Проект по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_sotsialnoy_adaptatsii_detey.docx | 933.3 КБ |
perspektivnyy_plan_k_proektu.docx | 32.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство
Социального развития Московской области
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Семейный центр помощи семье и детям «Преображение»
140301, Московская область, г.о. Егорьевск, ул. Лесная, дом 45
тел. 8(496)404-09-20
Воспитатель Губина Татьяна Николаевна
Проект по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Актуальность проекта: для детей, оставшихся без попечения родителей, социальная адаптация является важным условием для будущей самостоятельной жизни. Прежде чем ребёнок полностью сможет адаптироваться к окружающей действительности, ему необходимо пройти несколько этапов обучения, а именно, овладеть навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками, расширить представления и знания об окружающем, научиться играть, а также овладеть навыками хозяйственно-бытового труда. Это все важные этапы в развитии самостоятельности ребёнка. И для того, чтобы все эти знания и умения ребёнка закреплялись, важна помощь со стороны педагогов, благодаря которым у ребёнка будет формироваться мотивация к дальнейшей жизненной адаптации.
Постановка проблемы: работая на группе, возникла проблема в обучении детей социальной адаптации. Мы зачастую относимся к детям, лишенным родительской любви, с большой опекой, не допуская в действиях детей ошибок, боясь, что дети смогут навредить себе. Поэтому мы приняли решение, что необходимо обучать социальной адаптации не только детей дошкольного возраста, но и школьников, чтобы было взаимодействие между детьми.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
Цель проекта: создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой сферы, познавательной и игровой деятельности, посредством социальной адаптации детей к социальной действительности.
Задачи по реализации проекта с детьми:
- Активизировать и расширять пассивный и по возможности активный словарь воспитанников (учёт индивидуальных особенностей контингента);
- Развивать у детей навыки коммуникации;
- Учить детей наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослых и воспроизводить их, подражая их действиям;
- Учить воспроизводить цепочку игровых действий;
- Учить детей использовать в игре натуральные предметы и их модели, предметы-заместители;
- Учить осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность;
- Развивать способность детей отражать в играх приобретённый жизненный опыт;
- Учить принимать на себя роль другого лица;
- Формировать у детей навыки ролевого и ситуативного поведения;
- Приобщать детей к элементарным нормам и правилам взаимодействия;
- Воспитывать интерес к выполнению предметно-игровых действий;
- Воспитывать у детей эмоционально отношение к обыгрываемому предмету или игрушке;
- Знакомить воспитанников с конкретными трудовыми процессами;
- Формировать основы культуры труда;
- Формировать у детей умения выполнять простейшие трудовые действия с опорой на представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений, и образец их выполнения, предложенный педагогом;
- Формировать у детей элементарные действия в процессе самообслуживания;
- Формировать элементарные представления об элементах быта, необходимых в жизни человека;
- Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы;
- Формировать адекватные формы поведения в воображаемой ситуации;
- Способствовать умению интегрировать полученные игровые действия в бытовые ситуации;
- Формировать у детей первоначальные представления об опасных предметах дома;
- Воспитывать положительное отношение к труду взрослых;
- Воспитывать бережливость, аккуратность в процессе действия с предметами;
- Способствовать у детей развитию психических процессов (внимание, память, мышление и др.);
ФОРМЫ РАБОТЫ ПРОЕКТА.
- Игровые упражнения;
- Коррекционно-развивающий занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные);
- Рассматривание предметных картинок и иллюстраций с последующим соотнесением с реальными предметами;
- Образовательные ситуации;
- Мини-экскурсии по территории и помещениям учреждения;
- Экскурсии и целевые прогулки по городу;
- Предметные игры;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Трудовые действия (хозяйственно-бытовой труд);
- Элементы социальной адаптации (приготовление совместных элементарных блюд).
Перспективный план реализации проекта
Предварительный просмотр:
Перспективный план реализации проекта
Сентябрь | ||||||
Форма реализации проекта | Образовательная область: | Вид детской деятельности | Работа с детьми | |||
Экскурсии и целевые прогулки | Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | Диагностическое обследование детей по всем направлениям реализации проекта. | |||
Сюжетно-ролевая игра | Социально-коммуникативное развитие | Игровая | ||||
Посильный труд | Социально-коммуникативное развитие | Элементарная трудовая деятельность | ||||
Социальная адаптация посредствам приготовления элементарных блюд | Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | ||||
Октябрь. | ||||||
Форма реализации проекта | Образовательная область: | Вид детской деятельности | Работа с детьми | |||
Экскурсии и целевые прогулки | Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | «Овощной магазин» Цели:
- Игры: д/и «Волшебный мешочек», «Съедобное - несъедобное»; рамки-вкладыши «Овощи»; разрезные картинки «Овощи». | |||
Сюжетно-ролевая игра | Социально-коммуникативное развитие | Игровая | Сюж.-рол. игра «Магазин». Цели:
| |||
Посильный труд | Социально-коммуникативное развитие | Элементарная трудовая деятельность | «Работа на приусадебном участке» Цели:
Сбор природного материала для изготовления осенних поделок. | |||
Социальная адаптация посредствам приготовления элементарных блюд | Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | «Ох, и вкусный наш салат!» Цели:
| |||
Ноябрь | ||||||
Форма реализации проекта | Образовательная область: | Вид детской деятельности | Работа с детьми | |||
Экскурсии и целевые прогулки | Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | «Аптека» Цели:
| |||
Сюжетно-ролевая игра | Социально-коммуникативное развитие | Игровая | Сюж.-рол. игра «Доктор». Цели:
активизировать пассивный словарь за счёт названия медицинских принадлежностей (градусник, грелка, таблетки, пипетка и др.), необходимых для лечения больного. | |||
Посильный труд | Социально-коммуникативное развитие | Элементарная трудовая деятельность | «Чистота – залог здоровья!» Цели: - учить вытирать пыль тряпкой, мыть тряпку, отжимать её; - учить пылесосить и подметать пол; - воспитывать интерес к труду и желание старательно выполнять поручения взрослых. | |||
Социальная адаптация посредствам приготовления элементарных блюд | Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | «Церемония чаепития» Цели: - познакомить детей с процессом приготовления (заваривания) чая; - отрабатывать понятия «горячий» - «холодный»; - учить детей выполнять предметные действия при сервировки стола; - развивать умение работать по алгоритму, соблюдая последовательность действий; - формировать умение работать в определённой последовательности, дожидаясь своей очереди; - развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; - вызывать эмоциональный отклик на итог приготовления. | |||
Декабрь | ||||||
Форма реализации проекта | Образовательная область: | Вид детской деятельности | Работа с детьми | |||
Экскурсии и целевые прогулки | Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | «Булочная» Цели: - приобретать опыт индивидуального жизнеобеспечения, навыков социально-бытовой ориентации; - знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; - укреплять здоровье и физическое развитие в ходе пешеходной экскурсии; - воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах; - продолжать формировать представление о профессиях «продавец», «кассир». - дать представление о разнообразии хлебобулочных изделий. | |||
Сюжетно-ролевая игра | Социально-коммуникативное развитие | Игровая | Сюж.-рол. игра «Семья» Цели: - учить выполнять игровые действия в соответствии с содержанием игры; - учить детей вместе со взрослыми организовывать место для игры с различными образными игрушками; - продолжать учить детей навыком сервировки стола; - знакомить детей с правилами этикета: как встречать гостей, как принимать подарки, как вести себя за столом; - развивать коммуникативные навыки; - активизировать пассивный словарь за счёт понятий: посуда, сервиз, скатерть, угощенье, праздник, гости и др. | |||
Посильный труд | Социально-коммуникативное развитие | Элементарная трудовая деятельность | «Мы – помощники» Цели: - продолжать учить детей правильно и последовательно выполнять отдельные действия: надевать фартук, засучивать рукава, пользоваться губкой и мылом, тщательно ополаскивать посуду и насухо вытирать; - формировать у детей волевое усилие; - формировать стремление принимать участие в труде взрослых, получать удовлетворение от совместного труда; - воспитывать чувство аккуратности, а также доброжелательное отношение друг к другу в процессе труда. | |||
Социальная адаптация посредствам приготовления элементарных блюд | Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | «Готовим новогодний стол» Цели: - учить детей оказывать посильную помощь в приготовлении и сервировке; - ввести в пассивный словарь названия продуктов, которые необходимы для приготовления блюд; - познакомить детей с кухонным оборудованием: духовка, плита. - формировать навык опрятности; - продолжать развивать умение работать по алгоритму, соблюдая последовательность действий; - продолжать формировать умение работать в определённой последовательности, дожидаясь своей очереди; - продолжать развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; - вызывать эмоциональный отклик на итог приготовления; - дать ребёнку возможность сделать приятное для любимых людей. | |||
Январь | ||||||
Форма реализации проекта | Образовательная область: | Вид детской деятельности | Работа с детьми | |||
Экскурсии и целевые прогулки | Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | «Продуктовый магазин» (покупка яиц для салата) Цели: - приобретать опыт индивидуального жизнеобеспечения, навыков социально-бытовой ориентации; - знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; - укреплять здоровье и физическое развитие в ходе пешеходной экскурсии; - воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах; - продолжать формировать представления о профессиях «продавец», «кассир»; о значимости их труда для людей; - продолжать формировать понятие «продукты питания». | |||
Сюжетно-ролевая игра | Социально-коммуникативное развитие | Игровая | Сюж.-рол. игра «Праздник ёлки». Цели: - развивать интерес детей и их стремление играть со взрослыми и другими детьми; - продолжать учить детей выполнять цепочку игровых действий; - создавать положительный эмоциональный фон; - учить детей отображать в игре полученный ранее опыт празднования новогоднего праздника; - развивать интерес и потребность в эмоциональном общении со взрослыми и детьми; - использовать как речевые, так и неречевые средства общения; - активизировать пассивный словарь за счёт слов: Новый год, праздник, ёлка, подарки, игрушки и др. | |||
Посильный труд | Социально-коммуникативное развитие | Элементарная трудовая деятельность | «Лепим снеговика» Цели: - прививать детям желание трудиться; - учить детей пользоваться лопаткой для снега и действиям с ней; - продолжать развивать интерес к совместному труду; - получать радость от результатов труда; - активизировать пассивный словарь за счёт слов: снег, ком, санки, лопата и др. | |||
Социальная адаптация посредствам приготовления элементарных блюд | Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | «Салат из яиц» Цели: - закреплять понятия «продукты питания»; - учить детей самостоятельно чистить варёное яйцо; - продолжать учить пользоваться ножом, осторожно разрезать варёное яйцо (использование приёма «рука в руке»); - учить детей пользоваться яйцерезкой (простейшими кухонными приборами); - продолжать развивать умение работать по алгоритму, соблюдая последовательность действий; - продолжать развивать навыки опрятности; - продолжать формировать культурно-гигиенические навыки. | |||
Февраль | ||||||
Форма реализации проекта | Образовательная область: | Вид детской деятельности | Работа с детьми | |||
Экскурсии и целевые прогулки | Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | «На кухне» (мини-экскурсия на кухню) Цели: - приобретать опыт индивидуального жизнеобеспечения, навыков социально-бытовой ориентации; - познакомить детей с профессией «повар», о значимости его труда для людей; - расширять и закреплять знания о кухонной посуде и бытовых приборах. | |||
Сюжетно-ролевая игра | Социально-коммуникативное развитие | Игровая | Сюж.-рол. игра «Семья» Цели: - развивать интерес детей и их стремление играть со взрослыми и другими детьми; - продолжать учить детей выполнять цепочку игровых действий; - создавать положительный эмоциональный фон; - продолжать учить детей отражать в игре свой жизненный опыт; - развивать интерес и потребность в эмоциональном общении со взрослыми и детьми. | |||
Посильный труд | Социально-коммуникативное развитие | Элементарная трудовая деятельность | «Мой дом – наведу порядок в нем» Цели: - продолжать учить убирать на место игрушки и личные вещи; - продолжать формировать умение выполнять простые односложные инструкции; - воспитывать интерес к труду и желание старательно выполнять поручения. | |||
Социальная адаптация посредствам приготовления элементарных блюд | Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | «Готовим бутерброды» Цели: - продолжать закреплять понятия «продукты питания»; - познакомить детей с понятием «бутерброд»; - продолжать учить пользоваться ножом (использование приёма «рука в руке»); - продолжать учить соблюдать последовательность действий: нарезать хлеб, намазать маслом, сложить бутерброд и украсить его зеленью; - формировать привычку убирать своё рабочее место; - продолжать развивать навыки опрятности; - продолжать формировать культурно-гигиенические навыки. | |||
Март | ||||||
Форма реализации проекта | Образовательная область: | Вид детской деятельности | Работа с детьми | |||
Экскурсии и целевые прогулки | Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | «Библиотека» Цели: - приобретать опыт индивидуального жизнеобеспечения, навыков социально-бытовой ориентации; - знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; - укреплять здоровье и физическое развитие в ходе пешеходной экскурсии; - воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах; - формировать представления о профессии «библиотекарь»; - формировать понятие «чтение литературы». | |||
Сюжетно-ролевая игра | Социально-коммуникативное развитие | Игровая | Сюж.-рол. игра «Салон красоты». Цели: - развивать интерес детей и их стремление играть со взрослыми и другими детьми; - продолжать учить детей выполнять цепочку игровых действий; - продолжать учить детей отображать в игре полученный ранее опыт; - использовать как речевые, так и неречевые средства общения; - учить использовать в ходе игры различные натуральные предметы и их модели; - продолжать учить выполнять действия с предметами по подражанию взрослому; - активизировать пассивный словарь за счёт слов: стрижка, причёска, фен, ножницы, расчёска, лак и др. | |||
Посильный труд | Социально-коммуникативное развитие | Элементарная трудовая деятельность | «Уход за комнатными растениями» Цели: - продолжать прививать детям желание трудиться; - продолжать развивать интерес к совместному труду; - обучить правилам ухода за комнатными растениями: полив, рыхление, протирка листьев тряпочкой от пыли, пересадка; - воспитывать любовь к природе. | |||
Социальная адаптация посредствам приготовления элементарных блюд | Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | «Готовим пиццу» Цели: - продолжать закреплять понятия «продукты питания»; - формировать навык работы с тестом; - продолжать знакомить детей с кухонным оборудованием; - активизировать пассивный словарь за счёт слов: выпечка, начинка, противень, духовой шкаф и др. - продолжать развивать умение работать по алгоритму, соблюдая последовательность действий; - продолжать формировать привычку убирать своё рабочее место; - продолжать развивать навыки опрятности; - продолжать формировать культурно-гигиенические навыки. | |||
Апрель | ||||||
Форма реализации проекта | Образовательная область: | Вид детской деятельности | Работа с детьми | |||
Экскурсии и целевые прогулки | Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | «Рынок» Цели: - приобретать опыт индивидуального жизнеобеспечения, навыков социально-бытовой ориентации; - продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; - укреплять здоровье и физическое развитие в ходе пешеходной экскурсии; - продолжать воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах; - закреплять правила безопасного поведения на улице, на дороге; - продолжать закреплять понятия «овощи», «фрукты», «продукты питания», «деньги» и др. | |||
Сюжетно-ролевая игра | Социально-коммуникативное развитие | Игровая | Сюж.-рол. игра «Автобус» Цели: - развивать интерес детей и их стремление играть со взрослыми и другими детьми; - продолжать учить детей выполнять цепочку игровых действий; - продолжать учить детей отображать в игре полученный ранее опыт; - учить использовать в процессе сюжетной игры конструктивные постройки; - учить понимать и создавать с помощью взрослого простейшую игровую воображаемую ситуацию; - закреплять знания о транспорте на дороге. | |||
Посильный труд | Социально-коммуникативное развитие | Элементарная трудовая деятельность | «Уход за одеждой» Цели: - учить чистить свою одежду, использую специальную щётку; - формировать привычку следить за своим внешним видом, устранять неполадки в одежде; - воспитывать бережное отношение к вещам. | |||
Социальная адаптация посредствам приготовления элементарных блюд | Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | «Варим компот» Цели: - продолжать закреплять понятия «продукты питания»; - познакомить детей с технологией приготовления компота; - продолжать учить детей использовать по назначению кухонные предметы; - продолжать развивать умение работать по алгоритму, соблюдая последовательность действий; - активизировать словарь детей за счёт слов: фрукты, вода, сахар, кастрюля, нож, плита и др. - продолжать формировать привычку убирать своё рабочее место; - продолжать развивать навыки опрятности; - продолжать формировать культурно-гигиенические навыки. | |||
Май | ||||||
Форма реализации проекта | Образовательная область: | Вид детской деятельности | Работа с детьми | |||
Экскурсии и целевые прогулки | Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | Итоговое диагностическое обследование детей по всем направлениям реализации проекта. | |||
Сюжетно-ролевая игра | Социально-коммуникативное развитие | Игровая | ||||
Посильный труд | Социально-коммуникативное развитие | Элементарная трудовая деятельность | ||||
Социальная адаптация посредствам приготовления элементарных блюд | Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и де...
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Данная статья раскрывает работу социального педагога ГБОУ НПО ПЛТиД по адаптации детей и детей, оставшихся без попечения родитителей, выпускников сиротских учреждений старше 15 лет г. Санкт-Петербурга...
Консультация "Проблемы в адаптации к самостоятельной жизни выпускников образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В статье расмотренны проблемы социализации детей - сирот, с которыми они могут сталкнуться после околнчания образовательного учреждения....
Презентация "Специфика адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям "Дома ребенка"
Специфика адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям "Дома ребенка"Все дети, живущие в доме ребенка, вынуждены адаптироваться к большому числу сверст...
Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям Дома ребенка.
Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям Дома ребенка.Детство – период, когда закладывается фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устой...
Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)
В соответствии со статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:1. Утвердить прилагаемое Положение о деятельности организаций для детей-сирот и д...
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к адаптации в замещающей семье
Ключевой проблемой социального сиротства выступает отсутствие навыков семейного общения и социального опыта: дети, ставшие социальными сиротами имели опыт первоначального проживания в ди...