Проект " Здравствуй ,малыш"
проект (младшая группа)
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период через продуманную систему педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdravstvuy_malysh.docx | 300.1 КБ |
buklet_k_proektu.docx | 398.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Ромашка» п.Новоорск
Проект
направленный на адаптацию детей раннего дошкольного возраста (1.5 -3 лет)
к условиям детского сада.
«Здравствуй, малыш!»
Руководитель проекта
воспитатель:
Морозова Т.А.
2021 – 2022 г
Актуальность проекта:
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режим дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
в результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период через продуманную систему педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
1. Правильно организованная предметно – развивающая среда с точки зрения психолого – педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребёнка, поддерживанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития. Для этого в адаптационной группе важно выделить зону познавательной деятельности, художественную зону и конструктивно – игровую зону.
2.Ко второму условию относят требования к профессиональной компетентности педагога. Для успешной организации процесса адаптации малышей педагогу необходимо знать особенности развития ребёнка раннего возраста, учитывать социальную ситуацию развития каждого малыша, ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду.
3. Взаимодействие детского сада и семьи, как показывают современные исследования,- двух сторонний цикличный процесс. В работе с родителями педагоги проявляют участие, понимание к проблемам воспитания и обучения детей. Родители принимают активное участие в проекте адаптации: обеспечивают систематическое посещение, принимают участие в игровой и практической деятельности, поддерживают и устанавливают положительное взаимодействие.
Цель проекта – создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
Задачи:
- Создавать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Участники проекта:
Дети 1.5 -3 лет, родители, воспитатели, педагог - психолог.
Сроки проведения: с августа 2021 г. по декабрь 2022г.
Тип проекта: Информационно – практико-ориентированный
Ожидаемые результаты.
- Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации.
- Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей.
- Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс.
- Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.
Возможные риски реализации проекта: невысокий уровень родительской мотивации к полноценному сотрудничеству; высокий процент детей с тяжелым уровнем адаптации (часто болеющие дети).
Этапы проекта: Подготовительный - август. Основной: сентябрь - ноябрь. Заключительный – декабрь.
Ожидаемые результаты
- Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации.
- Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей.
- Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс.
- Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.
1 этап. Подготовительный
- подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
- разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
- пополнение предметно-развивающей среды групп младшего дошкольного возраста;
- разработка информационного материала для родительского уголка;
- разработка анкет для родителей;
- составление перспективного плана проекта.
Родителям предлагалось заполнить анкету «Готов ли ребёнок к детскому саду». Данную анкету разработала кандидат педагогических наук Печора Ксения Люциановна. Ответив, на вопросы данной анкеты можно приблизительно оценить насколько ребёнок готов к поступлению в дошкольное учреждение, а также увидеть на что стоит обратить внимание в психосоциальном развитии ребёнка.
Анкетирование родителей, поступающих детей, в группу «Радуга» раннего возраста проводилось с 01.09.2021 г. по 22.09.2021 г. Было опрошено 18 семей, что составило 72% от общего количества группы.
Проведя анализ полученных анкет и составив сводную ведомость, мы увидели что 12 детей готовы к посещению детского сада, что составляет 58%, частично готовы 6 детей -29% и и 2 ребёнка- 13 % не готовы.
Полученные сведения помогут квалифицированно оказать помощь родителям, дети которых могут испытывать трудности в адаптации к условиям детского сада.
2. Основной этап
нашего проекта делится на три блока: работа с родителями, работа с детьми и работа с педагогами.
- Работа с родителями
была направлена на решение задачи в предоставлении квалифицированной консультативной и практической помощи родителям, а так же выработки единой системы развития и воспитания ребёнка в ДОУ и семье.
Для того чтобы решить поставленную задачу, мы использовали следующие формы работы с родителями: Родительское собрание « », анкетирование «Давайте познакомимся» Консультирование для повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Знакомство-беседа с родителями и ребенком, показать «самый лучший» шкафчик в раздевалке.
Проведён мастер – класс в режиме онлайн «Пальчиковые игры для детей раннего возраста».
Систематически привлекались родители к участию в жизнедеятельности детского сада и группы. Участие в оформлении стенда «Дары осени», участие в акции «Подари книгу малышам», «Поможем зимующим птицам». Родители шли активно на контакт с педагогами, задавалось много вопросов в индивидуальных беседах «Как отучить от соски во время сна?» , «Как поговорить с ребёнком о том что кусаться это плохо», «Почему ребёнок не хочет идти в детский сад и что делать?». Родители активно откликались на просьбы воспитателей, в пополнении предметно развивающей среды (изготовление масок для театрализации и подвижных игр, изготовление сенсорных мешочков с крупами). Всё это способствовало тому, что родители стали активными участниками воспитательно – образовательного процесса.
План работы с родителями
Месяц | Тема | Формы работы |
Сентябрь | ||
Заключение договора с родителями; | ||
Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; | ||
Организационное родительское собрание | ||
Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; | ||
Знакомство родителей с основными документами дошкольного блока, получение первоначальных сведений о семье. (Составление социального паспорта семьи.) | Индивидуальные беседы | |
Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада» | ||
«О соблюдении режима дня в детском саду и дома» | беседа | |
«Адаптация ребенка в детском саду», «Особенности развития детей раннего возраста», «Дети на дорогах», «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?», «Безопасность детей на дорогах». | Консультации | |
«Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду» | Папка- передвижка | |
«Мы вместе» по теме сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста | Долгосрочный проект | |
октябрь | ||
Профилактика простудных заболеваний | Консультация | |
"Что такое «Сенсорика» и почему ее надо развивать?» | Оформление папки-передвижки | |
«Воспитание культурно гигиенических навыков у дошкольников» | Информационная листовка | |
«Советы родителям», «Давайте почитаем», «Давайте поиграем», «Рассматриваем картинки» | Информационный стенд | |
Правильное питание – залог здоровья | Консультация | |
ноябрь | ||
«Умные пальчики» | Семинар-практикум | |
"Развивающие игры на кухне в помощь маме» | Консультация | |
« 10 заповедей родителям; если ребенок много капризничает и плачет» | Оформление папки-передвижки | |
«Пальчиковые игры для малышей» | Консультация | |
«Поможем птицам перезимовать» информация о дне синички -12 ноября ( изготовление и развешивание с детьми кормушек) | акция | |
Анкетирование родителей«Адаптация ребенка в детском саду» |
Работа с детьми.
Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте - игра, поэтому всё взаимодействие с детьми основывается на игре, обыгрывание ситуаций.
Реализация проекта в соответствии с планом.
Заполнение адаптационных карт.
Формы организации работы по ОО | задачи | сроки |
ОО «Физическое развитие» | формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Формировать культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни. Формировать навыки самообслуживания | Сентябрь – Ноябрь |
Подвижные игры (см. картотеку) | Развивать координацию движений; создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам. Снять эмоциональное напряжение. | Сентябрь – Ноябрь |
Гимнастика после сна (см. картотеку) | Снятие эмоционального напряжения в течение дня. | Сентябрь – Ноябрь |
Зарядка в стихах (см. картотеку) | Снятие эмоционального напряжения в течение дня. | Сентябрь – Ноябрь |
Прогулки на свежем воздухе (см. картотеку) | Снятие эмоционального напряжения в течение дня. | Сентябрь – Ноябрь |
Психогимнастика (см. картотеку) | Оказывать успокаивающее действие на нервную систем | Сентябрь – Ноябрь |
Проведение адаптационных игр (см. картотеку) | формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю | Сентябрь – Ноябрь |
Дыхательная гимнастика (см. картотеку) | Оказывать успокаивающее действие на нервную систем | Сентябрь – Ноябрь |
ОО «Социально – коммуникативное развитие» | формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх и прогулках на свежем воздухе. приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). формирование первичных представлений о труде людей в природе. | Сентябрь – Ноябрь |
Проведение адаптационных игр (см. картотеку) | Учить сближению детей и воспитания дружеских, доброжелательных отношений в группе. Формировать эмоционально – нравственные основы поведения детей | Сентябрь – Ноябрь |
Дидактические игры (см. картотеку)
| Способствовать ободрению робкого и развеселят плачущего, успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку. | Сентябрь – Ноябрь |
Трудовые поручение на прогулке, в группе (см. картотеку) | воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки. | Сентябрь – Ноябрь |
Дидактические игры (см. картотеку) | Способствовать ободрению робкого и развеселят плачущего, успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку. | Сентябрь – Ноябрь |
Наблюдение за трудом взрослых (см. картотеку) | воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки. | Сентябрь – Ноябрь |
ОО «Познавательное развитие» | формирование умения обыгрывать постройки, объединять их по сюжету. Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки. | Сентябрь – Ноябрь |
Дидактические игры (см. картотеку) | развивать восприятие цвета, величины, учить ориентироваться в пространстве | Сентябрь – Ноябрь |
Настольные игры (см. картотеку) | Сентябрь – Ноябрь | |
ОО «Речевое развитие» | развитие инициативной речи детей во взаимодействиях с взрослыми и другими детьми. Проговаривание действий в процессе подвижных адаптационных игр. игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, пальчиковые игры на основе фольклорного текста | Сентябрь – Ноябрь |
Пальчиковые игры (см. картотеку) | Развивать мелкую моторику рук; речевую активность | Сентябрь – Ноябрь |
Дидактические игры (см. картотеку) | способствовать развитию речевого аппарата | Сентябрь – Ноябрь |
Потешки, стихи А.Барто, сказки, настольный и пальчиковый театр | развивать речевое общение, расширять, уточнять и обобщать значение слов | Сентябрь – Ноябрь |
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | приобщение детей к изобразительному искусству. | Сентябрь – Ноябрь |
Песочная терапия:
| Помочь избавиться от страхов, застенчивости. Развивать мелкую моторику рук; речевую активность. Затормозить отрицательные эмоции. Развивать координацию движений; создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам. Снять эмоциональное напряжение. | Сентябрь – Ноябрь |
Рисование с использованием нетрадиционных методик | Снизить уровень возбуждения, снять эмоциональное и мышечное напряжение | Сентябрь – Ноябрь |
Дидактические игры (см. картотеку) | обучать простейшим движениям, развивать чувство ритма | Сентябрь – Ноябрь |
Слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк) | Настроить на положительные эмоции. Положительно влиять на эмоциональное самочувствие детей. | Сентябрь – Ноябрь |
Игры-забавы (см. картотеку) | Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом. | Сентябрь – Ноябрь |
План воспитательно-образовательной работы в период адаптации.
Сентябрь
1-я неделя | |
Понедельник | Знакомство с группой Беседа «Наш детский сад» Словесная игра «Позовем, кто спрятался за платочком» Подвижная игра – имитация «Веселые зайчата» (с музыкальным сопровождением). Дидактическая игра «Назови где спрятался мишка» Игры с игрушками по желанию детей Рассматривание игрушечных музыкальных инструментов, называние их (дудочка, барабан, гармошка и т. д.). |
Вторник | Беседа о осени. Игра - экспериментирование с песком Труд: «Где мои помощники?» Наблюдение за осенними листочками Наблюдение за трудом водителя Интерактивная игра «Кто где живет» Физкультурная мини-пауза «Все ребята дружно встали» Самообслуживание в процессе умывания Игра «Мы пришли умыться» |
Среда | Дидактическая игра «Светофор» Подвижная игра «Автомобили» Подвижная игра «Собери капельки и ягодки» (с музыкальным сопровождением) Рисование на песке Подвижная игра «Ворона и собачка» Творческая мастерская: работа с водными раскрасками Игры с песком Рассматривание подборки картинок на стенде на тему «Посуда» |
Четверг | Ситуация общения «Наша группа» Игровая обучающая ситуация «Уложим куклу спать» (с муз сопровождением) Игры с заводными машинами Театрализованная деятельность игра-ситуация «На нашем дворе» Дидактическая игра «Сколько?» Игры с крупным строительным материалом Игры в созданной среде с мячами |
Пятница | Экскурсия в центр творчества Игра с пластилином «Сделай так же» Пальчиковая игра «Пальчики» Выкладывание на мольберте светофора Конструирование из пластмассового материала «Кубики» ,«Домик для птички» Игры с пирамидками разного размера. |
В течении недели | Чтение потешки «Солнышко-вёдрышко…», чтение потешки «Дождик, дождик, полно лить…», чтение сказки «Репка» и рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения «Листопад, листопад» |
2-я неделя | |
Понедельник | Подвижная игра «Беги к тому, что назову» Рассматривание деревьев на прогулке Рассматривание подборки картинок на стенде на тему «Одежда» |
Вторник | Выкладывание на фланелеграфе изображения «Солнышка» Беседа «Наши игрушки» Игра-имитация «Мы умываемся» Подвижная игра «Добеги до своей игрушки» Пальчиковая игра по потешке «Этот пальчик хочет спать» Беседа «Маша - растеряша» Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей (кукол)» Подвижная игра «Зайка серый умывается» Рассматривание подборки книг и картин с яркими изображениями детей играющих с игрушками Игры с игрушками по желанию детей сюжетная игра «У куклы Кати грязные ручки» Физкультурная мини-пауза «Поскакали по дорожке» ( с музыкальным сопровождением) Подвижная игра «Найди домик» Игровая обучающая ситуация «Зайцы скачут в огород» |
Среда | Подвижная игра «Путешествие в лес» Дидактические игры с палочками Кьюизенера Дидактическая игра «С какого дерева листочек» Дидактическая игра «Подбери по размеру»: сюжет «Угостим матрешек яблоками» Построим две башенки разного цвета конструирование из конструктора «Лего» Игры с пирамидками |
Четверг | Беседа «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» Знакомство со сказкой «Репка» Песенка «Шарик мой голубой» Подвижная игра «Зайчик» Рассматривание картин с сюжетами осенней тематики Игры в созданной среде «Ждем гостей» Игровое упражнение «Догоните мяч» Совместная работа с воспитателем- Полив комнатных растений |
Пятница | Выкладывание на фланелеграфе изображения «Грибок» Рассматривание Дымковских игрушек Конструирование «Стол и стул для матрешки» Игра «Подбери картинки» Знакомство с мокрым песком «Рассказы дядюшки Песка» Игры с игрушками – вкладышами Игры детей со звучащими игрушками (погремушки, резиновые игрушки, молоточки с пищалками и др.) |
В течении недели | Чтение стихотворения С. Черного «Зеленые стихи». Рассматривание иллюстраций. Чтение русской народной сказки «Курочка ряба», чтение потешки «Солнышко, вёдрышко…», чтение стихотворения «Одуванчик» |
3-неделя | |
Понедельник | Дидактическая игра «Что на картине?» Рисование пальчиками на сухом песке Знакомство с бумагой Рисование фломастерами |
Вторник | Беседа «В гости к детям» Дидактическая игра «Здравствуй я пришёл» Пальчиковая игра «Мои игрушки» мы пройдём и немножко отдохнём!» Игра в созданной обстановке «Дорожка широкая и узкая» Игры с игрушками-забавами Двигательная деятельность в созданной среде «В гости по дорожкам» Игровое упражнение «Котята» Игра «Где мои помощники?» Обыгрывание постройки «Воротики» |
Среда | Дидактическая ирга «Сколько грибочков?» Игра малой подвижности «Мы по группе пойдем то, что нужно найдем!» Игровые упражнения «Через лес» Дидактическая игра «Подбери пару»: сюжет «Кошки и котята» «Много или мало» Игры с крупным строительным материалом Игра-забава «Мыльные пузыри». Чтение стихотворения Э. Фарджен «Мыльные пузыри» |
Четверг | Беседа «Мы - дружные ребята» Игра «Оденем куклу на прогулку» Совместный труд: «Уберем игрушки» Речевая игра «Солнышко или дождик?» (с муз сопровождением) Сюжетная игра «Игрушки проходят по дорожке» Дидактическое игра «Чудесный мешочек» Рассматривание игрушки медвежонка Игровое упражнение «Брось мяч игрушке» Физкультурная мини-пауза «Солдатики» Подвижная игра «Кто попадет?» Игры на дыхание Полив комнатных растений |
Пятница | Игровое двигательное упражнение «Ладошки играют» Игра с пластилином «Угостим конфетами кукол» Пальчиковая игра «Пальчики знакомятся» Игры в Центре строительно- конструктивных игр (игры с крупным строительным материалом) «Ворота широкие и узкие» Экскурсия по детскому саду Игра - экспериментирование с песком «Из какого песка можно лепить?» Подвижная игра-имитация «Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки…» (с музыкальным сопровождением) Интерактивная игра «Чья мама?» Игры с природным материалом (желуди, каштаны, шишки) Игры в созданной среде с муляжами грибов и ягод |
В течении недели | Чтение потешки «Божья коровка», чтение русской народной сказкой «Теремок», чтение сказки «Репка» |
4 неделя | |
Понедельник | Подвижная игра «Раздувайся, мой шар!» Наблюдение за рисованием взрослого Рисование на песке Рисование на мольберте водными фломастерами |
Вторник | Тема: «Новая кукла» Тема :«Поручения» Игра «Матрешки» Рассматривание картин о жизни детей в детском саду Сюжетная игра «Кукла Катя умывается» Игры с настольным конструктором Подвижная игра «Самолёты» Физкультурная мини-пауза «Мы топаем ногами» Игровая обучающая ситуация «Где что лежит?» |
Среда | Игра «Чудесный мешочек» «Найди, что назову» Подвижная игра «Вокруг обруча под музыку ходим, то, что назовут – находим» Дидактическая игра «Подбери пару»: сюжет «Кошки и котята» Конструирование из конструктора «классик» «Мосты» Игры с шариками и кубиками Подвижно-дидактическая игра «Холодно-горячо» Просмотр мультфильма по сказке «Кот, петух и лиса» с музыкальным сопровождением |
Четверг | Беседа «Здравствуйте!» Речевая игра «Песня-песенка» Подвижная игра «Бегите ко мне» Дидактическое игра «Чудесный мешочек» Игры в созданной среде с куклами и наборами одежды для них Игровое упражнение «Добрось мяч до мишки» Разыгрывание игровой ситуации «Помоги кукле Тане накрыть на стол». |
Пятница | Рассматривание предметов декоративно - прикладного искусства (дымковские игрушки) Пальчиковая игра «В нашей избушке петух поет» Конструирование «Домик для котенка» Игры в созданной среде с шариками, мячами, неваляшками |
В течении недели | Потешка «Наша Маша маленька…», чтение стихотворения «Снег, снег кружится…», чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Зимушка-зима», чтение стихотворения 3. Александровой «Плохая девочка, чтение стихотворения А. Барто «Снег». |
Октябрь
1 неделя
Понедельник | Рассматривание подборки картин на стенде «Фрукты» Красивые узоры Игра в Центре творчества: «Спрячем зайчиков от лисички в травке» |
Вторник | Беседа «Осень в гости к нам пришла» Песенка «Падают, падают листья» Рассматривание картин «Чем занимаются дети осенью?» Дидактическая игра «Вещи на местах» Работа в центре природы рассматривание картинок об осени. Работа в центре творчества с водными раскрасками Игровое упражнение «Весёлые зайчата» Подвижная игра «Солнышко и дождик» |
Среда | Игра «Отпечатки» Подвижная игра «Меткий глаз» Работа в центре искусства: рисование акварелью «Осень на дворе» (с музыкальным сопровождением) Игры с плоскостными пластмассовыми геометрическими фигурами (квадратом и кругом) Самостоятельная игровая деятельность в уголке сенсорного развития |
Четверг | Беседа «Подарки осени» Игра двигательная «Мы – осенние листочки» Подвижная игра «Огуречик, огуречик» (потешка) Словесная игра «Назови ласково» Игра-забава «Дождик». Чтение стихотворения В. Левина «Алешкина кричалка» Игры в созданной среде с муляжами фруктов, ягод Рассматривание картинок овощей и фруктов Игровое упражнение «Прокати мяч до куклы» Веселый тренинг «Качалочка» Упражнение «Закатаем рукава» |
Пятница | Рассматривание иллюстраций о людях старшего возраста. Наблюдение за ягодами на территории детского сада Дидактическая игра «Ящик ощущений» Рассматривание картинок с изображением фруктовых деревьев Поручение: «Соберем осенние листочки на память об осени» Игры с муляжами овощей и фруктов Наблюдение из окна: «Дождик, дождик, кап да кап» Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства (Дымковские игрушки) Цель: развивать интерес к декоративно-прикладному искусству, образное восприятие; формировать эмоциональную отзывчивость, художественную намеренность, видение таких выразительных средств как цвет. Игра с пластилином «Пирамидка из палочек» Конструирование «Кроватки для большого мишки и маленького зайки» Конструирование из мягкого модуля «Красивый домик для зайчика» Игры в созданной среде с муляжами фруктов и ягод |
В течении недели | Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» обр. М. , чтение потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели», чтение С. Я. Маршака «Детки в клетке», чтение сказки «Лягушонок», чтение песенки-потешки «Баю-бай». |
2 неделя
Понедельник | Игры в Центре творчества: «Теплая шубка для куклы» Игра «Найди предметы синего цвета» Рассматривание комнатных растений Такие разные домики Видео презентация «Огород» Рассматривание подборки сюжетных картинок по теме «Золотая осень» Наблюдение из окна за осенними деревьями |
Вторник | Досуг с использованием интерактивных игр «В гостях у доктора Айболита» Беседа «Гостинцы из деревни» Рассматривание картин о семье. Подвижная игра «Огуречик, огуречик» Беседа «Поведение за столом» Дидактическая игра «Что растёт в саду?»: Игра-ситуация «Делаем покупки» (фрукты, овощи) Пальчиковая гимнастика «Компот» Работа в центре природы рассматривание фигурок животных Игры с вкладышами «Овощи», «Фрукты» Игровая обучающая ситуация «Покормим мишку» Подвижная игра «Поезд» Физкультурная мини-пауза «Как у нашего кота» |
Среда | Дидактическая игра «Подбери шапочку к шарфику» Подвижная игра «Курочка и цыплятки» Дидактическая игра «Волшебный мешочек» по теме «Дары осени» Дидактическая игра «Бусы рассыпались» (с музыкальным сопровождением) Работа в уголке сенсорного развития: обследование мяча и куба |
Четверг | Беседа «В гостях у осени» Рассматривание картин «Одежда» Игра-инсценировка стихотворения «Уронили Мишку на пол» Двигательная игра «Мы - осенние листочки» Подвижная игра «Что кому дать?» (с музыкальным сопровождением) Игры в созданной целесообразной среде с куклами и наборами одежды, обуви и головных уборов Рассматривание картин с пейзажами осени Игровое упражнение «Доползи до погремушки» Игровое упражнение «Закати мяч» |
Пятница | Игра с плоскостной куклой «Оденем куклу (на улицу, на праздник и т.д.)» Игра «Посмотри на картинку, найди в корзинке» Игры с пластилином «Волшебные палочки» Рассматривание картин, иллюстраций «Золотая осень» « Узкая дорожка конструирование из деревянного материала» Игры в созданной среде с муляжами овощей |
В течении недели | Чтение русской народной сказки «Маша и медведь», повторение сказки «Репка», чтение стихотворения Т. Боковой «Праздник урожая» |
3 неделя
Понедельник | Пальчиковая игра «Кисточка» Игры в Центре творчества: «Подружимся с кисточкой» “Найди отличие» Рассматривание подборки картин на стенде «Овощи |
Вторник | Беседа «Гостинцы из леса» Дидактическая игра «Из чего сделано» Пальчиковая гимнастика «Листопад» (с листочками из бумаги) Подвижная игра «У медведя во бору..» Игра с водой «Плыви, кораблик!» Слушание песенки про осень Работа в центре книги. Рассматривание картинок с изображением грибов и ягод Подвижная игра «Догони мяч» Музыкальное упражнение «Микрофончики» |
Среда | Игровая обучающая ситуация «Подбери посуду для кукол» Разрезные картинки «Собери чайник» Игры с песком Подвижная игра «Лохматый пес» Игра с крупными кирпичиками (в созданной игровой среде) Самостоятельная игровая деятельность: игры с любимыми игрушками Дидактические игры с палочками Кьюизенера |
Четверг | Ситуативный разговор «Что наденем сначала, а что потом?» Игра «Кто как кричит?» Игровая ситуация «Накормим куклу Машу» Дидактическая игра «Угадай, кого позвали!» Игры с песком и водой Игры с вкладышами «Овощи, фрукты, ягоды» Игровое упражнение «В воротики» Игра «Куда что положить?» |
Пятница | Рассматривание предметов декоративно - прикладного искусства: предметы посуды (гжель) Игры с пластилином: «Лепим, кто что хочет» Конструирование. «Автобус» из конструктора «Лего» Сотворчество воспитателя и детей: «Запасаемся на зиму» Дидактическая игра «Ящик ощущений» Игра-экспериментирование с ветрячками, ленточками Рассматривание картинок по теме «Что делают люди осенью?» Подвижная игра-имитация «Мы - листочки, мы - листочки» Труд :«Помогаем дворнику расчищать снег» Интерактивная игра «Кто что ест» Игры с игрушками – вкладышами |
В течении недели | Чтение рассказа «Помощники», чтение стихотворения В. Дронниковой «Хозяюшка» , чтение стихотворения А. Барто «Мяч», чтение и инсценировка русской народной сказки «Лиса, заяц и петух», проза В. Сутеев «Кто сказал «мяу» |
4 неделя
Понедельник | Беседа по сюжетным картинкам с изображениями животных «В лесу» Игры в Центре творчества «Рисуем пальчиками осенние листья» Игра-имитация «Осенние листочки» «Золотая осень» Наблюдение из окна за осенними деревьями |
Вторник | Беседа «Кукла Катя заболела» Игровая ситуация «Наводим чистоту в комнате» Дидактическая игра«Одежда - обувь» Театрализованная игра «Еду-еду» (с рассказыванием потешки «Еду-еду к бабе, к деду...») Игра «Горячо-холодно» Дидактическая игра «Опасно, не опасно» Пальчиковая гимнастика «Листопад» Рассматривание предметных картинок по теме «Одежда», «Обувь» Игра «Матрешки» Игры детей с игрушками Физкультурная мини-пауза «Поскакали по дорожке» ( с музыкальным сопровождением) Подвижная игра «Найди домик» Игровая обучающая ситуация «Зайцы скачут в огород» |
Среда | Игра «Бусы для мамы» Проблемные обучающие ситуации Игры с палочками Кюизенера Подвижная игра «У медведя во бору» Игра со строительным конструктором «Построим мебель для кукол» |
Четверг | Беседа «Осень пришла» Речевое упражнение «Утенок и гусенок» Дидактическая игра «Устроим кукле комнату» Игра-инсценировка в созданной среде по мотивам сказки «Курочка ряба» Игры в созданной среде «Столы и стулья для кукол» Рассматривание картин с сюжетами осенней тематики Игровое упражнение «Догоните мяч» Играв созданной воспитателем обстановке «Проползи под стульями и столиками» |
Пятница | Игры с Богородской деревянной игрушкой. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» Игры с пластилином «Лепим сказку «Колобок»» Пальчиковая игра «Стул» Музыкальная игра «Кто в домике» « Широкие и узкие дорожки .Конструирование из пластмассового материала» Игры с муляжами овощей и фруктов «Разложи по корзинкам» |
В течении недели | Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Чтение стихотворения П. Воронько. «Обновки» Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Чтение и инсценировка русской народной сказки «Лиса, заяц и петух» Проза В. Сутеев «Кто сказал «мяу» |
Ноябрь
1 неделя
Понедельник | Дидактическая игра «Спрячь мышку от кошки» Пальчиковая игра «Зайчик» Игры с пирамидками большими и маленькими Стенд для рассматривания картинок: подборка картинок «Человек» |
Вторник | Беседа «Я – девочка, я – мальчик» Экскурсия в пищеблок Наблюдение за рисованием взрослым человечка Игра «Решаем проблемы игрушек» Интерактивная игра «Кто где живет» Игры в центре воды и песка «Пирожки и тортики для кукол» Игровая двигательная ситуация «Перелезь через бревно» Физкультурная мини-пауза «Черепашки» |
Среда | Игра «Найди корзины для мячей» Дидактические игры с палочками Кюизенера Подвижная игра – имитация «Большие и маленькие» Дидактическая игра «Подбери по форме»: сюжет «Маша-растеряша» |
Четверг | Беседа «Полезные продукты» Дидактическое упражнение «Кто что делает» Дидактическая игра «Накормим куклу Машу» Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя» Дидактическая игра «Это я. Узнай меня» Игровое упражнение «Прокати мяч» Совместный труд «Мои помощники» Двигательная деятельность в созданной среде «Накормим гостей» |
Пятница | Творческая мастерская по изготовлению открыток ко дню рождения. Наблюдение за прохожими в осенней одежде Подвижная игра «1,2,3, к елке (березе) беги!» Наблюдение за явлениями первых заморозков Наблюдение за свежевыпавшим снегом (чтение стихотворения «Снег на крыше, на крылечке….») Рассматривание в Центре книги иллюстраций и сюжетных картинок с изображением различной посуды Игра с пластилином «Угостим игрушки» Игровое двигательное упражнение «Ладошки играют» Рассматривание предметов декоративно - прикладного искусства: Богородская деревянная игрушка Конструирование «Мебель» (стул и стол) |
В течении недели | Потешка «Пошёл котик на Торжок…», «Заяц Егорка» Пение песенки-потешки «Ладушки-ладушки» Рассказывание сказки «Колобок». Театрализованная игра по сказке Произведение поэтов и писателей разных стран С.Капустян «Маша обедает» Фольклор народов мира обр. Ю.Григорьева «Бу-бу, я рогатый» |
2неделя
Понедельник | Игры в Центре творчества: «Кисточка танцует» Рассматривание иллюстраций Е. Чарушина с изображениями птиц Интерактивная игра «Позови свою маму» Рассматривание подборки картинок на стенде на тему «Птицы» (с муз.сопр) |
Вторник | Дидактическая игра «К нам в гости пришли игрушки» Трудовое поручение «Две руки» Малоподвижная игра«Ручки - ножки» Игры в центре воды и песка «Пирожки и тортики для кукол» Рассматривание фотоальбома «Дети нашей группы» Игровое упражнение «Тяжелый – легкий» Физкультурная пауза(на дыхательные упражнение) «Подуй на перышко» Подвижная игра «По ровненькой дорожке» |
Среда | Дидактическая игра «Подбери по цвету». Дидактическая игра «Было - стало» Игры с вкладышами и втулками Рассматривание одежды детей. Чтение стихотворения В. Зайцева «Я одеться сам могу...» Двигательная деятельность в созданной среде «Догони мяч» |
Четверг | Беседа «Девочка чумазая» Игра с ладошками «Сел на ветку снегирек» Настольный театр «Курочка ряба» кричит?» (с муз.сопровождением) Дидактическая игра «Угадай, кто позвал?» Рассматривание иллюстраций в книжке «Большие и маленькие» картинок с изображением животных и их детенышей «Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?» Игровое упражнение «По тропинке мы пойдём» Рассматривание герани его цветков, листьев. |
Пятница | Беседа с элементами экспериментирования «Тонет – не тонет» Игра «Что у нас есть и для чего?» Практическое упражнение «Самые аккуратные» Подвижная игра «Ходим, ходим мы по кругу, на игрушечки глядим» (с музыкальным сопровождением) Игры в созданной обстановке Рассматривание подборки картинок с изображением положительных поступков и действий детей Игра с пластилином «Мячики для кукол» Выкладывание на фланелеграфе изображения «Птичка» Пальчиковая игра по потешке «Сорока - белобока» Конструирование из кубиков Game Creator«Домик — теремок» |
В течении недели | Чтение русской народной сказки обр. М Булатова «Козлята и волк» Рассказывание русской народной сказки «Жихарка». Рассказывание русской народной сказки «Жихарка». Пение песенки «Птичка» |
3 неделя
Понедельник | Игры в Центре творчества: «Идут большой мишка и маленький» Рассматривание иллюстрации Ю.Васнецова к сказке Л.Н. Толстого «Три медведя» «Красивая варежка» Рисование фломастерами |
Вторник | Беседа «Я человек» Подвижная хороводная игра «Зайка, зайка, что с тобой?» Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики» Игровая ситуация «Встречаем гостей» Игры в созданной обстановке Рассматривание подборки картинок с изображением положительных поступков и действий детей Подвижная игра «Зайчик в домике» Физкультурная мини-пауза «Все ребята дружно встали» Веселый тренинг «Озорные медвежата» («Качалочка») |
Среда | Игра «Посмотри и назови, сколько игрушек на столе?» Подвижная игра «Много-один» Дидактические игры с палочками Кюизенера Дидактическая игра «Какого цвета?» Игры с вкладышами, бусами, мозаикой Работа в уголке сенсорного развития: упражнение «Горох - налево, фасоль - направо» Игровое упражнение в созданной среде «Мы гуляем по дорожкам» |
Четверг | Беседа «Мальчики и девочки» Подвижная игра «Заинька, поклонись!» Игра «Из какой потешки?» Настольный театр «Курочка Ряба» Игра «Назови, что это?» Рассматривание картин «Лиса», «Заяц» Игры с макетом «Лес» Самомассаж «Человечек» Самообслуживание в процессе умывания. Разыгрывание игровой ситуации «Расскажи мишке зачем надо завертывать рукава». |
Пятница | Презентация «Дружат дети на планете» Игровые задания для мальчиков и девочек Игровая обучающая ситуация «Расскажи кукле, чем она похожа на нас?» Работа в уголке сенсорного развития: дидактическая игра «Девочкам - бантик, мальчикам - галстук» Игровое упражнение «Мальчики - зайчики, девочки - белочки» Дискотека «Пляшем и поем» Выкладывание на фланелеграфе изображения «Зайчик» Игры с пластилином «Сидит белочка в тележке…» Конструирование «Заборчик для коровы с теленком» игры с крупным строительным материалом Стенд для рассматривания картинок: подборка картинок «Звери и их детеныши» |
В течении недели | Чтение стихотворения 3. Александровой «Плохая девочка» Чтение русской народной сказки и кукольный театр по сказке «Колобок» Потешка «Пошёл котик на Торжок…», «Заяц Егорка» Русские народные сказки обр. М Булатова «Козлята и волк» Чтение произведения С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» |
4 неделя
Понедельник | Игры в Центре творчества: «Коврик» Рассматривание подборки картин художников с изображением матери и ребенка Мультконцерт «Кто в воде живет?» (под музыку) Рассматривание на стенде картин с изображением зимних пейзажей |
Вторник | Выставка «Портрет моей мамочки» ко дню Матери Беседа «Нам на улице не страшно» Подвижная игра «Шагаем и танцуем» Пение песенки «Я пеку, пеку, пеку…» Настольная игра «Спрячь игрушку» Дидактическая игра «Кто чей детёныш?» Сюжетная игра «Больница» Рассматривание фотографий с бабушкой, папой, мамой и другим членами семьи Рассматривание подборки сюжетных картинок о семье в центре книги Сюжетно-ролевая игра «Шофёры» Игры с муляжами животных и их детенышами Игра малой подвижности «В гости к кукле Маше» Физкультурная мини-пауза «Поскакали по тропинке» (с музыкальным сопровождением) Игра-имитация «Курица и цыплята» |
Среда | Игра «Цветочки для мамочки» Дидактическая игра «Бусы» Подвижная игра «Раз, два, три, к красному (синему, желтому, зеленому) цвету беги!» Творческая мастерская: рисование водой Игры-забавы с плавающими заводными игрушками Подвижная игра «Семейная зарядка» Заучивание стихотворения «Герань». Игра «Строим дом разные: зеленые, синие, красные!» |
Четверг | Беседа «Наша няня» Игра с сюжетными картинками «Кто что делает? Сделай так» Совместный труд: «Уберем игрушки» Игры с настольными театрами «Репка», «Курочка Ряба» Развивающая игра «Водичка-водичка», «Ладушки» Подвижная игра – имитация «Кто-то в гости к нам спешит» Подвижная игра «Карусель» Двигательные игры и упражнения с использованием обручей«С кочки на кочку» Игры в созданной обстановке «Ходим, бегаем, веселимся» |
Пятница | Игра с пластилином «Кукла-дочка плачет» Игровая обучающая ситуация «Мама матрешка и ее сыночки, дочки» Конструирование «Узкая дорожка для куклы из пластмассового материала» |
В течении недели | Произведение поэтов и писателей России З. Александровой, «Прятки» , Г. Лагздынь «Петушок». С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» Чтение стихотворения 3. Александровой «Плохая девочка» Чтение потешки «Маша варежку надела» Чтение стихотворения 3. Александровой «Плохая девочка» Показ сказки «Репка» с помощью серии картин |
Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем. |
Курица и цыплятки. Воспитатель изображает курицу, приговаривает: Как мои ребятушки. Желтые цыплятушки. Пошли по двору гулять, Малыши ходят по группе, покачивая головками и помахивая руками-крылышками. Со словами «Пи-пи-пи!» бегут к воспитательнице и прижимаются к ней. Она обнимает всех руками-крыльями. Игра повторяется несколько раз. Котятки. Все котятки мыли лапки! Вот так! Вот так! Мыли ушки. Мыли брюшки: Вот так! Вот так! А потом они устали :Вот так! Вот так! Сладко-сладко засыпали: Вот так! Вот так! Все слова сопровождаются движениями-имитациями. Со словами «Сладко-сладко засыпали...» дети ложатся на ковер, закрывают глаза и притворяются спящими. Затем игра начинается снова. Маленькие зайчики.Маленькие зайчики никогда не плачут. Маленькие зайчики по полянке скачут. От лисы, от волка убегают ловко. И за это мама им дает морковку. Морковку да капусту вкусную-вкусную. Сели, посидели, всю морковку съели. Воспитатель читает два первых четверостишия, дети-зайчата прыгают по группе врассыпную. На слова «сели, посидели» присаживаются на корточки, могут делать вид, что грызут морковку. На слова «ушками послушали» прикладывают ладошки к голове, будто это ушки, и шевелят ими в разные стороны. Затем игра начинается сначала. Птички и ветер.Маленькие птички. Птички-невелички. По лесу летают. Песни распевают. На слова первого четверостишия дети «летают» по группе, машут «крылышками». На слова второго четверостишия прячутся в укрытие. Это может быть лежащий на полу обруч. Иди ко мне. Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: "Иди ко мне, мой хороший!" Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: "Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!" Игра повторяется. |
Пришел Петрушка Материал. Петрушка, погремушки. Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются. Покружимся Материал. Два игрушечных мишки. Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения. Я кружусь, кружусь, кружусь. А потом остановлюсь. Быстро-быстро покружусь. Тихо-тихо покружусь. Я кружусь, кружусь, кружусь И на землю повалюсь! Прячем мишку Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: "Где мишка?", ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося "ку-ку!" Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку. Солнышко и дождик. Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в "окошко" (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: "На небе солнышко! Можно идти гулять". Дети бегают по всей площадке. По сигналу: "Дождик! Скорей домой!" бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется. Поезд. Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в "поезд": "Я - паровоз, а вы - вагончики". Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. "Поехали", - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: "Чу-чу-чу". Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: "Остановка". Через некоторое время поезд опять отправляется в путь. Эта игра способствует отработке основных движений - бега и ходьбы. Хоровод с куклой (проводится с двумя-тремя детьми) Материал. Кукла средних размеров. Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию. Вариант: игра проводится с мишкой. Догонялки (проводится с двумя-тремя детьми) Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре "Хоровод с куклой", говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: "Вот мои ребятки". Вариант: игра проводится с мишкой. Покатаемся на лошадке. Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени). Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: « Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно». Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание - громко и четко. |
Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком и его знакомство с культурой поведения. |
Игра с собачкой Материал. Игрушечная собачка. Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит: Гав-гав! Кто там? Это песик в гости к нам. Я собачку ставлю на пол. Дай, собачка, Пете лапу! Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка "ест суп", "лает", говорит ребенку "спасибо!" .При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка. «В гостях у матрешки» Цель: Воспитывать у детей привычку приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании; произносить приветствие отчетливо, бодро. «Кукла Таня у нас в гостях» Цель: Формировать навыки поведения за столом, общения с гостем; воспитывать приветливость, заботливость. «Каждой вещи – свое место» Цель: Формировать навык ориентировки в умывальной, туалете, раздевальной комнате. Закреплять у каждого ребенка представление о том, где его постоянное место за столом, шкаф для одежды. Учить поддерживать постоянный порядок в игрушечном хозяйстве в детском саду и дома. Игра «Разговор с игрушкой» Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать. Вместе с мишкой. Материал. Игрушечный медвежонок. Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша, нравится тебе пить из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции. Игра с куклой. Материал. Кукла. Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д. Соберем игрушки. Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра - ля - ля, тра - ля -ля, их на место убираем». |
Игры направленные на развитие взаимодействия между детьми. Дети двух - трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период. |
Передай колокольчик. Материал. Колокольчик. Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой). Зайка. Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок-«зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку: Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты не хочешь поиграть, С нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши И другого отыщи. После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Позови. Материал. Мяч. Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь играть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка. |
Физические упражнения и игры со спортивным инвентарем. Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. |
Прокати мяч. Ход игры. Дети (по 2 человека) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель, показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении. Все дальше и выше. Материал. Яркий мяч. Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит мяч. Мы топаем ногами. Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении: Мы топаем ногами. Мы хлопаем руками. Киваем головой .Мы руки поднимаем. Мы руки опускаем. Мы руки подаем. (Дети берутся за руки, образуя круг.) Мы бегаем кругом. Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Мяч. Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его. |
Пальчиковые игры. |
Кто в кулачке? Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения. Кто залез ко мне в кулачок? Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.) Ну-ка, ну-ка, вылезай! Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.) Игра с кистями рук. Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторить их.) Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это» струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-стук, стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п. «Этот мальчик маму слушал» Цель: в веселой игре развивать мелкую моторику. Игра проводится с одним ребенком. Воспитатель, следуя тексту потешки, загибает поочередно пальчики малыша, начиная с большого. Взяв в руку его мизинец, постукивает им. Разгибает пальцы ребенка. Движением своих пальцев показывает, как пальчики «побежали» и «захлопали в ладоши», побуждает малыша к подражанию. Этот пальчик маму слушал. Этот пальчик кашу кушал. Этот пальчик спрятался. И этот пальчик спрятался. А мизинчик их нашел. И постучал: тук-тук-тук! Все пальчики побежали. В ладоши захлопали, заплясали. «Пальчики пляшут» Цель: в веселой игре развивать мускулатуру рук и пальцев. Проводится с группой детей (3-4 ребенка), сидящих перед воспитателем. Взрослый предлагает детям показать свои ручки: «Поднимите ручки, пальчиками подвигайте, в кулачок спрячьте». |
Опыты для малышей.Свойства бумагиУ каждого малыша — листок газетной бумаги. Нужно выполнять действия, о которых говорится в рифмовке. Листочек взлетел, Листочек рвется, рвется, рвется. Первая часть медленная, «лирическая». Вторая часть озорная. Дети с удовольствием рвут бумагу. Все обрывки надо собрать в кучку и смять так, чтобы получилось что-то вроде бумажного шарика. Игру можно повторить несколько раз. Воздушный шарикТы подбрось воздушный шарик Подуй на шарик, подуй на вертушку. Материал. Воздушный шарик, вертушка. Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, ребенок повторяет. Игра «Рисунки на песке» Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками. Солнечные зайчики Материал. Маленькое зеркальце. Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе! По сигналу "Лови зайчика!" дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза. Игра «Волшебная водичка» В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними: · взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую; · приподнять как можно больше предметов на ладонях; . отожми губку. После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты. |
Работа с педагогами
- Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
- Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.(Размещение методических материалов на сайте ДОУ)
- Посещение открытых мероприятий
Работа педагога – психолога
Занятия педагога – психолога с детьми проводятся по авторской программе «Умка», основанной на Рожинской А.С. «Занятия психолога с детьми 2-3 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско – родительских отношений.
Критерии параметров наблюдения
- эмоциональное состояние (настроение)
- аппетит во время завтрака, обеда, полдника
- характер сна и длительность засыпания
- проявления активности в игре, на занятиях
- в речи взаимоотношения с детьми, взаимоотношения со взрослыми
3этап. Заключительный
- Фотовыставка для оформления приёмной «Мы уже не плачем»;
- анализ адаптационных карт, определение степени адаптации детей;
- анализ проведенной работы;
- презентация проекта для педагогов и родителей;
- публикация проекта на интернет-сайте.
Основные проблемы с которыми столкнулись педагоги в период адаптации:
- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
- наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
- несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков;
- сильная отрицательная эмоциональная реакция на разлуку с матерью (причины: нет опыта разлуки с матерью или с отцом, узкий круг общения ребенка).
Анализ листов адаптации показал следующие результаты, что - у 65% детей течение адаптации прошло в легкой форме: период адаптации длился от 5 до 10 дней, у детей быстро установилось устойчивое эмоциональное состояние, адекватное поведение, они легко вступали в контакт со сверстниками, у них быстро восстановились крепкий, спокойный сон и хороший аппетит; у 25 % детей наблюдалась адаптация средней степени: период адаптации длился до одного месяца , дети на короткое время теряли в весе из-за плохого аппетита, у них наступало однократное заболевание длительностью 5 – 7 дней, наблюдались легкая пассивность, проявление тревоги, нарушение сна, тяжело адаптировались к детскому саду два ребёнка- адаптация длилась 2 месяца, дети в этот период неоднократно болели.
Вывод:
В целом, процесс прохождения адаптационного периода можно считать положительным, на это указывают такие показатели в поведении детей как
глубокий сон; хороший аппетит; бодрое эмоциональное состояние; полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение. Они активно контактируют со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируются к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
Обобщая выше сказанное, можно сделать следующие выводы:
Выбранные направления работы и проведенные мероприятия по преодолению трудностей адаптационного периода можно считать эффективными.
У детей преобладает радостное, устойчиво-спокойное эмоциональное состояние.
Литература:
Проблемы адаптации в детском саду.
- http://www.detsad14.ru/psychology/articles/emot_troubles.html Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации в детском саду.
- http://volgo-mame.ru/publ/71-1-0-263
Адаптация ребенка в детском саду .
Приложение 1
Анкета-прогноз для родителей
“Готов ли ребенок к детскому саду?”
Анкета, поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка.
1. Какое настроение преобладает у вашего ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное - 3 балла
Неустойчивое - 2 балла
Подавленное - 1 балл
2. Как ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин.) - 3 балла
Долго не засыпает - 2 балла
Неспокойно - 1 балл
3. Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные….)?
Да - 1 балл
Нет - 3 балла
4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч - 3 балла
1 ч - 1 балл
5. Какой аппетит у вашего ребенка?
Хороший - 4 балла
Избирательный - 3 балла
Неустойчивый - 2 балла
Плохой - 1 балл
6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно - 3 балла
Отрицательно - 1 балл
7. Просится ли ребенок на горшок?
Да - 3 балла
Нет, но бывает сухой - 2 балла
Нет, и ходит мокрый - 1 балл
8. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается, что-то вертит в руках и др.- 1 балл
Нет - 3 балла
9. Интересуется ли ваш малыш игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
11. Как ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Не играет сам - 1 балл
12. Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
13. Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Нет - 1 балл
15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Нет - 1 балл
16. Как ребенок переносит разлуку с близкими?
Перенес разлуку легко - 3 балла
Тяжело - 1 балл
17. Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть - 1 балл
Нет - 3 балла.
Прогноз адаптации:
готов к поступлению в детский сад - 55-40 баллов;
условно готов - 39-24 балла;
не готов - 23-16 баллов.
анкета-прогноз “Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение” (Печора К.Л.).
Предварительный просмотр:
3 этап – постепенное привыкание.
Постепенная адаптация может включать несколько периодов.
Первый период: Педагог побуждает ребенка включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры.
Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется.
Второй период: Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними.
2 критерия успешной адаптации:
- внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);
- внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Советы родителям
на период адаптации детей к ДОУ
- Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения детского сада;
- В выходные дни не меняйте режим дня ребенка;
- Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период (лучше сделать это заранее);
- Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье;
- Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами;
- Будьте терпимее к его капризам;
- Выполняйте советы и рекомендации воспитателя;
- Не наказывайте, « не пугайте» детским садом, забирайте домой вовремя;
- Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть вызвано просто плохим настроением.
Источники:
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/Авт.-сост.Белкина Л.В.- Воронеж «Учитель», 2006.-236 с.
2. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. – 128 с. (илл.)
МБДОУ «Детский сад №3 «Ромашка» п.Новоорск
«Проблемы адаптации детей к условиям ДОУ»
Буклет для родителей
Подготовила Морозова Т.А.
Почему одни малыши, когда приходят в детский сад ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»?
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.
Что такое адаптация?
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни.
Три степени тяжести адаптационного периода:
- легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт.
Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;
- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
- тяжелая адаптация: характеризуется, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
- наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
- состояния здоровья;
- резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
- разницы в методах воспитания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.
Этапы адаптационного периода
1 этап – подготовка родителями ребенка к условиям детского сада
Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также вегетативными явлениями.
Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.
В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д.
В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии.
2 этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада.
Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.
Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Не следует торопить его, тормошить. Пусть привыкает. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: ― «Как мне здесь нравится!», ― «Какие забавные зверушки сидят за столом!» и т.д.
Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Здравствуй, малыш!"
Краткосрочный педагогический проект «Здравствуй, малыш!» (для детей первой младшей группы)Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспече...
Проект «Здравствуй, малыш!»
Количество участников: Вновь поступающие дети и их родители.Дата реализации проекта: Месяц (адаптационный период)Длительность проекта: Краткосрочный.Цель проекта: Создание условий дл...
Проект «Здравствуй, малыш!»
Проект «Здравствуй, малыш!»для второй младшей группы. Количество участников: Вновь поступающие дети и их родители.Дата реализации проекта: Месяц (адаптационный период)Длительность проекта: ...
ПРОЕКТ «ЗДРАВСТВУЙ МАЛЫШ» МЛАДШАЯ ГРУППА «НЕВЕЛИЧКИ»
Цель проекта: Создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации. Основные задачи проекта: 1. Активизировать родительское внимание к вопросам воспитания и жизни ребенка...
Проект «Здравствуй, малыш!»
Цель: создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации....
Краткосрочный проект"Здравствуй, малыш!"
Успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий....
Педагогический проект "Здравствуй, малыш!"
Педагогический проект на тему: «Здравствуй, малыш!» Цель проекта: Создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации. Актуальность: Детство - годы чудес. ...