Методическая разработка семинара-практикума для педагогов ДОУ
материал по теме
Методическая разработка семинара-практикума для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_pedagoga_s_roditelyami_vospitannikov.docx | 22.64 КБ |
vzaimodeystvie_semi_s_detskim_sadom.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Лесная сказка»
г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Методическая разработка семинара-практикума для педагогов МБДОУ
«Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»
воспитатель:ИвлеваН.Г.
сентябрь, 2015г.
Конспект методической разработки семинара-практикума для педагогов МБДОУ.
Тема: «Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»
Цель: Способствовать осознанию педагогом своей позиции в общении с родителями.
Задачи: Актуализировать знания педагогов по вопросам организации сотрудничества с родителями воспитанников; развивать у педагогов инициативу, творчество.
Форма: семинар-практикум.
Время проведения: 1час.
Предварительная работа: анкетирование педагогов.
Ход:
1. Приветствие участников семинара – практикума. Актуальность темы.
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в ходе общественного и домашнего воспитания. Каждая семья имеет массу индивидуальных особенностей, по-разному реагирует на вмешательство извне. В связи с этим, необходимо подбирать разные подходы к взаимодействию с разными типами семей.
Анализируя создавшееся положение в сфере взаимодействия педагогов и семей, можно отметить следующие факты:
• Ориентация на семью вообще, без учета различий в возрасте, образовании, культурной ориентации, взглядов на воспитание детей;
• Неумение ставить конкретные задачи в работе с родителями и выбирать адекватные методы;
• Недооценка роли семьи в воспитании детей и вытекающая отсюда формальность в работе с родителями;
• Использование, в основном, традиционных методов общения с родителями.
• Основные поводы взаимодействия родителей и педагогов, - ситуативные связанные с поведением и обучением ребенка (чем занимался, как спал, что ел, как себя чувствовал) и организационные (что-то принести, выучить дома, оплата за посещение сада, помощь группе)
Главная задача взаимодействия воспитателя и семьи - поиск путей решения всевозможных проблем. Традиционные формы работы с родителями не дают такой возможности, поскольку в основной своей массе созданы для воздействия на широкий коллектив родителей всей группы.
Для того, чтобы работа с родителями не была формальностью, отношения семьи и детского сада должны строиться на основе понятий:
- «сотрудничество»- это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
- «взаимодействие»- способ организации совместной деятельности с помощью общения, на основании открытости обеих сторон.
2. Взаимодействие ДОУ с родителями предполагает разнообразие форм и методов работы. Оно направлено на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них умений и навыков в воспитании детей.
Все виды встреч с родителями условно можно разделить на несколько типов.
•Организационные
, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;
•Тематические
, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников группы;
•Собрания-диспуты
, направленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;
•Собрания-практикумы,
направленные на освоение родителями конкретных приёмов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в образовании.
•Отчетные, итоговые
, имеющие цель обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.
• Информационно-просветительские, посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением.
Практическое упражнение «Формы общения с родителями».
Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Порой педагоги не могут отказаться от устаревших форм и методов в силу своих профессиональных привычек.
Сейчас мы попытаемся составить классификацию методов работы с родителями, использовав при этом перевод традиционных (формальных) форм сотрудничества в нетрадиционные (неформальные) .
Традиционные формы работы Нетрадиционные формы работы
Родительские собрания Круглый стол, вечер вопросов и ответов, встречи по интересам, педагогическая гостиная, игры, походы, родительские вечеринки
Беседы 15-минутки, дискуссии, чайные паузы
Консультации Телефон доверия, устные журналы, семинары-практикумы, Встречи отцов, встречи мам, «Дискуссионные качели», «круглый стол с острыми углами».
Анкетирование Рефлективные листы, видеоопрос, тестирование
блицопрос
Информационно-стендовый материал Выпуск газеты ДОУ, памятки, буклеты, рекламки, выставки-презентации, альбомы-эстафеты и др.
Упражнение «Войди в круг»
Цель: демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.
Ход: Все педагоги встают в круг и крепко держатся за руки - это круг родителей. Один участник остается за кругом – воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т. е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова.
Анализ выполнения :
-Легко ли вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?
-Какие чувства вы испытывали, выполняя упражнение?
-Как вы считаете, общаясь с родителями детей вашей группы, находитесь ли вы в кругу или за кругом?
3. Существует ряд методов, которые способствуют интеграции родителей и педагогов, делают общение обеих сторон неформальным.
•Обмен карточками-переписками
В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленную картонную карточку. При этом должно соблюдаться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме. Затем родители должны заполнить свою часть карточки, также записав, чем ребенок занимался вечером дома, какие у него были успехи и достижения. Воспитатель, получив утром новую информацию о ребенке, тоже может сделать определенные выводы, а также поощрить ребенка, опираясь на информацию, полученную от родителей. Это способствует установлению взаимопонимания и доверительных взаимоотношений между педагогом и родителем, появлению согласованности в действиях взрослых.
•«Цветок достижений»
В ежедневной информации для родителей можно закрепить на шкафчике, в раздевалке, цветок, вырезанный из яркого картона. В центре цветка - фотография ребенка, а на лепестках, соответствующим дням недели -информация о результатах ребенка, которыми он гордится. В младших группах текст вписывают воспитатели, а в подготовительной группе заполнение цветков достижений можно поручить детям. Родители, приходя вечером в детский сад, спешат узнать, чего же добился их ребенок в течение дня, каковы его успехи. Здесь решаются сразу несколько педагогических задач: установление взаимопонимания между семьей и педагогами, повышение самооценки ребенка, повышение знаний родителей.
•«Альбом – эстафета»
Педагоги предлагают родителям группы рассказать о своих семейных традициях, правилах, методах воспитания на страницах «альбома», который может быть представлен в виде папки с файлами. Рассказ может соответствовать определенной теме, дополняться фотографиями семьи. Данная нетрадиционная форма работы развивает взаимодействие родителей с педагогами, расширяет самосознание родителей.
•«Почтовый ящик»
Это форма переписки педагогов с родителями, посредством которой в Ящик складываются вопросы, предложения, советы от родителей по разнообразным аспектам воспитания, развития детей. Ответы на вопросы могут быть адресованы специалистам ДОУ, оформляются на стенде либо организуется индивидуальная беседа с родителями.
•Памятки
Это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чем либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом.
Существует также ряд нетрадиционных методов, которые можно использовать для активизации родителей на традиционных встречах.
•«Острое блюдо»
Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, под музыку раздаются родителям. Время для ответа – 1-3 мин. Родители отвечают только по желанию.
•«Успешное общение»
начинается со слов: «Я горжусь… », «Мне приятно сказать… », «У меня хорошо получается… », «Мне нравиться в себе… » и др. Возможность рассказать о своих положительных качествах предоставляется крайне редко, а данный прием повышает самооценку, учит искать положительное в себе.
•«Интервью»
. Один из участников родительского собрания садится в центр круга. На время он становиться министром образования, заведующим ДОУ или воспитателем и т. д. Группа может задать ему 3-5 вопросов, тем или иным образом связанных с темой собрания.
•«Шапка вопросов»
Суть задания в том, что родители сочиняют друг для друга вопросы-записки, которые кладут в шапку, потом по очереди достают их, отвечают и передают шапку далее.
4. ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ СЕМИНАРА:
эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от положительного настроя обеих сторон, гибкого индивидуального подхода, умения заинтересовать неформальными приемами общения.
Приложение 1
Анкета для педагогов
Уважаемые педагоги!
Примите, пожалуйста, участие в опросе с целью изучения особенностей работы воспитателя с родителями и трудностей, которые Вы испытываете в этом сложном аспекте деятельности. Ваши искренние и полные ответы позволят осуществлять направленную методическую помощь в подготовке к взаимодействию с родителями.
1. Считаете ли вы необходимой работу с родителями воспитанников в ДОУ? Обоснуйте ваше мнение.
2. Испытываете ли вы трудности в организации общения с родителями?
3. Каковы причины этих трудностей?
-недостаток знаний у педагога,
-неумение вступать в диалог,
-излишняя застенчивость, робость,
-непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства,
другие
4. Какие формы общения вы используете в своей работе?
5. Как вы считаете, нужна ли специальная подготовка воспитателя к работе с родителями?
6. Если да, то в чём, по вашему мнению, она должна заключаться?
7. Назовите нетрадиционные формы работы с родителями, которые вы используете на практике.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Лесная сказка»
г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Консультация для воспитателей
«Взаимодействие семьи с детским садом: проблемы и пути их решения».
воспитатель:Ивлева Н.Г.
сентябрь, 2015г.
Деятельность воспитателя детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа в семье учитывает современные подходы к этой Проблеме. Главная тенденция — обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменение в системе «воспитатель — родитель». Желание узнать что-то новое подразумевает готовность расстаться со сложившимся порядком вещей. Нежелание знать — неадекватный способ самозащиты личности. Мотивы, побеждающие к взаимодействию с семьей. И каждая группа требует подхода, в которой отражалось бы понимание возрастных и жизненных задач, а так же владение принципами работы семей.
Такими принципами являются:
• отказ от критики участников процесса обучения;
• обеспечение свободы мнений;
• уважение плюрализма жизненных позиций;
• удовлетворение познавательного интереса.
Методы работы с семьей: поисково — учебный процесс с поставленной проблемой и поиском решения.
Основные задачи:
• активизировать родителей и добиться единства воспитательного взаимодействия со стороны взрослых;
• научить быть четким к запросам семьи и компетентным в решение современных задач в воспитании и образовании. Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
По-моему мнению в настоящее время общение родителей и педагогов осложнено проблемами:
• барьер общения воспитателя и родителя традиционно складывается как императивное. Педагог в силу профессиональной склонности директивно и авторитарно старается воздействовать на родителя, принудить действием.
При всей своей полезности этот подход к взаимодействию с семьей является стрессовым фактором для обоих участников педагогического процесса (педагога и родителей), так как необходимо преодолеть педагогу естественное сопротивление родителей, не доверия «нежелание знать» — как неадекватный способ самозащиты личности. Это происходит, потому что родители — являются взрослыми людьми, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное виденье проблемы. А так же авторитарный метод работы с родителями воспринимается ими как всякий жизненный неуспех, не удача в освоении новой информации. Это наносит серьезную психологическую травму. Я думаю, что работа с родителями должна давать удовлетворение, вносить благотворные перемены. Для этого необходимо включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателем).
Это приводит к изменению всех участников педагогического процесса: ребенка, педагога, самих родителей. Поэтому я считаю, необходимым для себя как педагога изучать инновационные направления в работе с семьей. Так как сегодня уже не достаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо заниматься самообразованием постоянно. В целях оптимизации взаимодействия педагогов и родителей нужно отойти от традиционных форм (собраний, консультаций, ширм) и выбрать те новые формы работы.
Цель совместной деятельности с родителями — повышение эффективности осознанного включения в родителей в единый совместный с педагогами процесс воспитания ребенка. Постановка задач помогает выделять основные блоки работы с родителями:
• информационный;
• педагогический;
• просвещение, включения родителей в деятельность.
I. Информационный блок может включать в себя следующие мероприятия:
• системное анкетирование родителей по всем направлениям работы ДОУ, отслеживание удовлетворенностью работы детского сада;
• родители получают информацию о деятельности детского сада через групповые газеты;
• информационные стенды;
• видеоинформацию на родительских собраниях (снимать на видеокамеру занятия, режимные моменты, праздники, мероприятия по здоровью сбережению, затем показывать видео родителям на собрании. Особенно должна быть востребована эта форма деятельности в 1 младшей группе, когда родители в виду возраста ребенка не могут наблюдать воспитательно — образовательный процесс непосредственно). Для закрепления новых форм работы по информированию родителей сложно объявить конкурс газет во всех группах детского сада, составлять публичный отчет о деятельности детского сада.
II. Педагогическое просвещение можно реализовать через:
• организацию общих родительских собраний, конференций;
• представление опыта семейного воспитания на родительских собраниях (где родители заранее готовятся по тематике собрания), и имеют возможность представить свой опыт воспитания другим родителям;
• оформление папок опыта воспитания в семье;
• праздник «День рождения», который подготовят родители;
• организацию выставок «Любимые занятия ребенка», «общение ребенка в семье» и прочее;
• участие родителей в усилении материально — технической базы ДОУ: в каждой группе родители могут принимать участие в создании дидактических игр, постройке мебели, обновлении театральных уголков, кукол, а также участие родителей обновить прогулочные участки для детей.
Отчетные собрания с концертом воспитанников детского сада. Участие родителей в подготовке и выступления на районах фестивалях детского дошкольного творчества. Родительский комитет должен работать системно. Результативность работы с родителями должна отслеживаться в двух направлениях: посещаемость и включенность.
Я считаю, что модель взаимодействия детского сада и семьи, должна в первую очередь, реализовывать интересы ребенка.
Ребенок и его интересы должны находиться в центре внимания всех субъектов образования. Эти формы работы получили высокую оценку родителей, которые согласно опросу, находят их информативными, интересными и инновационными.
Я думаю, что если построить работу с родителями таким образом, то мы можем повысить педагогические знания и способствовать гуманизации воспитательно — образовательного процесса, а также включать родителей в развивающее педагогическое пространство, как равноправных субъектов (на ряду с воспитателем).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Семинар-практикум для педагогов ДОУ: "Игрушки и пособия из бросового материала своими руками"
Сценарий семинара-практикума, презентация, буклет...
Методическая разработка Семинар-практикум для педагогов и специалистов ГБДОУ по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников
Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу в 2019 году, в разделе Характеристика обобщенных трудовых функций, среди трудовых действий в педагогической деятельности по реализации...
Методическая разработка семинара – практикума педагога - психолога для воспитателей на тему: «Агрессия в жизни ребенка»
Методическая разработка занятия семинара - практикума для воспитателей по знакомству с проявлениями, причинами и способами реагировния взрослого на детскую агрессию....
Методическая разработка семинара-практикума для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством LEGO – конструирования»
Работа по развитию связной речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания....
Методическая разработка. "Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Психологическое здоровье педагога"
Цель: Повышение уровня компетентности педагога в области психологического здоровья.Задачи:Информирование педагогов о способах сохранения и укрепления психологического здоровьяФормирование предста...
Методическая разработка «Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Экспресс-приемы снятия эмоционального напряжения»
Методическая разработка«Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Экспресс-приемы снятия эмоционального напряжения»Цель: Обучение педагогов экспресс-методам снятия эмоционального напряжен...
Методическая разработка семинара-практикума для педагогов "Папье-маше. Бумажный мир детства."
В рамках проектной деятельности, проводимой в нашей группе по ознакомлению с традициями и бытом Кубанских казаков, нами был проведён ряд образовательных мероприятий. Дети окунулись в прошлое кубанског...