НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
консультация

Мясникова Оксана Дмитриевна

Основой нравственного воспитания является культура общества, семьи, детского учреждения – той среды, в которой проживает ребёнок со своими родными и сверстниками, где происходит становление и развитие его личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

                                      «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» 

В.А. Сухомлинский

В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребёнка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Самая большая опасность нашего общества на сегодняшний день в том, что происходит разрушение личности. Материальные ценности доминируют над духовными, всё чаще наблюдается пример детской жестокости, агрессии по отношению друг к другу, близким и родным людям разного возраста, а так же к природе и животным. Под влиянием далеко не нравственных примеров через просмотр мультфильмов у детей наблюдается искажённое представление о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости. У современных детей преобладает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Основой нравственного воспитания является культура общества, семьи, детского учреждения – той среды, в которой проживает ребёнок со своими родными и сверстниками, где происходит становление и развитие его личности. Культура – это прежде всего, система ценностей, закреплённая в традициях и необходимая для удовлетворения духовных потребностей человека.

В принятом Законом положении о ФГОС отмечено: одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения и интересов человека, семьи, общества.

Нравственное воспитание детей раннего возраста одна из основных задач нашего общества. Маленький ребёнок входит в мир, в котором встречается не только с добром, но и со злом, где он должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо формировать нравственные качества ребёнка, именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды. Детям объясняем, что все дети одинаковые, но поступки у всех разные. Нет детей «плохих и хороших», а есть поступки, которые они совершают.

В раннем возрасте ребёнок начинает понимать определённые нравственные правила поведения. Понимание правил и норм поведения основано на собственном опыте ребёнка, когда он осознаёт негативные последствия при нарушении правил и позитивные при соблюдении.

В активном словаре ребёнка мало слов, обозначающих нравственные категории, используется оценка, этические понятия: «хорошо - плохо», «добро - зло».

Работая с детьми раннего возраста, поставила задачу – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием нашего народа через устное народное творчество.

Песенки, потешки, пестушки, сказки, пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребёнка. Устному народному творчеству присущи нравственные качества, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и т.д. Благодаря фольклору, ребёнок легче входит в окружающий его мир, через сопереживание героям, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивая представления народа о красоте, знакомится с обычаями, обрядами, что и является духовным наследием народа. Ознакомление детей с разными жанрами устного народного творчества происходит во время занятий по ознакомлению с художественной литературой, а так же во всех видах детской деятельности на протяжении всего времени пребывания ребёнка в детском саду.

В группе создаются необходимые условия для наглядного и действенного ознакомления детей с фольклором. Создан Центр речевого развития в группе, разработаны картотеки «Сказок», «Потешек», «Колыбельных песен», «Пальчиковых игр и упражнений», «Народных  подвижных игр», «Хороводных игр». Подобран иллюстрированный материал по всем жанрам устного народного творчества. При создании Центра учитывались необходимые условия: безопасность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, расположение, доступность, достаточность. Центр речевого развития общими усилиями, совместно с родителями, старались эстетично оформить, чтобы  привлечь внимание и радовать глаза детей. В течение дня привлекаем внимание детей к рассматриванию иллюстраций, проговариванию потешек, сказок. Учим детей, как правильно обращаться с книгами, после просмотра раскладывать игры и книги по местам, смотреть книги в отведённом месте.

В Центре театрализованных игр имеются все виды театра для малышей: «На фланелеграфе», «Кукольный театр», «Теневой театр», «Пальчиковый театр», «Настольный театр» по сказкам для детей раннего возраста («Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Коза с козлятами», «Репка» и др.), всё необходимое для ряженья, где подобраны элементы костюмов  сказочных героев: шапочки, маски, корзинки, накидки, косынки, сарафаны, кепки, косоворотки, юбки, кокошники и др..

Подбирается иллюстрированный материал по сказкам, потешкам и оформлены тематические альбомы, как для занятия, так и для рассматривания детьми в утренний и вечерний отрезок времени: при умывании, кормлении, одевании, укладывании спать, и др.

В рамках тематической недели планируются заучивание потешек, игр, песенок, хороводных игр, по заданной теме. Например, детям очень нравится простое инсценирование сюжета в хороводах: «Заинька, топни ножкой», «Ходит Ваня посреди кружочка», «Карусель».

Занятия по изобразительной деятельности через лепку и рисование «Водичка, водичка», «Светит солнышко в окошко», «Украсим Маше варежку», «Угощение для коровушки», «Домик для Петушка», «Домик для собачки Жучки», «Прянички для Кисоньки Мурысоньки», «Для мамочки испечём оладушки», и т.д.

Родители являются активными участниками образовательного процесса. Совместная деятельность родителей, детей и педагогов определяет главную цель – организацию новой культурно-образовательной среды, где основной ценностью остаётся личность ребёнка, развитие его способностей и позитивного отношения к окружающему миру. На информационном стенде обновляется информация, помогающая и направляющая родителей в воспитании детей, особенно пользуется успехом выставка книг наших педагогов В.А. Сухомлинского, Д. С. Лихачева, А. С. Маккаренко. Активно ведётся рубрика «Как провести выходной день всей семьёй»,«Учим вместе с детьми». Обновляются консультации для родителей «Как использовать устное народное творчество», «Папа,  почитай мне книжку», «Говорушечка с книгой в руках» и т.д. Родители принимают участия в мастер-классах, проектах. В нашем детском саду стало доброй традицией проводить народный праздник «Масленицу» с катанием детей на лошади в расписных санях, чаепитие с блинами. Дети старшего дошкольного возраста  устраивают театральные представления с показом русских народных сказок для малышей. Родители принимают участие в изготовлении «Театра на ладошке», конкурсах рисунков на тему «Моя любимая сказка», «Рисуем потешку», «Любимое животные из сказок» и др.

Я считаю, что нравственное воспитание детей с помощью устного народного творчества позволяет ребёнку почувствовать себя нужным своей маме и своему папе, поверить в добро и справедливость.

Использование фольклора на занятиях позволяет сравнить «как было» и «как есть», «как нужно и как не нужно» поступать в определённых случаях. Дети любят театрализованные игры, они живут одной жизнью с героями инсценировок и драматизаций, являются активными участниками, самостоятельно пытаются повторять сказки, преобразовать инсценировки в кругу сверстников, включают их в сюжетно-ролевые игры, у детей развивается эмоциональная сфера. «Сказка – это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений» В.А. Сухомлинский.

Литература:

  1. Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание», Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2010 г.
  2. Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду», Санкт-петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.
  3. Зязева Л.К. «Мир детства в традиционной культуре», Моска,1993 г.
  4. Иванова В.М. «Игра как средство нравственного воспитания младших дошкольников в семье», Москва, Знание, 1983 г.
  5. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду», Москва, ТЦ  СФЕРА, 2006 г.
  6. Картушина М.Ю. «Забавы для малышей»/ Театрализованные развлечения  для детей 2-3 лет, ТЦ СФЕРА, Москва, 2007 г.
  7. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» / Программа. Учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  8. Сухомлинский В. А. «Родительская педагогика», ООО Издательство «Питер», 2017 г. Серия «Родителям о детях», 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на всестороннее формирование личности ребёнка. Поэтому я, считаю необходимым использовать все виды фольк...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное народное творчество

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится весьма небезопасной для него. И наша задача дать каждому ребенку основные понятия...

Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество.

Развитие речи детей дошкольного возраста  через устное народное творчество....

Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством устного народного творчества

Материалы презентации на тему: "Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством устного народного творчества"....

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»...