Рекомендации для воспитателей детских садов, занимающихся подготовкой детей к поэтическому конкурсу "Как научить детей выразительно читать стихи".
методическая разработка по развитию речи на тему

Калинина Татьяна Анатольевна

Рекомендации для воспитателей детских садов, занимающихся подготовкой детей к поэтическому конкурсу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebyonka_pravilno_chitat_stikhi.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка правильно читать стихи.

Рекомендации для воспитателей детских садов, занимающихся подготовкой детей к  городскому, литературно – художественному конкурсу «Мир природы».

Даже маленький несмышлёныш, не умеющий толком выразить свои мысли словами, уже может знать несколько простых стишков. Процесс их разучивания очень полезен – он развивает память. Чтобы ребёнок успешно научился самостоятельно учить стихотворение (это пригодится ему в школьные годы), нужно соблюдать несколько правил для лучшего запоминания рифмованных строк:

  1. Расскажите малышу содержание стихотворения своими словами, в доступной, для ребёнка, форме. Обязательно выделите главного героя мини – произведения.
  2. Затем воспитателю  следует прочитать стихотворение (предварительно найдя правильные интонации) вслух с выражением, даже если ребёнок уже умеет читать самостоятельно.
  3. Стихотворение можно легко превратить в весёлую песенку, такой стишок воспринимается ребёнком легче и быстрее.
  4. Можно стишок «прохлопать», делая  акцент на значимых словах или просто задавая ритм декламации.
  5. Стихотворение можно разложить по рифмам, акцентировав внимание ребёнка на словах, рифмующихся друг с другом: «зайка – зазнайка», «мяч – не плачь».
  6. Поиграйте со стишком – запоминание в этом случае идёт гораздо быстрее. Взрослый называет первую строчку стихотворения, малыш  - вторую, и так далее.
  7. Можно устроить путаницу, заменяя значимые слова («Наша Таня громко…поёт, уронил в речку…куклу») и, предлагая ребёнку исправить ошибку. Будьте уверены, он с радостью включится в игру и буде радоваться собственным достижениям. Детям старшего возраста, хорошо освоившим чтение, закрывайте строчки и попросите восстановить их по памяти.

Когда ребёнок  станет хорошо ориентироваться в стихотворении, самое время переходить к его воспроизведению.  Не требуйте, чтобы ребёнок читал стихотворение, перед публикой, лучше устройте концерт, где зрителями будут игрушки. Завершите бенефис бурными овациями.  В ходе стихотворных упражнений малыш не только развивает память, но и учится анализировать текст, уверенно держаться в общении с людьми и при выступлениях на публике.

1.Выбирайте произведения, доступные для понимания малыша. Зазубренные наизусть стихи превратятся в тарабарщину.

2.Не заставляйте ребёнка выступать на публике, если ему не хочется. Каждый малыш имеет право застесняться без видимых причин, не нужно уговаривать его, а тем более угрожать.

Всё,  выше сказанное, имеет место быть в развивающих занятиях, но речь идёт о подготовке одного  - трёх детей к конкурсу.  И, конечно же, мы выбираем детей, у которых, природой заложена артистичность, дикция; ребёнок не боится выступать перед публикой. Имея такого ребёнка, выигрышный текст (где есть, что сыграть, показав сильные стороны ребёнка), приложив свои усилия и результат обеспечен.

Никто никогда не отменял «выучку с голоса»  - научить ребёнка передавать все возможности своего голоса (тише, громче, проникновенней, звонче, глуше и так далее) – это ваша задача. Только вы можете, собственным примером, научить воспитанника читать так, чтобы мурашки побежали по коже – свидетельство того, что цель достигнута. Чем больше репетиций, тем лучше, но перед работой над стихотворением очень полезно проговаривать чистоговорки:

  1. Наши ежи самые ежистые ежи в мире!
  2. У ежа и ёлки иголки колки.
  3. У осы не усы, не усищи, а усики.
  4. Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ежа.
  5. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
  6. Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, зубки сразу же сломали.
  7. А роза упала на лапу Азора.
  8. Три сороки – тараторки тараторили на горке.
  9. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, не руби дрова на траве двора.
  10. Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!
  11. Наш  Полкан   попал в капкан.
  12. Вёз корабль карамель – наскочил корабль на мель и матросы две недели карамель на мели ели.
  13. Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
  14. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
  15. Мамаша Ромаше дала сыворотку из – под простокваши.
  16. Корабль лавировал, лавировал, да не вылавировал.
  17. Шесть мышат в шалаше шуршат.
  18. Проворонила ворона воронёнка.
  19. Баран Буян залез в бурьян.
  20. Ткёт ткач ткани на платок Тане.
  21. У четырёх черепах по четыре черепашонка.
  22. Съел Валерик  вареник, а Валюшка – ватрушку.
  23. На мели мы налимов ловили.
  24. Сух сук нёс барсук.
  25. Сон-сон-пере-сон едут в лодке пять персон: сом, севрюга, три селёдки – вылезайте все из лодки!
  26. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

 

При работе над стихотворением очень важно научить ребёнка правильно дышать. Что это значит?

  1. Правильно дышать животом -   как дышат младенцы.
  2. Дыхание должно быть незаметным.
  3. Когда при дыхании поднимаются плечи (говорят:  «дышит ключицами»), это не правильно.

Упражнения на дыхание на совмещение дыхания с голосом.

  1. «Свечка» - поставить перед ртом указательный палец, представив, что это свечка, которую надо затушить, вдохнуть и резко выдохнуть.
  2. Проговариваем -  Звёздный змей звенел зубами  (берём дыхание и начинаем « звенеть»: –  з-з-з-з-з-з…
  3. «Комарик» - разводим руки в стороны, берём дыхание и изображая характерное звучание летающего перед вами комара, медленно сводим руки, когда запас воздуха в лёгких заканчивается, мы должны прихлопнуть комарика.

Желаю удачи! Организатор и ведущая городского литературно – художественного конкурса педагог дополнительного образования – Татьяна Анатольевна Калинина.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка - передвижка "Как научить ребенка выразительно читать стихи"

Многие родители знают, как непросто научить ребенка прочитать стихотворение выразительно; соблюдая паузы; переживая эмоции, затронутые данным произведением; используя мимику, жесты.Цель нашей консульт...

Как научить ребёнка выразительно читать стихи

Умение формировать выразительную речь пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни....

Как научить детей выразительно читать стихи

Как научить детей выразительно читать стихи...

«Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе».

laquo;Ребёнок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». В этом то и есть предназначение нас, педагогов!...

Консультация для родителей "Как научить ребенка выразительно читать стихи".

Консультация для родителей "Как научить ребенка выразительно читать стихи"....