Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни.
учебно-методический материал на тему

Колганова Светлана Борисовна

Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.

Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции.

Эти незатейливые детские потешки вобрали в себя многовековую народную мудрость, ведь они оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни.

Яркий эмоциональный отклик вызывают у детей фольклорные игры, сопровождающиеся разнообразными движениями и звуками, особыми тактильными и вестибулярными ощущениями, атмосферой радости от совместной деятельности со взрослым.

Игры-потешки в песенках и стишках способствуют развитию понимания речи, произвольности действия, развитию зрительного и слухового восприятия.

"Идет коза рогатая".

 Цель: развитие положительных эмоций, зрительного и слухового восприятий.

Наклоняйтесь над ребенком, улыбайтесь, ловите его взгляд и приговариваете:        Идет коза рогатая, идет коза бодатая,

Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп:

"Кто каши не ест, молока не пьет,

Того забодаю, забодаю, забодаю".

"Пободайте" ребенка пальцами, потормошите его.  Сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами.

 "Ладушки-ладушки".

 Цель: развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.

Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:

Ладушки-ладушки! Где были? - У бабушки.

Что ели? - Кашку. Что пили? - Бражку.

Кашку поели, Бражку попили - Шу-у-у... Полетели!

На головку сели.

При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет хлопать в ладоши и поднимать ручки к голове.

2 вариант игры "Ладушки"

 Возьмите ладошки малыша и хлопайте ими в такт:

Чики-чики-чикалочки, сидит зайчик на палочке,

Белка на тележке щелкает орешки.

Иди, зайчик, не проси, сам орешков натруси.

Ладушки, ладушки, испекли оладушки.

На окно поставили, остывать оставили.

Остынут – поедим и воробушкам дадим,

Воробушки сели, все оладьи съели.

Кыш-кыш - полетели! На головку сели!

 "Сорока-белобока".

 Цель:  развивает тонкую моторику пальцев рук, является  стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесный контакт со взрослым.

 Ребенок сидит у взрослого на коленях, вы перебираете его пальчики, приговариваете:                        Сорока-белобока

(водите его пальчиком по тыльной стороне ладошки)

Кашку варила, деток кормила: (загибаете пальчики)

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала.

А этому не дала: ты дров не рубил, воды не носил, каши не варил.

Зачем дров не рубил? Воды не носил?

Знай наперед: здесь водичка холодненька, (поглаживаете запястье малыша)

Здесь - тепленька, (поглаживаете сгиб локтя)

Здесь - горяченька, (поглаживаете плечо)

А здесь кипяток, кипяток! (щекочите и тормошите ребенка)

 "Пальчики в лесу". 

Поочередно загибайте пальчики ребенка, приговаривая:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять:

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел!

Повторяйте то же и на другой руке. Пощекочите ладошку малыша, одновременно делайте легкий массаж пальчиков.

"Этот пальчик - я".

Цель:  тренировка для пальцев рук. Выполняйте эту игру до тех пор, пока не добьетесь четкого выполнения ребенком пальчиковых действий.

Поочередно загибайте пальчики, начиная то с большого, то с мизинчика, то на правой, то на левой руке. Сопровождайте эти действия такими стишками:

Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка, этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я. Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура! Кушать всем идти пора.

Если при выполнении этого упражнения непроизвольно загибаются и другие пальчики, помогайте ребенку удерживать их. Сохраняйте  интерес к этой игре.                                          

"Колыбельная".

 Укачивая ребенка, напевайте:  1.  Баю-баю-баюшки,

В огороде петушок, Петя громко поет, Кате спать не дает.

А ты, Катенька, усни. Крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать - не гулять, только глазки закрывать.

Люли-люли-люленьки, летят сизы гуленьки.

Летят гули вон, вон, несут Маше сон, сон.

Стали гули ворковать, стала Маша засыпать.

  1. Бай, бай, бай, бай, ты, собачка, не лай,

И в гудочек не гуди - нашу Настю не буди.

  1. Ходит сон по горе, носит дрему в рукаве,

Всем детишкам продает, нашей Ане так дает.

  1. Бай, бай, бай, бай, Настю, бука, не пугай!

Мы дадим тебе чайку, два кусочка сахарку,

Еще пышки да пирог, уйди, бука, за порог,

Куда хочешь уходи, только Настю не буди.

  1. Баю-баю-баюшок, кладу Настю на пушок -

На пуховую кровать, будет Настя крепко спать.

Ходит сон по хате в сереньком халате,

А слониха под окном - в сарафане голубом.

Ходят вместе они, а ты, девочка, усни.

  1. Гойда, гойда, люленьки, прилетели гуленьки,

Стали гули говорить, чем Владюшку накормить.

Один скажет - кашкою, другой - простоквашкою,

Третий скажет – молочком и румяным пирожком.

Когда малыш плачет , успокаивайте его, приговаривая:

У лисы болит, у медведя болит, у волка болит, у Николи не болит!

От моей Оли уходите, боли, на чистое поле, на синее море,

На темный лес, на калину, на малину, на горькую мать-осину.

Не плачь, не плачь, детка, прискачет к тебе белка,

Принесет орешки - для Юлиной потешки.

Когда  купаете ребенка, напевайте:

  1. С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки вся худоба - на пустой лес,

На большую воду, под гнилую колоду!

  1. Ах ты, моя девочка, золотая белочка,

Сладкая конфеточка, сиреневая веточка.

  1. Ох ты, мой сыночек, пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек, сиреневый кусточек.

Малыш делает первые шаги, придерживая его, напевайте:

  1. Дыбочек-дыбок, скоро Димочке годок,

Вырастай с дубок, достанешь потолок,

Расти и повыше - достанешь до крыши,

Вот такой расти, чтобы видеть все могли!

  1. А лады, лады, лады, не посажены сады.

А мой сыночка пойдет, он посадит и польет,

Топ, топ, топ...

 

по материалам книги: М.Н.Ильина « Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и нормы психологического развития ребенка первого года жизни.

Ребенок – ваша высота, ваш полет, ваш вечный поиск и ваше безграничное благодеяние перед неисчерпаемостью развития человека, его творческого самовыражения, если хотите, божественной сути. Господ...

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни

"Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок познает  окружающую его действительность.свой внутренний мир. В младенческом возрасте посреством игры развиваются орган...

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни   Опубликовано 07.09.2012 - 18:09 - Калинина Ольга Анатольевна "Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок п...

Социально - эмоциональное развитие ребенка первого года жизни.

Этапы социально - эмоционального развития ребенка первого года жизни....

Как способствовать развитию речи ребенка первого года жизни

Как способствовать развитию речи ребенка первого года жизни...

Развитие звукопроизношения и коммуникативной активности у ребенка первого года жизни

В статье рассматривается развитие звукопроизношения и коммуникативной активности у ребенка первого года жизни...

"Коммуникативные игры и танцы для развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

Перед педагогами стоит задача создания условий, способствующих организации эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, формированию у детей чувства уверенности в своих силах, развитию позитивных от...