Транспорт
консультация (младшая группа)
Нет, напрасно мы решили
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
transport.docx | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Транспорт»
Для жителей города транспорт — это неотъемлемая часть жизни. В повседневной жизни наши дети постоянно сталкиваются с транспортом: видят его во время прогулки, ездят вместе с родителями на автомобиле, принадлежащем их семье, пользуются общественным транспортом при необходимости.
Виды и особенности транспорта
Существуют четыре основных вида транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный.
Железнодорожный транспорт. Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70-90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте.
Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика.
Основную часть грузооборота дает железным дорогам вывоз минерального сырья (угля, руды и пр.) от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. При этом соотношение постоянных и переменных издержек на железнодорожном транспорте таково, что для него по-прежнему выгоды дальние перевозки.
Сравнительно недавно появилась тенденция к специализации железнодорожных перевозок, что связано со стремлением повысить качество предоставляемых ими услуг. Так появились трехъярусные платформы для перевозки автомобилей, двухъярусные контейнерные платформы, сочлененные вагоны, составы специального назначения. Состав специального назначения - это товарный поезд, все вагоны которого предназначены для перевозки одного вида продукта, например, угля. Такие составы экономичнее и быстрее традиционных смешанных, потому что могут, минуя сортировочные станции, следовать прямо к месту назначения. Сочлененные вагоны имеют удлиненную ходовую часть, которая способна принимать до 10 контейнеров в одной гибкой сцепке, что уменьшает нагрузку вагона и сокращает время, необходимое для перевалки. Двухъярусные контейнерные платформы, как следует из названия, могут быть загружены контейнерами в два этажа, что удваивает грузовместимость подвижного состава. Подобные технические решения помогают железным дорогам уменьшить грузовую нагрузку вагонов, увеличить грузоподъемность составов и облегчить процессы погрузки-выгрузки.
Водный транспорт. Здесь принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта - это способность перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа судов: глубоководные (нуждаются в портах с глубоководными акваториями) и дизельные баржи (обладают большей гибкостью). Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость. Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики, за исключением случаев, когда и пункт отправления, и пункт назначения расположены на одном и том же водном пути. Водный транспорт, таким образом, отличающийся большой грузоподъемностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение.
Типичными грузами для перевозки по внутренним водным путям являются руда, минеральное сырье, цемент, зерно и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Возможности транспорта ограничены не только его привязкой к судоходным рекам и каналам, но и зависимостью от мощностей для погрузки-разгрузки и хранения таких насыпных грузов, а также растущей конкуренцией со стороны железных дорог, обслуживающих параллельные дороги.
Автомобильный транспорт. Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта - перерабатывающая промышленность, торговля и пр.
Несмотря на определенные проблемы в автотранспортной отрасли (рост расходов на замену и техническое обслуживание оборудования, на оплату труда водителей, грузчиков и ремонтников) в обозримом будущем именно автотранспортные перевозки сохранят центральные позиции в обеспечении транспортных потребностей логистики.
Воздушный транспорт. Грузовая авиация - новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество - скорость доставки, главный недостаток - высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1 % всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью.
Традиционно для междугородных грузовых перевозок использовались по большей части попутные пассажирские рейсы, что было выгодно и экономично, но привело к потере гибкости и задержке технического развития. Фрахт реактивного лайнера обходится дорого, а спрос на такие перевозки нерегулярен, поэтому парк самолетов, осуществляющих исключительно грузовые перевозки.
В течение недели мы говорили о транспорте, о видах транспорта (грузовой, легковой, наземный, воздушный, водный), о специальных машинах («Скорая помощь», «Полиция», «Пожарная» и другой специализированной технике). Разбирали в игровой форме различные ситуации на дорогах, повторили, что такое дорога, тротуар, пешеходы. Закрепили знания о светофоре, пешеходном переходе, подземном переходе. Повторили правила поведения в общественном транспорте и на остановках города.
Рассказываем и объясняем:
- Гуляя по улице вместе с ребенком, понаблюдайте за транспортом на улицах города. Предложите ему назвать знакомый транспорт. Вместе назовите, каким транспортом чаще всего пользуются члены Вашей семьи.
- Рассмотрите вместе с ребенком игрушечный грузовик. Покажите и назовите его части: кабина, руль, двери, кузов, колеса, фары. Поменяйтесь ролями: пусть он сам покажет части грузовика, которые Вы назовете.
- Объясните, что транспорт бывает разный. Один перевозит людей (или пассажиров) и называется «пассажирский». Другой – перевозит разные грузы и называется «грузовой».
- Транспорт передвигается по-разному: самолеты летают в небе, корабли – плавают, машины – ездят по дорогам, а поезда – по рельсам. Поиграйте в игру «Летает? Плавает? Едет?»: назовите транспортное средство, а ребенок пусть ответит, что делает этот транспорт: плывет, летит или едет по дороге.
- Без помощи человека транспорт не сдвинется с места. Людей, которые управляют разными транспортными средствами, называют по-разному. Расскажите ребенку, кто управляет самолетом, кораблем, автомобилем, поездом. Предложите ему самому назвать, чем управляет машинист, капитан, летчик, водитель.
Выполняйте с детьми гимнастику для пальцев
«Транспорт».
Будем пальчики сгибать – Хлопаем в ладоши, стучим кулачками
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет, Загибаем пальцы на обеих руках,
Трамвай, метро и самолет. начиная с большого
В кулак мы пальцы собирали, Сжимать и разжимать кулаки
И транспорт правильно назвали. Сцепить пальцы в «замок»
Автобус
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
(вращаем сжатые кулачки)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит руль, руль
(изображаем как крутим руль)
Едет-едет наш автобус,
Дворниками бжик-бжик бжик-бжик
(параллельно двумя руками влево-вправо)
Едет ,едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Двери открываются — двери закрываются.
(ладошки сводим и разводим)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Едет-едет наш автобус
Всем сигналит биииииип
(нажимаем себе на нос)
Велосипед
У него два колеса
(показываем два колеса)
И седло на раме,
(кулачок сверху накрываем ладонью)
Две педали есть внизу
(хлопаем ладошками по воздуху)
Крутят их ногами.
(топаем ножками)
Кораблик
По реке плывет кораблик,
(прижимаем нижние части ладошек друг другу, верхние открыты: показываем «кораблик»)
Он плывет издалека,
(приставляем горизонтально левую руку к глазам)
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(показать четыре пальца)
У них ушки на макушке,
(приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки,
(показываем две открытые от себя ладошки)
Только кошки да коты!
(пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»)
Кораблик
Вот плывет кораблик мой,
(руки — «полочка», покачиваются)
Он плывет ко мне домой.
(руки вперед, ладони сомкнуть углом, имитируя нос корабля)
Крепко я держу штурвал,
(«держать штурвал»)
Я ведь главный капитан
(четыре хлопка в ладоши)
Лодочка
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
(ладони сложить лодочкой и совершать волнообразные движения рук)
Две ладошки — друзья,
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
(поднять выпрямленные ладони вверх)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(имитация движений волн и рыбок)
Машина
Заведу мою машину
(повороты кистями руки сжатой в кулак, как будто заводим машину)
Би-би-би, налью бензину.
(три раза хлопнуть в ладоши и одновременно топать)
Крепко-крепко руль держу
(имитировать движения водителя)
На педаль ногою жму.
(топать правой ногой)
Чтение художественной литературы А. Барто «Игрушки» («Грузовик», «Самолет» « Кораблик»)
Поиграйте с ребенком в игру.
«Один – несколько — много»
- «Один — несколько»
Инструкция: это автобус – а по городу ездят… автобусы.
Это поезд, а между городами ходят… поезда.
- «Один – много»
Инструкция: это машина, а в городе много… машин.
Это самолет, а в небе много… самолетов
Ребёнок должен знать:
Что такое транспорт и его назначение
Основные виды транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный)
Названия городского и междугороднего транспорта
Как называется транспорт, который перевозит людей
Как называется транспорт, который перевозит грузы
Кто управляет различными видами транспорта
Основные правила дорожного движения и дорожные знаки
Рекомендуем игры, в которые можно поиграть дома с Вашим ребенком, закрепляя знания по данной теме:
Упражнение «Как называют человека, который»:
водит машину, автобус, троллейбус — (водитель, шофёр)
управляет самолётом — (лётчик, пилот)
управляет кораблём – (капитан)
водит трамвай – (вагоновожатый)
водит поезда – (машинист)
водит велосипед – (велосипедист)
водит мотоцикл – (мотоциклист)
следит за порядком на дороге, регулирует движение – (регулировщик)
Упражнение «Закончи предложение»:
дорога широкая, а тротуар — (узкий)
троллейбус идет медленно, а такси — (быстро)
шина — это часть колеса, а колесо — (часть машины)
колесо — часть машины, а машина — (транспорт)
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Пароход, лодка, самолёт, парусник.
Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
Самолёт, вертолёт, велосипед, воздушный шар.
Самосвал, троллейбус, самокат, автобус.
Дидактическая игра «Объясни словечко»
Снегоуборочная, железнодорожный, подземный, международные, сухопутный, вездеход, внедорожник, быстроходный, трёхколёсный.
Игра «Назови ласково»: (образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами): машина – машинка, трамвай – трамвайчик…
Дидактическая игра «Подбери признак» (использование в речи прилагательные: качественные: твердый, гладкая, круглое, красивая, ….; относительные: общественный, транспортный….
Машина (какая) – красная, новая, …
Самолет (какой) – большой, быстрый, транспортный…
Пароход (какой) – белоснежный, красивый…
Грузовик (какой) – тяжелый, огромный, …
Колесо (какое) — круглое, …
Транспорт (какой) — общественный, красивый, ….
Кузов (какой) — гладкий, твердый,.
Также можно выучить стихотворение.
Шла по улице машина, шла машина без бензина,
Шла машина без шофёра, без сигнала светофора,
Шла, сама куда не зная, шла машина заводная.
Для осуществления образовательной деятельности в семье мы рекомендуем:
➢ Понаблюдать с ребенком на перекрёстке за движением транспорта, вспомнить и уточнить значения сигналов светофора;
➢ Уточнить название города, в котором живем, повторить свой домашний адрес, уточнить с ребенком для чего нам нужно знать свой адрес;
➢ Понаблюдать на улице за проезжающими машинами, уточнить какие из них относятся к специальным», для чего они нужны;
➢ Поиграть вместе с ребенком в строительные игры («Самолет», «Корабль», «Машина») и в сюжетно-ролевые «Водители»;
➢ Посмотреть с ребенком мультипликационные фильмы про технику («Паровозик из Ромашково», «Тачки» и др.);
➢ Прочитать стихи и рассказы о правилах дорожного движения, о машинах.
Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.
Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только Вашего ребёнка, но других родителей. Берегите ребёнка! Оградите его от несчастных случаев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изучению дорожного движения в старшей группе «Транспорт» Программнные задачи: закрепить представления о транспорте разного вида. Закреплять элементарные знания о дорожном движении, знакомить детей со знаками.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3841931","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]] ...
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...
Конспект НОД по образовательной области "Коммуникация" на тему: "Транспорт. Профессии на транспорте"
Конспект занятия в игровой форме....
2021 г- Конспект открытого знт НОД во 2 младшей группе Тема «Транспорт». Цель: дать представление о транспорте, видах транспорта. Задачи:
Конспект НОД во 2 младшей группеТема «Транспорт».Цель: дать представление о транспорте, видах транспорта.Задачи:Обучающие:1. Учить детей определять и ра...
Конспект по развитию речи тема : «Транспорт» Программное содержание: Формировать у детей обобщенное понятие «транспорт». Закреплять представление детей о разных видах транспорта, уметь четко дифференцировать виды транспорта:( наземный, водный, воздушный);
Конспект по развитию речи тема : «Транспорт»Программное содержание:Формировать у детей обобщенное понятие «транспорт».Закреплять представление детей о разных вид...
КТП Тема недели: «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.»
Неделя: 1 неделя. Понедельник 31 Января 2022 годТема недели: «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.»Цель: Расширение и закрепление представлений о...
Календарно - тематическое планирование"Транспорт, виды транспорта. Профессии на транспорте". Подготовительная группа
Календарно - тематическое планирование "Транспорт, виды транспорта. Профессии на транспорте". Подготовительная группа....