Появление «проторечи» у ребенка первого года жизни
консультация

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая малыша родной речи, мы одновременно способствуем развитию его интеллекта и высших эмоций, готовим почву для успешного его обучения в школе. Основное в раннем возрасте – речь. Все остальное выступает или ее предпосылкой, или ее следствием, или ее дифференциацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Кругликова Алла Владимировна.,                                                                        Учитель-логопед МБДОУ ЦРР д/с №15                                                         город Ставрополь, Ставропольский край

Появление «проторечи» у ребенка первого года жизни

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая малыша родной речи, мы одновременно способствуем развитию его интеллекта и высших эмоций, готовим почву для успешного его обучения в школе. Основное в раннем возрасте – речь. Все остальное выступает или ее предпосылкой, или ее следствием, или ее дифференциацией.    

  Наша задача -  помочь малышу овладеть речью. Но для этого надо четко представлять себе весь путь последовательного речевого развития ребенка в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

  Развитие детской речи в раннем возрасте делится на два периода, тесно связанных друг с другом: подготовительный период и период оформления самостоятельной речи.

  Подготовительный период длится с рождения ребенка до времени появления первых сознательных слов – примерно до 12 месяцев. Первый год жизни ребенка в плане речевого развития можно назвать «стадией крика и лепета». Несмотря на то что и крик, и лепет лишены функции речи, этот период очень важен: он является подготовительным для всего последующего речевого развития, вовремя него происходит подготовка к овладенью речи.

Кроме того, что ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха. Особенно восприимчив малыш первого года жизни к интонации и ритму. Н.Х. Швачкин установил, что ребенок оказывается способным усваивать звуковую сторону речи в определенной последовательности: интонация (в 4-6 месяцев), ритм (6-12 месяцев), звуковой состав слова (после года). Эти исследования подтверждаются американскими исследователями, которые изучали в сравнении вокализации китайских и американских детей в возрасте 6-8 месяцев. В частности, ими было установлено, что лепет китайских детей отличается от лепета американских, что, по всей видимости, связано с типологическими различиями языков: американские малыши произносили слоги, которые неоднократно повторяли, китайские же произносили односложные и включающие только гласные вокализации.

С криком начинается развитие тонких и разнообразных движений речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляторного. Характерной особенностью крика является то, что его нельзя разбить на составляющие элементы, трудно выделить те или иные звуки.

  Оценка крика ребенка имеет важное диагностическое значение. У здорового новорожденного крик громкий, чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом. У детей с органическим поражением центральной нервной системы (у которых в дальнейшем выявляются расстройства речи) крик может быть пронзительным или очень тихим, в виде отдельных всхлипываний или вскрикиваний, которые ребенок производит обычно на вдохе; крик может отсутствовать вообще. Ведущая роль в овладении речью принадлежит слуху, так как прежде всего от состояния слуха зависят возможность возникновения и дальнейшее развитие речи.

  Характер и продолжительность гуления зависят от реакции матери. Если она положительно реагирует на издаваемые ребенком звуки, улыбается в ответ, повторяет звуки, издаваемые малышом, гуление усиливается, приобретает все более и более эмоциональный характер. Гуление, не поддерживаемое домашними постепенно сходит на нет, затухает. Таково значение первых диалогов между матерью и ребенком.

  У детей с органическим поражением центральной нервной системы гуление обычно остается однообразным, без интонационной выразительности, звуки редкие и тихие, преобладают назализованные звуки. На этом же этапе появляется и первый смех-повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими. У детей с органическим поражением ЦНС смех отсутствует.

 По сравнению с гулением лепет – более сложный вид упражнения речи. Лепет способствует появлению у ребенка таких элементов произносительной речи, которые потом используются в усваиваемой речи ребенка. Появляются новые сочетания звуков – вначале чередование согласных и гласных звуков; постепенно удлиняются звуковые вокализации, появляются звуковые цепочки. Повторяя одни и те же сочетания многократно, ребенок начинает уже руководствоваться слухом, что приводит его к способности подражать чужой слышимой им речи. Активному произнесению слов предшествует развитие понимания речи: ребенок поворачивает голову, когда ему показывают хорошо знакомые предметы. Игрушки, выполняет несложные движения. В процессе раннего речевого развития ребенок осознает слово не как единицу языка, служащую для обозначения предмета, качества, свойства, то есть несущую смысловую нагрузку. В слове он улавливает лишь его ритмическую структуру и реагирует, как правило, адекватно на разные слова, если они близки по звуковому оформлению. В книге «Язык и ребенок» С.Н. Цейтлин описывает интересный эксперимент, проводимый в свое время Н.Х. Швачкиным с детьми от 6 месяцев до 1 года. Он произносил: «Стук-стук» - и показывал малышам, как следует хлопать в ладоши. Затем он заменял «стук-стук» на другие сочетания звуков «у-у, о-о». Дети при этом продолжали хлопать в ладоши как ни в чем не бывало. Если произносилось одиночное «стук», то хлопков не было.

  В лепете отчетливо улавливаются звуки, свойственные словом данного языка, однако в целях объективности надо сказать, что исследователи В.И. Бельтюков и А.Д. Салахова отмечают в лепете ребенка звуки, которые отсутствуют в русском языке, например разного рода носовые, гортанные, придыхательные и т.п. Всего же они насчитали в лепете 77 звуков, из которых впоследствии было отброшено лишь 16, а все остальные продолжали функционировать в качестве вариантов (оттенков) тех или иных фонем. В лепете, как отмечают исследователи, встречается даже (Р), отсутствуют только шипящие. В.И. Бельтюков заметил интересную закономерность: последовательность появления звуков в лепете соответствует последовательности появления звуков в словесной речи – сначала появляются губные звуки, потом переднеязычные, мягкие и т.д.

Для детей с нарушениями ЦНС характерно отсутствие лепета или его обедненность, невыполнение простых словесных команд, отсутствие игровых подражательных действий.

Второй год жизни является решающим в развитии речи детей. В этот период ребенок значительно совершенствуется в понимании речи и, главное, у него появляется самостоятельная речь. В начале второго года жизни ребенка совершенствуется понимание обращенной к нему речи взрослых. Он быстро усваивает названия предметов. Связь между предметом и словом, его обозначающим, формируется у ребенка этого возраста быстро, но она может оказаться непрочной.

  Таким образом, понимание речи опережает активную речь как по количеству слов, так и по их функции: понимаемые слова уже служат основным целям общения, а активная речь – еще нет. Этот период имеет огромное значение для дальнейшего развития ребенка. Неправильное или недостаточное воспитание в этом возрасте в дальнейшем может привести к педагогической запущенности; речь такого ребенка будет сильно отставать в развитии по сравнению с речью его сверстника, воспитывающегося в нормальных условиях. Поэтому на развитие речи ребенка надо обратить самое серьезное внимание уже в этот период. Именно на этом этапе возникают и развиваются все основные способности ребенка, на которых строится в дальнейшем его речь: потребность в общении, артикуляция, внимание к речи, подражание звукам и словам, память на слова, произвольность их произнесения, фонематический слух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и нормы психологического развития ребенка первого года жизни.

Ребенок – ваша высота, ваш полет, ваш вечный поиск и ваше безграничное благодеяние перед неисчерпаемостью развития человека, его творческого самовыражения, если хотите, божественной сути. Господ...

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни

"Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок познает  окружающую его действительность.свой внутренний мир. В младенческом возрасте посреством игры развиваются орган...

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни   Опубликовано 07.09.2012 - 18:09 - Калинина Ольга Анатольевна "Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок п...

Презентация "Построение предметно-развивающей среды ребенка первого года жизни"

Презентация содержит материал для родителей малышей, которые хотят чтобы их ребенок активно развивался. Играя в раннем детстве ребенок познает мир, и ему помогают различные развивающие игрушки и дидак...

Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни.

Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.Такие маленькие дети больше ценят различные...

Социально - эмоциональное развитие ребенка первого года жизни.

Этапы социально - эмоционального развития ребенка первого года жизни....

Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и ребенка первого года жизни в режимных моментах (в условиях дома ребенка)

1.     Особенности формирования личности ребенка в условиях депривации.2.     Теоретические пути решения проблемы формирования личности в условиях депривации.3....