Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания
материал (младшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»
КОНСПЕКТ
мастер-класса для родителей
«Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания»
КОНСПЕКТ мастер-класса для родителей «Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания»
Цель: способствовать повышению педагогической компетентности родителей по проблеме формирования КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Задачи:
- Приобщать родителей к русской народной культуре через малые формы фольклора;
- Учить родителей использовать фольклор в повседневной жизни;
- Развивать навыки общения со своим ребенком в процессе совместной деятельности;
- Создать эмоционально-положительный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и воспитателями; снятие барьеров в общении и переходе к открытым, доверительным отношениям
Материалы и оборудование:
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть вас. Сразу должна сказать, что сегодня у нас не совсем обычное родительское собрание. Сегодня с вашими детьми мы вам покажем мастер-класс по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания с использованием фольклора. Но прежде чем мы приступим к теме давайте поприветствуем друг друга.
Эй, дружок, становись в кружок!
«Здравствуй солнце золотое!» (руки вверх к солнцу)
«Здравствуй небо голубое» (соединить руку над головой)
«Здравствуй легкий ветерок» (покачать руками)
«Здравствуй поле и лужок» (круговые движения перед собой)
«Здравствуй маленький дубок» (поднять руку вверх и через стороны соединить над головой)
Мы живем в одном краю (раскрыть руки)
Всех я вас приветствую (соединить руки в замок)
Воспитатель: Замечательно! А теперь давайте с вами присядем и поговорит о том, для чего мы с вами здесь собрались.
Формирование КГН и навыков самообслуживания (умываться, правильно держать ложку, одеваться и раздеваться самостоятельно и т.д.) именно в раннем возрасте является благоприятным и в тоже время требует особой выдержки, терпения у нас, взрослых.
При этом необходимо учесть индивидуальные особенности ребенка, продумать доступные детям правила действия и их последовательность, чтоб для ребенка это не казалось навязчивым, принудительным занятием.
Незаменимым помощников в этом деле нам могут стать малые фольклорные формы
- Что это такое? Как вы думаете (потешки, загадки, сказки, прибаутки, колыбельные и т.д.)
Воспитатель: Верно. Малые жанры фольклора— это небольшие по объёму фольклорные произведения: песенки, потешки, заклички и др.
Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры - забавы с маленькими детьми ("Сорока", "Ладушки", "Коза" и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому, повторять его действие. Повторяя вместе со взрослым стихи, потешки, песенки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.
Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.
Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями - играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.
Сейчас Василиса покажет своей маме и нам как можно умываться весело и интересно, используя фольклорные формы
Василиса с мамой садятся за столик, где сидит кукла, лежит полотенце мыло. Ребенок показывает маме как надо пользоваться мылом, полотенцем, имитирует процесс умывания (воспитатель помогает). При этом Василиса рассказывает потешку:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Воспитатель: Спасибо, Василиса! А мама знает такую потешку? А остальные гости знаю эту потешку? Пользуются ей в процессе обучения ребенка умываться? Какие еще потешки, стишки про умывание, мыло, полотенце вы знаете?
***
Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***
Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке - ладошки,
А пальчики - Антошке.
***
Загибаем рукава,
Открываем кран – вода.
Льется-струится теплая водица.
Наши ладошки мы потрем немножко.
Воды наберем – лицо сполоснем,
Руки отряхнем, вытираться пойдем.
Вот теперь мы чистые, Заиньки пушистые!
Воспитатель: ну и много других. А теперь мы попросим Максима показать своей маме и всем нашим гостям как можно организовать прием пищи.
Максим с мамой садятся за накрытый игрушечной посудой стол, где сидит кукла. Максим начинает кормить куклу при этом рассказывает потешку:
Кушай кашку, девочка,
Девочка-припевочка,
Кушай кашку, подрастай,
Всем на радость вырастай!
Воспитатель: Спасибо Максиму! А мама какие-нибудь стишки еще вспомнит про еду?
***
Раскапризничался Саша.
Саша есть не хочет кашу.
Саша, с кашей не шути!
Как же будешь ты расти?
Ведь от каши, мальчик милый,
Ты получишь много силы.
***
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.
***
Каша из гречки
Варилась на печке,
Варилась и прела,
Чтоб Арина съела.
Воспитатель: Ну и много других. А сейчас Стеша покажет маме и нам как весело и интересно наводить ей красоту.
Стеша с мамой садятся возле зеркала, мама начинает причесывать ее. Ребенок рассказывает стишок:
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Воспитатель: Спасибо Стеша! Для причесывания детей можно использовать и такие потешки как:
***
Петушок-петушок,
Подари мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
***
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
Воспитатель: Малые фольклорные формы можно использовать и в процессе одевания. Миша, покажи нам, пожалуйтста.
Миша садиться на стульчик, начинает одевать носочки, воспитатель рассказывает потешку:
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Воспитатель: Малые фольклорные формы можно использовать и в процессе пробуждения ребенка
Мы проснулись, мы проснулись.
- Сладко – сладко потянулись.
-Маме с папой улыбнулись.
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Да водичку найдем.
Воспитатель: И во время купания малыша
Кто тут будет куп - куп,
По водичке хлюп - хлюп?
В ванну быстро - прыг - прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пенится,
И грязь куда - то денется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_s_roditelyami.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»
КОНСПЕКТ
мастер-класса для родителей
«Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания»
КОНСПЕКТ мастер-класса для родителей «Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания»
Цель: способствовать повышению педагогической компетентности родителей по проблеме формирования КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Задачи:
- Приобщать родителей к русской народной культуре через малые формы фольклора;
- Учить родителей использовать фольклор в повседневной жизни;
- Развивать навыки общения со своим ребенком в процессе совместной деятельности;
- Создать эмоционально-положительный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и воспитателями; снятие барьеров в общении и переходе к открытым, доверительным отношениям
Материалы и оборудование:
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть вас. Сразу должна сказать, что сегодня у нас не совсем обычное родительское собрание. Сегодня с вашими детьми мы вам покажем мастер-класс по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания с использованием фольклора. Но прежде чем мы приступим к теме давайте поприветствуем друг друга.
Эй, дружок, становись в кружок!
«Здравствуй солнце золотое!» (руки вверх к солнцу)
«Здравствуй небо голубое» (соединить руку над головой)
«Здравствуй легкий ветерок» (покачать руками)
«Здравствуй поле и лужок» (круговые движения перед собой)
«Здравствуй маленький дубок» (поднять руку вверх и через стороны соединить над головой)
Мы живем в одном краю (раскрыть руки)
Всех я вас приветствую (соединить руки в замок)
Воспитатель: Замечательно! А теперь давайте с вами присядем и поговорит о том, для чего мы с вами здесь собрались.
Формирование КГН и навыков самообслуживания (умываться, правильно держать ложку, одеваться и раздеваться самостоятельно и т.д.) именно в раннем возрасте является благоприятным и в тоже время требует особой выдержки, терпения у нас, взрослых.
При этом необходимо учесть индивидуальные особенности ребенка, продумать доступные детям правила действия и их последовательность, чтоб для ребенка это не казалось навязчивым, принудительным занятием.
Незаменимым помощников в этом деле нам могут стать малые фольклорные формы
- Что это такое? Как вы думаете (потешки, загадки, сказки, прибаутки, колыбельные и т.д.)
Воспитатель: Верно. Малые жанры фольклора— это небольшие по объёму фольклорные произведения: песенки, потешки, заклички и др.
Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры - забавы с маленькими детьми ("Сорока", "Ладушки", "Коза" и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому, повторять его действие. Повторяя вместе со взрослым стихи, потешки, песенки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.
Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.
Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями - играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.
Сейчас Василиса покажет своей маме и нам как можно умываться весело и интересно, используя фольклорные формы
Василиса с мамой садятся за столик, где сидит кукла, лежит полотенце мыло. Ребенок показывает маме как надо пользоваться мылом, полотенцем, имитирует процесс умывания (воспитатель помогает). При этом Василиса рассказывает потешку:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Воспитатель: Спасибо, Василиса! А мама знает такую потешку? А остальные гости знаю эту потешку? Пользуются ей в процессе обучения ребенка умываться? Какие еще потешки, стишки про умывание, мыло, полотенце вы знаете?
***
Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***
Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке - ладошки,
А пальчики - Антошке.
***
Загибаем рукава,
Открываем кран – вода.
Льется-струится теплая водица.
Наши ладошки мы потрем немножко.
Воды наберем – лицо сполоснем,
Руки отряхнем, вытираться пойдем.
Вот теперь мы чистые, Заиньки пушистые!
Воспитатель: ну и много других. А теперь мы попросим Максима показать своей маме и всем нашим гостям как можно организовать прием пищи.
Максим с мамой садятся за накрытый игрушечной посудой стол, где сидит кукла. Максим начинает кормить куклу при этом рассказывает потешку:
Кушай кашку, девочка,
Девочка-припевочка,
Кушай кашку, подрастай,
Всем на радость вырастай!
Воспитатель: Спасибо Максиму! А мама какие-нибудь стишки еще вспомнит про еду?
***
Раскапризничался Саша.
Саша есть не хочет кашу.
Саша, с кашей не шути!
Как же будешь ты расти?
Ведь от каши, мальчик милый,
Ты получишь много силы.
***
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.
***
Каша из гречки
Варилась на печке,
Варилась и прела,
Чтоб Арина съела.
Воспитатель: Ну и много других. А сейчас Стеша покажет маме и нам как весело и интересно наводить ей красоту.
Стеша с мамой садятся возле зеркала, мама начинает причесывать ее. Ребенок рассказывает стишок:
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Воспитатель: Спасибо Стеша! Для причесывания детей можно использовать и такие потешки как:
***
Петушок-петушок,
Подари мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
***
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
Воспитатель: Малые фольклорные формы можно использовать и в процессе одевания. Миша, покажи нам, пожалуйтста.
Миша садиться на стульчик, начинает одевать носочки, воспитатель рассказывает потешку:
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Воспитатель: Малые фольклорные формы можно использовать и в процессе пробуждения ребенка
Мы проснулись, мы проснулись.
- Сладко – сладко потянулись.
-Маме с папой улыбнулись.
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Да водичку найдем.
Воспитатель: И во время купания малыша
Кто тут будет куп - куп,
По водичке хлюп - хлюп?
В ванну быстро - прыг - прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пенится,
И грязь куда - то денется.
Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.
Процессы умывания, кормления, причесывания важно не только демонстрировать своим личным примером, но и сопровождать показ объяснением – заинтересовать ребенка, вызвать желание быть самостоятельным, одобрять даже небольшие его успехи.
Воспитатель: на этом наш мастер-класс закончен. Я благодарю наших сегодняшних учителей-ребятишек и приглашая всех на чаепитие.
Чаепитие.
- Спасибо всем за приятно проведенный вечер. Выходя отсюда, помните, что мы стали еще ближе друг к другу и к своему ребенку, он будет гордиться Вами еще больше. А мы надеемся на то, что эта встреча помогла Вам понять роль фольклора и оказала помощь в работе с детьми по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников
Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они п...
"Малые формы фольклора, как средство развития культурно - гигиенических навыков у детей в первой младшей группе".
«Малые формы фольклора, как средство развития культурно – гигиенических навыков у детей в первой младшей группе». Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культу...
Буклет "Малые формы фольклора, как средство развития культурно- гигиенических навыков".
Предназначен для родителей, воспитателей групп раннего возраста. Материал содержит иллюстрированную консультацию об использовании фольклорного материала в воспитании ребенка ран...
«Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»
Использование фольклора как средства успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста - попытка формирования важнейших навыков на данном жизненном этапе....
КОНСПЕКТ мастер-класса для родителей «Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания»
КОНСПЕКТ мастер-класса для родителей «Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания» Цель: способствовать повышению педагогической компетентности родителей...
«Малые формы фольклора ,как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»
Создание социальной ситуации развития в процессе организации условий для привития культурно-гигиенических навыков младших дошкольников через ознакомление с фольклором, развитие и совершенствование их ...
Малые формы фольклора как средство воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ....