Консультация для родителей "Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая, подготовительная группа)
Подготовка к школе. Рекомендованы игры и игровые упражнения для профилактики дисграфии у старших дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Для профилактики артикуляторно - акустической дисграфии используются игры, направленные на дифференциацию букв и звуков, смешиваемых в произношении, например,
- «Одень Соню и Шуру». - Одежду в названии которой есть звук «С» предлагаем Соне, а звук «Ш» Шуре.
- «Припомни и назови друзей зайца и жирафа из зоопарка». Животные, в названии которых слышится звук «З» - друзья зайца, «Ж» - жирафа.
Также эти игры позволяют расширить словарный запас по теме «Одежда», «Животные». Сначала игры проводятся с опорой на иллюстративный материал, а потом и без него.
Формированию фонематического восприятия и слуховой дифференциации способствуют задания:
- «Найди слова с определённым звуком в предложении»,
- «Вспомни и назови цвет каждой дощечки забора». Выдели звуки Р-Л. (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, розовый…)
- «Из стихотворения выдели слова с заданным звуком».
- «Светофор». - Если в слове дети слышат твёрдый согласный звук, то поднимают синий светофор, если мягкий – зелёный.
- «Используются настольно- печатные игры, например, игры из серии:
«Дин-Дон» - закрепляющие знания о том, что в русском языке все согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие.
«Звонкий, глухой» - способствующие развитию фонематического слуха, увеличению объёма внимания, памяти, расширяющие словарный запас.
Специально подобранные упражнения помогают развить у детей:
- зрительное восприятие (восприятие цвета, формы, размера и величины предметов)
- «Что бывает такого цвета?» - Ребёнок подбирает картинки к данному фону.
- «Найди животное» - игра знакомит не только с особенностями внешнего вида животных, но и учит находить целое изображение по фрагментам, развивает внимание, наблюдательность, память и мышление.
- «Соедини предметы линиями» - так, чтобы получились пары предметов одинакового цвета». Например, туфли и шляпа – красного цвета.
- Буквенный гнозис (восприятие цвета, формы, размера и величины букв, дифференциацию расположения элементов букв)
– «Найди буквы А – О, С – Е среди букв».
- «Положи (запиши) рядом с каждым предметом ту букву на которую он похож». Например, пуговица – О, ветка – У.
- Объём зрительной памяти (зрительный мнезис: запоминание формы, цвета, последовательности и количества букв и предметов) формируются с помощью настольно- печатных игр:
- «Что есть что?» - игра учит находить изображение предмета по контуру, выделять фигуру из набора линий.
- «Картинка в картинке» - помогает развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление. Ребёнок сначала выкладывает отдельные предметы, состоящие из нескольких карточек, затем эти отдельные предметы собирает в большую картину.
- Дидактические игры: «Составь слово из букв»,
- «Пройди лабиринт вместе с Буратино и его друзьями». Прочитай текст, записанный на дорожках (для читающих детей), обведи буквы АО, С – Е.
- Пространственное восприятие и представление развивают такие задания как:
- «Скажи, сколько звездолётов летит направо, налево, вверх, вниз?», позволяющие не только ориентироваться на листе бумаги, но и согласовывать им. существительные с числительными.
- «Какая машина едет к домику, а какая от домика?»,
- «Дорисуй на картинке то, что забыл художник».
- «Подбери по контуру» - игра развивает не только зрительное восприятие, но и умение классифицировать предметы, называя обобщающее слово.
Предупреждению нарушений языкового анализа и синтеза помогают следующие приёмы:
- «Придумай предложение по сюжетной картинке с определённым количеством слов».
- «Составь предложения с предлогом».
- «Сочини сказку», дети друг за другом составляют предложения на заданный сюжет, выбирают самое короткое и самое длинное предложение, делают его разбор.
- «Речевая тропинка» не только учит составлять вопросительные восклицательные предложения, но и развивает внимание и память.
- «Выдели предложения из текста с определённым количеством слов». Использование данных игр не только совершенствует синтаксическую сторону речи, но и позволяет развивать связную речь.
Для работы со слогом можно использовать настольно-печатные игры:
- «Слоговое лото» - с помощью этой игры детей можно научить выделять из слова первые, вторые, третьи слоги, читать слоги различной структуры: Г, СГ, СГС, ГС, - а также читать слова из трёх слогов.
«Слоговое домино» - способствует формированию у детей первоначального навыка слогового чтения двусложных и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (СГ).
«Слоговые кубики» - на начальном этапе обучения чтению кубики помогают детям отработать навык слогового чтения, развить пространственное и логическое мышление, расширить словарный запас повысить познавательную активность.
А также дидактические игры:
- «Посели зверя в домик» - сколько слогов в названии животного, столько окошек в его домике.
- «Вылечи словечко» - у ребёнка карточка с картинками, написанными под ними слогами, например – САНИ, ЛИСА, ребёнок должен посмотреть на картинку и поставить слог СА в начало или конец слова.
Фонематический анализ является наиболее сложной формой языкового анализа, в связи с этим работа проводилась в следующей последовательности:
- выделение звука на фоне слова (определение его наличия или отсутствия):
- «Назови гласный, согласный звук в слове»
- «Разложи картинки под гласными, согласными».
- Вычленение звука из начала и конца слова, определение места звука в слове (начало, середина или конец слова):
«Сложи слово» - пазлы. Игра позволяет составить слово; определить гласную, первую последнюю согласную букву в слове; определить место буквы в слове.
- «Гусенички» - пособие предназначено для развития фонематического анализа и синтеза. Можно предложить детям подобрать схему слова к картинке, а потом иллюстративный материал убрать.
- «Звуковые замки» - дети закрепляют понятия гласных, твёрдых и мягких согласных звуков в слове.
- Определение последовательности и количества звуков в слове:
- «Сосчитай сколько букв в слове».
«Слова читай буквы, вставляй». Эта игра также помогает детям совершенствовать навыки чтения.
Недостаточная сформированность лексико – грамматического строя речи способствует появлению аграмматической дисграфии. Для формирования лексико – грамматического строя речи можно использовать задания:
- «Сосчитай предметы» (1,5, 9)
- «Закончи предложение, изменяя слово – вода, снеговик…
- «Составь пословицы из перепутанных слов, объясни их смысл».
- «Помоги Незнайке вставить в рассказ слова, отвечающие на вопрос – КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ? ЧТО ДЕЛАЮТ?
Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма – ДИСГРАФИЯ. ...
Выявление предпосылок оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Диагностический материал, направленный на изучение зрительного гнозиса и мнезиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Который позволит выявить наличие предпосылок возникновения оптиче...
Обобщение опыта по теме «Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня»
Если у ребенка есть отклонения в развитии фонематического восприятия, то у него будут затруднения в овладении чтением и письмом. Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. Иногда он...
Консультация "Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"
Познакомить родителей со специальными заданиями, направленные на предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....
Консультация на тему: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе....
- Мне нравится (3)