НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
консультация
Основой нравственного воспитания является культура общества, семьи, детского учреждения – той среды, в которой проживает ребёнок со своими родными и сверстниками, где происходит становление и развитие его личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
«Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»
В.А. Сухомлинский
В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребёнка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Самая большая опасность нашего общества на сегодняшний день в том, что происходит разрушение личности. Материальные ценности доминируют над духовными, всё чаще наблюдается пример детской жестокости, агрессии по отношению друг к другу, близким и родным людям разного возраста, а так же к природе и животным. Под влиянием далеко не нравственных примеров через просмотр мультфильмов у детей наблюдается искажённое представление о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости. У современных детей преобладает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Основой нравственного воспитания является культура общества, семьи, детского учреждения – той среды, в которой проживает ребёнок со своими родными и сверстниками, где происходит становление и развитие его личности. Культура – это прежде всего, система ценностей, закреплённая в традициях и необходимая для удовлетворения духовных потребностей человека.
В принятом Законом положении о ФГОС отмечено: одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения и интересов человека, семьи, общества.
Нравственное воспитание детей раннего возраста одна из основных задач нашего общества. Маленький ребёнок входит в мир, в котором встречается не только с добром, но и со злом, где он должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо формировать нравственные качества ребёнка, именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды. Детям объясняем, что все дети одинаковые, но поступки у всех разные. Нет детей «плохих и хороших», а есть поступки, которые они совершают.
В раннем возрасте ребёнок начинает понимать определённые нравственные правила поведения. Понимание правил и норм поведения основано на собственном опыте ребёнка, когда он осознаёт негативные последствия при нарушении правил и позитивные при соблюдении.
В активном словаре ребёнка мало слов, обозначающих нравственные категории, используется оценка, этические понятия: «хорошо - плохо», «добро - зло».
Работая с детьми раннего возраста, поставила задачу – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием нашего народа через устное народное творчество.
Песенки, потешки, пестушки, сказки, пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребёнка. Устному народному творчеству присущи нравственные качества, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и т.д. Благодаря фольклору, ребёнок легче входит в окружающий его мир, через сопереживание героям, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивая представления народа о красоте, знакомится с обычаями, обрядами, что и является духовным наследием народа. Ознакомление детей с разными жанрами устного народного творчества происходит во время занятий по ознакомлению с художественной литературой, а так же во всех видах детской деятельности на протяжении всего времени пребывания ребёнка в детском саду.
В группе создаются необходимые условия для наглядного и действенного ознакомления детей с фольклором. Создан Центр речевого развития в группе, разработаны картотеки «Сказок», «Потешек», «Колыбельных песен», «Пальчиковых игр и упражнений», «Народных подвижных игр», «Хороводных игр». Подобран иллюстрированный материал по всем жанрам устного народного творчества. При создании Центра учитывались необходимые условия: безопасность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, расположение, доступность, достаточность. Центр речевого развития общими усилиями, совместно с родителями, старались эстетично оформить, чтобы привлечь внимание и радовать глаза детей. В течение дня привлекаем внимание детей к рассматриванию иллюстраций, проговариванию потешек, сказок. Учим детей, как правильно обращаться с книгами, после просмотра раскладывать игры и книги по местам, смотреть книги в отведённом месте.
В Центре театрализованных игр имеются все виды театра для малышей: «На фланелеграфе», «Кукольный театр», «Теневой театр», «Пальчиковый театр», «Настольный театр» по сказкам для детей раннего возраста («Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Коза с козлятами», «Репка» и др.), всё необходимое для ряженья, где подобраны элементы костюмов сказочных героев: шапочки, маски, корзинки, накидки, косынки, сарафаны, кепки, косоворотки, юбки, кокошники и др..
Подбирается иллюстрированный материал по сказкам, потешкам и оформлены тематические альбомы, как для занятия, так и для рассматривания детьми в утренний и вечерний отрезок времени: при умывании, кормлении, одевании, укладывании спать, и др.
В рамках тематической недели планируются заучивание потешек, игр, песенок, хороводных игр, по заданной теме. Например, детям очень нравится простое инсценирование сюжета в хороводах: «Заинька, топни ножкой», «Ходит Ваня посреди кружочка», «Карусель».
Занятия по изобразительной деятельности через лепку и рисование «Водичка, водичка», «Светит солнышко в окошко», «Украсим Маше варежку», «Угощение для коровушки», «Домик для Петушка», «Домик для собачки Жучки», «Прянички для Кисоньки Мурысоньки», «Для мамочки испечём оладушки», и т.д.
Родители являются активными участниками образовательного процесса. Совместная деятельность родителей, детей и педагогов определяет главную цель – организацию новой культурно-образовательной среды, где основной ценностью остаётся личность ребёнка, развитие его способностей и позитивного отношения к окружающему миру. На информационном стенде обновляется информация, помогающая и направляющая родителей в воспитании детей, особенно пользуется успехом выставка книг наших педагогов В.А. Сухомлинского, Д. С. Лихачева, А. С. Маккаренко. Активно ведётся рубрика «Как провести выходной день всей семьёй»,«Учим вместе с детьми». Обновляются консультации для родителей «Как использовать устное народное творчество», «Папа, почитай мне книжку», «Говорушечка с книгой в руках» и т.д. Родители принимают участия в мастер-классах, проектах. В нашем детском саду стало доброй традицией проводить народный праздник «Масленицу» с катанием детей на лошади в расписных санях, чаепитие с блинами. Дети старшего дошкольного возраста устраивают театральные представления с показом русских народных сказок для малышей. Родители принимают участие в изготовлении «Театра на ладошке», конкурсах рисунков на тему «Моя любимая сказка», «Рисуем потешку», «Любимое животные из сказок» и др.
Я считаю, что нравственное воспитание детей с помощью устного народного творчества позволяет ребёнку почувствовать себя нужным своей маме и своему папе, поверить в добро и справедливость.
Использование фольклора на занятиях позволяет сравнить «как было» и «как есть», «как нужно и как не нужно» поступать в определённых случаях. Дети любят театрализованные игры, они живут одной жизнью с героями инсценировок и драматизаций, являются активными участниками, самостоятельно пытаются повторять сказки, преобразовать инсценировки в кругу сверстников, включают их в сюжетно-ролевые игры, у детей развивается эмоциональная сфера. «Сказка – это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений» В.А. Сухомлинский.
Литература:
- Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание», Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2010 г.
- Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду», Санкт-петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.
- Зязева Л.К. «Мир детства в традиционной культуре», Моска,1993 г.
- Иванова В.М. «Игра как средство нравственного воспитания младших дошкольников в семье», Москва, Знание, 1983 г.
- Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду», Москва, ТЦ СФЕРА, 2006 г.
- Картушина М.Ю. «Забавы для малышей»/ Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет, ТЦ СФЕРА, Москва, 2007 г.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» / Программа. Учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Сухомлинский В. А. «Родительская педагогика», ООО Издательство «Питер», 2017 г. Серия «Родителям о детях», 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/26/picture-922927-1650968955.jpg)
«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества (детского фольклора)»
Рождественские чтения. Духовно-нравственное воспитание....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/16/picture-1226288-1584347424.jpg)
Повышение речевой активности на протяжении детей раннего возраста через устное народное творчество
Формиование речи на протяжении на первых лет жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/03/picture-1182072-1572750797.jpg)
Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество
В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на всестороннее формирование личности ребёнка. Поэтому я, считаю необходимым использовать все виды фольк...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/21/picture-1255605-1632245131.jpg)
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное народное творчество
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится весьма небезопасной для него. И наша задача дать каждому ребенку основные понятия...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/14/picture-1304507-1613301704.jpg)
Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество.
Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/06/picture-1383500-1644173101.jpg)
Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством устного народного творчества
Материалы презентации на тему: "Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством устного народного творчества"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/26/picture-1497945-1701016858.jpg)
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»...