Формирование личных границ у ребенка
статья
В статье рассматривается проблема определения границ психологического пространства личности. Представлены рекомендации родителям по выстраиванию границ во взаимоотношениях с ребенком для формирования доверетильных отношений и гармоничного развития ребенка с целью успешной адаптации в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование личных границ у ребенка | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование личных границ у ребенка.
Если у реки нет берегов, она никогда не достигнет океана.
Ошо
Личные границы - это индивидуальное пространство, которое включает в себя ценности, взгляды, убеждения, интересы, эмоции человека. Каждый человек имеет право отстаивать свои интересы и не испытывать при этом чувство вины. Здоровые границы необходимы человеку чтобы чувствовать себя комфортно, уверенно и легко вступать во взаимоотношения с окружающими людьми.
Если ваш ребенок может вас ударить, берет ваши личные вещи, спит с родителями в одной постели, вмешивается в разговор взрослых, непослушен, своеволен, проявляет агрессию, требует исполнения всех его желаний, если на него жалуются окружающие люди, то родителям необходимо научиться правильно устанавливать границы в отношениях с малышом в процессе его воспитания. Ребенок ежедневно тестирует, сколько родители могут ему позволить. Он постоянно нарушает их границы. Также и родители нарушают границы своего малыша. Как можно раньше следует объяснять ребенку значение понятий «свое» и «чужое». Ребенок должен усвоить, что родители не его собственность. Их нельзя бить, кричать на них, брать их личные вещи. Также и взрослые должна проявлять уважение к вещам и телу ребенка.
Часто родители не знают, что позволять ребенку, что запрещать, наказывать или не наказывать за нарушения запретов; если наказывать, то как это сделать лучше, чтобы не травмировать нежную психику ребенка.
Ограничения для детей необходимы. Дети, которые понимают, что хорошо, а что плохо в будущем будут легче сходиться с окружающими людьми. Как известно успех человека в жизни больше зависит от умения строить отношения, чем от уровня его интеллекта.
Ребенок должен научиться понимать, где заканчиваются его границы и начинаются границы другого человека, чтобы самостоятельно различать, что можно, а что нельзя делать в отношении других людей. Он должен осознать, что за свои поступки надо нести личную ответственность. Если он не научиться уважать границы другого человека и владеть своим поведением, то по этой причине у него постоянно будут возникать жизненные сложности.
Конечно же, дети терпеть не могут границы. Так их создала природа: у них мощная потребность свободно исследовать и познавать этот прекрасный мир. Поэтому родителям потребуется очень много времени и огромного терпения для того, чтобы выстроить границы со своим ребенком. Да, дети будут активно сопротивляться установлению границ, и это нормально. В этой ситуации присутствует парадокс. Несмотря на то, что они противятся всяким ограничениям и хотят получить максимальную свободу, в тоже время в глубине своей детской души они желают, чтобы взрослые помогли им обрести эти границы. Неадекватное поведение ребенка, это как бы его просьба о помощи: «Покажите мне эти границы, я в них очень нуждаюсь. Я не знаю, как правильно. Научите меня, что хорошо, что плохо». Дети чувствуют себя в безопасности, когда рядом есть сильные и мудрые взрослые, и объясняют какие поступки приводят к добру, а какие несут угрозу для жизни и здоровья.
Итак, как устанавливать границы в отношениях с ребенком.
- Чтобы устанавливаемые нами границы не нанесли вред психике ребенка, необходимо обязательно обосновывать свои запреты, чтобы ребенок понимал последствия того или иного действия, например, почему нельзя совать пальцы в розетку или играть спичками. Сначала надо объяснить, какие поступки нельзя совершать и почему. Потом необходимо предупредить малыша, что если он будет нарушать данное правило, то в таком случае, в отношении него будут осуществлены определенные санкции. Когда выбираете вид наказания, не стремитесь сделать ребенку плохо, а лучше лишите его какого-либо удовольствия, например, игры в телефоне или мороженого на какой-то промежуток времени. Конечно же, следует помнить, что нельзя лишать ребенка жизненно важных потребностей: то есть нельзя лишать еды, прогулки на свежем воздухе и т.д. Общаться с ребенком следует спокойным тоном, даже если он нарушил ваши требования. Не допустимо унижать и оскорблять малыша. В противном случае у ребенка может сформироваться озлобленность на родителей и недоверие к ним.
- Запреты и предъявляемые требования должны соответствовать возрасту ребенка. Недопустимо наказывать малыша за то, что в силу своего возраста, он еще не может понимать и осознавать.
- Запретов должно быть как можно меньше: запрещать следует то, что может быть опасно для жизни и здоровья как самого ребенка так и окружающих людей, и то, что ведет к разрушению предметов окружающей среды. Некоторые мамы постоянно одергивают детей: туда не лезь, туда не иди, не прыгай, не трогай и т.д. Такие запреты приводят к развитию страхов и тревожности, а также препятствуют установке доверительных отношений между родителями и детьми.
- Все взрослые члены семьи должны быть едины в своих требованиях к ребенку. Родителям, дедушкам и бабушкам следует договориться между собой, что конкретно они будут запрещать малышу и не станут нарушать этой договоренности. Когда один что-то запрещает, а другой позволяет, то ребенок очень скоро начнет этим пользоваться, что приведет к нежелательным последствиям.
- Позволяйте ребенку иметь свое мнение. Он должен быть уверен в том, что вы его за это не отвергнете и не накажите. Если вы будете его уважать, то и он научится проявлять к вам уважение. Бережное отношение к чувствам и мнениям ребенка будет способствовать формированию здоровых границ и развитию доверительных отношений.
- По мере взросления ребенка следует корректировать список запретов: например, количество времени на просмотр мультиков постепенно можно увеличивать.
- Очень важное правило: не только запрещать ребенку, но и регулярно отмечать его достижения, пусть даже самые незначительные. Ведь незначительные они только для вас, а для него очень важные. Хвалите малыша за хорошие поступки, за добрые слова, за помощь по дому, за внимание и заботу, проявленные к дедушке или бабушке, за рисунок, за то, что накормил птиц в непогоду. Поводов для похвалы можно найти очень много.
- И самое главное любите своего ребенка таким, какой он есть, принимайте его со всеми его особенностями. Проявляйте свою любовь так, чтоб малыш ее видел и чувствовал: чаще говорите ему, как вы его любите, как он вам дорог, как вы рады тому, что он у вас есть. Если воспитывать ребенка только ограничениями и наказаниями, малыш будет чувствовать себя плохим, виноватым, отвергнутым, что в свою очередь приведет к проблемам в поведении. Ребенок станет или агрессивным или замкнутым. Ни то, ни другое не позволит ему стать в будущем успешным человеком.
Главный принцип установления границ для ребенка – это обеспечить его безопасность и сформировать у него навыки правильного поведения в социуме, а не лишить его самостоятельности и наполнить его жизнь страхами перед наказанием. Вот те основные правила, которые должны соблюдаться при любых обстоятельствах как взрослыми, так и детьми:
- не бить и не оскорблять других людей;
- не портить вещи;
- не брать чужое;
- уважать чужой труд
Не допускайте нарушения этих правил вашим ребенком. Останавливайте сразу подобные действия. Будьте в таких ситуациях строги и последовательны.
Во всех остальных ситуациях пользуйтесь методом естественных последствий, то есть предупредите ребенка о том, что может произойти в результате его поступка, но не вмешивайтесь в ситуацию. Цель этого метода: научить ребенка пониманию, что у всякого поступка есть последствия: хорошие или плохие. Важно, чтобы он научился самостоятельности и ответственности за свои действия. И родители должны помочь ему в этом именно невмешательством в некоторые ситуации, чтобы ребенок мог научиться на своих ошибках. Приказывая и требуя, мы лишаем малыша возможности думать, подавляем его волю. В результате он чувствует себя беспомощным перед силой нашего авторитета и постепенно у него формируется неуверенность в себе, инфантильность или же агрессивность и желание постоянно протестовать против авторитетных лиц.
Рекомендации родителям по формированию личностных границ.
- На семейном совете составьте список правил, которые должен соблюдать ваш ребенок, ознакомьте с ними малыша и объясните ему, что за несоблюдение данных правил ему будут предъявлены определенные санкции. Расскажите ему, что он имеет право выбора: соблюдать или не соблюдать озвученные правила. При несоблюдении правил он лишается того, что доставляет ему удовольствие; например, сладостей, игры в телефоне, просмотра мультиков, и др. Только когда ребенок лишается чего-то значимого для него, он начинает понимать, что надо отвечать за свои поступки. Пустые угрозы не окажут на ребенка должного воздействия.
- Научитесь отказывать ребенку. Не все то, что он желает, ему полезно. Это научит его терпению, а так же поможет осознать, что для того, чтобы что-то получить в жизни, необходимо потрудиться. Малыш научиться уважать желания и потребности других людей.
- Если вы наказали ребенка, не отменяйте его прежде времени. Держите свое слово. Наберитесь терпения, даже если вам очень жаль ребенка. Даже если ребенок начинает вести себя исключительно хорошо, не уменьшайте назначенный срок наказания. Иначе ребенок научиться вами манипулировать и избегать наказания. Скажите ребенку, что вы его любите и понимаете, но наказание останется в силе.
- Всегда держите свое слово. Если вы что-то пообещали малышу в награду его за примерное поведение, обязательно исполните. Подчеркивайте, как для вас ценны и значимы его добрые поступки.
Дети развиваются в путем подражания своим родителям. Они полностью копируют их во всем. Поэтому если вы хотите воспитать гармоничную, успешную личность, то будьте для вашего малыша образцом. У англичан есть поговорка: «Не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас». Из этого следует, если у вашего ребенка нарушены границы, то скорее всего и ваши границы не сформированы в должной мере. Возможно вы ставите свои интересы и потребности после интересов своего ребенка, не оставляете для себя личного времени и пространства, испытываете чувство вины, когда делаете что-то для себя. В таком случае вам следует позаботиться в первую очередь о том, чтобы ваш родные и близкие соблюдали ваши личные границы и стать в этом своему малышу лучшим примером для подражания. Будьте тем взрослым, который способен позаботиться о себе и живет интересной, насыщенной жизнью. Если вы счастливы, ребенок скопирует вас и тоже станет счастливым и довольным жизненным процессом. А если вы хотите вырастить из своего малыша эгоистичного, безответственного взрослого то отодвигайте свои интересы на задний план и удовлетворяйте все прихоти своего чада.
Формируя границы у своего ребенка, родители проявляют заботу о благополучном будущем своего любимого малыша. Этот процесс будет длительным и трудоемким, но результат того стоит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ: ФОРМИРУЕМ ИХ У РЕБЕНКА И УЧИМ ИХ ЗАЩИЩАТЬ
Родители учат детей уважению к другим. Но не менее важно сформировать у ребёнка понимание собственных границ и умение защищать их....
Формирование у детей раннего возраста личных границ при общении с взрослыми
Личные границы – это то сокровенное, что есть у каждого из нас, та грань, которая определяет, кем мы являемся, подсказывает, чего хотим, чего – нет, что доставляет удовольствие, а что &nda...
Консультация для родителей "Личные границы ребенка"
Для лучшего взаимодействия человека в социуме и для спокойной жизни человека очень важно соблюдение своих и чужих личных границ. Все взрослые хотят, чтобы их дети уважали чужие границы, но главная зад...
«Личные границы ребенка и родителей в семье»
Сначала нужно определиться с тем, что такое границы. К примеру, еще в Древней Греции каждый земледелец обозначал границу своего участка, устанавливая на ней фигурки божества границ, которые были очень...
Эволюция личных границ у ребенка: как формируются и почему важны для полноценного развития.
Детям очень важна стабильность, устои, они дают им чувство безопасности и комфорта. Если же границы вовремя не выстроить, то это чревато проблемами не только в детском, но и во взрослом возрасте. Ребе...
ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ МАМЫ, КАК СПОСОБ ОПРЕДЕЛИТЬ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В ОБЩЕСТВЕ
Часто при слове «границы», и вообще затрагивании этой темы, можно встретить недоуменные взгляды взрослых. Они пытаются понять, что это вообще за слово такое, что за ним кроется, и зачем в ...