Использование информационно – коммуникативных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Внедрение в деятельность дошкольных образовательных организаций федерального образовательного государственного стандарта трудно представить без применения и использования информационных ресурсов. Отечественные, а также зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях обоснованно доказывают целесообразность этих технологий, особую важность компьютера в развитии интеллекта, в формировании и развитии личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_kushnaruk.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно – коммуникативных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста
Воспитатель: Кушнарук Н.В.
МБДОУ «Д/с № 40»
г. Ачинск
Внедрение в деятельность дошкольных образовательных организаций федерального образовательного государственного стандарта трудно представить без применения и использования информационных ресурсов. Отечественные, а также зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях обоснованно доказывают целесообразность этих технологий, особую важность компьютера в развитии интеллекта, в формировании и развитии личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой и др.)
Под информационно – коммуникационными технологиями (далее – ИКТ) понимается использование и применение компьютера, интернета, телевизора, видео, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. ИКТ могут использоваться в работе с детьми, родителями, коллегами, а также в методической, инновационной работе.
В последние десятилетия проблема речевого развития у детей дошкольного возраста стала особо актуальной и значимой. Из – за неразвитости речи, бедности словарного запаса у ребят зачастую пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. Но стоит отметить, что возможности ИКТ здесь абсолютно безграничны. Они предоставляют возможность погрузить дошкольников в игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, и по – настоящему современной.
Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.
Техническими достоинствами являются быстрота, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.
Дидактические достоинства – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у детей появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, информационные технологии облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
Систематическое использование обучающих компьютерных игр, учебных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения, развивает у дошкольников воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу и к теме занятия в целом.
Приоритетным направлением моей работы является развитие речи. Это направление выбрано неслучайно, так как у многих детей плохо развита речь. И поэтому, цель работы - научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для достижения этой цели использую в работе различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяем современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы.
С детьми ИКТ использую в процессе совместной деятельности на занятиях по развитию речи в качестве современного наглядного материала. Но часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает. А приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности.
Практика использования ИКТ позволяет сделать вывод - использование ИКТ в образовательном процессе имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:
1. Современность и актуальность учебного материала.
2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.
3. Эстетичность и наглядность.
4. Обучение через игровую или практическую деятельность
5. Повышение интереса к проблеме.
Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет:
- усилить образовательные эффекты;
- повысить качество усвоения материала;
- осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем;
-организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Внедрение ИКТ осуществляется по двум направлениям:
- использование ресурсов Интернет; использование готовых обучающих программ;
- создание презентаций и использование готовых презентации.
Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Одной из наиболее удачных форм является мультимедийная презентация.
Занятия с использованием ИКТ являются комплексными, сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на них осуществляется интеграция образовательных областей.
Создание занятия-презентации включает три этапа:
1. Разработка сюжета с учётом методических требований к занятию по развитию речи.
2. Отбор речевого и наглядного материала.
3. Техническое исполнение презентации.
Я считаю, что использование на занятиях по развитию речи нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
Под мультимедийной презентацией принято понимать многофункциональную информационно – коммуникационную программу, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд – шоу, разнообразное звуковое оформление, различные видео – фрагменты и анимацию. Применение презентаций позволяет наглядно видеть материал на занятиях, а также способствует быстрому его усвоению.
Стоит отметить, что возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Действительно, яркий светящийся экран привлекает внимание детей, предоставляет возможность переключить детей с аудио на визуальное восприятие, анимационные герои вызывают огромный интерес, что в результате приводит к снятию напряжения.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что выделяются ряд требований, которым должны удовлетворять различные развивающие программы для детей: исследовательский характер программы, легкость в самостоятельном обучении, развитие широкого спектра представлений, высокий технический уровень, соответствие согласно возрасту ребёнка, а также занимательность.
Существующие обучающие программы для детей дошкольного возраста можно классифицировать следующим образом:
1. Игры на развитие памяти, воображения, мышления.
2. «Говорящие» словари с соответствующей анимацией.
3. Игры – путешествия, игры «Бродилки».
4. Простейшие программы для обучения детей чтению, математике и другие.
Использование программ позволяет не только обогащать знания детей и использовать компьютер для ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребёнка, но и повышать креативность ребёнка; умение пользоваться символами на экране монитора способствует улучшению перехода от наглядно – образного к абстрактному мышлению; применение разнообразных творческих и режиссерских игр создаёт дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности.
Использование и применение ИКТ в развитии речи детей дошкольного возраста.
1. Составление рассказов по картинке.
Данное задание можно выполнить 3 – мя способами:
1. На экране появляются 3 – 4 картинки, которые представляют собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец). Дошкольники описывают события, которые изображены на картинках. В данном случае каждая картинка выступает как очередная глава.
2. Перед дошкольниками появляется одна картинка. Воспитателем задается вопрос: что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экране выводятся все картинки.
3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в хаотичной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребёнка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.
2. Звуковая культура речи.
Составной частью речевой культуры является звуковая культура речи (далее – ЗКР). Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Основные направления работы по воспитанию ЗКР — это воспитание чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов, воспитание чёткого произношения. Разного рода видео-уроки могут стать отличными помощниками. Можно заучивать тексты песен для закрепления звукопроизношения. Работа над звуковой культурой речи начинается с восприятия неречевых звуков. Техника помогает воссоздать необходимые слуховые ассоциации, например такие: «собака лает», «молоток стучит», «машина сигналит» и т. д.
3. Автоматизация звуков.
Наша речь связана с движениями речевого аппарата. При дефектах звукопроизношения большое место в работе занимает артикуляционная гимнастика. Аудио-занятия могут значительно увеличить результативность индивидуальной и коллективной работы по автоматизации звуков.
Пример упражнений: в игре «Кто спрятался?» на каждом слайде звучит голос животного. Когда ребёнок отгадает кто это, нужно открыть изображение и показать детям.
Помимо данных путей развития речи с помощью ИКТ возможно применение следующих заданий:
а) для развития дикции и правильного звукопроизношения учим скороговорки, представленные в виде мнемотаблиц;
б) составление описательных рассказов по предметным, сюжетным, пейзажным картинам и натюрморту, представленных в большом формате, позволяет воспитанникам рассмотреть художественное произведение более четко, учит детей правильно понимать содержание, точно передавать сюжет, самостоятельно и целесообразно использовать языковые средства;
в) при изучении лексических тем необходимо использовать игру «Четвертый лишний», которая расширяет словарный запас детей, развивает монологическую и диалогическую речь;
г) дидактическая игра «Противоположности». Обогащает и активирует словарный запас детей, развивает внимание, память, расширяет представления об окружающем мире.
Накопленный Личный опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод что, использование ИКТ в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с недостаточным развитием речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.
Использование ИКТ позволяет проводить занятия:
· на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);
· обеспечивает наглядность;
· привлекает большое количество дидактического материала.
И в целом, способствует повышению качества образования.
Об эффективности использования ИКТ в совместной деятельности говорят следующие позитивные факторы:
1. У воспитанников повышается мотивация к работе за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов.
2. Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.
В итоге рассмотрения данной темы можно сказать, что применение ИКТ в дошкольном обучении необходимо, так как оно позволяют повышать интерес к обучению, всестороннему развитию детей. А компьютерные программы вовлекают в развивающую деятельность, развивают и формируют культурно значимые знания и умения детей дошкольного возраста.
Использованные источники:
1.Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
2.Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57.
3.Петрова Е. "Развивающие компьютерные игры". Дошкольное воспитание, 2000г., № 8, с. 60 - 68.
4.Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: "Гелиос АРВ", 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мы живем в век технологий, в том числе информационно-компьютерных, поэтому современный человек должен быть с детства психологически готов воспринимать все новое, иметь потребность постоянно учиться, и...
«Использование элементов ТРИЗ - технологии в развитии речи детей дошкольного возраста».
Одним из современных способов взаимодействия воспитателя с детьми является ТРИЗ-технология. Статья о том, как влияет на развитие связной речи дошкольников технология ТРИЗ и как правильно использовать ...
Чек лист описание средств, использования приемов и технологий по развитию речи детей дошкольного возраста
Чек лист описание средств, использования приемов и технологийпо развитию речи детей дошкольного возраста...
«Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка - дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей з...
Использование информационно-коммуникативных технологий для развития речи дошкольника старшего возраста
Уважаемые педагоги, сегодня я представляю вашему внимаю Интерактивную панель, которая расположена в каждой группе, начиная со старшего возраста. В ней мы рассмотрим приложение, которое называется &laq...
«Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
В данной стаье раскрываетсся использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста...