Практика организации психолого- педагогического сопровождения обучающихся из семей участников (ветеранов) специальной военной операции (СВО)
рабочая программа

Сердюкова Алина Юрьевна

Дети участников СВО (в особенности погибших или получивших серьезное ранение) нуждаются в корректном, внимательном подходе с

соблюдением требований по защите персональной информации и этических требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_svo_dou15.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №15 «Дружная семейка» г. Белгород

Практика
организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся
из семей участников (ветеранов) специальной военной операции

Педагоги-психологи:

Блинова Е.А.

Лейчуг Л.И.

Путилина Т.И.

Сердюкова А.Ю.

Стратегическими задачами государства на сегодняшний день является создание необходимых условий для полноценного, всестороннего, гармоничного формирования и развития детей, как поколения будущего, определяющего потенциал и ресурс страны в целом. В этой связи становится особенно важным учет абсолютно разных категорий детей и, в первую очередь, тех, кто оказался в социально уязвимом положении. Среди таких целевых категорий особое внимание исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, следует уделить обучающимся, родители (законные представители) которых являются ветеранами (участниками) специальной военной операции. Данная категория обучающихся нуждается в особой комплексной поддержке и сопровождении в процессе их образования, социализации, воспитания и развития.

Данная программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с:

  • «Всеобщей Декларацией прав человека» Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.;
  • Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.12.2014 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015);
  • УК РФ (ст. 156) в редакции Федерального закона от 07.12.2011 № 420 ФЗ, (в редакции Федерального закона от 02.07.2-13 № 185 ФЗ)
  • Законом об основных гарантиях прав ребенка в РФ (ст. 6) от 24.07.1998 от 124 ФЗ (ред. От 28.12.2016)
  • Семейным кодексом РФ от 29.12.1995 № 223 ФЗ (ред. от 30.12.2015 г)
  • Профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере

образования)», утвержденным приказом Минтруда России от 24 июля 2015 № 514н.

  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • -Приказом Минобразования России от 22.10.99 №636 «О службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»;
  • Постановлением Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96
  • №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ»;
  • Федеральным законом от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
  • Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Министром образования и науки Российской Федерации 19 декабря2017 г.).

Дети участников СВО (в особенности погибших или получивших серьезное ранение) нуждаются в корректном, внимательном подходе с соблюдением требований по защите персональной информации и этических  требований.

Министерство просвещения России совместно с Министерством образования России разработали алгоритм сопровождения детей участников СВО, в целях оказания психолого-педагогической помощи данной категории детей (письмо от 11.08.2023г. №АБ – 3386/07).

В соответствии с методическими рекомендациями необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение детей участников СВО.

Цель программы: Комплексная помощь и поддержка детей из семей участников СВО, их родственного окружения, направленная на снижение психоэмоционального напряжения, нормализацию их психологического состояния, формирование безопасной поддерживающей социальной среды.

Задачи:

  1. Сохранение и (или) восстановление психологического здоровья детей участников СВО.
  1. Развитие стрессоустойчивости и жизнестойкости у детей участников СВО.
  1. Профилактика антивитального поведения.
  1. Повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательных отношений. 

Целевые группы: дети из семей участников СВО, их родственное окружение.

Используемые технологии: тренинги участников целевой группы на снятие уровня тревожности, развития эмоционально волевой сферы, преодоления проблем в сфере общения, проблем в поведении; песочная, сказкотерапия, арт-терапия и др., результат деятельности  - снятие остроты состояния тревожности, улучшение морально-психологического настроя.

Практика способствует адаптации членов семьи участников СВО к новым условиям жизни. Помогает стабилизировать эмоциональный фон, снять психоэмоциональное напряжение и актуализировать ресурсы взрослых членов семьи для принятия сложившейся ситуации. С детьми позволяет проработать переживания и страхи, снизить уровень тревожности и сформировать безопасную поддерживающую социальную среду.

Направления работы с детьми участников СВО:

  1.   Психодиагностика: обучающихся (наблюдение, мониторинг  актуального психического состояния, углубленная психодиагностика при необходимости);

Диагностические методики, применяемые в работе с детьми участников СВО: рисуночные тесты «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», «Человек под дождем», интервью «Волшебный мир», Цветовой тест (М. Люшер в модификации Л.А. Ясюковой, тест  тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М.Дорки, Цветовой тест Люшера, «Лабиринт души. Терапевтические сказки» О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С.В., Слободяник Н.П.

  1. Просветительская деятельность: повышение психологической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие.

  1. Профилактическое: разработка и распространение памяток, буклетов, рекомендаций для участников образовательных учреждений по вопросам сохранения или восстановления психологического здоровья детей, переживших травматическое событие.

  1. Коррекционно-развивающее: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с целью развития личности, укрепления и совершенствования психологического здоровья детей участников СВО, нормализацию межличностных отношений, развития чувства безопасности и преодоления неуверенности в себе.

Психолого-педагогическое сопровождение данной целевой группы основывается на алгоритме действий, который включает в себя следующие виды деятельности:

  • 1. Сбор информации о детях участниках СВО.
  • 2. Наблюдение за эмоциональным состоянием данной категории детей во время образовательной и игровой деятельности (воспитатель, педагог-

психолог, соц. педагог, узкие специалисты).

  • 3. Организация мероприятий по созданию благоприятного психологического климата в группах, где воспитываются дети участников СВО.
  • 4.Проведение профилактических занятий, направленных на развитие

стрессоустойчивости и жизнестойкости, снятие эмоционального напряжения.

  • 5.Проведение психологических игр, направленных на развитие эмоционального и социального интеллекта.
  •         6. Консультативная работа с воспитателем, педагогами, взаимодействующими с детьми.
  • 7.Просветительская работа с педагогами и родителями (беседы, круглые столы, родительские собрания, раздача памяток).
  • 8. Индивидуальная консультативная работа с родителями данной категории детей, не участвующих в СВО. В случае необходимости оказание им

психологической помощи.

  • 9.Мониторинг эмоционального состояния детей участников СВО.
  • 10. Проведение углубленной диагностики и индивидуальных

профилактических и коррекционных занятий по результатам мониторинга ( в случае необходимости).

Принципы реализации программы:

Реализация данной программы основывается на следующих принципах:

  1. Индивидуальный подход к ребенку (дошкольнику) на основе признания его уникальности и ценности.
  2. Гуманистичность: использование гуманных, личностно-ориентированных методов взаимодействия.
  3. Превентивность: переход от «скорой помощи» к предупреждению кризисных ситуаций.
  4. Научность: использование современных методов диагностики и коррекции.
  5. Рациональность: отбор методов с учетом их сложности, информативности и пользы для ребенка.
  6. Комплексность: сотрудничество различных специалистов и всех участников учебно-воспитательного процесса.

Адресная группа: данная программа направлена на работу с детьми участников СВО.

Возрастной и количественный состав, условия проведения занятия.

Количественный состав: группы до 10 человек.

Рекомендуемый возраст детей: 3-7 лет.

Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-подхода, Психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.

Программа работы с детьми участников СВО включает в себя 7занятий.

Частота и длительность проведения: 1 раз в неделю, по 25 минут.

  • соблюдать режим посещения занятий.

Материально-техническая база. Для занятий должна быть предоставлена комната с двумя зонами: учебной и игровой. Учебная зона (столы, стулья) необходима для выполнения рисунков и сочинения письменных историй. Игровая зона (достаточное пространство для проведения игр) необходима для проведения игр и театрализованных мини- представлений.

Необходимое оборудование:

  • Интерактивная песочница;
  • Кинестетический песок;
  • Фигурки для песочной терапии и игротерапии;
  • Природные материалы (крупы, вода);
  • Музыкальная колонка;
  • Ноутбук;
  • Доски для рисования;
  • Мягкие модули;
  • Тематические карточки (наглядный материал);
  • Психолого-педагогическая литература;
  • Песочные часы;
  • Маракас;
  • Колокольчик;
  • Ламинированные картинки размером А-4 и другие материалы.

Планируемый результат: Сохранение и укрепление психологического здоровья детей участников СВО.

В работе со всеми детьми ветеранов (участников) СВО важно соблюдать следующие рекомендации для педагога:

  • уважайте потребность в уединении, если обучающийся не хочет общаться; если он не может усидеть на месте, дайте ему возможность подвигаться; когда обучающийся не может совладать со своими эмоциями, помогите ему выразить свои чувства, разобраться в них; в случае потери контроля над поведением введите ясные и четкие ограничения, вместе с тем дайте возможность, как несовершеннолетнему, так и совершеннолетнему лицу, овладеть позитивными формами разрешения ситуации.
  • создавайте как можно более безопасную атмосферу, в которой обучающиеся знают, что все чувства имеют право на существование и нормальны в столь тяжелой ситуации,
  • помочь справиться с переживаниями, переключиться на продуктивную деятельность на примере взрослого.

В целом, создание благоприятного психологического климата в образовательной организации является важной задачей, которая требует комплексного подхода и систематической работы, содержательных мероприятий, направленных на сохранение и (или) восстановление психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО.

План сопровождения детей ветеранов (участников) специальной военной операции, воспитанников МБДОУ детский сад №15 «Дружная семейка» г. Белгород

Задачи:

-организация и проведение мероприятий, направленных на формирование в МДОУ «Детский сад №20»  необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО;

-оказание экстренной психологической помощи, психологической коррекции и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей;

- обеспечение информирования детей ветеранов (участников) СВО, членов их семей, педагогических работников образовательной организации о возможности и ресурсах получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки.

 

Мероприятия

 

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

I

Мониторинг психологического состояния детей ветеранов

1

Скрининговое обследование (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи.

Выявление уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям (при поступление в МДОУ)

Выявление особенностей и возможных причин дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи.

Диагностика психологического климата коллектива, взаимодействия со сверстниками и взрослыми  

Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей.

Наблюдение, диагностика – мониторинг для выявления признаков деструктивного переживания горя (утраты)

(при необходимости)

В течение года

Педагог-психолог

 

II

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации;

1

Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении;

В течение года

Педагог-психолог

 

2

Организация и совместное осуществление педагогом -психологом и воспитателями психолого-педагогической коррекции выявленных по результатам диагностики, в психическом развитии детей ветеранов (участников) СВО недостатков, нарушений социализации и адаптации;

В течение года

Педагог-психолог, воспитатели

 

3

Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями;

В течение года

Педагог-психолог, воспитатели

 

III

Психологическое консультирование – оказание психологической помощи обучающимся, пережившим травматическое событие

1

Психологическое консультирование участников образовательных отношений;

В течение года

Педагог-психолог

 

2

Оказание психологической поддержки в ситуации расставания с родителем (законным представителем), участвующим в СВО

В течение года

Педагог-психолог

 

3

Оказание психологической помощи по запросу, в ситуации потери

В течение года

Педагог-психолог

 

IV

Психологическое просвещение

1

Повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся

В течение года

Педагог-психолог

 

2

Повышение психологической компетентности других участников образовательных отношений и педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие

В течение года

Педагог-психолог

 

3

Размещение информации о дополнительных ресурсах для обращения за психологической помощью

(по мере поступления новой

Информации)

Педагог-психолог

 

V

Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении).

1

Формирование необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья);

В течение года

Администрация, педагог-психолог

 

2

Мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения обучающихся к образовательной деятельности, на обучение коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции, совладания в трудных и проблемных ситуациях, а также на создание системы психологической поддержки.

В течение года

Администрация,  педагог-психолог

 

3

Создание системы психологической поддержки.

В течение года

Администрация,  педагог-психолог

 

VI

Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности  образовательной среды дошкольного образовательного учреждения

1

Консультирование воспитателей образовательной организации при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся

В течении года (по запросу)

Педагог-психолог

 

VII

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса освоения основных и дополнительных образовательных программ воспитанниками  целевой группы

1

 Разработка рекомендации для педагогов:

- консультации и рекомендации по взаимодействию с детьми, по дифференциальному подходу к каждому ребенку.

-методическая и психологическая поддержка воспитателей образовательного учреждения, осуществляющих работу с семьёй, где есть дети ветеранов (участников) специальной военной операции

- Разработка рекомендаций по формированию и развитию эмоционального интеллекта

В течение года

Педагог-психолог

 

Список литературы:

  1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. - М.: Речь, 2010
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». http://pedlib.ru/Books/3/0001/3_0001-1.shtml.
  3. Есина О. Б. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей: психосоциальные
    факторы формирования, клинические характеристики и проблемы диагностики.
    Дисс…канд. мед. наук. СПб, 2017.
  4. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие. – М., 2001
  5. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – Сфера- 2014
  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция.Дошкольники. – М.: Дрофа, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации" для педагогов ОО г. Москвы....

Психолого-педагогическое сопровождение детей и семей воспитанников через организацию совместной деятельности в рамках консультативного центра МБДОУ ЦРР №5

В материале представлена модель деятельности специалистов ДОУ: психолога, логопеда, дефектолога, объединенных в  консультативный цент. Освещена система работы с неорганизованными детьми и их семь...

Карта лучшей практики по психолого-педагогическому сопровождению семьи в реалиях современного социокультурного пространства

Карта лучшей практики по психолого-педагогическому сопровождению семьи в реалиях современного социокультурного пространства...

Презентация «Психолого–педагогическое сопровождение обучающихся, перенёсших операцию по кохлеарной имплантации».

Ребенок, перенёсший операцию по кохлеарной имплантации, хорошо слышит, но чтобы он научился понимать речь и говорить, ему требуется многолетняя реабилитация. Автор раскрывает методы и приёмы непосредс...

Практика организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся из семей участников (ветеранов) специальной военной операции

Стратегическими задачами государства на сегодняшний день является создание необходимых условий для полноценного, всестороннего, гармоничного формирования и развития детей, как поколения будущего, опре...

Практика организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников из семей участников (ветеранов) специальной военной операции.

Описание Программы по психолого-педагогическому сопровождению детей из семей участников (ветеранов) СВО....

Практика организации психолого-педагогического сопровождения семей участников СВО

Война во все времена оставляет свой след, в настоящее время это коснулось и нас. Участие родителей в военных действиях, оказывает значительное влияние на всю семейную систему, включая детей. Дошкольни...