Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни.
учебно-методический материал на тему
Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.
Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции.
Эти незатейливые детские потешки вобрали в себя многовековую народную мудрость, ведь они оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни.
Яркий эмоциональный отклик вызывают у детей фольклорные игры, сопровождающиеся разнообразными движениями и звуками, особыми тактильными и вестибулярными ощущениями, атмосферой радости от совместной деятельности со взрослым.
Игры-потешки в песенках и стишках способствуют развитию понимания речи, произвольности действия, развитию зрительного и слухового восприятия.
"Идет коза рогатая".
Цель: развитие положительных эмоций, зрительного и слухового восприятий.
Наклоняйтесь над ребенком, улыбайтесь, ловите его взгляд и приговариваете: Идет коза рогатая, идет коза бодатая,
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп:
"Кто каши не ест, молока не пьет,
Того забодаю, забодаю, забодаю".
"Пободайте" ребенка пальцами, потормошите его. Сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами.
"Ладушки-ладушки".
Цель: развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.
Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:
Ладушки-ладушки! Где были? - У бабушки.
Что ели? - Кашку. Что пили? - Бражку.
Кашку поели, Бражку попили - Шу-у-у... Полетели!
На головку сели.
При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет хлопать в ладоши и поднимать ручки к голове.
2 вариант игры "Ладушки"
Возьмите ладошки малыша и хлопайте ими в такт:
Чики-чики-чикалочки, сидит зайчик на палочке,
Белка на тележке щелкает орешки.
Иди, зайчик, не проси, сам орешков натруси.
Ладушки, ладушки, испекли оладушки.
На окно поставили, остывать оставили.
Остынут – поедим и воробушкам дадим,
Воробушки сели, все оладьи съели.
Кыш-кыш - полетели! На головку сели!
"Сорока-белобока".
Цель: развивает тонкую моторику пальцев рук, является стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесный контакт со взрослым.
Ребенок сидит у взрослого на коленях, вы перебираете его пальчики, приговариваете: Сорока-белобока
(водите его пальчиком по тыльной стороне ладошки)
Кашку варила, деток кормила: (загибаете пальчики)
Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала.
А этому не дала: ты дров не рубил, воды не носил, каши не варил.
Зачем дров не рубил? Воды не носил?
Знай наперед: здесь водичка холодненька, (поглаживаете запястье малыша)
Здесь - тепленька, (поглаживаете сгиб локтя)
Здесь - горяченька, (поглаживаете плечо)
А здесь кипяток, кипяток! (щекочите и тормошите ребенка)
"Пальчики в лесу".
Поочередно загибайте пальчики ребенка, приговаривая:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять:
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну а этот лишь глядел!
Повторяйте то же и на другой руке. Пощекочите ладошку малыша, одновременно делайте легкий массаж пальчиков.
"Этот пальчик - я".
Цель: тренировка для пальцев рук. Выполняйте эту игру до тех пор, пока не добьетесь четкого выполнения ребенком пальчиковых действий.
Поочередно загибайте пальчики, начиная то с большого, то с мизинчика, то на правой, то на левой руке. Сопровождайте эти действия такими стишками:
Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка, этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я. Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура! Кушать всем идти пора.
Если при выполнении этого упражнения непроизвольно загибаются и другие пальчики, помогайте ребенку удерживать их. Сохраняйте интерес к этой игре.
"Колыбельная".
Укачивая ребенка, напевайте: 1. Баю-баю-баюшки,
В огороде петушок, Петя громко поет, Кате спать не дает.
А ты, Катенька, усни. Крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать - не гулять, только глазки закрывать.
Люли-люли-люленьки, летят сизы гуленьки.
Летят гули вон, вон, несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать, стала Маша засыпать.
- Бай, бай, бай, бай, ты, собачка, не лай,
И в гудочек не гуди - нашу Настю не буди.
- Ходит сон по горе, носит дрему в рукаве,
Всем детишкам продает, нашей Ане так дает.
- Бай, бай, бай, бай, Настю, бука, не пугай!
Мы дадим тебе чайку, два кусочка сахарку,
Еще пышки да пирог, уйди, бука, за порог,
Куда хочешь уходи, только Настю не буди.
- Баю-баю-баюшок, кладу Настю на пушок -
На пуховую кровать, будет Настя крепко спать.
Ходит сон по хате в сереньком халате,
А слониха под окном - в сарафане голубом.
Ходят вместе они, а ты, девочка, усни.
- Гойда, гойда, люленьки, прилетели гуленьки,
Стали гули говорить, чем Владюшку накормить.
Один скажет - кашкою, другой - простоквашкою,
Третий скажет – молочком и румяным пирожком.
Когда малыш плачет , успокаивайте его, приговаривая:
У лисы болит, у медведя болит, у волка болит, у Николи не болит!
От моей Оли уходите, боли, на чистое поле, на синее море,
На темный лес, на калину, на малину, на горькую мать-осину.
Не плачь, не плачь, детка, прискачет к тебе белка,
Принесет орешки - для Юлиной потешки.
Когда купаете ребенка, напевайте:
- С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки вся худоба - на пустой лес,
На большую воду, под гнилую колоду!
- Ах ты, моя девочка, золотая белочка,
Сладкая конфеточка, сиреневая веточка.
- Ох ты, мой сыночек, пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек, сиреневый кусточек.
Малыш делает первые шаги, придерживая его, напевайте:
- Дыбочек-дыбок, скоро Димочке годок,
Вырастай с дубок, достанешь потолок,
Расти и повыше - достанешь до крыши,
Вот такой расти, чтобы видеть все могли!
- А лады, лады, лады, не посажены сады.
А мой сыночка пойдет, он посадит и польет,
Топ, топ, топ...
по материалам книги: М.Н.Ильина « Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии и нормы психологического развития ребенка первого года жизни.
Ребенок – ваша высота, ваш полет, ваш вечный поиск и ваше безграничное благодеяние перед неисчерпаемостью развития человека, его творческого самовыражения, если хотите, божественной сути. Господ...
Роль игры в развитии ребенка первого года жизни
"Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок познает окружающую его действительность.свой внутренний мир. В младенческом возрасте посреством игры развиваются орган...
Роль игры в развитии ребенка первого года жизни
Роль игры в развитии ребенка первого года жизни Опубликовано 07.09.2012 - 18:09 - Калинина Ольга Анатольевна "Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок п...
Социально - эмоциональное развитие ребенка первого года жизни.
Этапы социально - эмоционального развития ребенка первого года жизни....
Как способствовать развитию речи ребенка первого года жизни
Как способствовать развитию речи ребенка первого года жизни...
Развитие звукопроизношения и коммуникативной активности у ребенка первого года жизни
В статье рассматривается развитие звукопроизношения и коммуникативной активности у ребенка первого года жизни...
"Коммуникативные игры и танцы для развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста"
Перед педагогами стоит задача создания условий, способствующих организации эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, формированию у детей чувства уверенности в своих силах, развитию позитивных от...