Формирование у детей раннего возраста личных границ при общении с взрослыми
статья (младшая группа)

Котомина Анастасия Романовна

Личные границы – это то сокровенное, что есть у каждого из нас, та грань, которая определяет, кем мы являемся, подсказывает, чего хотим, чего – нет, что доставляет удовольствие, а что – нет. Личные границы – это тот внутренний предел, который позволяет вычленить и идентифицировать собственное «Я» как отдельное от других людей.

В раннем детстве границы только ощущаются, и задача родителей – помочь ребенку выработать и развить внутреннюю свободу и уважение к себе и близким, используя личный пример. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Котомина Анастасия Романовна

Воспитатель ГБДОУ № 21

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Формирование у детей раннего возраста личных границ при общении с взрослыми.


Личные границы – это то сокровенное, что есть у каждого из нас, та грань, которая определяет, кем мы являемся, подсказывает, чего хотим, чего – нет, что доставляет удовольствие, а что – нет. Личные границы – это тот внутренний предел, который позволяет вычленить и идентифицировать собственное «Я» как отдельное от других людей.

В раннем детстве границы только ощущаются, и задача родителей – помочь ребенку выработать и развить внутреннюю свободу и уважение к себе и близким, используя личный пример. Это непросто, но результат не заставит себя ждать, если всегда иметь в виду, что:

1. Ребенок и родитель не являются единым целым организмом, важен факт естественной и своевременной сепарации

2. Разделение игрушек на «мои» и «чужие»

Следующий момент - взаимодействие с другими детьми на площадке или в детском саду. Там ребенок узнает, что есть игрушки «мои», а есть те, которые нельзя брать, потому что они «чужие». В два – три года у малыша формируется представление о пространстве, в котором есть своё, чем можно не делиться с остальными, например, любимые игрушки.

Воспитывая в ребенке чувство щедрости, не принуждайте делиться всем подряд, дайте право решить, какими вещами может пользоваться только он, а какими можно делиться.

3. Уважение к ребенку, как к личности

Границы формирует и уважение со стороны родителя к желаниям маленького ребенка: нежелание делиться любимой игрушкой с братьями или сестрами, сидеть на коленях у взрослых, испытывать чувство грусти или злости, или праве побыть одному. Это не потворство малейшим желаниям и капризам, а именно уважение к личности. Если родитель сознаёт это, то можно говорить о зачатках личных границ, их принятии и уважении.

4. Уважение может быть только взаимным

Понятие о личных границах возникает у ребенка естественным путем, а уважение к личным границам других людей - в процессе воспитания его личности. Привить ребенку уважение к чужой территории можно только собственным примером и взаимным уважением, для чего необходимо иметь четкое представление о собственных границах. Прививая ребенку уважение к личному пространству других людей, родителю необходимо:

  • Соблюдать самому и объяснять ребенку правило «нет» - отвечая «нет» на просьбы, выходящие за пределы допустимых границ;
  • Уважать личное пространство ребенка, так же, как и свое: стучитесь, заходя к нему в комнату, спрашивайте разрешения пользоваться его личными вещами;
  • Оставляйте право на принятие допустимых для возраста ребенка решений: будь то выбор одежды или выбор профессии;

Физический мир в принципе невозможно представить без границ. Все то, что мы видим, имеет границы: государство, мы с вами, объекты. Например, если мы говорим о городе или государстве, то функции границ понятны: они оберегают, защищают, обозначают. С границами нам спокойнее.

В психологии есть понятие «психологические, личностные границы», оно у всех на слуху. Зачем нам нужны границы и когда они формируются? Границы нужны всем, а формируются они в раннем детстве. Когда ребенок еще совсем маленький, он не ощущает, не чувствует этих границ, впрочем, ощутить, потрогать их практически невозможно, но каждый из нас понимает, когда они нарушаются. Дети это понимают уже с раннего возраста.

Агрессия, тревога, крик — очень часто это те симптомы, которые мы наблюдаем, когда нарушаются личностные границы ребенка. И когда малыш совсем еще младенец, он не ощущает своих личных границ, потому что он связан, соединен с матерью. Но уже в год ребенок начинает понимать, что он — это не мама, он может бегать. И вот тогда, уже в таком раннем возрасте, личные границ начинают формироваться.

Да, он может бегать, но родители говорят, куда можно бежать, например, он может бегать на площадке, но не может выбегать на проезжую часть. Это уже некоторое ограничение.

В три года такие границы становятся более четкими и понятными. Ребенок понимает, что он не просто может ходить, куда хочет, но и может хотеть того, чего не хочет мама. И это такой важный возраст в жизни человека, когда личные границы очерчиваются. Ведь психологически границы по большому счету отделяют мое, меня, от не-моего, от не-меня. И уже в три года ребенок начинает понимать, чего, собственно говоря, он хочет, что ему нравится, что ему не нравится.

Если ваши границы, как родителя и как человека, очень четкие, вы уважаете границы других и умеете говорить «нет», когда чувствуете, что кто-то врывается в ваше пространство, не потребуется ничего придумывать специально для ребенка. Ваш личный пример — это самое важное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

  Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

Перспективный план на год по формированию у детей раннего возраста начальных экологический знаний.

Перспективный план помогает воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать....

Тема опыта "Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему миру через изобразительную деятельность детей"

Для своей работы я выбрала тему: «Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему через изобразительную деятельность детей» Основная цель-формирование творческой...

Конспекты совместной деятельности по формированию у детей раннего возраста представлений о предметах круглой формы (по сказке "Колобок")

Шесть конспектов с использованием игровой технологии,направленных на решение следующих задач: обучение обследовательским действиям, знакомство с предметами круглой формы, формирование понятия ...

Перспективное планирование по формированию у детей раннего возраста начальных экологических знаний

Перспективный план помогает воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать....

«Формирование у детей раннего возраста познавательного интереса к труду взрослых посредством сюжетно-ролевой игры»

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделать. Для создания положительного отношения и привычки к труду большое зна...

Формирование у детей раннего возраста игровых умений через организацию взаимодействия детей парами.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка фор...