Доклад из опыта работы по теме: «Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста».
статья по физкультуре (средняя группа) на тему
Пояснительная записка.
"Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."
В. С у х о м л и н с к и й
Самая большая ценность, которую человек получает от природы, - это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому человеку всё здорово!».
В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода ‒ это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. В связи с этим особенно актуальной становится проблема воспитания заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Соответственно, одной из основных задач нашего дошкольного учреждения ставится задача сохранения и укрепления здоровья дошкольников. В качестве реализации этой годовой задачи мной был разработан план углубленной работы по формированию элементарных представлений о ЗОЖ. По этому направлению я работаю уже третий год, начала её с ясельной группы, потом 2 младшая группа и средняя группа.
Начала свою углубленную работу с изучения литературы, посвящённой проблеме формирования знаний о ЗОЖ. Опиралась на труды Смирнова Т.В., Андреева Н.А., Касьянова Л.Г., Новиковой И.М., Ивановой Т.В.).
В 1 мл. группе и во 2 мл. группе в качестве основной программы была взята инновационная разработка Смирновой Т.В. «Ребенок познает мир» в которой были представлены игровые занятия по формированию представлений о себе. А также опыт Ивановой Т.В. «Система работы по формированию здорового образа жизни», которая предлагала материалы, помогающие организовать работу по формированию ЗОЖ у детей младшей группы детского сада, а также материалы, направленные на охрану жизни и укрепление здоровья детей, на своевременное формирование у них двигательных ЗУН и развитие психических качеств.
В средней группе при разработке программы опиралась на труды Алферовой В. П. «Как вырастить здорового ребенка», Чумакова Б. Н. «Валеология», Ивановой Т.В. «Система работы по формированию здорового образа жизни».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_iz_opyta_raboty_po_formirovaniyu_zozh_u_detey.docx | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 10 СПДС «Аленушка»
Доклад из опыта работы
Кожевниковой Анжелики Николаевны
по теме: «Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста», представленный на семинаре-практикуме
2012-2013 уч.г.
Пояснительная записка.
"Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."
В. С у х о м л и н с к и й
Самая большая ценность, которую человек получает от природы, - это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому человеку всё здорово!».
В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода ‒ это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. В связи с этим особенно актуальной становится проблема воспитания заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Соответственно, одной из основных задач нашего дошкольного учреждения ставится задача сохранения и укрепления здоровья дошкольников. В качестве реализации этой годовой задачи мной был разработан план углубленной работы по формированию элементарных представлений о ЗОЖ. По этому направлению я работаю уже третий год, начала её с ясельной группы, потом 2 младшая группа и средняя группа.
Начала свою углубленную работу с изучения литературы, посвящённой проблеме формирования знаний о ЗОЖ. Опиралась на труды Смирнова Т.В., Андреева Н.А., Касьянова Л.Г., Новиковой И.М., Ивановой Т.В.).
В 1 мл. группе и во 2 мл. группе в качестве основной программы была взята инновационная разработка Смирновой Т.В. «Ребенок познает мир» в которой были представлены игровые занятия по формированию представлений о себе. А также опыт Ивановой Т.В. «Система работы по формированию здорового образа жизни», которая предлагала материалы, помогающие организовать работу по формированию ЗОЖ у детей младшей группы детского сада, а также материалы, направленные на охрану жизни и укрепление здоровья детей, на своевременное формирование у них двигательных ЗУН и развитие психических качеств.
В средней группе при разработке программы опиралась на труды Алферовой В. П. «Как вырастить здорового ребенка», Чумакова Б. Н. «Валеология», Ивановой Т.В. «Система работы по формированию здорового образа жизни».
Предметно-развивающая среда по теме ЗОЖ.
За годы работы по этой теме был накоплен определенный материал, это разнообразные картотеки:
- «Пальчиковые игры»,
- «Опытно – экспериментальная деятельность»,
- «Элементы игрового массажа»,
- «Игры с водой»,
- «Зрительная гимнастика»,
- «Физ. минутки»
- «Артикулляционная гимнастика
Подобрана картотека моделей:
- «Полезные продукты»,
- «Осторожность не помешает»,
- «Только спорт и физкультура, стройной сделает фигуру» и др.
Имеются плакаты: «Части тела человека», «Части тела животного», «Правильная осанка».
Была собрана библиотечка детской литературы: подборка стихов и потешек по питанию и одеванию, культуре еды, умыванию и физкультуре, загадок, сказок и рассказов, иллюстраций и картинок.
Также я оформила наглядно – дидактический материал по лексическим темам: «Мой организм». «Моя семья», «Мое здоровье» и многое другое.
В группе имеется пальчиковый и перчаточный театр, персонажи из киндер-сюрпризов с помощью которого дети обыгрывают небольшие произведения и сценки, отражающие здоровый образ жизни.
Изготовлены дидактические игры: « Части тела», «Валеология» из 2 частей, «Наши эмоции»
Работа с детьми.
Работа с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
Работая с детьми, на начало и на конец года я провожу диагностические исследования, которые показывают динамику ЗОЖ у детей с учетом их возрастных особенностей. В процессе диагностики выявляются следующие проблемы:
– большинство детей имеет представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества, присущие здоровому человеку, затрудняются (Быть здоровым – это когда ничего не болит);
– только небольшое число детей связало здоровье с состоянием психологического комфорта («Это когда все хорошо»);
– у детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья в условиях города;
– недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной деятельности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, принятых санитарно гигиенических норм, состояния окружающей среды;
– недостаточно сформированы представления детей о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов, продуктов.
В связи с этим я сделала следующие выводы:
Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
1. Привитие стойких культурно-гигиенических навыков.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
3. Формирование элементарных представлений об окружающей среде.
4. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
6. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма
7. Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.
8. Обучение детей правилам дорожного движения, безопасному поведению на улицах и дорогах.
9. Систематическая работа по основам безопасности жизнедеятельности, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
Для осуществления этих задач, целесообразным было разработать перспективный план по формированию ЗОЖ у детей и разбить его по тематическим блокам:
- «Как устроено тело человека»
На занятиях по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.), кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.
- «Личная гигиена»
Особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.
- «Скажи “НЕТ” вредным привычкам»
В работе по данному блоку широко используются психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.
- «Занимайся физкультурой»
Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.
- «Соблюдай режим дня»
Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также в данный блок включены знания о правильном питании, т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.
- «Моё настроение»
Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель занятий – повышение психоэмоциональной устойчивости.
В процессе реализации программы по формированию ЗОЖ у детей я использую следующие методы:
Игровые персонажи - дети очень ждут Доктора Неболейкина, который помогает им расти здоровыми и Маши Заболейкиной, которую они сами могут многому научить. Ребята любят, когда у нас проводится День здоровья.
Игровые ситуации - используются в режимных моментах для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков по уходу за своим телом, зубами, носом в виде, например «Белые перчатки», «Кран откройся – нос умойся», «Чистые ладошки скрипят – спасибо говорят» и др.
Прогулки - в летний период организуются игры с водой, световоздушные и солнечные ванны. Я предлагаю детям шутливые игры: попрыгай, побегай, не сгибая колен; стань маленьким, низкого роста; стань большим; достань веточку на дереве. Выполняя эти упражнения, ребёнок понимает, зачем нужны руки, ноги, колени, локти, пальцы на руках и ногах.
Оздоровительные минутки - включают не только упражнения для осанки, для глаз, рук или стоп, дыхательные упражнения, но и упражнения на формирование эмоциональной сферы ребёнка, релаксацию. Задача оздоровительных минуток – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия. Когда дети осваиваются, я даю им возможность самим проводить эти минутки. Каждому желающему даётся возможность испытать силы и дети с удовольствием выступают в роли ведущего.
Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса детей к человеку, его здоровью. Дети с большим интересом рассматривают энциклопедии, слушают рассказы и сказки, отгадывают загадки. Они с удовольствием разучивают пословицы и поговорки о здоровье: «Чистота – залог здоровья», «Здоровье дороже денег», «Чем больше пожуёшь, тем дольше поживёшь», «Курить – здоровью вредить», «Лучше поберечься, чем обжечься», «Чистая вода – для хвори беда».
В беседах с детьми, я обращаю их внимание на то, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Рассказывая о болезнях, учу детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Такие беседы помогают воспитанию гуманного отношения к людям, сочувствия, сопереживания, желания помочь. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Беседы часто сопровождаются опытами и наблюдениями детей. Например, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества и поэтому не всегда быть чистой и пригодной для питья. Наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом и позволяет детям сделать вывод о том, что не стоит гулять и играть в местах скопления автомобилей.
В свободное время и на занятиях по ОБЖ рассматриваем с детьми различные проблемные ситуации, решаем логические задачи, что способствует самостоятельному выбору дошкольниками альтернативных решений, например:
– если ты один дома;
– если ты не хочешь болеть;
– если взрослые предлагают тебе сигарету;
– если незнакомый взрослый зовёт тебя с собой и др.
Закаливание и разнообразные упражнения, которые проводятся в группе и способствуют укреплению здоровья детей:
- Босохождение, как во время физкультурных занятий и зарядки, так и в течении дня несколько по 5 - 10 минут;
- Занятия физкультурой и гимнастикой в облегченной одежде;
- Умывание лица, ушных раковин и рук до локтя прохладной водой;
- Полоскание полости рта после приема пищи;
- Пробудки и хождение по массажным дорожкам после сна;
- Прогулки на свежем воздухе;
Взаимодействие с родителями.
Состояние здоровья ребёнка во многом зависит от типа его поведения, который в основном складывается в семье, ни один навык безопасного для жизни и здоровья поведения детей невозможно полностью сформировать без активного участия и поддержки семьи. Невозможно воспитать ребёнка словами, без личного примера; нельзя говорить о добре, добрых поступках и в тоже время быть раздражённым; нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самому употреблять их в пищу. Поэтому с родителями проводится разнообразная работа которую я провожу по следующей последовательности:
Знакомлю:
- с теоретическими основами валеологии, как науки;
- с компонентами, составляющими здоровый образ жизни;
- с содержанием основных направлений работы по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
Провожу:
- консультации в родительских уголках по разным вопросам заботы о ребенке (валеологические, педагогические, медицинские, предлагаю родителям практическое руководство и конкретные формы работы с ребенком.
- оформление фото – газет и стендов «Выходной – чем занять ребенка», «Как я отдыхал летом», где родители делятся опытом семейного воспитания.
- родительские встречи на которые приглашаются медперсонал детского сада и психолог, а также обсуждаются следующие темы: «Режим дня», «Как воспитать ребёнка здоровым», «Предупреждение вредных привычек», «Профилактика простудных заболеваний», «Основные виды детского травматизма» и др.
- выставляются папки-передвижки «Азы здоровья», «Вкусное лечение без всякого мучения», «Овощи и здоровье» и др.
- анкетирование с родителями, результаты которого я использую в своей работе.
Планирую:
- применить такую форму работы, как открытые занятия и досуги по темам оздоровления, на которых мы с ребятами будем демонстрировать родителям имеющиеся валеологические знания и умения.
- привлекать родителей к изготовлению дидактического материала.
Перечисленные формы работы помогают мне сделать родителей своими союзниками по формированию основ здорового образа жизни у моих воспитанников. Это подтверждается отзывчивостью и активностью родителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Алферова. В. П. Как вырастить здорового ребенка. 1991г.
2. Белоус. А. Н. Соотношение приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста. Минск. 1986 г.
3. Выгодский. Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка. Москва 1984 г.
4. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под редакцией В. И. Логиновой. 2003 г.
8. Павлова. Л. Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группе раннего возраста. Практическое пособие. Москва. 2006. г.
9. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 2000 г.
10. Чумаков. Б. Н. Валеология. Москва. 1997 г.
11. Юдина. Е. Г. Педагогическая диагностика в ДОУ. 2006. г.
12. Якобсон. С. Г., Соловьева. Е. В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. Москва. 2006. г.
13. Деркунская. В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад (обобщение опыта) «Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста»
Направить ребенка в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. ...
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ:Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста...
Презентация опыта работы по формированию социальной компетентности детей дошкольного возраста
Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями государственного стандарта....
Обобщение опыта работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста
Описание опыта работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе родного края...
Обобщение опыта работы по формированию экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
ОПЫТ РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ ПЕДАГОГА ДОУ...
Доклад из опыта работы «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием пособия В.Воскобович Коврограф Ларчик»
В докладе представлены логико-математические игры авторские и адаптированные для развития логического и самостоятельного мышления дошкольников....
Доклад-презентация "Мой успешный проект:"Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
quot;Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"...