Развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста. Моделирование.
статья (старшая группа)
Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы соответствовала требованиям государства и общества, то есть необходимо идти в ногу со временем. Исходя из этого мы педагоги в постоянном поиске и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulirovanie.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской муниципального образования Ейский район
Развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста.
Моделирование.
Подготовила воспитатель
Антоненко Л.В.
Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы соответствовала требованиям государства и общества, то есть необходимо идти в ногу со временем. Исходя из этого мы педагоги в постоянном поиске и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе с детьми.
Технология моделирования является одним из относительно «молодых» направлений. Технология помогает во всестороннем развитии ребенка при подготовки его к школе, воспитывает умение самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос. Моделирование - это практический методом обучения. Заключается он в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть изображением. В качестве условных заместителей выступают символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); силуэтные и предметные картинки; планы и условные обозначения, используемые в них. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Задачи, решаемые при использовании метода наглядного моделирования: формировать интерес к процессу обучения и его мотивации, формирование лексико-грамматических представлений; желание добывать информацию; проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренне план умственных действий речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать самостоятельные умозаключения. Применение наглядного моделирования, оказывает положительное влияние на развитие речевых процессов, внимание, память, мышление.
Технология наглядного моделирования требует соблюдения следующих принципов обучения: 1. развивающий и воспитывающий характер обучения; 2.научность содержания и методов образовательного процесса; 3.систематичность и последовательность; 4.сознательность, 5.творческая активность и самостоятельность; 6.наглядность; 7.доступность; 8. рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.
Первым этапом становления знаково-символической деятельности является замещение, оно развивается на протяжении дошкольного детства, качественно изменяясь. По мере освоения ребенком игры, речи, рисования на смену изолированным заместителям приходят их системы. Одно и тоже содержание ребенок научается выражать на разных языках - символьном, графическом и т.д.
Второй этап становления знаково-символической деятельности - моделирование. В его основе лежит замещение - возможность переноса значения с одного объекта на другой, возможность репрезентировать одно через другое. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.
В наглядном моделировании установлены группы моделей для использования в образовательном процессе. В дошкольном обучении применяются разные виды моделей:
Предметные модели в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек, часы. (Слайд №1) Предметная модель - глобус земли или аквариум (Слайд№2) моделирующий экосистему в миниатюре. (Слайд №3 Макеты) Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.
Графические модели
Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, (Слайд 4) который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
Схемы опытов и алгоритмы действии (Слайд 5) Составление описательных рассказов по схеме (Слайд 6)
ПРЕДМЕТНО - СХЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов, примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол, мнемотехника (Слайд №7-8). На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например, метод обучения дошкольников грамоте: построение и использование наглядной модели звукового состава слова. (Слайд №8)
Моделирование можно использовать в разных видах деятельности: игре, конструировании: постройка п схемам (Слайд№9), рисовании (Слайд 10), математике: выкладывание из счётных палочек по схемам (Слайд№11) ознакомлении детей с художественной литературой: заучивание по модулям (Слайд12) и природой конечно де главным стержнем всех видов деятельности является развитие речи. Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели? Исходя из того, что модели многофункциональны, их используют в образовательном процессе, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, апробированы в непосредственно образовательной деятельности. Модели прежде всего должны быть доступны воспитанникам – внесены в предметно-развивающую среду группы практически во всех микро -зонах группы. Анализ результатов работы показал, что дети, которые научились применять метод моделирования, проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонены наблюдать, экспериментировать. Дети достаточно хорошо владеет устной речью, могут выражать свои мысли и желания, используя речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у них складываются предпосылки грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языку Из опыта работы МАДОУ “ЦРР – детский сад № 36 “Волшебный дворец”
Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языкуИз опыта работы МАДОУ “ЦРР – детский сад № 36 “Во...
Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Мастер – класс для родителей по теме:«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»...
Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста второму государственному русскому языку в Республике Татарстан
Описывается использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста второму государственому русскому языку....
Технология дифференцированного обучения детей дошкольного возраста
из опыта работы...
РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья раскрывает роль равивающих технологий в развитии детей дошкольного возраста...
ДОКЛАД «Развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста. Моделирование. (педсовет)
МКДОУ Бобровский сад №4 ОВ...
"РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Статья, представленная на педагогических чтениях в 2023 году. В ней описан опыт работы по теме. За интересованность данной темой возникла ещё в 2014 году. Исползовались наработки разных авторов, добав...