"РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья (старшая группа)

Статья, представленная на педагогических чтениях в 2023 году. В ней описан опыт работы по теме. За интересованность данной темой возникла ещё в 2014 году. Исползовались наработки разных авторов, добавлялся и свой личный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Ковальчук И.В.,

                                           воспитатель,

                                                          МБДОУ «Детский сад №31 «Дюймовочка»

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема обучения детей математике интересовала учёных на протяжении многих веков: Я. А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, М. Монтессори. Этими учёными были сделаны выводы о необходимости специальной математической подготовки дошкольников.

Стремительно меняется время, в котором мы живём. Мы подстраиваемся под его ускоряющийся ритм. Даже детство наших детей наполняется новым содержанием: развивающие игры, компьютер, интернет.

Обучение математическим навыкам в дошкольном образовании имеет систему: от самого младшего возраста до школы.  Максимального эффекта можно добиться, используя дидактические развивающие игры. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления. Происходит переход от наглядных форм мыслительной деятельности к логическим, от практического мышления – к творческому. В старшем возрасте начинают проявляться абстрактное обобщение и разные формы умозаключений.

Ребёнку, для усвоения знаний, требуется многократное прохождение материала. В этом помогает развивающая игра. Интерес и яркость материала, разнообразие заданий, возможность рассуждать и предлагать свой вариант ответа, развивают в детях уверенность и возможность отстаивать свою точку зрения. Развивающая игра – интересная и увлекательная форма воздействия взрослого на ребёнка.  Игра является основным видом развития  и деятельности детей.  Развивающие игры имеют две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой существует ребёнок.

Иногда дошкольное обучение, особенно в подготовительных к школе группах, сводится к обучению счёта, чтению и письму. Однако исследования психологов и педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно. У дошкольников должно быть развито желание и стремление думать, умение узнавать, что – то новое.  Огромную роль в этом процессе надо отводить развивающим играм. 

Такие педагоги как А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт, А.А. Столяр предлагают игровые упражнения, основанные на применении универсального дидактического материала – логических блоков Дьенеша. Подбор и описание игр с логическими блоками осуществлены учеными - педагогами -  Е.А. Носовой, Г.Н. Скобелевым, Р.Л. Непомнящей.  Авторы -составители считают такие игры важным компонентом умственного развития ребенка. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, и относятся логические блоки Дьёнеша, математические планшеты - геоборды и развивающие игры Никитина, а также их модели.  

                              Логические блоки Дьёнеша.

Логические блоки Дьёнеша - абстрактно - дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Практикой доказано, что варианты этих свойств можно использовать не только для обучения математике, но и для изучения тем по ФЦКМ. При работе с блоками можно использовать все четыре свойства: цвет, форма, размер, толщина. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.  С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Использование карточек и игр – путешествий, позволяет развивать у  детей способность к замещению и моделированию свойств. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, дети создают его своеобразную модель. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами, прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками.

Математический планшет или геоборд.

В 50-е годы XX века египетский математик Калеб Гаттерно впервые упоминает о геоборде (математическом планшете). По мнению Гаттерно, геоборд позволяет ребенку освоить такие базовые концепции планиметрии, как периметр и площадь; развивать индуктивное и дедуктивное мышление; познакомиться с симметрией, трансформацией размера и формы. Геоборд или математический планшет представляет собой доску с 25 штырьками, набор цветных резинок, набор цветных фигур, а также учебно-игровое пособие. Игровые задания с математическими планшетами могут проводиться и во время занятий, и в режимных моментах. Задания к математическому планшету подбираются по возрасту детей и теме.

                                    Игра «Сложи узор».

Набор состоит из 16 пластмассовых кубиков, грани которых окрашены в четыре цвета – красный, желтый, белый и синий, а также их сочетания:

красно - белый, желто - синий. Ребенку предлагается выполнить задания, выкладывая узоры в соответствии с методическим пособием. Узоры напоминают контуры предметов, букв, цифр. Задания разработаны так, что если с первыми ступенями справятся даже малыши, то самые сложные требуют смекалки и интеллектуального напряжения даже от взрослого. Проводить можно в виде соревнования с группой, парой.

Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что ребёнка должны окружать игры, развивающие его мысль.  Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лот аукциона. Развивающие игры "Бродилки" для детей дошкольного возраста

На сегодняшний день очень важно научить ребенка анализировать и принимать решения.Детские настольные игры бродилки приносят огромную пользу для развития детей: развиваются внимание, память, ребенок уч...

Развивающие игры для ознакомления детей дошкольного возраста с шахматами 

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Чтобы привлечь интерес малышей к этой игре, зна...

РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья раскрывает роль равивающих технологий в развитии детей дошкольного возраста...

Развивающие игры – занятия для детей дошкольного возраста на формирование у детей наглядных представлений о временах года, о характеристиках и сезонных особенностях природы.

Развивающие игры – занятия для детей дошкольного возраста  на формирование  у детей наглядных представлений о временах года,о характеристиках и сезонных особенностях природы....

Методическая разработка "Пальчиковые игры, физкультурные минутки и подвижные игры в обучении детей дошкольного возраста бурятскому языку"

В детстве игра является важнейшей деятельностью ребенка, которая помогает развивать его воображение, мышление, память, речь. В полюбившихся забавах ребенок испытывает ощущение свободы, он может в моме...

Развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста. Моделирование.

Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы соответствовала требованиям государства и общества, то есть необходимо идти в ногу со временем. Исходя из этого мы педагоги в...