рекомендации по адаптации к детскому саду
консультация
несколько рекомендаций: как лучше подготовить ребенка к детскому саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_-_adaptatsiya_k_dou.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям
Как следует готовить ребенка к поступлению в детский сад
1. С самого рождения приучать ребенка к таким условиям и ситуациям, в которых ему придется менять привычные формы поведения; дать ребенку понять, что вы его любите, но не можете уделять ему все свое
время, потому что у вас есть другие важные дела; приводить в дом других детей, чтобы ребенок знал: он не один в мире маленький, есть такие же и даже меньше.
- Заняться закаливанием, чтобы иммунная система «не подкачала» и адаптационный процесс не прерывался. По поводу способов закаливания необходимо проконсультироваться с врачом.
- Заранее узнать режим пребывания ребенка в детском саду и ввести новые режимные моменты дома. Это поможет ребенку быстрее адаптироваться. Ему непросто привыкнуть к новому окружению и новому режиму дня. Из-за этого он может отказаться от еды, от дневного сна, что повлечет за собой отсутствие аппетита, усталость, а значит, усложнит процесс адаптации.
4. Если есть возможность, следует как можно раньше познакомить малыша с детьми, посещающими детский сад, и с воспитателями группы.
- Все волнующие вас проблемы, связанные с детским садом, обсуждать только при условии, что малыш вас не слышит. Он не должен знать, что детский сад стал для мамы и папы источником определенных проблем. Иначе сад в воображении ребенка предстанет чем-то плохим, и он решит, что там его ничего хорошего не ждет.
- Необходимо настроить ребенка как можно более положительно к поступлению в детский сад.
- Следует подготовить ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему: это неизбежно потому, что он уже большой. Для ребенка очень важно, что вы его уже считаете взрослым, - необходимо внушать ему: это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим, и вы надеетесь, что он будет делать все, чтобы не разочаровать вас. Объяснять ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим: ему
необходимо знать, что вы его любите. - Будьте спокойны и уверены накануне поступления ребенка в детский сад. Знайте, что все ваши переживания, тревоги передаются ребенку и разворачиваются в его сознании иногда с невероятным размахом.
- Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была возможность оставлять его там не на целый день и даже сначала какое-то время побыть вместе с ним.
Пусть первые дни посещения детского сада станут для него приятными и оставят положительный отпечаток в сознании.
Как надо вести себя с ребенком,
когда он впервые начал посещать детский сад
- Старайтесь как можно раньше забирать ребенка домой, чтобы он привыкал к новому окружению. В первые дни на него обрушивается много впечатлений, поэтому поступление новой информации должно быть постепенным.
- Приложите все усилия, чтобы создать спокойный, бесконфликтный климат в семье. Для маленького ребенка
изменение окружения всегда стресс. Он
находится в постоянном нервном напряжении: для него все, что неизвестно, опасно. Поэтому, когда он приходит домой, не
обходимо создать все условия, чтобы дать отдых его нервной системе. Если в семье будет напряженная обстановка, это может привести к нервному срыву, а впоследствии и к возникновению невроза.
- На время прекратите походы в цирк, в театр, в гости, сократите просмотр телевизионных передач. Ребенок каждую новую информацию пропускает через себя, а в детском саду, особенно в первые дни, ее очень много. Вследствие этого он, как уже было сказано, очень быстро утомляется. А походы в людные места (в цирк, в театр, в гости) не позволяют ребенку мобилизовать свои силы. И это также может спровоцировать возникновение невроза.
- Ваша обязанность - как можно раньше сообщить врачу, воспитателям о личностных особенностях малыша. Это необходимо для того, чтобы правильно организовать процесс адаптации, потому что при организации различных режимных моментов, в процессе лечения работники ДОУ будут именно с учетом этого строить общение с ребенком, а это, в свою очередь, облегчит его адаптацию.
- Одевать ребенка следует в соответствии с температурой в помещении группы. Его иммунная система в период адаптации ослабевает - любая инфекция может привести к заболеванию, которое прервет процесс адаптации, и после выздоровления ребенку снова придется проходить все заново.
- Необходимо в выходные дни организовать дома такой же режим, как и в детском саду.
Некоторые рекомендации воспитателям
и специалистам, которые облегчат процесс адаптации ребенка к детскому саду.
Рекомендации воспитателям
- Все данные о ребенке (диагноз, личностные особенности, привычки, пристрастия) следует узнать заранее. Это необходимо для того, чтобы при его поступлении в детский сад правильно выбрать индивидуальный подход, что, в свою очередь, смягчит период адаптации.
Разрешите родителям в первые дни присутствовать в группе. Для ребенка незнакомая обстановка всегда стресс. Присутствие одного из близких взрослых придаст ему уверенности и смелости. За несколько дней малыш убедится: ничего страшного и опасного его здесь не ждет.
- В первый день ребенка следует познакомить со всеми помещениями группы. Необходимо вместе с ним пройти по всем зонам и познакомить с их назначением. Пусть малыш сам все рассмотрит, потрогает, поймет, что все это безопасно. Надо сразу показать ему, что можно трогать, а что нельзя. Как мы знаем, «запретный плод сладок». Пусть он посмотрит все предметы, которые нельзя трогать, чтобы в дальнейшем избежать разного рода неприятных ситуаций.
- Познакомьте новичка со сверстниками. Ребенок, как правило, до поступления в детский сад практически не имеет опыта общения со сверстниками. Ему надо помочь овладеть навыками общения с другими детьми, научить общаться с ними, понять и принять свой новый социальный статус.
- Познакомьте ребенка со всеми взрослыми (няня, врач, педагоги), которые будут его окружать, и сформируйте положительное к ним отношение.
- Объясните, чего нельзя делать, чтобы избежать ситуации наказания. Период адаптации ребенка сам по себе может послужить сильнейшим фактором возникновения неврозов, поэтому любое наказание должно носить символический характер.
Рекомендации специалистам
- Узнайте заранее личностные особенности ребенка, чтобы выработать индивидуальный подход к нему и тем самым облегчить адаптационный процесс.
- Познакомьте малыша со своим кабинетом. Знакомство желательно проводить
не с одним ребенком, а с подгруппой. Это связано с тем, что для ребенка посещение любого незнакомого помещения служит источником напряжения. Если же он будет с другими детьми, это снизит уровень напряжения. - В учебный и лечебный процессы ребенка необходимо вводить постепенно.
Дайте ему возможность привыкнуть к новой социальной роли. Нагрузку увеличивайте постепенно. Правильно организованные учебный и лечебный процессы
позволят вам добиться наилучших результатов, а ребенку быстрее адаптироваться. - Заинтересуйте ребенка, пробудите в нем желание заниматься с вами.
Организация адаптации родителей к детскому саду
В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т.е. дезадаптации. Родители отмечают, что дети без желания идут в детский сад, хотят, чтобы их раньше забирали, часто спрашивают, когда будет выходной, предлагают «сделать им отпуск, каникулы», просят взять их с собой на работу, разрешить остаться дома, съездить погостить к бабушке и т.п.
Проявлениями дезадаптации ребенка могут стать частые соматические заболевания, нарушения сна, расторможенность или пассивность, безучастность в поведении, а также энурез, заикание, нервные тики, общая невротизация. Общеизвестно: степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Ребенок, придя в детский сад, впервые сталкивается с большим количеством незнакомых людей (сверстников и взрослых) в незнакомой обстановке. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Следовательно, в детских садах необходимо организовать систему мероприятий, которые призваны снять напряжение, нервозность ребенка.
Сегодня необходимы комплексные программы работы в этом направлении, включающие организацию мероприятий по адаптации ребенка и родителей к детскому саду, а также работников детского сада к ребенку и его семье.
Ребенок - величайшая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад, «в чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т.п.
Маленькие дети в 2 года не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей.
Повышенной тревожности, страхам, недоверию, фантазиям родителей способствует и закрытость дошкольных учреждений. Зачастую родители «сдают» ребенка в детский сад... как в камеру хранения, не зная, что происходит с ним в течение дня. Истерики ребенка усиливают нервное состояние родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах в семье, напряженный голос, влажная от волнения рука - масса мелочей, которые родители не осознают, но которые моментально считывает подсознание ребенка. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.
У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т.п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т.п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено.
В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации: игнорирование работников детского сада, демонстрацию агрессии, конфликтное поведение.
Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи затягивается на годы. Негативный опыт адаптации к ДОУ может отразиться на адаптации к школе, а возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды.
Необходимость психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка и семьи диктует необходимость детальной проработки мероприятий, направленных на управление процессом адаптации.
Работа по управлению адаптацией семьи должна начинаться с первого посещения взрослыми членами семьи детского сада - именно тогда у них начинает складываться впечатление об учреждении и о его работниках. Во время первого посещения родители оформляют документы и передают их заведующей. На этом обычно знакомство с администрацией заканчивается. Было бы целесообразно, приняв документы, пригласить родителей для более детального знакомства с детским садом. На встречу с ними полезно позвать старшего воспитателя, медсестру, завхоза, психолога, других специалистов. Представив их родителям, заведующая детским садом должна объяснить, к кому и по каким вопросам можно обращаться.
Если есть возможность, нужно подготовить буклет о детском саде с описанием режима дня, указанием времени работы ДОУ и часов приема заведующей, старшего воспитателя, других специалистов, а также контактных телефонов.
Знакомство с семьей важно проводить в неформальной обстановке, чтобы снять скованность, вызвать доверие. Полезно расспросить о ребенке, его особенностях, традициях семьи. Желательно записывать любые пожелания родителей, даже если они традиционные: проявление заинтересованности снижает уровень тревожности. Такая |организация знакомства способствует зарождению партнерских, доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада. Спешка, разговор на бегу, формальное отношение к семье недопустимы: это провоцирует обострение недоверия. Важно всё: поза, мимика, жесты, манера говорить любого сотрудника ДОУ должны внушать доверие и спокойствие. Даже аккуратность в одежде имеет немаловажное значение. Будут ли родители уверены в благополучии ребенка, если во время знакомства увидят грязный халат медсестры, нервное покашливание и суетливые движения психолога, кипы бумаг, раскиданных на столе у заведующей? Администрация,
работники детского сада - визитная карточка ДОУ.
Психолог также может пригласить родителей для беседы и постараться объяснить им: чем лучше работники детского сада будут знать правила поведения в семье, систему семейных отношений, особенности воспитания, тем легче им будет адаптироваться к малышу и к семье. Собрать эти сведения поможет тестирование. Большой объем информации можно получить, используя методику «Рисунок семьи», тест детско-родительских отношений Варги-Столина, 16-факторный опросник Кеттела. Множество тестов позволят психологу в дальнейшем дать достаточно обоснованный прогноз развития детско-родительских отношений, грамотно построить профилактическую и консультационную работу с родителями.
Важная форма адаптации семьи - экскурсия по детскому саду: знакомство родителей с персоналом ДОУ с детьми группы, в которую пойдет их малыш. Экскурсовод - старший воспитатель или психолог - расскажет о режиме дня и правилах поведения в детском саду, ответит на все вопросы родителей. Желательно пройти по всем основным помещениям, чтобы создать целостное впечатление о ДОУ. Кроме того, это возможность познакомить родителей с инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, на их рабочем месте и посетить любое заинтересовавшее их занятие.
В группе родители знакомятся с воспитателем и его помощником, которые проводят их по групповой комнате: показывают игрушки, кроватку, где будет спать ребенок, туалет, раздевалку. Это важный момент в работе с семьей. Мама сможет сама убедиться в том, что малышу будет комфортно, и расскажет остальным членам семьи, в первую очередь ребенку, о том, как уютно и весело в детском саду. Хорошо, если удастся привлечь маму к работе с детьми: она может помочь одеть их на прогулку; поиграть с ними, прибрать вместе с ними игрушки и т.п. Такая деятельность сближает маму с воспитателем, помогает понять его должностные обязанности, познакомиться с детьми.
Интересной формой работы по адаптации является приглашение воспитателя в гости. Старший воспитатель сам предлагает маме принять воспитателя группы дома, чтобы он смог познакомиться с малышом в домашних условиях. Цель - установить контакт с ним, познакомиться с условиями жизни семьи, особенностями поведения ребенка дома, определить стиль отношений между ее членами. Эти знания в дальнейшем помогут воспитателю строить отношения с семьей.
Ребенок, встречая воспитателя на своей территории, среди близких людей, ведет себя достаточно спокойно, хорошо идет на контакт, не испытывает страха перед незнакомым человеком. Некоторая тревожность по поводу прихода чужого может возникнуть у детей 1,5-2 лет (прячутся за маму, убегают в другую комнату и т.п.), но в условиях уютной домашней обстановки она быстро проходит. Сначала воспитатель общается со взрослыми членами семьи: рассказывает о режиме детского сада, об
особенностях обучения и развития детей, дает практические рекомендации по конкретным вопросам воспитания и т.п. Важно вовлечь родителей в
разговор, в ходе которого они поделятся своими наблюдениями за ребенком - что он любит, что умеет, во что играет. Родители обычно с энтузиазмом рассказывают о детях, показывают его комнату (уголок), игрушки. Малыш, видя расположение мамы и папы, привыкнув к новой «тете», уже не убегает, а заинтересованно рассматривает ее. В этот момент целесообразно переключиться на живую, веселую игру с родителями, в которую постепенно вовлекается малыш. Важно, чтобы всем нравилось играть, всем было весело и интересно. В заключение визита можно рассказать ребенку, как дети играют, гуляют, поют, танцуют в детском саду, и даже показать фотографии. Воспитатель, добившись контакта с ребенком и завоевав у него доверие, приглашает его на прогулку в детский сад.
На прогулке продолжается адаптация ребенка и мамы. Хорошо, что между ребенком и воспитателем уже установилось доверие, наладился эмоциональный контакт. Воспитатель, зная малыша и его семью, теперь может легко вступать в контакт с ними. Прогулка обычно не вызывает у ребенка тревоги (у него уже есть опыт игры с другими детьми во дворе), поэтому он с удовольствием общается со сверстниками. Мама в этот момент не должна безучастно наблюдать за группой: можно научить ее нескольким подвижным играм, обратить внимание на то, как строит ребенок свои отношения с другими детьми: «Посмотрите, подошел, толкнул и отнял игрушку, а теперь отбирает игрушку у того, кто сильнее. Посмотрите, что будет, когда он получит отпор. Его стукнули - он заплакал, жалуется. Кто виноват? Тот, кто защищается, или тот, кто не умеет договариваться?».
Для того чтобы на прогулке у ребенка сложились хорошие отношения со сверстниками, воспитатель выстраивает детей в круг, и они хором приветствуют новенького. Большинство детей уже после первой прогулки готовы отпустить маму и идти в детский сад. Важно, чтобы мама сама успокоилась и не боялась оставить ребенка.
Если малыш тревожный, плохо идет на контакт, не следует настаивать на том, чтобы сразу после прогулки он пошел в группу.
Если ребенок крайне тревожный, а мама чрезмерно невротизирована, можно рекомендовать ей сначала приводить ребенка только на прогулку или позволить какое-то время присутствовать в группе. Непозволительно, чтобы мама занимала позицию наблюдателя, давала указания воспитателю, приказывала, необоснованно критиковала его в присутствии детей. В таких случаях воспитатель должен обратиться к старшему воспитателю и психологу.
В группе воспитатель должен напомнить ребенку о правилах поведения в ДОУ. Говорить надо четко, громко, ласково глядя в глаза малыша.
Адаптация ребенка к детскому саду - это адаптация в первую очередь семьи. Если родители будут доверять работникам детского сада, адаптация ребенка пройдет быстрее и легче.
В детский сад идти пора
Когда ребенок приходит в детский сад, резко меняются условия его жизни: режим дня, температура помещения, требования к одежде, характер питания, воспитательные воздействия, стиль общения с окружающими. Все это действует на малыша.
Медики, педагоги, психологи отмечают: период адаптации к дошкольному учреждению требует от ребенка большого нервного напряжения. Поэтому иногда период адаптации проходит настолько тяжело, что ребенок заболевает. Родители ищут причину болезни и находят ее обычно в простуде, инфекции. Но, как показывает опыт, нередко ребенок начинает болеть не потому, что он простудился или подхватил инфекцию, - чаще всего болезнь ответная реакция ребенка на психоэмоциональное напряжение, которая угнетает защитные силы организма, причем тем сильнее, чем возбудимее ребенок. Обычно здоровые дети привыкают к новым условиям за несколько дней, и таких последствии у них не возникает. Стрессовые ситуации подстерегают именно неподготовленного ребенка в любой новой для него обстановке.
Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад? Этот вопрос волнует многих родителей, но, к сожалению, его задают обычно слишком поздно, когда они непосредственно сталкиваются с трудностями привыкания или когда до первого посещения ребенком детского сада остается совсем мало времени.
Поступление в детский сад - серьезный шаг для всей семьи. И надо готовиться к этому новому, этапу в жизни малыша тоже всей семьей.
Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагогов, принимать к сведению их наблюдения и пожелания. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение их подходов к ребенку в семье и детском саду с учетом его индивидуальных особенностей.
- Дома родители по рекомендации педагогов в период подготовки ребенка к детскому саду должны создать щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное пребывание на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье
должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком - особенно ласковым. - Родителям заранее надо рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем дети ходят туда, почему родители хотят, чтобы малыш посещал детский сад. Целесообразно провести с ребенком примерно такие беседы: «Детский сад - это такой красивый большой дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Мы бы очень хотели, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду все приспособлено для детей: там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много красивых игрушек. В саду тебе будет очень интересно и весело».
- Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - осенью он сможет туда ходить. В присутствии малыша
расскажите родным и знакомым о большой удаче – его приняли в детский сад!
- Учите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки и
свои услуги другим детям.
- Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания - и ему будет проще отпустить вас.
- Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полу года. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
- Убедитесь в своей уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
- Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Илюше... Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
- В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
- В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени - компенсируйте это качеством общения: чаще обнимайте ребенка, интересуйтесь его успехами и неудачами, отмечайте любые изменения в его настроении.
- Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.
Психолог:
Памятка для родителей
Уважаемые родители!
Приход ребенка в детский сад может стать для него радостным событием в его жизни, если Вы ему вовремя поможете.
Приучайте ребенка к режиму
Очень важно оздоровить малыша. За один-два месяца до начала посещения детского сада надо пройти осмотр у врачей-специалистов (невропатолог, хирург, отоларинголог), сдать необходимые анализы. Если выявится, что Ваш ребенок страдает тем или иным заболеванием, в сад его можно отправить только после прохождения курса лечения под контролем участкового врача. Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше был на свежем воздухе (не менее четырех часов зимой и весь световой день летом), постоянно проводите массаж и гимнастику, закаливающие процедуры. Если у малыша плохой аппетит, не кормите его насильно. Постарайтесь приблизить домашний рацион к рациону детского сада. Исключите из питания ребенку протертую пищу
Как управляться с одеждой самостоятельно?
Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь на липучках или на молниях. Освоить шнурки ребенку трудно, поэтому пусть учится завязывать их дома без спешки. Шапку и шарф лучше заменить шапкой-шлемом - и в шею не надует, и надевать намного проще. Вместо рубашки приготовьте водолазку, вместо кофты - свитер. В общем, главное, чтобы ребенок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.
Чтобы ребенку было легко убирать свои вещи, позаботьтесь о петельках на одежде, удобных для ребенка. Сделайте маркировку одежды. Целесообразно указать не только имя и фамилию ребенка, но и условный символ (цветок, бабочка, шарик, мяч и т.п.), познакомить с ним малыша, чтобы он легко узнавал свою одежду. Дома организуйте вешалку для верхней одежды так, чтобы она была доступна малышу и он сам мог самостоятельно после прогулки вешать свои вещи. Не делайте этого за ребенка, но наблюдайте за выполнением требования, помогайте ему, напоминайте, хвалите за то, что он сам, без напоминания убирает свои вещи на место.
Перед сном поставьте рядом с кроваткой ребенка стульчик для одежды. Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать ее на стульчике, а утром надевать чистую одежду, которую вы приготовили. Стремитесь, чтобы ребенок знал названия одежды, правильно указывал на нее. Когда ребенок одевается или раздевается, постарайтесь находиться рядом с ним. Поощряйте, используйте игровые приемы (мишка смотрит, как ты сам одеваешься, хочет у тебя научиться). При необходимости помогайте ребенку советами, выраженными в спокойном тоне. Не торопите ребенка, сохраняйте спокойствие: навык самообслуживания требует усилий, терпения и многократных упражнений. Предоставьте ребенку возможность овладевать необходимыми навыками.
Наблюдайте за тем, как у него складываются необходимые умения и навыки
Культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, после загрязнения; насухо вытирать лицо и руки полотенцем; вытирать нос, пользоваться индивидуальными предметами (полотенце, носовой платок, горшок); вытирать ноги у входа; опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.
Культура поведения: здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста); выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении; не топтать зеленые насаждения, бросать мусор в предназначенные для этого места; аккуратно пользоваться туалетом, умывальником; не выходить из-за стола, не окончив еды, после нее говорить «спасибо»; не кричать, не мешать другим детям во время игр, за столом, в спальне, при одевании и раздевании.
Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: проявлять внимание, сочувствие к сверстникам (делиться игрушками, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему; называть по имени и отчеству своих воспитателей, няню, знать свое имя; бережно относиться к вещам и игрушкам.
Игра: спокойно и самостоятельно играть; доброжелательно и с симпатией относиться к товарищам по игре; играть вместе с другими детьми, совместно с другими детьми пользоваться игрушками.
Собираясь в детский сад
С воспитателем группы, куда поступит малыш; нужно познакомиться заранее, сообщить ему, каким ласковым словом (именем) называют ребенка дома, рассказать о его привычках, особенностях поведения и других подробностях домашней жизни. Следует приучать ребенка к новой обстановке постепенно: в первый день оставить его всего на два-три часа, потом до обеда, несколько дней забирать после обеда так, чтобы он освоился и привык без большого напряжения и срывов.
Необходимо и в выходные дни, когда ребенок дома, придерживаться режима дня, принятого в саду. Резкие изменения режима даже на протяжении нескольких дней выбивают ребенка из привычного ритма, вновь и вновь требуют от него перестройки, а это дается ему с большими трудностями, вызывает излишнюю нервозность.
Если у ребенка к моменту поступления в дошкольное учреждение сохранилась привычка к укачиванию, сосанию пустышки во время игры и т.д., то отучать от нее надо постепенно, сначала дома, а потом уже в саду, договорившись с персоналом.
Малыш может принести в группу любимые игрушки, книжки или милые пустячки, с которыми он не расстается. Это поможет ребенку легче и безболезненнее привыкнуть к дошкольному учреждению, и скоро малыш с удовольствием будет посещать детский сад, ждать встречи с новыми друзьями, игрушками.
Приготовьте «приданое» для ребенка
Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал, первое время он может брать с собой из дома в детский сад игрушку, которой «покажет», где его кроватка, стол, какие игрушки в группе, познакомит с детьми. Кроме того, в нашем детском саду существует традиция, которая помогает детям пережить разлуку с любимыми и близкими людьми. Она заключает в следующем: каждый ребенок приносит из дома альбом с тремя-четырьмя фотографиями, где изображены родители, ребенок с любимыми животными или игрушкой. Этот альбом постоянно находится в группе, постепенно пополняется фотографиями ребенка в детском саду. А пока ему приятно в часы разлуки взглянуть на маму папу, убедиться, что они как будто рядом.
Это помогает дождаться прихода родителей!
Кроме этого, необходимо подготовить для детского сада следующее: сменную обувь (туфельки на каблучке, с удобной застежкой), обувь для музыкальных занятии, два носовых платка, расческу, два комплекта нижнего белья (трусики, колготки, майку, если потливый ребенок), запасную рубашку или платье, если ребенок во время еды нечаянно испачкает одежду, пустой мешок для испачканной одежды, запасная одежда находится в мешочке на вешалке в шкафчике ребенка.
Мы желаем вам успехов в подготовке к такому важному и волнующему периоду в жизни малыша - это означает, что он взрослеет.
Психолог:
Анкета для родителей.
"Ваш ребенок скоро станет воспитанником детского сада. Он впервые переступит порог учреждения, где ему придется на некоторое время остаться без Вас. Мы хотели бы предупредить нежелательные проявления ребенка, помочь ему легко войти в детский коллектив, быстрее наладить взаимоотношения с воспитателем. А для этого мы хотели бы лучше узнать и понять Вашего ребенка.
Расскажите о нем.
- Ф.И.О. заполняющего анкету______________________________________
- Фамилия, имя ребенка____________________________________________
- Какое настроение чаще всего бывает у Вашего ребенка? (Нужное подчеркните.)
Бодрое, уравновешенное. Неустойчивое, раздражительное. Подавленное. - Какой у Вашего ребенка аппетит? (Нужное подчеркните.)
Хороший. Избирательный, неустойчивый. Плохой.
- Как Ваш ребенок засыпает? (Нужное подчеркните.)
Быстрое засыпание (до 10минут). Неустойчивое. Медленное.
- Как он спит? (Нужное подчеркнуть.)
Продолжительность сна соответствует, возрасту. Неустойчивая продолжительность сна. Не соответствует возрасту.
- Умеет ли он самостоятельно играть? (Нужное подчеркнуть.)
Умеет. Не всегда. Самостоятельно не играет.
8.Легко ли идет на контакт с другими взрослыми? (Нужное подчеркнуть.)
Легко. Избирательно. Трудно.
9.Как переносит разлуку с матерью? (Нужное подчеркнуть.)
Легко, быстро успокаивается. Через некоторое время успокаивается. Тяжело.
- Нет ли у Вашего ребенка привычки сосать большой палец, грызть ногти, часто хныкать, теребить кончик носа или др.?
(Указать все «вредные» привычки.)_______________________________ - Какие сложности Вы испытываете в
воспитании ребенка? (Указать.)_________________________________
Психолог:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов детских садов и родителей. По теме: "Обучение дошкольников ПДД (дидактические игры)"
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения...
"Методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению дошкольников английскому языку"
Методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению дошкольников английскому языку1.Создайте в группе «Уголок английского языка». Поместите в «Уголок» тематические картинки по разным ...
Рекомендации для воспитателей детских садов, занимающихся подготовкой детей к поэтическому конкурсу "Как научить детей выразительно читать стихи".
Рекомендации для воспитателей детских садов, занимающихся подготовкой детей к поэтическому конкурсу....
«Играем в шашки». Рекомендации для воспитателей детских садов
Не легкая задача не куклы – неваляшки!Познать хотят игрушку названьем «чудо – шашки»!Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском саду, я отдаю предпочтение настольн...
Методические рекомендации для воспитателей детских садов
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район Методические рекомендации для во...
Методические рекомендации для воспитателей детских садов «НЕСТАНДАРТНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СВОИМИ РУКАМИ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район Методические рекомендации для во...
Методические рекомендации. Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку? Как избежать ошибок?
Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.Ребенку психо...