Практика организации психолого- педагогического сопровождения обучающихся из семей участников (ветеранов) специальной военной операции (СВО)
рабочая программа
Дети участников СВО (в особенности погибших или получивших серьезное ранение) нуждаются в корректном, внимательном подходе с
соблюдением требований по защите персональной информации и этических требований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_svo_dou15.docx | 37.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Дружная семейка» г. Белгород
Практика
организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся
из семей участников (ветеранов) специальной военной операции
Педагоги-психологи:
Блинова Е.А.
Лейчуг Л.И.
Путилина Т.И.
Сердюкова А.Ю.
Стратегическими задачами государства на сегодняшний день является создание необходимых условий для полноценного, всестороннего, гармоничного формирования и развития детей, как поколения будущего, определяющего потенциал и ресурс страны в целом. В этой связи становится особенно важным учет абсолютно разных категорий детей и, в первую очередь, тех, кто оказался в социально уязвимом положении. Среди таких целевых категорий особое внимание исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, следует уделить обучающимся, родители (законные представители) которых являются ветеранами (участниками) специальной военной операции. Данная категория обучающихся нуждается в особой комплексной поддержке и сопровождении в процессе их образования, социализации, воспитания и развития.
Данная программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с:
- «Всеобщей Декларацией прав человека» Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.;
- Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.12.2014 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015);
- УК РФ (ст. 156) в редакции Федерального закона от 07.12.2011 № 420 ФЗ, (в редакции Федерального закона от 02.07.2-13 № 185 ФЗ)
- Законом об основных гарантиях прав ребенка в РФ (ст. 6) от 24.07.1998 от 124 ФЗ (ред. От 28.12.2016)
- Семейным кодексом РФ от 29.12.1995 № 223 ФЗ (ред. от 30.12.2015 г)
- Профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)», утвержденным приказом Минтруда России от 24 июля 2015 № 514н.
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- -Приказом Минобразования России от 22.10.99 №636 «О службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»;
- Постановлением Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96
- №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ»;
- Федеральным законом от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
- Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Министром образования и науки Российской Федерации 19 декабря2017 г.).
Дети участников СВО (в особенности погибших или получивших серьезное ранение) нуждаются в корректном, внимательном подходе с соблюдением требований по защите персональной информации и этических требований.
Министерство просвещения России совместно с Министерством образования России разработали алгоритм сопровождения детей участников СВО, в целях оказания психолого-педагогической помощи данной категории детей (письмо от 11.08.2023г. №АБ – 3386/07).
В соответствии с методическими рекомендациями необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение детей участников СВО.
Цель программы: Комплексная помощь и поддержка детей из семей участников СВО, их родственного окружения, направленная на снижение психоэмоционального напряжения, нормализацию их психологического состояния, формирование безопасной поддерживающей социальной среды.
Задачи:
- Сохранение и (или) восстановление психологического здоровья детей участников СВО.
- Развитие стрессоустойчивости и жизнестойкости у детей участников СВО.
- Профилактика антивитального поведения.
- Повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательных отношений.
Целевые группы: дети из семей участников СВО, их родственное окружение.
Используемые технологии: тренинги участников целевой группы на снятие уровня тревожности, развития эмоционально волевой сферы, преодоления проблем в сфере общения, проблем в поведении; песочная, сказкотерапия, арт-терапия и др., результат деятельности - снятие остроты состояния тревожности, улучшение морально-психологического настроя.
Практика способствует адаптации членов семьи участников СВО к новым условиям жизни. Помогает стабилизировать эмоциональный фон, снять психоэмоциональное напряжение и актуализировать ресурсы взрослых членов семьи для принятия сложившейся ситуации. С детьми позволяет проработать переживания и страхи, снизить уровень тревожности и сформировать безопасную поддерживающую социальную среду.
Направления работы с детьми участников СВО:
- Психодиагностика: обучающихся (наблюдение, мониторинг актуального психического состояния, углубленная психодиагностика при необходимости);
Диагностические методики, применяемые в работе с детьми участников СВО: рисуночные тесты «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», «Человек под дождем», интервью «Волшебный мир», Цветовой тест (М. Люшер в модификации Л.А. Ясюковой, тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М.Дорки, Цветовой тест Люшера, «Лабиринт души. Терапевтические сказки» О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С.В., Слободяник Н.П.
- Просветительская деятельность: повышение психологической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие.
- Профилактическое: разработка и распространение памяток, буклетов, рекомендаций для участников образовательных учреждений по вопросам сохранения или восстановления психологического здоровья детей, переживших травматическое событие.
- Коррекционно-развивающее: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с целью развития личности, укрепления и совершенствования психологического здоровья детей участников СВО, нормализацию межличностных отношений, развития чувства безопасности и преодоления неуверенности в себе.
Психолого-педагогическое сопровождение данной целевой группы основывается на алгоритме действий, который включает в себя следующие виды деятельности:
- 1. Сбор информации о детях участниках СВО.
- 2. Наблюдение за эмоциональным состоянием данной категории детей во время образовательной и игровой деятельности (воспитатель, педагог-
психолог, соц. педагог, узкие специалисты).
- 3. Организация мероприятий по созданию благоприятного психологического климата в группах, где воспитываются дети участников СВО.
- 4.Проведение профилактических занятий, направленных на развитие
стрессоустойчивости и жизнестойкости, снятие эмоционального напряжения.
- 5.Проведение психологических игр, направленных на развитие эмоционального и социального интеллекта.
- 6. Консультативная работа с воспитателем, педагогами, взаимодействующими с детьми.
- 7.Просветительская работа с педагогами и родителями (беседы, круглые столы, родительские собрания, раздача памяток).
- 8. Индивидуальная консультативная работа с родителями данной категории детей, не участвующих в СВО. В случае необходимости оказание им
психологической помощи.
- 9.Мониторинг эмоционального состояния детей участников СВО.
- 10. Проведение углубленной диагностики и индивидуальных
профилактических и коррекционных занятий по результатам мониторинга ( в случае необходимости).
Принципы реализации программы:
Реализация данной программы основывается на следующих принципах:
- Индивидуальный подход к ребенку (дошкольнику) на основе признания его уникальности и ценности.
- Гуманистичность: использование гуманных, личностно-ориентированных методов взаимодействия.
- Превентивность: переход от «скорой помощи» к предупреждению кризисных ситуаций.
- Научность: использование современных методов диагностики и коррекции.
- Рациональность: отбор методов с учетом их сложности, информативности и пользы для ребенка.
- Комплексность: сотрудничество различных специалистов и всех участников учебно-воспитательного процесса.
Адресная группа: данная программа направлена на работу с детьми участников СВО.
Возрастной и количественный состав, условия проведения занятия.
Количественный состав: группы до 10 человек.
Рекомендуемый возраст детей: 3-7 лет.
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-подхода, Психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.
Программа работы с детьми участников СВО включает в себя 7занятий.
Частота и длительность проведения: 1 раз в неделю, по 25 минут.
- соблюдать режим посещения занятий.
Материально-техническая база. Для занятий должна быть предоставлена комната с двумя зонами: учебной и игровой. Учебная зона (столы, стулья) необходима для выполнения рисунков и сочинения письменных историй. Игровая зона (достаточное пространство для проведения игр) необходима для проведения игр и театрализованных мини- представлений.
Необходимое оборудование:
- Интерактивная песочница;
- Кинестетический песок;
- Фигурки для песочной терапии и игротерапии;
- Природные материалы (крупы, вода);
- Музыкальная колонка;
- Ноутбук;
- Доски для рисования;
- Мягкие модули;
- Тематические карточки (наглядный материал);
- Психолого-педагогическая литература;
- Песочные часы;
- Маракас;
- Колокольчик;
- Ламинированные картинки размером А-4 и другие материалы.
Планируемый результат: Сохранение и укрепление психологического здоровья детей участников СВО.
В работе со всеми детьми ветеранов (участников) СВО важно соблюдать следующие рекомендации для педагога:
- уважайте потребность в уединении, если обучающийся не хочет общаться; если он не может усидеть на месте, дайте ему возможность подвигаться; когда обучающийся не может совладать со своими эмоциями, помогите ему выразить свои чувства, разобраться в них; в случае потери контроля над поведением введите ясные и четкие ограничения, вместе с тем дайте возможность, как несовершеннолетнему, так и совершеннолетнему лицу, овладеть позитивными формами разрешения ситуации.
- создавайте как можно более безопасную атмосферу, в которой обучающиеся знают, что все чувства имеют право на существование и нормальны в столь тяжелой ситуации,
- помочь справиться с переживаниями, переключиться на продуктивную деятельность на примере взрослого.
В целом, создание благоприятного психологического климата в образовательной организации является важной задачей, которая требует комплексного подхода и систематической работы, содержательных мероприятий, направленных на сохранение и (или) восстановление психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО.
План сопровождения детей ветеранов (участников) специальной военной операции, воспитанников МБДОУ детский сад №15 «Дружная семейка» г. Белгород
Задачи:
-организация и проведение мероприятий, направленных на формирование в МДОУ «Детский сад №20» необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО;
-оказание экстренной психологической помощи, психологической коррекции и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей;
- обеспечение информирования детей ветеранов (участников) СВО, членов их семей, педагогических работников образовательной организации о возможности и ресурсах получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки.
| Мероприятия
| Сроки | Ответственные | Отметка о выполнении |
I | Мониторинг психологического состояния детей ветеранов | |||
1 | Скрининговое обследование (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи. Выявление уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям (при поступление в МДОУ) Выявление особенностей и возможных причин дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи. Диагностика психологического климата коллектива, взаимодействия со сверстниками и взрослыми Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей. Наблюдение, диагностика – мониторинг для выявления признаков деструктивного переживания горя (утраты) (при необходимости) | В течение года | Педагог-психолог |
|
II | Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации; | |||
1 | Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении; | В течение года | Педагог-психолог |
|
2 | Организация и совместное осуществление педагогом -психологом и воспитателями психолого-педагогической коррекции выявленных по результатам диагностики, в психическом развитии детей ветеранов (участников) СВО недостатков, нарушений социализации и адаптации; | В течение года | Педагог-психолог, воспитатели |
|
3 | Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями; | В течение года | Педагог-психолог, воспитатели |
|
III | Психологическое консультирование – оказание психологической помощи обучающимся, пережившим травматическое событие | |||
1 | Психологическое консультирование участников образовательных отношений; | В течение года | Педагог-психолог |
|
2 | Оказание психологической поддержки в ситуации расставания с родителем (законным представителем), участвующим в СВО | В течение года | Педагог-психолог |
|
3 | Оказание психологической помощи по запросу, в ситуации потери | В течение года | Педагог-психолог |
|
IV | Психологическое просвещение | |||
1 | Повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся | В течение года | Педагог-психолог |
|
2 | Повышение психологической компетентности других участников образовательных отношений и педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие | В течение года | Педагог-психолог |
|
3 | Размещение информации о дополнительных ресурсах для обращения за психологической помощью | (по мере поступления новой Информации) | Педагог-психолог |
|
V | Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении). | |||
1 | Формирование необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья); | В течение года | Администрация, педагог-психолог |
|
2 | Мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения обучающихся к образовательной деятельности, на обучение коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции, совладания в трудных и проблемных ситуациях, а также на создание системы психологической поддержки. | В течение года | Администрация, педагог-психолог |
|
3 | Создание системы психологической поддержки. | В течение года | Администрация, педагог-психолог |
|
VI | Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды дошкольного образовательного учреждения | |||
1 | Консультирование воспитателей образовательной организации при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся | В течении года (по запросу) | Педагог-психолог |
|
VII | Психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса освоения основных и дополнительных образовательных программ воспитанниками целевой группы | |||
1 | Разработка рекомендации для педагогов: - консультации и рекомендации по взаимодействию с детьми, по дифференциальному подходу к каждому ребенку. -методическая и психологическая поддержка воспитателей образовательного учреждения, осуществляющих работу с семьёй, где есть дети ветеранов (участников) специальной военной операции - Разработка рекомендаций по формированию и развитию эмоционального интеллекта | В течение года | Педагог-психолог |
|
Список литературы:
- Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. - М.: Речь, 2010
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». http://pedlib.ru/Books/3/0001/3_0001-1.shtml.
- Есина О. Б. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей: психосоциальные
факторы формирования, клинические характеристики и проблемы диагностики.
Дисс…канд. мед. наук. СПб, 2017. - Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие. – М., 2001
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – Сфера- 2014
- Семенович А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция.Дошкольники. – М.: Дрофа, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации" для педагогов ОО г. Москвы....
Психолого-педагогическое сопровождение детей и семей воспитанников через организацию совместной деятельности в рамках консультативного центра МБДОУ ЦРР №5
В материале представлена модель деятельности специалистов ДОУ: психолога, логопеда, дефектолога, объединенных в консультативный цент. Освещена система работы с неорганизованными детьми и их семь...
Карта лучшей практики по психолого-педагогическому сопровождению семьи в реалиях современного социокультурного пространства
Карта лучшей практики по психолого-педагогическому сопровождению семьи в реалиях современного социокультурного пространства...
Презентация «Психолого–педагогическое сопровождение обучающихся, перенёсших операцию по кохлеарной имплантации».
Ребенок, перенёсший операцию по кохлеарной имплантации, хорошо слышит, но чтобы он научился понимать речь и говорить, ему требуется многолетняя реабилитация. Автор раскрывает методы и приёмы непосредс...
Практика организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся из семей участников (ветеранов) специальной военной операции
Стратегическими задачами государства на сегодняшний день является создание необходимых условий для полноценного, всестороннего, гармоничного формирования и развития детей, как поколения будущего, опре...
Практика организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников из семей участников (ветеранов) специальной военной операции.
Описание Программы по психолого-педагогическому сопровождению детей из семей участников (ветеранов) СВО....
Практика организации психолого-педагогического сопровождения семей участников СВО
Война во все времена оставляет свой след, в настоящее время это коснулось и нас. Участие родителей в военных действиях, оказывает значительное влияние на всю семейную систему, включая детей. Дошкольни...