РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал
Статья раскрывает роль равивающих технологий в развитии детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_tehnologii_v_obuchenii_detey_.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Термин «развитие» понимается как целостное развитие каждого ребенка, что предполагает максимально возможное разностороннее и гармоничное развитие его способностей, интересов и склонностей, формирование культурной, высоконравственной, творчески активной личности.
Исследованиями ученых доказано, что если ребенку не давать готовых образцов, а предлагать ему ситуацию, где привычные способы действия неэффективны, у ребенка быстро развиваются интеллектуальные и творчески способности, проявляется инициатива. Деятельность в условиях самостоятельного принятия решений является принципиальным отличием современного развивающего обучения о ранее сложившегося традиционного.
Традиционное обучение сначала дает детям образец, а затем мотивирует его воспроизведение. Развивающее обучение не дает готовых образцов. Оно способствует возникновению потребности у ребенка в новом понятии или способе действия, организует ,направляет и поддерживает собственную деятельность детей по овладению знанием, организовывает самостоятельную формулировку детьми своего «открытия».
Из всех существующих отечественных технологий технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных. У ее истоков стояли такие психологи и педагоги, как Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие. На становление идей технологии развивающего обучения большое влияние оказали труды Л.С.Выготского, создателя культурно- исторической теории психического развития человека.
До Л.С.Выготского считалось, что развитие ребенка, в частности развитие интеллекта, идет вслед за обучением и воспитанием. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», - писал Л.С.Выготский. Зона ближайшего развития- большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может в сотрудничестве.
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, то есть призывает, приводит в движение внутренние процессы развития. Смысл понятия «зона ближайшего развития» состоит в том, что на определенном этапе развития ребенок может решать образовательные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве с другими детьми. Однако до исследования Л.В.Занкова идеи Л.В.Выготского были не востребованы применительно к дидактике и практике обучения.
Технологию развивающего обучения также активно разрабатывали Д.Б.Эльконин, В..Давыдов и их ученики. Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов основное внимание обращали на развитие интеллектуальных способностей ребенка.
К дидактическим идеям технологии развивающего обучения относится также идея стимулирования рефлексии учащихся в различных ситуациях.
Действия в структуре учебной деятельности (по В.В.Давыдову)
-принятие от педагога или самостоятельная постановка учебной задачи;
-преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта
-моделирование выделенного отношения в предметной, графической, буквенной формах;
-преобразование модели отношения для изучения его свойства в «чистом виде»;
-построение системы частных задач, решаемых общим способом;
-контроль выполнения предыдущих действий;
-оценка усвоения общего способа как результата решения данной образовательной задачи.
Если провести сравнительный анализ двух развивающих систем – Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, то наряду с принципиальными различиями можно увидеть и общее. Развивающие занятия, построенные на принципах Л.В.Занкова включают в себя систему заданий поискового характера, ведущих к раскрытию понятия, правила или действия. Новые знания и способы дети открывают в результате разрешения коллизий (противоречий), нахождения вариантов правильных решений, установления взаимосвязей и взаимозависимостей. Педагог организует сравнение материалов, его анализ, который подводит детей к обобщению, установлению закономерностей, к речевому формулированию, создает условия для применения усваиваемых знаний в разных ситуациях во взаимосвязи с ранее изученным материалом.
Структура НОД, основанная на принципах развивающей системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова:
-Ситуация успеха. На этом этапе педагог выстраивает практическое задание, которое может выполнить каждый ребенок. Эта работа является основой для нового знания, которое предстоит «открыть» детям во время НОД. Важно, чтобы дети самостоятельно смогли оценить то, что они знают и умеют, могли провести анализ (как выполняли задания, каким способом пользовались и т.п.)
-Постановка образовательной задачи. Этап состоит из нескольких шагов: выявление незнания (неумения), т.е. выявление проблемы; выдвижение гипотез, идей; выбор, проверка гипотез; подведение итогов. Стартом для постановки учебной задачи является выявление противоречия, связанного с незнанием (неумением) ребенка найти решение на основе известного ему способа действия. Для осознания дошкольникам противоречия воспитатель побуждает выявить и зафиксировать проблему : «Что интересного заметили?», «Вам удалось выполнить задание?», «Сколько мнений?» и т.п.
Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не всегда в состоянии выдвигать различные гипотезы. Эту функцию на себя иногда может взять педагог, или какой- нибудь персонаж, который является равным участником процесса обучения, как и все дети. В этой ситуации педагогу необходимо заранее подготовить несколько гипотез, одна из которых будет правильной. Неверные решения не отвергаются, а принимаются как положительный результат поиска, воспитатель помогает прийти к пониманию того, что неверно найденное решение направляет на новые способы поиска. («Теперь мы твердо знаем, что эти варианты решения нам не подходят, значит надо искать новые».)
-Моделирование. На этом этапе воспитателю важно создать условия для конструирования детьми собственной модели «открытого» знания или способа действия, используя либо общепринятую знаковую символику, либо пиктографическое письмо. Модель позволяет легко запоминать информацию и применять ее в практической деятельности. Организовать работу над придумыванием модели можно в парах, группах, или обсуждать совместно. Итогом будет обсуждение, выбор наилучшей модели для удобства пользования.
-Преобразование модели. Применение «открытия». Подбор наиболее продуктивных заданий. Направленных на расширение и углубление знаний. Ребенок должен насладиться своим «открытием».
-Контроль и оценка. Заключается в самоконтроле, взаимоконтроле детьми выполнения предыдущих действий, усвоенного общего способа деятельности.
Своеобразие занятий, основанных на дидактических принципах развивающей системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, состоит в том , что наборы операций в структуре самого занятия могут меняться в зависимости от условий решения конкретной образовательной задачи. Возможна ситуация незавершенности отдельно взятого занятия. Например, образовательная задача для дошкольников может возникнуть лишь в конце НОД.
Характерной особенностью занятия для дошкольников, основанного на дидактических принципах Л.В.Занкова , является многоаспектность, которая предполагает одновременно работу над несколькими связанными между собой темами программы. В младшей и средней группах работа идет над одной- двумя темами, а в старшей и подготовительной группах- над двумя- тремя темами. При этом одна тема является ведущей.
Применяя развивающие технологии в детском саду, следует учитывать:
1.Организовывать интегрированную образовательную деятельность, так как при таком подходе материал усваивается детьми лучше.
2. При проведении НОД делите детей на микрогруппы по 4- 5 человек (по половому признаку- на физкультурных занятиях, по коммуникативному признаку- кто с кем дружит, по общему развитию, по темпу выполнения- быстрым детям давать задания труднее и тем самым выводить их на более высокий уровень развития).
3.На развивающих занятиях очень важно не делать за детей то, что они смогут сделать сами, и не сообщать того, до чего они сумеют додуматься при оптимально созданных для этого условиях. Необходимо давать детям возможность предполагать, домысливать. К показу способов деятельности воспитатель приступает только тогда, когда дети не смогли додуматься до них сами после нескольких проб.
4. Со средней группы развивать способности к познанию мира через исследова-тельскую деятельность: в дифференцированных микрогруппах, с использованием схем разного содержания.
5.развитая речь- основной показатель психического развития дошкольников. Не закладывая в занятие мыслительных операций и содержания для размышлений и рас-
суждений, невозможно рассчитывать на направленное формирование речи. Поэтому необходимо просить детей уточнить сказанное, делая вид, что это очень важно для всех, но пока непонятно, просите объяснить по – другому. Помните, что повторение чужих мыслей и заучивание наизусть способствует только тренировке механической памяти.
6.Важнейшей составляющей мышления дошкольников является способность к воображению. Особенно активно воображение развивается в пятилетнем возрасте. Чтобы использовать возможности данного возраста, необходимо давать задания, которые начинались бы со слов «представьте», «придумайте».
При помощи наглядности решается много различных педагогических задач. Однако наглядность часто не помогает, а , напротив, мешает воображать. Устранять наглядность, развивая воображение, целесообразнее всего при переходе детского мышления от наглядно - действенного к наглядно - образному. Это происходит тогда, когда дети начинают активно фантазировать и сообщать об этом взрослым и сверстникам.
7.При проведении НОД нужно хвалить детей только в том случае, если они действительно интеллектуально потрудились. Старайтесь не принимать повторных ответов. Безусловно, вариантов ответов на детей все равно может не хватить, и те, кто думает одинаково, иногда вынуждены повторяться или молчать. Чтобы этого не происходило, большая часть деятельности воспитанников целесообразно организо-вывать в малых группах, в которых вырабатывается коллективное мнение, а значит,
есть возможность для участия всех.
8.Предоставляйте право на ошибку и неточность при обсуждении темы и при выпол-нении заданий. Даже, если ребенок неправ, но старается участвовать в деятельности, он обязательно получает похвалу. Тем детям, у которых деятельностные затраты превосходят результат, воспитатель оказывает помощь при освоении поэтапных действий, но ни в коем случае не выполняет работу за них.
9.В каждом виде деятельности необходимо создавать ситуации выбора видов деятельности или своего фрагмента работы и учить детей выбирать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие технологии в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Основные методы и приемы развития связной речи при работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»
Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....
Консультация «Использование коррекционно-развивающих технологий в обучении дошкольников»
В последнее время во многих образовательных учреждениях России осуществляется постепенное становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в осв...
ДОКЛАД «Развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста. Моделирование. (педсовет)
МКДОУ Бобровский сад №4 ОВ...
Развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста. Моделирование.
Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы соответствовала требованиям государства и общества, то есть необходимо идти в ногу со временем. Исходя из этого мы педагоги в...
Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста
Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста...
Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста
Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста...