Конспект родительского собрания "Мнемотехника" старшая группа
материал (старшая группа)

Быкова Ирина Александровна

Ознакомление родителей с методом "Мнемотехника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание26.51 КБ
Файл дополнение24.97 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Родительское собрание

«Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»

в старшей группе  «Радуга»

Подготовила: воспитатель Быкова И.А.

Цели:

• ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники;

• ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях.

Задачи:

1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;

2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений, составлении пересказов, разучивание песен с детьми;

3. Дать задание родителям попрактиковаться в составлении мнемотаблиц;

4. Дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц в домашних условиях, совместной с родителями и самостоятельной деятельности детей.

Ход мастер-класса

(Слайд 1)

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы.

(Слайд 2) 

Константин Дмитриевич Ушинский, российский педагог, основоположник научной педагогики в России писал:

«Учите ребенка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится,

но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

Так как наше собрание связано с развитием речи и памяти, то хотелось бы сразу с этого и начать.

При работе с детьми, особенно имеющими нарушения речи, отмечается, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка.

Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом рассказыает стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»? Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки. Поэтому, мы педагоги, считаем вполне обосновано, познакомить вас родителей с методом мнемотехники, который является доступным и эффективным.

В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто стихотворение нарисуем». Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

(Слайд 3)

Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста (слуховая, зрительная, ассоциативная, фотографическая).

Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие - зрительные образы (развита зрительная память).

Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

А что такое ассоциация?. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.

Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

Память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть.

Воспитатель. Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые используются при работе с детьми по развитию речи и памяти. Одним из них является…

 (Слайд 4)

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 (Слайд 5)

 (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги)

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста.

(Слайд 6)

В обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют… Мнемоквадрат, мнемодорожку и мнемотаблицу.

(Слайд 7)

Например, поставив перед собой цель - ознакомить детей с характерными особенностями времён года, детей учат рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки.

(Слайд 8)

Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемодорожку об осени, весне, зиме, лете и рассказ по ней.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение) ; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Например:

(Слайд  9) 

Разучивание стихотворений  

(Слайд 10)

 Разучивание песни

(Слайд 11)

Также их можно также использовать при составлении и отгадывании загадок, данный пример подходит для тех кто не обладает художественными способностями и им сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок. Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).

(Слайд 12)

 Также мнемотаблицы можно использовать при рассказывании сказок.

При регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки.

(Слайд 13,14,15,16)

В детском саду мы часто используем:

Мнемотаблицы по лексическим темам.

Мнемотблицы «Алгоритмы одевания»

Мнемотаблицы Алгоритм дежурства.

(Слайд 17)

Использование методов мнемотехники:

• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

• развивает творческое познание детей.

Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение, песню, или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится  работать с мнемотаблицами. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Как вы думаете, приём мнемотаблиц им пригодится в жизни? А конкретно где?

Действительно, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста дети могут выстроить цепочку символов, а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.

А попробовать вы можете прямо сейчас. Мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.

Я предлагаю Вам разделиться на  группы, и выполнить следующие задания:

Просмотр полученных работ: первая группа меняется со второй своими мнемотаблицами. Каждая группа должна воспроизвести зашифрованное.

Вывод: Нарисованное запечатляется в памяти лучше. Уважаемые родители! Попробуйте, и вы убедитесь, что разучивание стихотворения благодаря мнемотаблице, вашему ребенку и вам доставит огромное удовольствие



Предварительный просмотр:

 (Слайд 1)

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем собрании, в ходе которого хотела бы вас  познакомить с таким понятием, как «Мнемотехника». В прошлом году логопед  косвенно затронула эту тему, но я решила немного поподробнее вам о ней рассказать.

(Слайд 2) 

Константин Дмитриевич Ушинский, российский педагог, основоположник научной педагогики в России писал:

«Учите ребенка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

При работе с детьми, особенно имеющими нарушения речи, отмечается, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!

 Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка).

Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Конечно приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом рассказывает стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»? Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки. 

В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто стихотворение нарисуем». Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

(Слайд 3)

Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста (слуховая, зрительная, ассоциативная, фотографическая).

Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие - зрительные образы (развита зрительная память).

Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.

Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

Память бывает разная, нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть.

Одним из них является…

 (Слайд 4)

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 (Слайд 5)

Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - (фраза, которая помогает нам облегчить запоминание цветов радуги)

(Слайд 6)

В обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют… Мнемоквадрат, мнемодорожку и мнемотаблицу.

(Слайд 7)

Например, поставив перед собой цель - ознакомить детей с характерными особенностями времён года, детей учат рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки.

(Слайд 8)

Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме, лете и рассказ по ней.

 (Слайд  9) 

Помогает при разучивании стихотворений  

(Слайд 10)

 Разучивание песни

(Слайд 11)

Также их можно также использовать при составлении и отгадывании загадок,

(Слайд 12)

 Также мнемотаблицы можно использовать при рассказывании сказок.

 (Слайд 13,14,15,16)

В детском саду мы часто используем: Мнемотаблицы по лексическим темам.

Мнемотблицы «Алгоритмы одевания» Мнемотаблицы Алгоритм дежурства.

(Слайд 17)

Использование методов мнемотехники:

• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

• развивает творческое познание детей.

Данный метод подходит и для тех кто не обладает художественными способностями и им сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок. Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).

При регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки.

Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение, песню, или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.

 Детям очень нравится  работать с мнемотаблицами.  А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

 В дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений, а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.

А попробовать вы можете прямо сейчас.

Я предлагаю Вам разделиться на  группы, и выполнить следующие задания:

Каждая группа должна воспроизвести зашифрованное.

Вывод: Нарисованное запечатляется в памяти лучше. 

Уважаемые родители! Попробуйте, и вы убедитесь, что разучивание стихотворения благодаря мнемотаблице, вашему ребенку и вам доставит огромное удовольствие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...

Конспект родительского собрания группе «Стрекозки» «Сенсорное развитие ребенка.»

Цель: обогащение  родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего   дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания группы № 8 Круглый стол «Приятно познакомиться!»

Очень приятно встретиться и поближе познакомиться с родителями наших новых воспитанников. В связи с этим провела родительское собрание....

Конспект родительского собрания в группе общеразвивающей направленности с 1,5 до 3 лет «А» «Умнички» на тему: «Чему мы научились за год, успехи нашей группы» Итоговое родительское собрание

Конспект родительского собранияв группе общеразвивающей направленностис 1,5 до 3 лет «А» «Умнички» на тему:«Чему мы научились за год, успехи нашей группы»  ...

Конспект родительского собрания группы № 8 Круглый стол «Приятно познакомиться!»

Очень приятно встретиться с родителями наших новых воспитанников. Для этого провела родительское собрание в форме круглова стола....

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...

Конспект родительского собрания группа раннего возраста

сформированы начальные представления о здоровом образе жизни: о личной гигиене, прогулке; сформированы простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности. (то есть дети знают что необх...