Давайте не забывать о народной игрушке
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В наше время дети играют в игрушки-герои мультфильмов. Очень редко встретишь в руках у малышей матрешку, свистульку, козюлю... Необходимо помнить о наших предках, о прошлом - о том, во что играли, как изготовляли, шили и мастерили игрушки. Это очень интересно! Это важно! Важно для развития о обогащения ребенка. Это очень благоприятно сказывается на развитие детей, на становление личности настоящих русских людей!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Давайте не забывать о народной игрушке | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Давайте не забывать о народной игрушке».
Мы живем в России, в огромной многонациональной стране, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями. Народные промыслы многих регионов известны по всей стране и за ее пределами. Людям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью чего-то общего.
Кто бы мог подумать, но именно народные игрушки прошли через сотни лет и до сих пор радуют нас своей самобытностью. Их создали для детей, но при этом сохраняя красоту и простоту исполнения, эти игрушки передавали социальные и культурные нити для каждого поколения.
Народная игрушка – это одна из ранних форм художественного творчества народа, которая на протяжении многих веков видоизменялась. Но даже в современном мире, при наличии новых инструментов, упрощающих их изготовление, мастера пользуются старыми технологиями, которые узнали от своих предков.
Ценность народной игрушки в воспитании и обучении детей огромна. Это ведущий тип деятельности ребенка до школы, когда закладываются основные качества личности.
В наше время на полках магазинов очень много разных красочных игрушек, от самых дешевых до дорогих. Дело не в качестве, дело в маркетинге. Вы еще не обратили внимание, что большинство игрушек завышены в цене? Почему, спросите Вы- всё очень просто, на нас и наших детях зарабатывают деньги. Дети поглощены не играми, а просмотром мультфильмов. Их память непроизвольна, они запоминают все, что увидели и услышали. Они перенимают речь, реплики, жесты героев. Игры детей –отражение увиденного, а на экранах теперь много жестокости. Да, дети сопереживают, проживают настоящие эмоции, но они не способны отделять эмоции просмотренного от жизни. И вот эти герои, становятся кумирами, которые стоят на полках магазина.
История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению. Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или «потешка», как называли ее наши предки.
Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное — просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями. Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес — и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой.
Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
Вас должно волновать, а какой смысл несет игрушка? Когда вы зададите себе этот вопрос, вы поймете, что никакого. Именно поэтому через пару дней, новая игрушка валяется забытая, а ребенок уже ждет другую, с новым платьем или оружием.
Народные игрушки, наоборот, способны гармонизировать сферу человеческих отношений, ориентируя лишь на положительные общечеловеческие ценности. Игра с ними содержательна и разнообразна. Она прививает любовь к национальным и общечеловеческим сторонам жизни.
Любая игрушка, изготовленная своими руками или руками мастеров, служила семье не одно поколение и бережно передавалась любимым детям как сокровище. Они были носителями накопленных знаний, напевов, сказок, историй. Взять хотя бы матрёшку. Даже малышам она была чрезвычайно интересна, яркая, прочная, гремящая. Малыши, раскладывающие и складывающие фигурки, изучали в игре понятия размера, формы, цвета. Став старше, дети могли играть несколькими куклами в дружную семью, усваивая нормы межличностных отношений. Ну и, повзрослев, дети хранят матрешку, чтобы передать своим детям или просто для украшения дома.
Давно уже ни для кого не секрет, что игрушка становится средством, с помощью которого ребенок эмоционально изучает мир, развивает свои способности, формирует свое мышление.
Значение народного декоративно-прикладного искусства трудно переоценить. Прежде всего, это связано с тем, что детскому восприятию близка простота самого образа. Рассматривая игрушку, ребенок закрепляет в сознании знакомый образ, видя простые формы, может попытаться самостоятельно нарисовать или вылепить животных или человека.
А если визуальный образ сопровождается народными сказками, небылицами и потешками, то игрушка становится еще более родной. К зрительному и осязательному восприятию добавляется слуховой образ, а ребенок, как известно, мыслит звуками, красками и ощущениями.
Если Вы хотите воспитать разностороннюю личность, то необходимо:
Широко использовать фольклор (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, и т.п.).
Детей младшего дошкольного возраста необходимо знакомить с народной игрушкой дома, в семье. Это может быть пирамидка, матрёшка, качалка, игрушки – забавы. Так же ребёнка нужно знакомить с народными играми, хороводами, потешками, скороговорками, загадками. Восторг вызывает у детей знакомство с декоративно – прикладным искусством (дымковская, каргопольская, городецкая игрушка). Очень мало взрослые используют в быту пословиц, поговорок, которыми так богат русский язык. Знакомя детей с русскими сказками, фольклором, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Наверняка у вас дома что-то есть из народной декоративной росписи. Покажите это ребёнку, рассмотрите с ним вместе эти изделия. Роспись пленит душу ребёнка гармонией и ритмом, она способна увлечь ребёнка национальным изобразительным искусством. Чаще используйте в занятиях с детьми дома колыбельные песенки, загадки. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.
Уважаемые родители, рисуйте, лепите, играйте со своими детьми, и не только ваши дети, но и вы сами получите массу положительных эмоций и сможете «погрузиться» в страну детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная кукла.Народная игрушка
Кукла, как игровой образ, символизирует человека, его эпоху, историю культуры народов (русские обряды и обычаи). Тряпичные куклы выполнялись в народных традициях с применением старинных техник и техно...
Не забывайте русские народные игры
играя врусские народные игры дома, родители приобщают детей к исотокам русской культуры, создают дружескую и веселую обстановку в семье, разностороне развивают своих детей...
Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через народную игрушку. (Консультация для родителей в рамках проекта "Страна народных мастеров").
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста о воспитательной роли народной игрушки....
Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"
Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"...
"Народная игрушка". Знакомство с народной игрушкой - матрёшка (конспект).
Группа раннего возраста....
Конспект развлечения в 1-ой младшей группе «Давайте жить дружно. День народного единства»
Любовь к Родине и её традиция нужно воспитывать с раннего детства....
Не забывайте про народные игры!
Детские народные игры являются важной частью культуры и традиций любого народа. Они не только помогают детям развиваться физически, но и способствуют формированию их личности, социальных навыков и эмо...