"Успешные практики в просветительской деятельности родителей в дошкольной организации: новые ориентиры"
статья (старшая группа)

Николенко Ольга Николаевна

 

Публикация в сборнике статьи:«ИННОВАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ГРАНИ НАСТАВНИЧЕСТВА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИКИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 

С.Н. Бусыгина, О.Н. Николенко

 ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

         Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

          Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых посвоему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

   В настоящее время политика государства в сфере репродукции и воспитания подрастающего поколения направлена на улучшение положения семьи как института социализации. В этой связи перед российским педагогическим сообществом встаёт проблема поиска новых современных подходов к организации взаимодействия детского образовательного учреждения с семьями своих воспитанников.

         Признание приоритета семейного воспитания, требует и новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Имея свои особые функции, они, однако, не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.

          Родители и педагоги - две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, и прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество ДОУ и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

          Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

          Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

          В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.

          В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями. Что же к ним можно отнести?

 Информационно-аналитические:

 -анкетирование;

-опрос;

 -«Почтовый ящик»;

 -«Шкатулка пожеланий»;

-«Чудесный сундук».

          Наглядно-информационные:

-родительские уголки;

-семейные и групповые альбомы;

 -фотовыставки «Нет семьи дружнее», «Креативная семья», «Мама, папа, я - спортивная семья», «Любимые животные нашей семьи», «Музеи нашего города» и т.п. -мини-библиотека;

            Познавательные:

- нетрадиционные родительские собрания;

 - устные журналы;

- консультации;

- совместные проекты;

 - выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

 - совместные экскурсии в школу, библиотеку, музей;

 - дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

 - оформление фотовыставок;

- работа с родительским комитетом;

           Досуговые:  

 -праздники; -совместные досуги;

-участие родителей в конкурсах, выставках.

            Как видим – работа с родителями очень разнообразна и многогранна.

            Коротко скажу о некоторых видах деятельности.

            Одна из форм информационно-аналитической работы – «почтовый ящик». Это коробка в виде почтового ящика, находится на стене, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту, да, бывают и замечания какие-то. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно в родительском уголке. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично; «шкатулка пожеланий» - предлагается родителям в начале учебного года (можно на первом родительском собрании) написать на бумаге пожелание, какие качества они хотели бы воспитать в своём ребёнке? Чего, по их мнению, не хватает ребенку? Итоги подводим в конце учебного года; «чудесный сундук» - участникам родительского собрания предлагается ответить на вопрос, что они хотели бы положить в сундук и взять с собой в будущее из приобретенных сегодня знаний.

           Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Нетрадиционный подход к проведению общих родительских собраний даёт возможность не только повысить посещаемость, но и привлечь родителей к сотрудничеству, установив с ними партнёрские отношения. Собственными изысканиями и опираясь на интересный опыт работы 282 других педагогов, мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и т.д.

            Используем видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, развлечений. Для того, чтобы заинтересовать родителей проблемой, привлечь их внимание, пробовали готовить записи ответов воспитанников на диктофон. В качестве информационного оповещения о собрании изготавливаем приглашение-афишу с планом работы, индивидуальные пригласительные билеты, в оформлении которых принимали участие дети.

             Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества.

              Можно использовать такую форму работы как акция: «Подари книгу детям». У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.

               Или, например, акция «Чистый дворик» – её название объясняется тем, что родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе.

                Ещё один вид совместной работы – участие в сезонных конкурсах поделок, где участвуют также родители вместе с детьми, что очень ценно. После конкурса на собрании бывают отмечены грамотами все семьи, принявшие в нём участие.

                 Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

               «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят тем же.

                В современных условиях есть замечательный активный и гибкий способ информирования родителей и вовлечения их в жизнь группы - это социальные сети. Через них можно сообщать родителям информацию о ежедневных успехах их ребенка, делать объявления, проводить конкурсы и выставки, рекомендовать обучающие сайты, делиться собственными педагогическими взглядами, обобщать свой опыт, который пойдет на пользу и родителям.

                Но для этого педагоги должны сами иметь активную позицию, уметь пользоваться интернетом и обязательно находить способы документировать проводимую работу.

                На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями».

                Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

                 В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

 Литература:

1. Бутырина Н.М., С.Ю. Боруха, Т.Ю.Гущина// «Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей»: учебно-методическое пособие / Белгородский государственный университет, 2004. - 177 с. 2. Н. Григорьева, Л. Козлова // «Как мы работаем с родителями» / Дошкольное воспитание, 2006. - №9. - С. 23-31. Главный редактор: Ахметов Ильдар Геннадьевич, кандидат технических наук // «Вопросы дошкольной педагогики» //Международный научно-методический журнал № 3 (51) / ООО «Издательство «Молодой ученый», 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " ФГОС дошкольного образования. Целевые ориентиры"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. (папка-передвижка)...

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте: новые формы взаимодействия с детьми.

Одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения является эмоциональное благополучие ребенка, которое становится невозможным, если дошкольник не умеет общаться со сверстниками, не чувс...

"УСПЕШНЫЕ ПРАКТИКИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ"

Материал создан для публикации в сборнике "Иновации в дошкольном образовании: грани наставнечества", приуреченной девятой ежегодной Городской Ярмарке педагогических иноваций дошкольных работ...

Всероссийский форум "Дошкольное воспитание. Новые ориентиры. Нижневартовск"

Основные задачи Форума – обсудить реализацию федеральной образовательной программы дошкольного образования и представить опыт создания современной конкурентоспособной дошкольной образовательной ...

Всероссийский форум «Дошкольное воспитание. Новые ориентиры. Нижневартовск»

Представление опыта работы с детьми «Головоломки СМАРТ тренинг для дошкольников»....

Всероссийский форум "Дошкольное воспитание. Новые ориентиры. Нижневартовск"

Основные задачи Форума- обсудить реализацию федеральной образовательной программы дошкольного образования и представить опыт созданиясовременной конкурентноспособнойдошкольной образовательной организа...

«Дошкольное воспитание. Новые ориентиры. Нижневартовск» проект приказа № 15 – ОД от 15.01.2023

Приказ о подготовке и проведении Всероссийского форума «Дошкольное воспитание. Новые ориентиры. Нижневартовск»...