Программа просветительской деятельности для родителей
консультация
Важнейшим явлением современного этапа развития системы образования в России является повышение роли родителей в организации воспитания и обучения. Это выражено в новом уровне значения семейного воспитания, активизации работы по формированию и развитию родительской компетентности, активном вовлечении родителей в деятельность органов общественно-государственного управления образованием.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» заложены основы Национального проекта «Образование». Достижение целей этого национального проекта возможно только в результате консолидации всего общества, государственных и общественных структур, а значит диалога семьи и образовательных организаций, эффективного вовлечения родителей воспитанников в образовательную деятельность.
Одной из важнейших проблем современного российского общества остаётся низкая степень ответственности родителей за воспитание, образование и здоровье детей. Существенным негативным фактором является то, что сегодня активными родителями являются люди, проходившие личностное становление в 90-е годы XX века, которые в силу специфики общественно-политических событий того периода не получили достаточного опыта семейного воспитания. Поэтому необходимы шаги, направленные на развитие общих родительских компетенций, культуры родительства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа просветительской деятельности для родителей | 954.48 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 2 г. Грязи
Грязинского муниципального района Липецкой области
СОГЛАСОВАНА: УТВЕРЖДАЮ
Старший воспитатель Заведующий МБДОУ д/с № 2
_________ Т.В. Бородина «Малышок» г. Грязи
на заседании педагогического совета ___________ Е.А. Конопелкина
протокол № 1 от 26.08.2022 г. приказ № 45-ОД от 26.08.2022 г.
ПРОГРАММА
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
детей, посещающих
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №2 «Малышок» г. Грязи Липецкой области
на 2022-2023 учебный год
Авторы - разработчики программы: педагогический коллектив
МБДОУ детский сад №2 «Малышок» г. Грязи
Содержание
Введение | |
I | Целевой раздел |
1.1. | Пояснительная записка. Цель и задачи просвещения родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ. |
1.2 | Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ в процессе реализации Программы |
1.3 | Ожидаемые результаты реализации Программы |
1.4 | Этапы реализации Программы |
II | Раздел. Механизмы реализации Программы |
2.1 | Направления и формы просвещения родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ |
2.2 | Организация работы с родителями (законными представителями) воспитанников 2022 – 2023 учебный год |
2.3 | Организация работы ДОУ с семьями «Социального риска» |
2.4 | Условия реализации Программы |
Приложения 1. Анкета «Выявление образовательных потребностей родителей» | |
2. Анкета «Удовлетворенность родителей работой ДОУ и оценка качества образования» | |
3. Примерные темы бесед, консультаций, тематических папок для родителей воспитанников раннего и дошкольного возраста | |
4. Литература для родителей детей раннего и дошкольного возраста | |
5.Интернет-ресурсы просветительской направленности для родителей. |
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим явлением современного этапа развития системы образования в России является повышение роли родителей в организации воспитания и обучения. Это выражено в новом уровне значения семейного воспитания, активизации работы по формированию и развитию родительской компетентности, активном вовлечении родителей в деятельность органов общественно-государственного управления образованием. Статьёй 44 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» зафиксирована главенствующая роль родителей в воспитании и обучении детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) предполагает реализацию задачи по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Семья и родители указаны как одни из основных субъектов реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 996-р от 29 мая 2015 года), «Концепции развития дополнительного образования детей» (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04 сентября 2014 года) и иных стратегических документов государства. 29 мая 2017 года был подписан Указ Президента Российской Федерации № 240 «О проведении в Российской Федерации в 2018–2027 гг. Десятилетия детства».
Реализация данного Указа, безусловно, раскрывает новые задачи взаимодействия с родителями, диалога семьи и образовательных организаций, вовлечения родителей в управление образовательными организациями.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» заложены основы Национального проекта «Образование». Достижение целей этого национального проекта возможно только в результате консолидации всего общества, государственных и общественных структур, а значит диалога семьи и образовательных организаций, эффективного вовлечения родителей воспитанников в образовательную деятельность. Среди целевых показателей Указа Президента Российской Федерации № 474 от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития России до 2030 года» указано «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Достижение этого показателя невозможно представить без заинтересованного, конструктивного участия родителей (законных представителей) в процессах обучения и воспитания детей. Просвещение родителей, содействие формированию и развитию родительских компетенций призвано стать ключевым направлением в развитии системы образования, формирования доверительных и компетентных отношений семьи и образовательных организаций.
Одной из важнейших проблем современного российского общества остаётся низкая степень ответственности родителей за воспитание, образование и здоровье детей.
Существенным негативным фактором является то, что сегодня активными родителями являются люди, проходившие личностное становление в 90-е годы XX века, которые в силу специфики общественно-политических событий того периода не получили
достаточного опыта семейного воспитания. Поэтому необходимы шаги, направленные на развитие общих родительских компетенций, культуры родительства.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательной организацией. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной:
- с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка;
- со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;
- с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.
Педагогическое (образовательное) просвещение родителей в реализации воспитательной функции понимается педагогами МБДОУ детский сад №2 «Малышок» (далее МБДОУ) как:
- система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;
- особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;
- процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.
Программа просветительской деятельности МБДОУ детский сад №2 «Малышок» (далее Программа) разработана для того, чтобы повысить педагогический статус семьи в воспитании ребенка. Программа направлена на активизацию родителей к совместной работе, обогащение педагогического опыта по воспитанию детей.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ВОСПИТАННИКОВ МБДОУ
ЦЕЛЬ: создание информационного социально - психологического пространства, позволяющего формировать и корректировать родительскую позицию, развивать компетенции в сфере воспитания детей, получать знания в области возрастной психологии и педагогики, повышать культурный и образовательный уровень в сфере участия в организации образования.
ЗАДАЧИ:
- познакомить родителей с основами педагогических, психологических и правовых знаний;
- обеспечить единство воспитательных воздействий дошкольной образовательной организации и семьи;
- оказать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране
и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
- привлечь родителей к активному участию в образовательной деятельности;
- профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства;
- повышение уровня правовой культуры в области семейного права;
- пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи.
1.2. ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ВОСПИТАННИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
- достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты;
- практико-ориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практико-ориентированной, доступной для использования в жизни);
- взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями воспитанников, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
- развития (личности, системы отношений личности, процессов в жизнедеятельности).
- 3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Для родителей:
- повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей;
- активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей;
- повышение степени участия родителей в воспитательно – образовательной деятельности МБДОУ (в разработке и отборе программного материала);
- повышение уровня включения родителей в участии в различных мероприятиях группы и детского сада.
Для педагогов:
- обобщение и распространение опыта работы с семьей;
- умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование разнообразных форм и методов работы.
1.4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Организация и проведение мероприятий по Программе осуществляется в три этапа:
Этап I «Организационный».
Цель: создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы (разработка плана деятельности с родителями (законными представителями) воспитанников. На данном этапе:
- подбор и изучение методической литературы по теме;
- планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;
- разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;
- подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;
- определяются места проведения мероприятий;
- продумывается техническое оснащение мероприятий;
- изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).
Этап II «Основной»
Цель: реализация программных мероприятий.
Этап III «Аналитический»
Цель: анализ деятельности специалистов, осуществляющих реализацию программных мероприятий; определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом
выявленных проблем и пожеланий участников.
РАЗДЕЛ
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
- НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ВОСПИТАННИКОВ.
Реализация педагогами МБДОУ д/с №2 «Малышок» Программы просветительской деятельности родителей основывается на сотрудничестве (общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать); взаимодействие (организации совместной деятельности).
В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с семьей.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их
педагогические знания.
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ИНФОРМАЦИООНО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ | |
Цель: сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. | |
Анкетирование | Используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка |
Опрос | Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально - психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека |
Интервью и беседа | Позволяют получить исследователю ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых. Содержание беседы должно быть лаконичное, значимое для родителей, преподноситься таким образом, чтобы побудить собеседников к высказываниям. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия, начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить к непосредственно главным темам. |
Информационная корзина (тетрадь) | Цель данной формы вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс: родителями заносятся пожелания относительно качества исполнения функциональных обязанностей специалистами, воспитателями и персоналом, находящимся в непосредственном контакте с детьми; пожелания относительно обеспечения образовательного процесса, пожелания о получении информации того, или иного содержания. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ | |
Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей. Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетенции. | |
Консультирование | Формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга педагогических представлений и знаний; привлечение родителей к конкретным мероприятиям с их ребенком в качестве активного участника воспитательно- образовательного процесса. Формы проведения консультаций:
|
Семинары-практикумы | Данная форма способствует повышению уровня родительской компетенции, обучению приемам воспитательно-педагогической работы с ребенком. Методы работы:
Имеет две части: теоретическую и практическую. |
Общие родительские собрания | Главной целью собрания является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития детей |
Групповые родительские собрания | Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи |
Семейная гостиная | Проводится с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско-родительские отношения; помогает по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми |
День открытых дверей | Дает возможность познакомить родителей с ДОУ, его традициями, правилами, особенностями образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь их к участию. | |
ДОСУГОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ | ||
Цель: установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми | ||
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования, спортивные досуги) | Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса | |
Выставки работ родителей и детей | Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей | |
НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ | ||
Цель: информирование родителей о предстоящей деятельности детей, о результатах работы; педагогическое просвещение родителей. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. | ||
Информационно – ознакомительные | Направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей: информационные стенды; родительские уголки групп (информация в родительском уголке:
| |
Информационно - просветительские | Направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста:
-средства социальной рекламы (видеоролики, буклеты, памятки),
- применение интернет - ресурсов (официальный сайт ДОУ, социальная сеть ВКонтакте, Одноклассниках, мессенджеры WhatsApp, электронная почта и др.); |
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ВОСПИТАННИКОВ 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель: создание благоприятных условий для совместной деятельности дошкольного учреждения с семьями воспитанников, повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей.
Содержание деятельности | Сроки | Ответственный | Оформление материалов |
| постоянно | Заведующий ДОУ | Родительские договоры |
1. Анкетирование «Выявление образовательных потребностей родителей» | сентябрь | Заведующий, ст. воспитатель, воспитатели групп | Справка |
2. Общее родительское собрание «Основные направления работы на новый учебный год» | октябрь | Заведующий, ст. воспитатель | Протокол собрания |
| апрель | Воспитатели, ст. воспитатель | Подготовка информационных, методических материалов для проведения Дня открытых дверей |
4. Родительские собрания в группах по актуальным темам всестороннего развития детей и организации работы с детьми в ДОУ. | по плану воспитателей | Воспитатели | Консультационный материал, анкеты для родителей |
5. Общее родительское собрание для родителей, будущих первоклассников | январь | Заведующий, ст. воспитатель, воспитатели подг.группы | Протокол собрания |
6. Общее родительское собрание «Результаты выполнения ООП ДО ДОУ» | май | Заведующий, ст. воспитатель | Протокол собрания |
7. Оформление наглядно - информационных материалов в групповых родительских уголках и на стендах МБДОУ, информирование родителей на сайте МБДОУ | в течение года | Заведующий, педагоги МДОУ | Оформление наглядно - информационных материалов |
7. Индивидуальные беседы родителями; консультирование и анкетирование по текущим вопросам. | в течение года | Заведующий, ст. воспитатель воспитатели | Разработка консультаций по запросу родителей, подготовка анкет |
8. Выставки детско – родительских творческих работ: «Осенние фантазии»; «Мастерская Деда Мороза»; «Пасхальный сувенир»; «Любимой маме»; «Мой папа самый лучший»; «Этих дней не смолкнет слава» и др. | в течение года | ст. воспитатель педагоги МБДОУ | оформление выставочной зоны в музее МБДОУ «Русская изба» |
9.Помощь родителей учреждению:
Участие родителей в подготовке и проведении совместных праздников, развлечений, проектов, акций | в течение года | Заведующий, педагоги МДОУ | |
10.Работа Консультативного пункта ДОУ | ежемесячно по плану | Заведующий, ст. воспитатель педагоги |
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МБДОУ С СЕМЬЯМИ «СОЦИАЛЬНОГО РИСКА»
Цель: формирование комплексной системы психолого - педагогической поддержки семьи, находящейся в «группе риска» в условиях ДОУ, совершенствовать деятельность педагогического коллектива ДОУ по оказанию помощи детям семей, находящихся в социально опасном положении, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства.
Методы работы с неблагополучными семьями:
- наблюдение за работой воспитателя с родителями при посещении семей, в детском саду;
- анкетирование родителей;
- составление актов обследований неблагополучных семей, стоящих на учете.
- индивидуальные консультации неблагополучных семей при посещении педагогом;
- разработка рекомендаций для родителей в вопросах воспитания и развития детей (эмоционально-волевая сфера, роста личности, девиантного поведения, внутрисемейных отношений);
- профилактика асоциального поведения, пьянства, наркомании и т.д.
- педагогическое сопровождение детей, выявленных из неблагополучных семей в условиях ДОУ.
ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ «СОЦИАЛЬНОГО РИСКА» 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Мероприятие | Дата проведения | Ответственный |
1 | Сбор сведений о составе семьи (полная, не полная, многодетная и др.) | сентябрь | Воспитатели |
2 | Выявление неблагополучных семей | сентябрь | Воспитатели, педагог - психолог |
3 | Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей | ежедневно | Воспитатели, педагог - психолог |
4 | Обновление банка данных о неблагополучных семьях | 1 раз в квартал | Воспитатели |
5 | Консультирование родителей и детей из неблагополучных семей | в течение года | Воспитатели, педагог - психолог |
6 | Тренинги для родителей социально неблагополучных семей | в течение года | Педагог – психолог |
7 | Консультации для родителей (тематические) | в течение года | Воспитатели, педагог-психолог |
8 | Разработка и распространение памяток для родителей, оформление стендовой информации «Права детей» | в течение года | Ст. воспитатель, воспитатели, педагог-психолог |
9 | Рейды в неблагополучные семьи | в течение года | Ст. воспитатель, воспитатели, педагог-психолог |
10 | Ведение картотеки неблагополучных семей | в течение года | Воспитатели |
11 | Сотрудничество с органами опеки, ОВД | в течение года | Заведующий ДОУ, воспитатели |
12 | Анализ работы за год | в течение года | Воспитатели |
13 | Разработка и распространение памяток для родителей, оформление стендовой информации «Права детей» | май | Воспитатели, педагог-психолог |
. УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ: МБДОУ д/с №2 «Малышок» укомплектовано педагогическими кадрами: педагогический состав – 16 человек, из них: 13 – воспитателей, 3 специалиста, (воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог – психолог).
Имеют высшее образование – 14 чел. , среднее профессиональное образование -2 чел.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечиваться в процессе освоения ими дополнительных профессиональных образовательных программ в установленном объеме, не реже чем каждые 3 года.
Имеют высшую квалификационную категорию 3 чел., первую квалификационную категорию - 6 чел.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ: официальный сайт МБДОУ детский сад №2 «Малышок» https://ds2gr.ucoz.ru/ , официальная страница МБДОУ д/с №2 «Малышок» в ВКонтакте https://vk.com/club194619368 , официальная страница МБДОУ д/с №2 «Малышок» в Одноклассниках https://ok.ru/group/57302209658968 позволяет транслировать информацию о реализации Программы.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ не выдвигает особых требований к реализации Программы, так как предполагает использование в основном интеллектуального ресурса.
Педагогический коллектив при реализации Программы успешно использует интернет - ресурсы, имеют свои блоги или сайты, зарегистрированы в профессиональных сообществах, где общаются с коллегами, имеют возможность обогатить свои знания по работе с родителями воспитанников, представить и свой собственный опыт.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета «Выявление образовательных потребностей родителей»
Выявление образовательных потребностей, интересов родителей – одна из актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации. Цель использования данной анкеты – определить образовательные потребности родителей, возможные трудности в воспитании ребенка, дефициты в структуре родительской компетентности, предпочитаемые формы сотрудничества.
Анкета
Уважаемые родители! Пожалуйста, прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если такого ответа нет,
допишите его. Заранее благодарим Вас за сотрудничество!
Ваши ФИО Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка
- Что для Вас является главным, наиболее значимым в воспитании ребенка? Здоровье и физическое развитие.
Развитие нравственных качеств.
Развитие интеллектуальных способностей. Развитие художественных способностей. Развитие речи и навыков общения у ребенка. Раннее обучение ребенка письму, чтению.
Другое
- С какими специалистами ДОО Вы бы хотели встретиться на групповых мероприятиях? Педагог-психолог.
Учитель-логопед.
Музыкальный руководитель. Инструктор по физической культуре. Медицинский работник.
Старший воспитатель.
- Какой вид помощи Вы бы хотели получить от педагогов и специалистов детского сада? Информационная поддержка (об особенностях развития ребенка, услуги ДОО,
возможность получения помощи ребенку с ОВЗ и др.).
Диагностика развития ребенка. Консультация по проблеме.
Психологическая поддержка.
Другое
- Какие формы сотрудничества с педагогами ДОО Вы предпочитаете?
Родительские собрания, лекции, групповые дискуссии, тематические консультации, дни открытых дверей.
Индивидуальные беседы и консультации. Информационные буклеты, газеты, книги.
Мастер-классы, семинары-практикумы, творческие мастерские. Родительские клубы, гостиные (литературные музыкальные игровые и др.). Выставки творческих работ, семейных коллекций и т.п.
Маршрут выходного дня (совместное посещение библиотеки, музеев, выставок, городских мероприятий и пр.).
Дистанционные формы, в том числе с использованием сети Интернет (электронная почта, группа «ВКонтакте», «Одноклассниках» и др.).
Другие
- Какую информацию Вы бы хотели получать от педагогов?
О целях и задачах воспитания на различных этапах развития ребенка.
Об образовательных программах для детей дошкольного возраста. О современных методах развития ребенка.
Об эффективных методах и приемах воспитания детей. О дополнительных услугах ДОО.
О питании детей.
О психофизических особенностях ребенка. Об успехах ребенка.
Об организации жизни ребенка в семье.
Об организации досуга, семейных праздников.
Другое
- В каком виде деятельности Вы могли бы принять участие в организации педагогического процесса в детском саду?
Участие в родительском комитете.
Помощь воспитателю в организации экскурсий и походов.
Помощь педагогам в оформлении участка, групповых помещений, музыкального зала.
Организация совместных занятий с детьми по определенным видам деятельности (мастер-класс, чтение художественной литературы, театрализация, рассказ о профессии и т.п.).
Другое
- Что, по Вашему мнению, нужно сделать для улучшения организации воспитания детей в нашем детском саду?
Приложение 2 Анкета «Удовлетворенность родителей работой ДОУ и оценка качества
образования»
Здравствуйте, уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается анкета, разработанная для оценки деятельности ДОУ и реализуемых образовательных программ.
Вам предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с ними.
Для нас очень важно Ваше мнение о работе детского сада!
Цель: изучение мнения родителей (законных представителей) о качестве оказания образовательных услуг и удовлетворенности работой ДОУ.
I. Обеспеченность и благоустройство образовательного учреждения | ||||||
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | Затрудняюсь ответить | |
Какова, на Ваш взгляд, обеспеченность дошкольного учреждения дидактическим оборудованием и наглядными пособиями для проведения занятий (например, схемы, карты, доски, интерактивные доски, аудио- и видео | ||||||
Каковы санитарно-гигиенические условия в дошкольном учреждении (освещение, тепловой режим, чистота) | ||||||
Оцените обеспеченность мебелью | ||||||
Оцените благоустройство территории детского дошкольного учреждения | ||||||
II. Оцените, насколько Вас устраивает в детском дошкольном учреждении: |
- медицинское обслуживание | ||||||
- организация питания | ||||||
- соблюдение безопасности пребывания ребенка в дошкольном учреждении | ||||||
- организация охраны детского дошкольного учреждения | ||||||
III. Оцените, насколько Вы удовлетворены: | ||||||
- решениями, принятыми администрацией дошкольного учреждения, педагогами, при обращении к ним с вопросами по обучению Вашего ребенка? | ||||||
- компетентностью работников дошкольного учреждения при решении Ваших вопросов? | ||||||
IV. Что из перечисленного требует обновления, улучшения: | ||||||
- обеспеченность дидактическим оборудованием и наглядными пособиями; | ||||||
- обеспеченность мебелью | ||||||
- благоустройство территории | ||||||
- улучшение питания | ||||||
- организация общих родительских собраний | ||||||
- организация дополнительного образования | ||||||
V. Качество образования для Вас это – | ||||||
получение фундаментальных знаний | ||||||
получение знаний, являющихся основой личностного развития | ||||||
получение знаний, необходимых для продолжения обучения в школе | ||||||
хорошие организационные условия образовательного процесса | ||||||
внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий | ||||||
высокий уровень профессионализма кадрового состава детского дошкольного учреждения | ||||||
VI. Как Вы считаете, соответствует ли содержание и уровень занятий в Вашем детском дошкольном учреждении требованиям времени? | ||||||
полностью соответствует | ||||||
в основном соответствует | ||||||
частично соответствует | ||||||
в целом соответствует | ||||||
затрудняюсь ответить | ||||||
VII. Удовлетворяет ли Вас качество занятий в детском дошкольном учреждении | ||||||
Да | ||||||
Нет |
VIII. Каков характер взаимоотношений Вашего сына (дочери) с педагогами: | |
хорошие отношения со всеми педагогами | |
хорошие отношения только с некоторыми | |
отношения носят теплый, неформальный | |
безразличные отношения | |
чаще всего отношения носят конфликтный | |
затрудняюсь ответить | |
IX. Какие взаимоотношения, на Ваш взгляд, преобладают между воспитанниками в Вашей группе: | |
доброжелательные, дружеские | |
безразличные, каждый сам по себе | |
натянутые, конфликтные | |
затрудняюсь ответить | |
Х. Какова на Ваш взгляд нагрузка в дошкольном учреждении: | |
невыполнимая | |
очень высокая | |
высокая, но выполнимая | |
нормальная, допустимая | |
низкая | |
XI. Как бы Вы оценили качество образования, которое дает Вашему ребенку дошкольное учреждение сегодня: | |
отличное | |
хорошее | |
удовлетворительное | |
неудовлетворительное | |
затрудняюсь ответить | |
XII. Оцените по трехбалльной шкале возможность получения информации, предоставляемой дошкольным учреждением: | |
хороший уровень (3 балла) | |
удовлетворительный уровень (2 балла) | |
неудовлетворительный уровень (1 балл) | |
XIII. Выберите наиболее используемые Вами способы получения информации: | |
личные встречи с педагогами | |
родительские собрания в группе и общеродительские собрания | |
информационные стенды и информационные доски в дошкольном учреждении | |
ежегодный публичный доклад о деятельности детского дошкольного учреждения | |
общение с другими родителями | |
из общения со своим ребенком |
из общения с друзьями, приятелями Вашего ребенка, которые посещают детский сад | |
сайт | |
другой | |
XIV. Пользуетесь ли Вы сайтом дошкольного учреждения? | |
Да | |
Нет | |
XV. Удовлетворяет ли Вас составленный дошкольным учреждением график работы с посетителями? | |
Да | |
Нет | |
С графиком не знаком | |
XVI. Знакомы ли Вы с работой органов управления детского сада? | |
Да | |
Нет |
Вы можете добавить комментарии и предложения по работе детского сада.
Благодарим за участие!
Приложение 3 Примерные темы бесед, консультаций, тематических папок
для родителей воспитанников раннего и дошкольного возраста Группа раннего возраста (2–3 года)
- Воспитание самостоятельности у детей второго-третьего года жизни.
- Какие игры можно организовать с ребенком дома?
- Как научить ребенка вступать в контакт со взрослыми и детьми?
- Какие требования можно и нужно предъявлять к ребенку?
- Пути формирования здоровья малыша.
- Приобщение ребенка к искусству – с чего начинать?
- Особенности нервной системы малышей и их учет в процессе воспитания.
- Как бороться с капризами?
- Особенности речевого развития детей третьего года жизни.
- Кризис 3 лет: стратегия и тактика взаимодействия с ребенком.
Группа младшего возраста (3–4 года)
- Как провести выходной день с маленьким ребенком?
- Праздники в семье.
- Домашние питомцы и ребенок.
- Какие игрушки нужно покупать ребенку?
- Упрямство – это формирующаяся воля?
- Имеют ли родители право на гнев?
- Телевизор – друг или враг?
- Если ребенок плохо ест.
- Способы реагирования на негативные поступки детей.
- Роль папы в воспитании ребенка.
Средняя группа (4–5 лет)
- Формирование навыка самообслуживания детей 4–5 лет.
- Способы развития у детей любознательности.
- Особенности развития речи 4-летних детей.
- Значение и приемы развития мелкой моторики рук.
- Гигиена зрения.
- Речевой этикет в жизни семьи.
- Правила предъявления требований к ребенку.
- Страхи в жизни ребенка.
- Темперамент и поведение.
- Фантазия и ложь: где граница?
- Речевые игры с дошкольниками.
Старшая группа (5–6 лет)
- Экспериментирование как способ исследования окружающего.
- Общение ребенка со сверстниками.
- Формирование экологического сознания ребенка.
- Развитие интеллектуальных способностей ребенка 5–6 лет.
- Особенности формирования здорового образа жизни у старшего дошкольника.
- Как приобщить ребенка к труду?
- Патриотическое воспитание ребенка.
- Ребенок и книга.
- Роль семьи в эстетическом воспитании ребенка.
- Произвольность ребенка и способы ее развития.
Подготовительная к школе группа (6–7 лет)
- Способы организации домашнего театра.
- Формирование правильной осанки у ребенка.
- Как развивать творческое воображение у ребенка?
- Слагаемые готовности к обучению в школе.
- Нравственные нормы в жизни ребенка.
- Кризис 7 лет: признаки и тактика поведения родителей.
- Игра как средство подготовки к школе.
- Место музыки в жизни ребенка.
- Воспитание усидчивости у детей.
- Воспитание ответственности у старших дошкольников.
Приложение 4
Литература для родителей детей раннего и дошкольного возраста Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб: Речь, 2006. – 224 с.
Баканова Е.С. Современные родители. Как мы на самом деле учим и воспитываем детей. – М.: Редкая птица, 2018. – 136 с.
Баркан А. Как правильно воспитывать ребенка. Что делать родителям. – М.: АСТ, Астрель, 2010. – 286 с.
Быкова А.А. Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы». – М.: Бомбора, 2018. – 70 с.
Василькина Ю.К. Что делать, если ребенок не хочет в детский сад. – М.: Эксмо-Пресс, 2013. – 80 с.
Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская,
Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2008. – 214 с.
Гиппенрейтер Ю. Б. Чудеса активного слушания. – М.: Издательство АСТ, 2019. – 192 с.
Гончарук Е.В. Как предотвращать капризы и справляться с истериками. Практическое руководство для родителей. – М.: КТК Галактика, 2020. – 170 с.
Кузьмина М.В. Юридический справочник для родителей. – М.: АСТ, 2016. – 120 с. Млодик И.Ю. Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить. – М.: Генезис, 2017. – 160 с.
Петрановская Л.В. Большая книга про вас и вашего ребенка. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 360 с. Петрановская Л.В. Что делать, если... – М.: Издательство АСТ, 2020. – 288 с. Филоненко Е.Н. Большая книга родителей будущих первоклассников. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 220 с.
Приложение 5
Интернет-ресурсы просветительской направленности для родителей. https://www.ya-roditel.ru/ – Портал «Я – родитель» для ответственных родителей и всех, кто хочет ими стать (создан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Портал включает многочисленные консультации от специалистов для родите лей, полезные подборки (информация о службах психологической помощи, по знавательные блоги и передачи для детей, информация о семейном устройстве детей- сирот, финансовая грамотность семьи, видео-уроки).
https://nra-russia.ru/ – Национальная родительская ассоциация. Портал, созданный с целью обеспечить эффективное сотрудничество общественных и государственных структур, участие в формировании политики в интересах семей, защиту интересов семей с детьми, материнства, отцовства, профилактики социального сиротства. https://ruroditel.ru/ – онлайн центр информационной поддержки родителей (создан Национальной родительской ассоциацией совместно с Министерством образования и науки РФ) .
Портал включает следующие разделы: консультации и советы родителям (в области
педагогики, психологии, семейного права, информационной безопасности, помощь детям в ситуациях, угрожающим жизни и здоровью), центры и программы родительского просвещения, конкурсы для родителей.
https://растимдетей.рф/– Навигатор для современных родителей. Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей (создан в рамках реализации Национального проекта «Образование») Портал размещает актуальную информацию для родителей детей различных возрастных групп (от младенчества до подросткового возраста). Особое внимание уделяется поддержке родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (представлена
информация об особенностях развития детей с ОВЗ, службах ранней помощи, особенностях организации образования детей с ОВЗ, психолого-педагогическому сопровождению ребенка и семьи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Просветительская деятельность учителя-логопеда в МДОУ «Детский сад №3 «Дюймовочка»
Просветительская деятельностьучителя-логопеда в МДОУ «Детский сад №3 «Дюймовочка»...
Просветительская деятельность для родителей и детей и старшего дошкольного возраста «Цветик - Семицветик».
Цель мероприятия: оптимизация детско-родительских отношений через игровую деятельность....
Результаты анкетирования "Оценка качества деятельности музыкального руководителя и уровня музыкально-просветительской деятельности в ДОУ"
Результаты анкетирования...
"Успешные практики в просветительской деятельности родителей в дошкольной организации: новые ориентиры"
Публикация в сборнике статьи:«ИННОВАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ГРАНИ НАСТАВНИЧЕСТВА»...
"УСПЕШНЫЕ ПРАКТИКИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ"
Материал создан для публикации в сборнике "Иновации в дошкольном образовании: грани наставнечества", приуреченной девятой ежегодной Городской Ярмарке педагогических иноваций дошкольных работ...
Просветительская деятельность ДОО по повышению уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения ребёнка
Актуальным направлением деятельности ДОО сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а ф...