"РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья (старшая группа)
Статья, представленная на педагогических чтениях в 2023 году. В ней описан опыт работы по теме. За интересованность данной темой возникла ещё в 2014 году. Исползовались наработки разных авторов, добавлялся и свой личный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья, представленная на педчтениях. | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Ковальчук И.В.,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №31 «Дюймовочка»
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема обучения детей математике интересовала учёных на протяжении многих веков: Я. А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, М. Монтессори. Этими учёными были сделаны выводы о необходимости специальной математической подготовки дошкольников.
Стремительно меняется время, в котором мы живём. Мы подстраиваемся под его ускоряющийся ритм. Даже детство наших детей наполняется новым содержанием: развивающие игры, компьютер, интернет.
Обучение математическим навыкам в дошкольном образовании имеет систему: от самого младшего возраста до школы. Максимального эффекта можно добиться, используя дидактические развивающие игры. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления. Происходит переход от наглядных форм мыслительной деятельности к логическим, от практического мышления – к творческому. В старшем возрасте начинают проявляться абстрактное обобщение и разные формы умозаключений.
Ребёнку, для усвоения знаний, требуется многократное прохождение материала. В этом помогает развивающая игра. Интерес и яркость материала, разнообразие заданий, возможность рассуждать и предлагать свой вариант ответа, развивают в детях уверенность и возможность отстаивать свою точку зрения. Развивающая игра – интересная и увлекательная форма воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом развития и деятельности детей. Развивающие игры имеют две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой существует ребёнок.
Иногда дошкольное обучение, особенно в подготовительных к школе группах, сводится к обучению счёта, чтению и письму. Однако исследования психологов и педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно. У дошкольников должно быть развито желание и стремление думать, умение узнавать, что – то новое. Огромную роль в этом процессе надо отводить развивающим играм.
Такие педагоги как А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт, А.А. Столяр предлагают игровые упражнения, основанные на применении универсального дидактического материала – логических блоков Дьенеша. Подбор и описание игр с логическими блоками осуществлены учеными - педагогами - Е.А. Носовой, Г.Н. Скобелевым, Р.Л. Непомнящей. Авторы -составители считают такие игры важным компонентом умственного развития ребенка. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, и относятся логические блоки Дьёнеша, математические планшеты - геоборды и развивающие игры Никитина, а также их модели.
Логические блоки Дьёнеша.
Логические блоки Дьёнеша - абстрактно - дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Практикой доказано, что варианты этих свойств можно использовать не только для обучения математике, но и для изучения тем по ФЦКМ. При работе с блоками можно использовать все четыре свойства: цвет, форма, размер, толщина. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Использование карточек и игр – путешествий, позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, дети создают его своеобразную модель. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами, прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками.
Математический планшет или геоборд.
В 50-е годы XX века египетский математик Калеб Гаттерно впервые упоминает о геоборде (математическом планшете). По мнению Гаттерно, геоборд позволяет ребенку освоить такие базовые концепции планиметрии, как периметр и площадь; развивать индуктивное и дедуктивное мышление; познакомиться с симметрией, трансформацией размера и формы. Геоборд или математический планшет представляет собой доску с 25 штырьками, набор цветных резинок, набор цветных фигур, а также учебно-игровое пособие. Игровые задания с математическими планшетами могут проводиться и во время занятий, и в режимных моментах. Задания к математическому планшету подбираются по возрасту детей и теме.
Игра «Сложи узор».
Набор состоит из 16 пластмассовых кубиков, грани которых окрашены в четыре цвета – красный, желтый, белый и синий, а также их сочетания:
красно - белый, желто - синий. Ребенку предлагается выполнить задания, выкладывая узоры в соответствии с методическим пособием. Узоры напоминают контуры предметов, букв, цифр. Задания разработаны так, что если с первыми ступенями справятся даже малыши, то самые сложные требуют смекалки и интеллектуального напряжения даже от взрослого. Проводить можно в виде соревнования с группой, парой.
Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что ребёнка должны окружать игры, развивающие его мысль. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лот аукциона. Развивающие игры "Бродилки" для детей дошкольного возраста
На сегодняшний день очень важно научить ребенка анализировать и принимать решения.Детские настольные игры бродилки приносят огромную пользу для развития детей: развиваются внимание, память, ребенок уч...
Развивающие игры для ознакомления детей дошкольного возраста с шахматами
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Чтобы привлечь интерес малышей к этой игре, зна...
РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья раскрывает роль равивающих технологий в развитии детей дошкольного возраста...
Развивающие игры – занятия для детей дошкольного возраста на формирование у детей наглядных представлений о временах года, о характеристиках и сезонных особенностях природы.
Развивающие игры – занятия для детей дошкольного возраста на формирование у детей наглядных представлений о временах года,о характеристиках и сезонных особенностях природы....
ДОКЛАД «Развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста. Моделирование. (педсовет)
МКДОУ Бобровский сад №4 ОВ...
Методическая разработка "Пальчиковые игры, физкультурные минутки и подвижные игры в обучении детей дошкольного возраста бурятскому языку"
В детстве игра является важнейшей деятельностью ребенка, которая помогает развивать его воображение, мышление, память, речь. В полюбившихся забавах ребенок испытывает ощущение свободы, он может в моме...
Развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста. Моделирование.
Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы соответствовала требованиям государства и общества, то есть необходимо идти в ногу со временем. Исходя из этого мы педагоги в...