Консультация для воспитателей "Роль психосенсорного развития в социальной адаптации детей дошкольного возраста"
консультация

В консультации содержится как теоретический, так и практический материал по развитию сенсомоторных навыков дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка» г. Бердска

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ТЕМА: «Роль психосенсорного развития в социальной адаптации детей дошкольного возраста»

 

Составила: учитель-дефектолог Ефремова О.В.

2021год

В дошкольной психологии известно, что каждая психическая функция должна пройти своевременное и полноценное развитие в определенном возрасте для того, чтобы обеспечить дальнейшее созревание психики ребенка.

Психосенсорное развитие ребенка является основой для функционирования многих психических процессов (память, внимание, мышление и т.д.).

Включает развитие:  соматогнозиса (восприятие тела);  тактильного, зрительного и слухового восприятия;  обоняния, осязания и вкуса.

 

После рождения недостаточный телесный контакт ребенка с матерью, отсутствие сенсорных стимулов, а также дефицит зрительной и слуховой стимуляции приводят к задержке созревания мозга, что может обусловливать задержку психического развития.

Такое детское заболевание, как госпитализм, возникает в результате раннего отделения ребенка от матери. Госпитализм тормозит интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие ребенка.

В.Г. Каменская отмечает: к четырем месяцам формируется восприятие желтого и синего цвета, к четырем-пяти месяцам - красного и зеленого, т.е. с четырех месяцев проекционные зрительные связи и кора имеют необходимую степень зрелости для осуществления полноценных зрительных функций, в том числе цветового зрения.

Дальнейший онтогенез предполагает:

 к четырем-пяти годам должны быть сформированы тактильные функции, кинестетическое и предметно-зрительное восприятие;

 к шести появляются соматогностические, структурно-топологические и координатные функции;

 к шести-семи годам ребенок должен различать не только основные цвета (развитие цветового восприятия), но и их оттенки (лиловый, бирюзовый, сиреневый, фиолетовый и т.д.).

Однако практика показывает, что многие нормативно развивающиеся дети имеют недостаточный уровень психосенсорного развития и не различают цвета, звуки, вкусы, запахи и т.д.

Недоразвитие звукового (шумового) восприятия в дошкольном детстве - одна из причин несформированности фонематического слуха и понимания смысла речи на слух, что можно смело назвать психологической глухотой (слушают, но не слышат и не понимают на слух).

Например, при прослушивании звуков из раздела «Голоса птиц» дошкольники считают, что это «ржет лошадь», «едет машина», «лает собака» и т.д.

Дети с сохранным слухом часто не с первого раза слышат обращение к ним по имени. Возникают закономерные вопросы: «Как эти дети слушают, слышат и понимают речь родителей и воспитателей?», «Как они будут слушать и понимать речь учителей?».

Недоразвитие зрительного восприятия у дошкольников (в том числе цветового) в дальнейшем может привести к грамматическим ошибкам при списывании текста из учебника в тетрадь - к психологической слепоте (смотрят и не видят различии между буквами, цифрами, знаками и т.д.).

Недоразвитие звукового и зрительного восприятия становится непреодолимым барьером при формировании грамотности в школе.

Еще важный факт. Длительное отсутствие информации от обонятельных рецепторов носа в раннем детстве (насморк, аденоиды) нарушает созревание и функционирование лимбической системы, играющей немаловажную роль в развитии эмоциональных, когнитивных и мотивационных процессов. Другими словами частью простудные заболевания ребенка до двух с половиной лет (возраст развития обоняния), сопровождающиеся насморком, могут быть причиной неуспешного обучения по математике в школе.

Культура стран Востока изначально включает в себя элементы психосенсорного развития ребенка в семье. Дошкольники с раннего детства участвуют в чайной церемонии, создании садов камней, созерцании цветущей сакуры и т.д.

Предлагаем комплекс упражнений для развития зрительного и слухового восприятия, обоняния, осязания и вкуса, которые можно использовать в условиях семьи и детского сада.

Упражнения для психосенсорного развития

Развитие зрительного восприятия

Необходимо запомнить названия разных цветов и их оттенков (чем больше оттенков будет знать ребенок, тем лучше для его психического развития.

«Что я видел»

Выставляется 4 -5 игрушек. Ребёнок запоминает порядок их расположения, поворачивается лицом к детям и говорит: «Я видел…». Дети проверяют правильность порядка называния игрушек.

«Что прибавилось?»

На столе 4 предмета, ребёнок называет их и отворачивается, в это время добавляется ещё один предмет.

«Запомни порядок»

Выбираются 5-6 детей. Остальные зрители.

Из выбранных детей один становится водящим. Другие дети 4-5 участников выстраиваются в «паровозик». Водящий должен посмотреть на паровозик, а затем отвернуться и перечислить детей по именам так, как они стоят в «паровозике». Затем игроки и зрители меняются местами.

 «Пуантилизм»

Материалы: чистые листы бумаги, гуашевая смесь: гуашь, клей и крупа (манка, пшенка).

Воспитанникам предоставлены свобода творчества и возможность рисования пальцами обеих рук. Для каждого пальца правой и левой руки выбирается свой цвет краски: например, указательный палец правой руки рисует красной краской, средний - белой и т.д. Рисунок можно начать одной рукой, затем продолжить другой, обеими одновременно.

Для развития зрительного восприятия используются также свечки, лампы и т.д..

Развитие слухового восприятия

«Телеграф»

Дети стоят друг за другом (паровозиком). Они по очереди передают ритмический рисунок, заданный педагогом, по спине впереди стоящего. Первый в строю ребёнок отхлопывает рисунок в ладоши»

 «Узнай музыкальный инструмент»

Оборудование: «озвученные» игрушки, контрастные по тембру и характеру издаваемых звуков (погремушка, детская гармошка, колокольчик, бубен, шарманка, деревянные ложки и т.д.).

Педагог показывает игрушки, демонстрирует, как они звучат. Затем ребенок садится спиной (закрывает глаза, или ему их завязывают), узнает, какой предмет звучал. Для формирования слухомоторной координации можно использовать колокольчик, ксилофон, барабан и т.д.

«Узнай звук»

Материалы: записи звуков природы (голоса птиц, дельфинов, шумы моря, дождя, журчание ручья и т.д.).

Детям дают прослушать записи и попробовать узнать их.

Вариант. Назвать звуки, которые дошкольники могли слышать на улице во время прогулки (звуки машины, трамвая, самолета, голоса людей, птиц и др.) или дома (шум воды, телевизора, дрели и др.).

Развитие обоняния

«Узнай запах»

Ребенку предлагают понюхать зерна кофе, стручки ванили и др. и запомнить

запахи. Затем ему завязывают глаза платком, к носу подносят один из предметов с запахом и просят назвать его.

Развитие осязания «Найди фигуру»

Дошкольники по очереди ощупывают объекты с разной фактурой поверхности (гладкой, шершавой, колючей, скользкой, бархатистой и т.д.). Затем с закрытыми глазами ищут разложенные на столе предметы с такой же поверхностью. Количество объектов необходимо увеличивать постепенно. Должны участвовать и правая, и левая рука.

«Узнай предмет в мешочке»

Предлагается опустить правую руку в мешочек, ощупать лежащий там предмет, узнать и назвать его, рассказать, какой он на ощупь (гладкий, шершавый, холодный и т.д.). Затем проделать это левой рукой с другим предметом.

«На ощупь»

Дети с закрытыми глазами вдевают шнурки в ботинки, застегивают пуговицы, завязывают банты, ставят матрешек по росту.

«Рисунок на спине»

Детям необходимо узнать с закрытыми глазами, какой рисунок им «нарисовали» на спине или на ладошке деревянной палочкой (пальцами, перышком и т.д.).

«Поиск сокровища»

В небольшую емкость с широким горлышком насыпают фасоль, грецкие орехи, рис, горох и т.д. На дно прячут маленькую игрушку или конфету. Нужно найти «сокровище» сначала одной, затем другой рукой.

«Вспомни ощущение»

Глаза у ребенка закрыты. По его руке проводят разными предметами: перышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяют прикосновение.

Он должен назвать предмет, которым вызвано то или иное ощущение.

«Сравнение предметов»

Предложите воспитаннику два разных предмета (например, два мячика) и попросите назвать, чем они похожи и чем отличаются. Необходимо описать как можно больше признаков и свойств этих предметов.

Усложнение задачи. Дать большее количество предметов (три и более) или предложить сравнить два совсем не похожих (например, шоколад и шнурки для обуви и т.д.).

«Палочка - узнавалочка»

Ведущему завязывают глаза  и дают в руки палочку (неотточенный карандаш). Затем ставят перед ним на столе предметы разные по форме, фактуре. Игрок с завязанными глазами водит палочкой по предметам и старается определить, что это, из какого материала.

Развитие вкусовых ощущений

«Узнай вкус»

Перед ребенком выкладывают хорошо знакомые фрукты (яблоко, апельсин, груша, банан и т.п.).

Затем просят узнать (с закрытыми глазами), кусочек какого фрукта он съел. Усложнение: узнай на вкус и не называть, что попробовал, а  показать цветовую карточку  (того же цвета, что и предмет).

«Четыре вкуса»

Предлагается попробовать:

 сладкое (сахар);

 соленое (несколько крупинок соли);

 кислое (кусочек лимона);

 горькое (кусочек грейпфрута или щепотку сухого порошка какао).

Нужно назвать, что еще бывает сладким, соленым, кислым, горьким. Можно угадывать вкусы с закрытыми глазами.

Примечание. При нарушениях речи полезно полоскать рот водой с разными вкусами (сладким, горьким, кислым или соленым). Происходит активизация вкусовых рецепторов, находящихся в ротовой полости. Рецепторы посылают сигнал участкам мозга, отвечающим за восприятие вкуса; те, в свою очередь, активизируют участки мозга, находящиеся рядом и отвечающие за речь и артикуляцию.

Связь психосенсорных систем

Это основа развития многих психических процессов (память, внимание, мышление и т.д.). Дома, во время прогулки, в транспорте ребенку предлагают описать какой-либо объект (облако, листок, цветок, снежинку и др.).

 Назови его/ее вкус, запах, цвет, размер, форму.

 Какой он/она на ощупь?

 Какой у него/нее звук?

 Он/она далеко или близко? слева, справа, сзади или спереди? выше тебя или ниже?

Если у объекта какая-либо из характеристик отсутствует (например, у камня нет запаха), ее можно додумать. Развитие воображения (креативности): «Давай придумаем, какой у него мог бы быть запах? На что он был бы похож?» и т.д.

Аналогичным образом можно работать с сенсорными ощущениями: цветом, звуком, вкусом, ощущениями, запахами. Например, к цвету придумать свой вкус, запах, звучание.

Психосенсорное развитие детей в дошкольном возрасте - основа успешного функционирования их психики.

Журнал «Дошкольное воспитание» №11 -2018, с.59 – 65, авторы Ал. Сиротюк и Ан. Сиротюк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы ОТСМ – ТРИЗ – РТВ как средство социальной адаптации детей дошкольного возраста

В детстве закладывается основа личности человека и его судьба. По мнению учёных, в настоящие время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционал...

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения»

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного чле...

Консультация "Социальная адаптация детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей раннего возраста об адаптации в детском дошкольном учреждении...

Консультация для воспитателей "Социальная адаптация детей дошкольного возраста"

Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с необходимостью менять привычные условия жизни на новые, незнакомые. В связи с этим, мы вынуждены привыкать к новым условиям, незнакомому окружению, др...

Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...