Музыкально-дидактические игры с использованием информационно-коммуникативных технологий в развитии музыкально-сенсорных способностей дошкольников
консультация

Недойкаш Наталия Юрьевна

Консультация для родителей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкально-дидактические игры

с использованием информационно-коммуникативных технологий в развитии музыкально-сенсорных способностей дошкольников»

Одним из важнейших средств развития музыкально-сенсорных способностей дошкольников являются музыкально – дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

Основное значение музыкально – дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух.

В свете новых требований  целесообразно применять для  музыкального развития детей информационно-коммуникационные технологии.

Главной целью внедрения информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, дети и их родители. Эта цель и определяет те задачи, которые призваны решить ИКТ в дошкольном образовательном учреждении. Применение музыкально-дидактических пособий и игр с помощью ИКТ на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. Дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, музыкально – ритмических движений, в области слушания музыки и игры на детских музыкальных инструментах.

             Музыкально – дидактические игры, сделанные  с применением ИКТ, быстрее пробудят  желание  ребенка  участвовать  в них и будут более эффективны, так как идет воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Наглядные изображения позволят доступно и интересно усвоить материал.

1.Использование музыкально-дидактических пособий и игр с помощью ИКТ

в процессе слушания музыки.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера они переживают, испытывают определенные чувства. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается видео показом. На основе музыкального восприятия дошкольники выражают свое отношение, переживание, чувства. В процессе обучения слушанию музыки необходимо заботиться о формировании музыкальной памяти, которая совершенствуется в результате неоднократного прослушивания. С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами. Это может быть демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео.

Родителям демонстрируется игра на определение характера трёх музыкальных пьес («Резвушка», «Плакса», «Злюка» Д.Кабалевского).

Проводится игра с родителями на определение жанра: «Три кита». На экране слайд /Кит-танец, Кит-марш, Кит-песня/. Родителям раздаются карточки.

2. Использование музыкально-дидактических пособий и игр с помощью ИКТ в процессе пения.

Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания детей в детских садах. Основные требования к детскому репертуару - идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Этот процесс требует от дошкольника большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, составлять различный характер музыкальных пьес, оценивать качество исполнения, постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо - высотный слух, развиваются творческие наклонности, обогащающие личность в целом. С помощью музыкально-дидактических пособий и игр дошкольники знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности. Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми когда есть наглядность – картинка на экране.

Этот вид деятельности также предполагает использование информационно-коммуникационных технологий:

- при проведении дыхательной гимнастики («Подуем на тучки, на снежинки, на одуванчик»);

- в работе над чистотой интонирования (технологии О. Кацер, Т. Э. Тютюнниковой «Рисуем голосом»);

- в классических, проверенных временем упражнениях - распевках для развития звуковысотного динамического, тембрового слуха из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной;

- в использовании опорных рисунков для обучения заучиванию текста песен, овладения приемами работы с мнемотаблицами, как видеозаставки к детским песням.

Родителям демонстрируется видео – иллюстрации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона («Бубенчики» Е.Тиличеевой).

      - в распевках на развитие артикуляции и дикции: «Горошина», «Зимние распевки», «Мышка сушек насушила».

Родителям демонстрируется видео – иллюстрации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона («Горошина» М. Карасевой).

3.Использование музыкально-дидактических пособий и игр с помощью ИКТ в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у ребенка большой интерес. Кроме того, некоторые игрушки – инструменты используются как наглядные – дидактические пособия. Они помогают развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников, знакомя их с отдельными элементами музыкальной грамоты. В развитие тембрового, динамического слуха и чувства ритма роль музыкально-дидактических игр очень велика. При знакомстве музыкальных инструментов, различных видов оркестров: струнных, народных, симфонических можно использовать слайды и фильмы.

Демонстрируется  игра «Весёлый оркестр» - включается музыка и презентация одновременно. Надо смотреть на экран и следить за слайдами. Когда появляются, например, ложки-участники, у которых ложки в руках играют на них, остальные молчат и т.д.

         Для развития чувства ритма у детей используются музыкально-дидактические игры с применением ИКТ, такие как: «Бубенцы», «Маленькой елочке», «Дождик», «Ритмы зимы» и другие.

             Активно применяются игровые пособия с использованием ИКТ при организации самостоятельной и совместной деятельности детей, накопления опыта восприятия музыкиразвития музыкального слуха, креативности, коммуникативных качеств. Это музыкально-дидактические игры «Зайцы на полянке»«Узнай музыкальный инструмент»«Теремок» и другие.

Таким образом, использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей.

Литература:

1. Евтодьева А.А., «Учимся петь и танцевать, играя». Калуга, 2007

2. Зимина А.Н. «Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ». Изд-во М.: «Гном-Пресс», 1999

3. Комарова Т. С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании»   Т. С. Комарова — М., 2011. С.128

4. Интернет – ресурсы. Музыкально-дидактические игры с использованием ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Лэпбук», как результат использования информационно- коммуникативных технологий для развития дошкольника

В данном материале говорится о том, что такое лэпбук, как его изготовить самостоятельно и использовать в работе с детьми....

План по самообразованию на 2018-2023 уч.г. на тему: "Использование информационно - коммуникативных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников"

Самообразование на 2018 - 2023 Создание системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольников...

презентация. Опыт работы по использованию информационно-коммуникативных технологий в развитии фонематических процессов у обучающихся с ОВЗ

Опыт работы учителя-логопеда Самохиной Натальи Григорьевны  МБДОУ Детский сад № 31 «Светлана»   г.Смоленск Тема:  Развитие фонематических процессов у обучающи...

Использование информационно – коммуникативных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста

Внедрение в деятельность дошкольных образовательных организаций федерального образовательного государственного стандарта трудно представить без применения и использования информационных ресурсов....

Использование информационно-коммуникативных технологий для развития речи дошкольника старшего возраста

Уважаемые педагоги, сегодня я представляю вашему внимаю Интерактивную панель, которая расположена в каждой группе, начиная со старшего возраста. В ней мы рассмотрим приложение, которое называется &laq...