Презентация "Духовно-нравственное воспитание у детей раннего возраста через устное народное творчество"
презентация к уроку по художественной литературе (младшая группа)

Осипова Марина Александровна

Работу по духовно-нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к устному народному творчеству, и проводить её в течение всего года. Знакомство с русскими народными сказками, песенками, потешками,  включая в себя использование всех видов фольклора, проводится не только на занятиях, но и во время проведения режимных моментов. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание у детей раннего возраста через устное народное творчество Подготовила воспитатель I младшей группы Осипова Марина Александровна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 комбинированного вида»

Слайд 2

« Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать ». В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Самая большая опасность нашего общества на сегодняшний день в том, что происходит разрушение личности. Материальные ценности доминируют над духовными, всё чаще наблюдается пример детской жестокости, агрессии по отношению друг к другу, близким и родным людям разного возраста, а так же к природе и животным. Под влиянием далеко не нравственных примеров через просмотр мультфильмов у детей наблюдается искажённое представление о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости. У современных детей преобладает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Слайд 4

Поэтому самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Именно здесь закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности. Для ребенка важно, чтобы его не только оберегали и поддерживали, но и показывали, куда идти, к чему стремиться. Все начинается с малого: от любви и сострадания к птичке, бережного отношения к цветку – до уважения, заботливого отношения к своим родным, старшим, и, в конечном счете, – преданности своей Родине.

Слайд 5

Работу по духовно-нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к устному народному творчеству, и проводить её в течение всего года. Знакомство с русскими народными сказками, песенками, потешками , включая в себя использование всех видов фольклора, проводится не только на занятиях, но и во время проведения режимных моментов.

Слайд 6

Картотеки, папки-передвижки для родителей

Слайд 7

Танцевальный и песенный фольклор

Слайд 8

Игровой фольклор хороводные игры

Слайд 9

Календарный фольклор Масленица

Слайд 11

Яблочный спас

Слайд 12

Пасха

Слайд 14

Сказки

Слайд 15

Виды театра В центре театральной деятельности имеются разные виды театра: Пальчиковый театр

Слайд 16

Настольный театр «Теремок» «Репка» «Курочка Ряба» «Колобок» «Колобок»

Слайд 17

Театр Би-ба-бо

Слайд 18

Театр масок

Слайд 19

Использование настольного театра в НОД по развитию речи Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, заяц, лиса и т. д., пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я тебя съем)

Слайд 20

Использование театра Би-ба-бо Кукольный театр « Би-ба-бо » - атрибуты надеваются на руку, обычно действую на ширме. После представления даю возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес детей после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, повторяют фразы и предложения из текста сказки. Рассказывание сказки «Репка» с элементами показа и с частичным проговариванием текста Рассказывание потешки «Кисонька, мурысонька …» с элементами показа и проговариваем текста

Слайд 21

Использование пальчикового театра Пальчиковый театр. Атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате. Упражнение на звукоподражание: дети имитируют голоса животных

Слайд 22

Инсценировка сказки «Курочка Ряба»

Слайд 23

Инсценировка сказки «Репка»

Слайд 24

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее и станет его и нашей жизнью.

Слайд 25

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 20 комбинированного вида»

Духовно-нравственное воспитание
у детей раннего возраста
через устное народное творчество

Подготовила воспитатель:

I младшей группы

Осипова Марина Александровна

г. Богородицк, 2022 г.

Хотелось бы начать своё выступление с высказывания известного советского педагога Василия Александровича Сухомлинского «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Самая большая опасность нашего общества на сегодняшний день в том, что происходит разрушение личности. Материальные ценности доминируют над духовными, всё чаще наблюдается пример детской жестокости, агрессии по отношению друг к другу, близким и родным людям разного возраста, а так же к природе и животным. Под влиянием далеко не нравственных примеров через просмотр мультфильмов у детей наблюдается искажённое представление о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости. У современных детей преобладает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Поэтому самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Именно здесь закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности. Для ребенка важно, чтобы его не только оберегали и поддерживали, но и показывали, куда идти, к чему стремиться. Все начинается с малого: от любви и сострадания к птичке, бережного отношения к цветку – до уважения, заботливого отношения к своим родным, старшим, и, в конечном счете, – преданности своей Родине.

Работу по духовно-нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к устному народному творчеству, и проводить её в течение всего года. Знакомство с русскими народными сказками, песенками, потешками,  включая в себя использование всех видов фольклора, проводится не только на занятиях, но и во время проведения режимных моментов. И сейчас я вам покажу на примере нашего детского сада, как мы работаем по этому направлению.

Ну, во-первых, конечно же подготавливаем различные картотеки, папки-передвижки для родителей.

Танцевальный и песенный фольклор.

Игровой фольклор, который играет важную роль в раннем возрасте. Это хороводные игры («Каравай», «Карусель») и игры-догонялки («У медведя во бору», «Кот и мыши»).

Календарный фольклор – участие малышей в календарно-обрядовых праздниках детского сада: масленица, яблочный спас, пасха и другие. Это праздники, которые можно отметить всем детским садом, способствуют расширению знаний о традициях русского народа, развивают интерес к ним.

Русские народные сказки. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа, свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Они воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка так же не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Сказки воспитывают доброту и отзывчивость («Теремок»), коллективизм («Репка»), смекалку и находчивость («Маша и медведь», «Три медведя»), порицают хвастовство («Колобок»).

В Центре театрализованных игр имеются все виды театра для малышей: «На фланелеграфе», «Кукольный театр», «Теневой театр», «Пальчиковый театр», «Настольный театр» по сказкам для детей раннего возраста, всё необходимое для ряженья, где подобраны элементы костюмов  сказочных героев: шапочки, маски, корзинки, накидки, косынки, сарафаны, кепки, юбки, кокошники и др.

Итог: Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее и станет его и нашей жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на всестороннее формирование личности ребёнка. Поэтому я, считаю необходимым использовать все виды фольк...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное народное творчество

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится весьма небезопасной для него. И наша задача дать каждому ребенку основные понятия...

Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество.

Развитие речи детей дошкольного возраста  через устное народное творчество....

Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста через устное народное творчество .

Дошкольный возраст – важный период, когда формируется личность и закладываются прочные основы безопасной жизнедеятельности.Безопасность - это не сумма знаний, а необходимость формирования ответс...

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Основой нравственного воспитания является культура общества, семьи, детского учреждения – той среды, в которой проживает ребёнок со своими родными и сверстниками, где происходит становление и ра...