно воспитывать своего ребенка, что умеют передать свою любовь. Анализируя семейное воспитания далеко не все родители понимают значение собственной значимости в воспитании детей.

      Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей. Важным условием воспитания является успешность самого родителя а, значит полноценное, позитивное, авторитетное   взаимодействие  отца и матери с  детьми, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение в семье.

Можно вывести несколько заповедей, которые вам помогут стать успешными в воспитании детей !

Заповедь первая:

      Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

Заповедь вторая:

      Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.

Заповедь третья:

      Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

Заповедь четвёртая:

      Не подсказывайте готовое решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.

Заповедь пятая:

      Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что…».

Заповедь шестая:

      Если же ребёнок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.

Заповедь седьмая:

      Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки не одно и тоже. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка).

Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определённым.

Заповедь восьмая:

      Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

Заповедь девятая:

      Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от неё к сегодняшней.

Заповедь десятая:

      Вы должны быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. 

      Всё хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.

 

Приложение 7.7

Консультация для родителей

« Декларация прав ребёнка и конвенция о правах ребёнка»

       Вопрос о разработке особых документов по правам ребенка возник сравнительно недавно. Только в XIX в. деятельность демократических движений привела к тому, что развитые государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей.

       В течение десяти лет Комиссия ООН по правам человека разрабатывала проект Конвенции. Наконец, 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка. Она содержит 54 статьи, учитывающие все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Конвенция не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка, делает их обязательными для выполнения государств, принявших ее.

      Конвенция имеет универсальный характер, т. к. устанавливает общие для всех стран нормы с учетом различных культурных, социальных, экономических и политических реалий отдельных государств, что позволяет каждому государству на основе общих для всех прав выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм.

      Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права. Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других прав. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных: способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения

Идеи Конвенции должны внести много принципиально нового не только в законодательство, но и, прежде всего в наше сознание.

Итак, что же ребенок вправе делать и какую может нести ответственность, если ему исполнилось...

С рождения ребенок имеет право:

-на гражданство;

-на имя, отчество и фамилию;

- жить и воспитываться в семье; знать своих родителей;

-на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими); на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором, судом;

-на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

-  на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

- выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

-иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка).

3 года ребёнок

Трехлетний гражданин вправе посещать детский сад.

 6 лет ребёнок

-  вправе посещать школу;

 10 лет ребёнок

-   имеет право на принятие во внимание своего мнения при решении в семье любого вопроса;

- дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии;

- дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей:

- выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;

- вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

11 лет ребёнок

Одиннадцатилетний гражданин может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т. п.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного систематического нарушения правил общественного поведения.

14 лет подросток

- может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);

- вправе с согласия родителей совершать любые сделки;

- вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

-осуществлять   права   автора,   охраняемого   законом   результата   своей интеллектуальной деятельности;

- имеет право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав. Имеет право на получение паспорта.

Законом субъекта Федерации может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность),

Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.

Имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе.

Несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Может обучаться вождению мотоцикла.

Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.

Может вступать в молодежные общественные объединения.

Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).

Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

Может быть исключен из школы за нарушения.

15 лет подросток

Пятнадцатилетний гражданин имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия (сокращенная рабочая неделя — 24 часа, другие трудовые льготы).

16 лет подросток

- несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка, при установлении их отцовства (материнства) вправе самостоятельно осуществлять родительские права;

- имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя — 36 часов);

- имеет право управлять мопедом при езде по дорогам;

- имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора;

-может  быть  объявлен   в  установленном  законом   порядке  полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью. Подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних); за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем имеет право  на  вступление  в  брак с разрешения  органов  местного порядке. Несет уголовную ответственность за любые преступления.

17 лет подросток

Семнадцатилетний гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).

18 лет

Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.8

Консультация для родителей

«Гиперактивный ребёнок»

      Если ваш ребенок не сидит на месте, его внимание рассеянно, он неуправляем, не умеет общаться со сверстниками и играть с ними, быстро утомляется, имеет плохой аппетит, вполне вероятно, что ваш ребенок гиперактивен. Так же такому ребенку присуще задержка фразовой речи, невнимательность, слабая регуляция контроля своего поведения, неспособность «оставаться одному».

 Ключевой признак гиперактивности – неспособность сосредотачивать внимание в течение достаточно долгого времени (в соответствии с возрастом) и чересчур импульсивное поведение.

Обществу необходимо понимать, что такие дети  не «лентяи» и не «плохо воспитаны»,  просто они другие.

Вот несколько рекомендаций родителям «особенных» детей.

  • Необходимо стремиться к тому, чтобы ваше отношение к ребенку изменилось в сторону лучшего его понимания.
  • В воспитании нужно избегать крайностей: проявлений чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и постановкой перед ним завышенных требований, которые он не в состоянии выполнять, - с другой.
  • Учитывать  недостатки вашего ребенка, а не его злой умысел.
  • Частое изменение указаний и колебания в настроении родителей оказывает на такого ребенка глубокое негативное воздействие.
  • Совместно с ребенком в позитивной форме создать «Правила» о том, что можно делать и нужно, а чего нельзя. Ребенок должен знать, какого поведения от него ждут.
  • Каждое занятие или деятельность должны заканчиваться на положительном подкреплении, что помогает повысить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Поощрять за все деятельности, которые требуют концентрации внимания (например, конструирование, лепка, раскрашивание, рисование, настольные игры, чтение).
  • Избегать повторения слов «нельзя», «нет», достаточно сказать один раз.
  • Говорить всегда сдержанно, спокойно, мягко. При эмоциональном напряжении сдерживать ребенка, молчать, прижимать его к себе, отвлекать, переключать внимание.
  • Избегать, по возможности скопление людей, пребывания в крупных магазинах и других шумных местах.

 Помните, что детям с гиперактивностью присущи недостатки в поведении, но с помощью перечисленных мер можно удерживать их под разумным контролем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Семинар-практикум «Комнатные растения».

научить воспитателей ДОУиспользовать комнатные растения при оформлении групп детского сада....

Методическая разработка: "Семинар-практикум для родителей "Какие игрушки нужны вашему малышу"

Пример семинара-практикума для проведения с родителями детей раннего возраста. Практические задания "Ярмарка" и "Изготовление игрушки" позволят сделать встречу с родителями менее формальной. К материа...

Методическая разработка семинара практикума для воспитателей ДОУ "Играем вместе с детьми"

Разработка предназначена для проведения методических семинаров в ДОУ с педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста. Материалы посвящены актуальной теме игрового развития дошкольника, важност...

Методическая разработка семинара-практикума для педагогов ДОУ

Методическая разработка семинара-практикума для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»...

методическая разработка семинара- практикума "Олтун-онлэ"

Методическая разработка семинара-практикума "Олтун-Онлэ", посвященного дню рождения ХМАО-Югры...