Проект по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей
проект

Губина Татьяна Николаевна
Каждый человек в ходе своего развития и профессионального становления проходит процесс социальной адаптации.Социальная адаптация – это процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения. Дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют особую группу,которая нуждается в помощи социальной адаптации; и создание условий
полноценной адаптации, а также духовного, нравственного и физического развития является важным. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_sotsialnoy_adaptatsii_detey.docx933.3 КБ
Файл perspektivnyy_plan_k_proektu.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Министерство

Социального развития Московской области

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Семейный центр помощи семье и детям «Преображение»

140301, Московская область, г.о. Егорьевск, ул. Лесная, дом 45

тел. 8(496)404-09-20

                                        Воспитатель Губина Татьяна Николаевна

Проект по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.


Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.

Сроки реализации проекта: долгосрочный.

Актуальность проекта: для детей, оставшихся без попечения родителей, социальная адаптация является важным условием для будущей самостоятельной жизни. Прежде чем ребёнок полностью сможет адаптироваться к окружающей действительности, ему необходимо пройти несколько этапов обучения, а именно, овладеть навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками, расширить представления и знания об окружающем, научиться играть, а также овладеть навыками хозяйственно-бытового труда. Это все важные этапы в развитии самостоятельности ребёнка. И для того, чтобы все эти знания и умения ребёнка закреплялись, важна помощь со стороны педагогов, благодаря которым у ребёнка будет формироваться мотивация к дальнейшей жизненной адаптации.

Постановка проблемы: работая на группе, возникла проблема в обучении детей социальной адаптации. Мы зачастую относимся к детям, лишенным родительской любви, с большой опекой, не допуская в действиях детей ошибок, боясь, что дети смогут навредить себе. Поэтому мы приняли решение, что необходимо обучать социальной адаптации не только детей дошкольного возраста, но и школьников, чтобы было взаимодействие между детьми.

           

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

Цель проекта: создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой сферы, познавательной и игровой деятельности, посредством социальной адаптации детей к социальной действительности.

Задачи по реализации проекта с детьми:

- Активизировать и расширять пассивный и по возможности активный   словарь воспитанников (учёт индивидуальных особенностей контингента);

-   Развивать у детей навыки коммуникации;

-  Учить детей наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослых и воспроизводить их, подражая их действиям;

-   Учить воспроизводить цепочку игровых действий;

-  Учить детей использовать в игре натуральные предметы и их модели, предметы-заместители;

-  Учить осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность;

-   Развивать способность детей отражать в играх приобретённый жизненный опыт;

-   Учить принимать на себя роль другого лица;

-   Формировать у детей навыки ролевого и ситуативного поведения;

-    Приобщать детей к элементарным нормам и правилам взаимодействия;

-    Воспитывать интерес к выполнению предметно-игровых действий;

-    Воспитывать у детей эмоционально отношение к обыгрываемому предмету или игрушке;

                               

-    Знакомить воспитанников с конкретными трудовыми процессами;

-    Формировать основы культуры труда;

-    Формировать у детей умения выполнять простейшие трудовые действия с опорой на представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений, и образец их выполнения, предложенный педагогом;    

                                                      

- Формировать у детей элементарные действия в процессе самообслуживания;

           C:\Users\Радуга\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\photo_2022-.jpg       C:\Users\Радуга\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\photo_2022-09-14_12-31-32.jpg                                                                          

- Формировать элементарные представления об элементах быта, необходимых в жизни человека;

-   Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы;

-    Формировать адекватные формы поведения в воображаемой ситуации;

-  Способствовать умению интегрировать полученные игровые действия в бытовые ситуации;

-    Формировать у детей первоначальные представления об опасных предметах дома;

-    Воспитывать положительное отношение к труду взрослых;

- Воспитывать бережливость, аккуратность в процессе действия с предметами;

                                                                             

-  Способствовать у детей развитию психических процессов (внимание, память, мышление и др.);

ФОРМЫ РАБОТЫ ПРОЕКТА.

-   Игровые упражнения;

-   Коррекционно-развивающий занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные);

-   Рассматривание предметных картинок и иллюстраций с последующим соотнесением с реальными предметами;

-   Образовательные ситуации;

-   Мини-экскурсии по территории и помещениям учреждения;

-   Экскурсии и целевые прогулки по городу;

-   Предметные игры;

-   Сюжетно-ролевые игры;

-   Трудовые действия (хозяйственно-бытовой труд);

                                        C:\Users\Радуга\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\photo_2022-09-08_18-46-58.jpg                             

-   Элементы социальной адаптации (приготовление совместных элементарных блюд).

Перспективный план реализации проекта



Предварительный просмотр:

Перспективный план реализации проекта

                                                                                                                            Сентябрь

Форма реализации проекта

Образовательная область:

Вид детской деятельности

Работа с детьми

Экскурсии и целевые прогулки

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

Диагностическое обследование детей по всем направлениям реализации проекта.

Сюжетно-ролевая игра

Социально-коммуникативное развитие

Игровая

Посильный труд

Социально-коммуникативное развитие

Элементарная трудовая деятельность

Социальная адаптация посредствам приготовления элементарных блюд

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

                                                                                                                 Октябрь.

Форма реализации проекта

Образовательная область:

Вид детской деятельности

Работа с детьми

Экскурсии и целевые прогулки

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

«Овощной магазин»

Цели:

  • приобретать опыт индивидуального жизнеобеспечения, навыков социально-бытовой ориентации;
  •  знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением;
  • укреплять здоровье и физическое развитие в ходе пешеходных экскурсии;
  •  воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах;
  •  дать детям представление о профессиях «продавец», «кассир»; о значимости их труда для людей;
  •  продолжать формировать понятие «овощи», их внешний вид.

- Игры: д/и «Волшебный мешочек», «Съедобное - несъедобное»; рамки-вкладыши «Овощи»; разрезные картинки «Овощи».

Сюжетно-ролевая игра

Социально-коммуникативное развитие

Игровая

Сюж.-рол. игра «Магазин».

Цели:

  •  развивать интерес воспитанников и их стремление играть с другими детьми;
  •  учить выполнять игровые действия в соответствии с содержанием игры;
  •  учить детей вместе со взрослыми организовывать место для игры с различными образными игрушками;
  •  активизировать пассивный словарь за счёт названия овощей и предметов, необходимых для покупки и продажи товара.

 

Посильный труд

Социально-коммуникативное развитие

Элементарная трудовая деятельность

«Работа на приусадебном участке»

Цели:

  •  формировать у детей практические действия, необходимые для ухода за растениями на огороде: рыхление, срезание, выдёргивание, пересадка, уборка листьев;
  •  воспитывать желание трудиться;
  •  расширять словарный запас детей: грабли, тяпка, грядка, лопата, горшок, пересадка растения.

Сбор природного материала для изготовления осенних поделок.

Социальная адаптация посредствам приготовления элементарных блюд

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

«Ох, и вкусный наш салат!»

Цели:

  •  закреплять понятие «овощи», названия овощей;
  •  учить пользоваться ножом, осторожно резать овощи (использование приёма «рука в руке»);
  •  развивать умение работать по алгоритму, соблюдая последовательность действий;
  •  формировать умение работать в определённой последовательности, дожидаясь своей очереди;
  •  развивать чувство сплочённости, умение работать в коллективе;
  • - развивать навыки опрятности;
  •  формировать культурно-гигиенические навыки.

Ноябрь

Форма реализации проекта

Образовательная область:

Вид детской деятельности

Работа с детьми

Экскурсии и целевые прогулки

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

«Аптека»

Цели:

  • приобретать опыт индивидуального жизнеобеспечения, навыков социально-бытовой ориентации;
  •  знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением;
  •  укреплять здоровье и физическое развитие в ходе пешеходной экскурсии;
  •  воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах;
  •  дать детям представление о профессии «фармацевт», познакомить с его работой;
  • знакомить детей с понятием «лекарства»;
  •  воспитывать у детей желание помогать другим людям.

Сюжетно-ролевая игра

Социально-коммуникативное развитие

Игровая

Сюж.-рол. игра «Доктор».

Цели:

  •  развивать интерес детей и их стремление играть со взрослыми и другими детьми;
  •  учить выполнять игровые действия в соответствии с содержанием игры;
  •  учить детей вместе со взрослыми организовывать место для игры с различными образными игрушками;

 активизировать пассивный словарь за счёт названия медицинских принадлежностей (градусник, грелка, таблетки, пипетка и др.), необходимых для лечения больного.

Посильный труд

Социально-коммуникативное развитие

Элементарная трудовая деятельность

«Чистота – залог здоровья!»

Цели:

- учить вытирать пыль тряпкой, мыть тряпку, отжимать её;

- учить пылесосить и подметать пол;

- воспитывать интерес к труду и желание старательно выполнять поручения взрослых.

Социальная адаптация посредствам приготовления элементарных блюд

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

«Церемония чаепития»

Цели:

- познакомить детей с процессом приготовления (заваривания) чая;

- отрабатывать понятия «горячий» - «холодный»;

- учить детей выполнять предметные действия при сервировки стола;

- развивать умение работать по алгоритму, соблюдая последовательность действий;

- формировать умение работать в определённой последовательности, дожидаясь своей очереди;

- развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

- вызывать эмоциональный отклик на итог приготовления.

Декабрь

Форма реализации проекта

Образовательная область:

Вид детской деятельности

Работа с детьми

Экскурсии и целевые прогулки

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

«Булочная»

Цели:

- приобретать опыт индивидуального жизнеобеспечения, навыков социально-бытовой ориентации;

- знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением;

- укреплять здоровье и физическое развитие в ходе пешеходной экскурсии;

- воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах;

- продолжать формировать представление о профессиях «продавец», «кассир».

- дать представление о разнообразии хлебобулочных изделий.

Сюжетно-ролевая игра

Социально-коммуникативное развитие

Игровая

Сюж.-рол. игра «Семья»

Цели:

- учить выполнять игровые действия в соответствии с содержанием игры;

- учить детей вместе со взрослыми организовывать место для игры с различными образными игрушками;

- продолжать учить детей навыком сервировки стола;

- знакомить детей с правилами этикета: как встречать гостей, как принимать подарки, как вести себя за столом;

- развивать коммуникативные навыки;

- активизировать пассивный словарь за счёт понятий: посуда, сервиз, скатерть, угощенье, праздник, гости и др.

Посильный труд

Социально-коммуникативное развитие

Элементарная трудовая деятельность

«Мы – помощники»

Цели:

- продолжать учить детей правильно и последовательно выполнять отдельные действия: надевать фартук, засучивать рукава, пользоваться губкой и мылом, тщательно ополаскивать посуду и насухо вытирать;

- формировать у детей волевое усилие;

- формировать стремление принимать участие в труде взрослых, получать удовлетворение от совместного труда;

- воспитывать чувство аккуратности, а также доброжелательное отношение друг к другу в процессе труда.

Социальная адаптация посредствам приготовления элементарных блюд

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

«Готовим новогодний стол»

Цели:

- учить детей оказывать посильную помощь в приготовлении и сервировке;

- ввести в пассивный словарь названия продуктов, которые необходимы для приготовления блюд;

- познакомить детей с кухонным оборудованием: духовка, плита.

- формировать навык опрятности;

- продолжать развивать умение работать по алгоритму, соблюдая последовательность действий;

- продолжать формировать умение работать в определённой последовательности, дожидаясь своей очереди;

- продолжать развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

- вызывать эмоциональный отклик на итог приготовления;

- дать ребёнку возможность сделать приятное для любимых людей.

Январь

Форма реализации проекта

Образовательная область:

Вид детской деятельности

Работа с детьми

Экскурсии и целевые прогулки

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

«Продуктовый магазин» (покупка яиц для салата)

Цели:

- приобретать опыт индивидуального жизнеобеспечения, навыков социально-бытовой ориентации;

- знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением;

- укреплять здоровье и физическое развитие в ходе пешеходной экскурсии;

- воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах;

- продолжать формировать представления о профессиях «продавец», «кассир»; о значимости их труда для людей;

- продолжать формировать понятие «продукты питания».

Сюжетно-ролевая игра

Социально-коммуникативное развитие

Игровая

Сюж.-рол. игра «Праздник ёлки».

Цели:

- развивать интерес детей и их стремление играть со взрослыми и другими детьми;

- продолжать учить детей выполнять цепочку игровых действий;

- создавать положительный эмоциональный фон;

- учить детей отображать в игре полученный ранее опыт празднования новогоднего праздника;

- развивать интерес и потребность в эмоциональном общении со взрослыми и детьми;

- использовать как речевые, так и неречевые средства общения;

- активизировать пассивный словарь за счёт слов: Новый год, праздник, ёлка, подарки, игрушки и др.

Посильный труд

Социально-коммуникативное развитие

Элементарная трудовая деятельность

«Лепим снеговика»

Цели:

- прививать детям желание трудиться;

- учить детей пользоваться лопаткой для снега и действиям с ней;

- продолжать развивать интерес к совместному труду;

- получать радость от результатов труда;

- активизировать пассивный словарь за счёт слов: снег, ком, санки, лопата и др.

Социальная адаптация посредствам приготовления элементарных блюд

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

«Салат из яиц»

Цели:

- закреплять понятия «продукты питания»;

- учить детей самостоятельно чистить варёное яйцо;

- продолжать учить пользоваться ножом, осторожно разрезать варёное яйцо (использование приёма «рука в руке»);

- учить детей пользоваться яйцерезкой (простейшими кухонными приборами);

- продолжать развивать умение работать по алгоритму, соблюдая последовательность действий;

- продолжать развивать навыки опрятности;

- продолжать формировать культурно-гигиенические навыки.

Февраль

Форма реализации проекта

Образовательная область:

Вид детской деятельности

Работа с детьми

Экскурсии и целевые прогулки

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

«На кухне» (мини-экскурсия на кухню)

Цели:

- приобретать опыт индивидуального жизнеобеспечения, навыков социально-бытовой ориентации;

- познакомить детей с профессией «повар», о значимости его труда для людей;

- расширять и закреплять знания о кухонной посуде и бытовых приборах.

Сюжетно-ролевая игра

Социально-коммуникативное развитие

Игровая

Сюж.-рол. игра «Семья»

Цели:

- развивать интерес детей и их стремление играть со взрослыми и другими детьми;

- продолжать учить детей выполнять цепочку игровых действий;

- создавать положительный эмоциональный фон;

- продолжать учить детей отражать в игре свой жизненный опыт;

- развивать интерес и потребность в эмоциональном общении со взрослыми и детьми.

Посильный труд

Социально-коммуникативное развитие

Элементарная трудовая деятельность

«Мой дом – наведу порядок в нем»

Цели:

- продолжать учить убирать на место игрушки и личные вещи;

- продолжать формировать умение выполнять простые односложные инструкции;

- воспитывать интерес к труду и желание старательно выполнять поручения.

Социальная адаптация посредствам приготовления элементарных блюд

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

«Готовим бутерброды»

Цели:

- продолжать закреплять понятия «продукты питания»;

- познакомить детей с понятием «бутерброд»;

- продолжать учить пользоваться ножом (использование приёма «рука в руке»);

-  продолжать учить соблюдать последовательность действий: нарезать хлеб, намазать маслом, сложить бутерброд и украсить его зеленью;

- формировать привычку убирать своё рабочее место;

- продолжать развивать навыки опрятности;

- продолжать формировать культурно-гигиенические навыки.

Март

Форма реализации проекта

Образовательная область:

Вид детской деятельности

Работа с детьми

Экскурсии и целевые прогулки

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

«Библиотека» 

Цели:

- приобретать опыт индивидуального жизнеобеспечения, навыков социально-бытовой ориентации;

- знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением;

- укреплять здоровье и физическое развитие в ходе пешеходной экскурсии;

- воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах;

- формировать представления о профессии «библиотекарь»;

- формировать понятие «чтение литературы».

Сюжетно-ролевая игра

Социально-коммуникативное развитие

Игровая

Сюж.-рол. игра «Салон красоты».

Цели:

- развивать интерес детей и их стремление играть со взрослыми и другими детьми;

- продолжать учить детей выполнять цепочку игровых действий;

- продолжать учить детей отображать в игре полученный ранее опыт;

- использовать как речевые, так и неречевые средства общения;

- учить использовать в ходе игры различные натуральные предметы и их модели;

- продолжать учить выполнять действия с предметами по подражанию взрослому;

- активизировать пассивный словарь за счёт слов: стрижка, причёска, фен, ножницы, расчёска, лак и др.

Посильный труд

Социально-коммуникативное развитие

Элементарная трудовая деятельность

«Уход за комнатными растениями»

Цели:

- продолжать прививать детям желание трудиться;

- продолжать развивать интерес к совместному труду;

- обучить правилам ухода за комнатными растениями: полив, рыхление, протирка листьев тряпочкой от пыли, пересадка;

- воспитывать любовь к природе.

Социальная адаптация посредствам приготовления элементарных блюд

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

«Готовим пиццу»

Цели:

- продолжать закреплять понятия «продукты питания»;

- формировать навык работы с тестом;

- продолжать знакомить детей с кухонным оборудованием;

- активизировать пассивный словарь за счёт слов: выпечка,  начинка, противень, духовой шкаф и др.

- продолжать развивать умение работать по алгоритму, соблюдая последовательность действий;

- продолжать формировать привычку убирать своё рабочее место;

- продолжать развивать навыки опрятности;

- продолжать формировать культурно-гигиенические навыки.

Апрель

Форма реализации проекта

Образовательная область:

Вид детской деятельности

Работа с детьми

Экскурсии и целевые прогулки

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

«Рынок»

Цели:

- приобретать опыт индивидуального жизнеобеспечения, навыков социально-бытовой ориентации;

- продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением;

- укреплять здоровье и физическое развитие в ходе пешеходной экскурсии;

- продолжать воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах;

- закреплять правила безопасного поведения на улице, на дороге;

- продолжать закреплять понятия «овощи», «фрукты», «продукты питания», «деньги» и др.

Сюжетно-ролевая игра

Социально-коммуникативное развитие

Игровая

Сюж.-рол. игра «Автобус»

Цели:

- развивать интерес детей и их стремление играть со взрослыми и другими детьми;

- продолжать учить детей выполнять цепочку игровых действий;

- продолжать учить детей отображать в игре полученный ранее опыт;

- учить использовать в процессе сюжетной игры конструктивные постройки;

- учить понимать и создавать с помощью взрослого простейшую игровую воображаемую ситуацию;

- закреплять знания о транспорте на дороге.

Посильный труд

Социально-коммуникативное развитие

Элементарная трудовая деятельность

«Уход за одеждой»

Цели:

- учить чистить свою одежду, использую специальную щётку;

- формировать привычку следить за своим внешним видом, устранять неполадки в одежде;

- воспитывать бережное отношение к вещам.

Социальная адаптация посредствам приготовления элементарных блюд

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

«Варим компот»

Цели:

- продолжать закреплять понятия «продукты питания»;

- познакомить детей с технологией приготовления компота;

- продолжать учить детей использовать по назначению кухонные предметы;

- продолжать развивать умение работать по алгоритму, соблюдая последовательность действий;

- активизировать словарь детей за счёт слов: фрукты, вода, сахар, кастрюля, нож, плита и др.

- продолжать формировать привычку убирать своё рабочее место;

- продолжать развивать навыки опрятности;

- продолжать формировать культурно-гигиенические навыки.

Май

Форма реализации проекта

Образовательная область:

Вид детской деятельности

Работа с детьми

Экскурсии и целевые прогулки

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

Итоговое диагностическое обследование детей по всем направлениям реализации проекта.

Сюжетно-ролевая игра

Социально-коммуникативное развитие

Игровая

Посильный труд

Социально-коммуникативное развитие

Элементарная трудовая деятельность

Социальная адаптация посредствам приготовления элементарных блюд

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и де...

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Данная статья раскрывает работу социального педагога ГБОУ НПО ПЛТиД по адаптации детей и детей, оставшихся без попечения родитителей, выпускников сиротских учреждений старше 15 лет г. Санкт-Петербурга...

Консультация "Проблемы в адаптации к самостоятельной жизни выпускников образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

В статье расмотренны проблемы социализации детей - сирот, с которыми они могут сталкнуться после околнчания образовательного учреждения....

Презентация "Специфика адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям "Дома ребенка"

Специфика адаптации детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям "Дома ребенка"Все дети, живущие в доме ребенка, вынуждены адаптироваться к большому числу сверст...

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям Дома ребенка.

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям Дома ребенка.Детство – период, когда закладывается фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устой...

Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)

В соответствии со статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:1. Утвердить прилагаемое Положение о деятельности организаций для детей-сирот и д...

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к адаптации в замещающей семье

  Ключевой проблемой социального сиротства выступает отсутствие навыков семейного общения и социального опыта: дети, ставшие социальными сиротами имели опыт первоначального проживания в ди...