Конспект родительского собрания "Мнемотехника" старшая группа
материал (старшая группа)
Ознакомление родителей с методом "Мнемотехника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание | 26.51 КБ |
дополнение | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»
в старшей группе «Радуга»
Подготовила: воспитатель Быкова И.А.
Цели:
• ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники;
• ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях.
Задачи:
1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений, составлении пересказов, разучивание песен с детьми;
3. Дать задание родителям попрактиковаться в составлении мнемотаблиц;
4. Дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц в домашних условиях, совместной с родителями и самостоятельной деятельности детей.
Ход мастер-класса
(Слайд 1)
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы.
(Слайд 2)
Константин Дмитриевич Ушинский, российский педагог, основоположник научной педагогики в России писал:
«Учите ребенка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
Так как наше собрание связано с развитием речи и памяти, то хотелось бы сразу с этого и начать.
При работе с детьми, особенно имеющими нарушения речи, отмечается, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка.
Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом рассказыает стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»? Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки. Поэтому, мы педагоги, считаем вполне обосновано, познакомить вас родителей с методом мнемотехники, который является доступным и эффективным.
В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто стихотворение нарисуем». Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
(Слайд 3)
Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста (слуховая, зрительная, ассоциативная, фотографическая).
Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.
Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие - зрительные образы (развита зрительная память).
Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.
А что такое ассоциация?. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.
Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.
Память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть.
Воспитатель. Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые используются при работе с детьми по развитию речи и памяти. Одним из них является…
(Слайд 4)
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
(Слайд 5)
(Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги)
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста.
(Слайд 6)
В обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют… Мнемоквадрат, мнемодорожку и мнемотаблицу.
(Слайд 7)
Например, поставив перед собой цель - ознакомить детей с характерными особенностями времён года, детей учат рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки.
(Слайд 8)
Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемодорожку об осени, весне, зиме, лете и рассказ по ней.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение) ; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Например:
(Слайд 9)
Разучивание стихотворений
(Слайд 10)
Разучивание песни
(Слайд 11)
Также их можно также использовать при составлении и отгадывании загадок, данный пример подходит для тех кто не обладает художественными способностями и им сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок. Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).
(Слайд 12)
Также мнемотаблицы можно использовать при рассказывании сказок.
При регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки.
(Слайд 13,14,15,16)
В детском саду мы часто используем:
Мнемотаблицы по лексическим темам.
Мнемотблицы «Алгоритмы одевания»
Мнемотаблицы Алгоритм дежурства.
(Слайд 17)
Использование методов мнемотехники:
• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
• развивает творческое познание детей.
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение, песню, или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится работать с мнемотаблицами. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Как вы думаете, приём мнемотаблиц им пригодится в жизни? А конкретно где?
Действительно, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста дети могут выстроить цепочку символов, а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.
А попробовать вы можете прямо сейчас. Мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.
Я предлагаю Вам разделиться на группы, и выполнить следующие задания:
Просмотр полученных работ: первая группа меняется со второй своими мнемотаблицами. Каждая группа должна воспроизвести зашифрованное.
Вывод: Нарисованное запечатляется в памяти лучше. Уважаемые родители! Попробуйте, и вы убедитесь, что разучивание стихотворения благодаря мнемотаблице, вашему ребенку и вам доставит огромное удовольствие
Предварительный просмотр:
(Слайд 1)
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем собрании, в ходе которого хотела бы вас познакомить с таким понятием, как «Мнемотехника». В прошлом году логопед косвенно затронула эту тему, но я решила немного поподробнее вам о ней рассказать.
(Слайд 2)
Константин Дмитриевич Ушинский, российский педагог, основоположник научной педагогики в России писал:
«Учите ребенка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
При работе с детьми, особенно имеющими нарушения речи, отмечается, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!
Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка).
Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.
Конечно приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом рассказывает стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»? Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.
В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто стихотворение нарисуем». Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
(Слайд 3)
Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста (слуховая, зрительная, ассоциативная, фотографическая).
Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.
Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие - зрительные образы (развита зрительная память).
Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.
Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.
Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.
Память бывает разная, нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть.
Одним из них является…
(Слайд 4)
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
(Слайд 5)
Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - (фраза, которая помогает нам облегчить запоминание цветов радуги)
(Слайд 6)
В обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют… Мнемоквадрат, мнемодорожку и мнемотаблицу.
(Слайд 7)
Например, поставив перед собой цель - ознакомить детей с характерными особенностями времён года, детей учат рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки.
(Слайд 8)
Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме, лете и рассказ по ней.
(Слайд 9)
Помогает при разучивании стихотворений
(Слайд 10)
Разучивание песни
(Слайд 11)
Также их можно также использовать при составлении и отгадывании загадок,
(Слайд 12)
Также мнемотаблицы можно использовать при рассказывании сказок.
(Слайд 13,14,15,16)
В детском саду мы часто используем: Мнемотаблицы по лексическим темам.
Мнемотблицы «Алгоритмы одевания» Мнемотаблицы Алгоритм дежурства.
(Слайд 17)
Использование методов мнемотехники:
• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
• развивает творческое познание детей.
Данный метод подходит и для тех кто не обладает художественными способностями и им сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок. Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).
При регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки.
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение, песню, или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.
Детям очень нравится работать с мнемотаблицами. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
В дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений, а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.
А попробовать вы можете прямо сейчас.
Я предлагаю Вам разделиться на группы, и выполнить следующие задания:
Каждая группа должна воспроизвести зашифрованное.
Вывод: Нарисованное запечатляется в памяти лучше.
Уважаемые родители! Попробуйте, и вы убедитесь, что разучивание стихотворения благодаря мнемотаблице, вашему ребенку и вам доставит огромное удовольствие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...
Конспект родительского собрания группе «Стрекозки» «Сенсорное развитие ребенка.»
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста...
Конспект родительского собрания группы № 8 Круглый стол «Приятно познакомиться!»
Очень приятно встретиться и поближе познакомиться с родителями наших новых воспитанников. В связи с этим провела родительское собрание....
Конспект родительского собрания в группе общеразвивающей направленности с 1,5 до 3 лет «А» «Умнички» на тему: «Чему мы научились за год, успехи нашей группы» Итоговое родительское собрание
Конспект родительского собранияв группе общеразвивающей направленностис 1,5 до 3 лет «А» «Умнички» на тему:«Чему мы научились за год, успехи нашей группы» ...
Конспект родительского собрания группы № 8 Круглый стол «Приятно познакомиться!»
Очень приятно встретиться с родителями наших новых воспитанников. Для этого провела родительское собрание в форме круглова стола....
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...
Конспект родительского собрания группа раннего возраста
сформированы начальные представления о здоровом образе жизни: о личной гигиене, прогулке; сформированы простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности. (то есть дети знают что необх...