Родительское собрание в старшей группе на тему: "Воспитать человека"
консультация (старшая группа)
Сценарий проведения родительского собрания в старшей группе на тему: "Воспитать человека" (воспитание у детей толерантности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitat_cheloveka.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в старшей группе по теме
«Воспитать человека» (толерантное воспитание)
Цель: познакомить родителей с понятием "толерантность".
Ход собрания:
Уважаемые родители! Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, очень актуальна «Как воспитать толерантного человека?». А начать наш разговор я хочу словами Бернарда Шоу – известного ирландского драматурга, романиста и сценариста.
Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди (Бернард Шоу)
Что такое толерантность? (спросить родителей)
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;
во французском - отношение, при котором допускается, что другие думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим душным;
в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.
В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.
Воспитание терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближнему окружению. В жизни не бывает двух одинаковых детей, даже, если они похожи внешне. Дети, становясь более взрослыми, начинают обращать внимание на эти различия и награждают разными кличками друг друга или обидными высказываниями. Как сделать так, чтобы ребёнок стал терпимее к людям, не похожим на него, а также сам не стал сам жертвой нетерпимости?
Мы все такие разные. Дети начинают обзываться, давя на самое больное место. Столкнувшимся с этим, родителям становится очень неприятно.
Чтобы помочь ребёнку стать более доброжелательным и гибким в общении, необходимо понять причины такого поведения.
Причина первая:
Я отличен от других. Около трех лет наступает кризис самостоятельности. Ребёнок начинает сравнивать себя с другими детьми. Например, Катя ходит в очках, а я нет. Не стоит прерывать такие рассуждения, поскольку это процесс осознания себя в окружающем мире. Попытайтесь объяснить ребенку, что быть не таким как все, это нормально. Поговорите также о том, что обзывать людей, значит, делать им больно и неприятно, т. е. так поступать не хорошо.
Причина вторая:
Ребёнок учится неприязни у взрослых. К сожалению, очень часто взрослые, обсуждая толстую соседку или делая акцент на особенностях некоторых национальностей, проявляют сами нетерпимость и учат этому своих детей. Малыш, перенимая опыт старших, начинает применять его на сверстниках. Но у взрослых нетерпимость замаскированная, при появлении полной соседки они обычно плотно стискивают зубы, в, то время как дети – более прямолинейные.
Основными острыми гранями нетерпимости являются: особенности внешности и поведения (толстый, трус, национальный аспект, пол, успешность или умственная активность). Проявление нетерпимости плохо отражается как на том, кто её проявляет, так и на том, в отношении кого она проявлена.
Дети, которых часто дразнят, могут стать неуверенными и замкнутыми. Поэтому от того, как отреагируют родители в «зачатках» нетерпимости, будет зависеть чувство ответственности их ребенка, отношение к другим детям.
Для того чтобы вы, родители, могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно вам необходимо формировать у ребёнка систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, сочувствие, понимание, сопереживание и т. п. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка ребёнка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее.
Сценка «Недотёпа» (читается по ролям).
Мама
Талантливые дети.
Надежды подают:
Участвуют в концертах –
Танцуют и поют.
У многих есть возможность
Объездить целый мир –
Проводят в разных странах
Где – конкурс, где – турнир.
Лисичкина Наташа
Имеет пять наград,
А Петя, твой приятель,–
Уже лауреат.
Сын
И только недотепам
К успеху путь закрыт.
Моя родная мама
Мне это говорит.
Но я не возражаю,
А губы сжав, молчу.
И я на эту тему
С ней спорить не хочу.
Пускай другие дети
Надежды подают:
Картиночки рисуют,
Танцуют и поют.
На скрипочках играют,
Снимаются в кино –
Что одному дается,
Другому не дано!
Запомните, что если ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
Проводите с детьми игры для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу. Объяснить ребёнку, что поведение, внешность и национальность не самое главное, можно с помощью игры «Конфета». Заверните очень вкусную конфету в обычный фантик и дайте малышу. Поговорите с ним о том, что внешне человек может быть не красив, зато обладать достойными внутренними качествами.
Упражнение «Волшебные очки»
Воспитатель: Я предлагаю сесть на стулья, образовав круг: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки. Какая вы красивая, веселая, Анна Евгеньевна. А теперь мне хочется, чтобы вы примерили, эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может, вы заметите то, чего раньше не замечали». А дома вы сможете поиграть со своими членами семьи с папой, бабушкой, братом, сестрой, мамой.
Упражнение «Это здорово»
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Это здорово!». Можно сидеть или играть стоя. Кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, «я обожаю рисовать»). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец.
Упражнение «Аплодисменты».
Воспитатель: Следующая игра «Аплодисменты». Так же сидим в кругу. Я прошу встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например, «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в теннис» и др.). Остальные участники аплодируют тем, кто встал.
Рекомендации для родителей.
Следите за своими высказываниями в присутствии детей. Не провоцируйте их на нежелательное поведение, задавая вопросы вроде: «А Олега не дразнят очкариком?». Не читайте нравоучений по поводу плохого поведения, урок вежливости малыш быстрее усвоит через игру или сказку. Поиграйте с ним в ролевые игры. Пусть ребёнок станет одним из героев, который проявлял нетерпимость к другим, и попробует объяснить, что он чувствует, как должен был поступить. Дайте ребенку почувствовать, как ощущает себя человек, которого дразнят. Это будет наглядным примером при воспитании доброжелательности.
Родители должны следить за тем, что говорят в присутствии детей, даже если предполагается, что те «не слышат» или «не понимают». Большинство видов нетерпимости и способов ее проявить детям «подсказывают» именно родители. И бесполезно что-то внушать малышу, если ваше поведение при этом остается неизменным. Не «подсказывайте» ребенку сами эти дразнилки. Часто взрослые провоцируют детей на нежелательное поведение, обсуждая, «какая толстая Маша из их группы», или интересуясь, «не дразнят ли дети Максима «очкариком». Очевидное – не самое главное.
Рефлексия
- О чём вы задумались? Какие сделали выводы?
Я сейчас зажгу «искорку толерантности». Я зажгу свечку, а вы, передавая ее по кругу, закончите предложение: «Из сегодняшнего разговора я поняла (понял), что …» (Родители передают свечу и отвечают).
Советы родителям. Как воспитать толерантного ребенка.
1. Будьте открыты и честны, с уважением относитесь к другим, выказывайте сочувствие и сострадание. Демонстрируйте это действиями. Никогда не комментируйте негативно даже себя, не говоря уже о других. Мама, вслух ругающая себя за то, что она поправилась, дает ребенку повод точно так же комментировать полноту других – а ведь многие догадываются, какими нехорошими словами может назвать себя женщина, которая не смогла застегнуть любимое платье.
2. Поощряйте в ребенке уверенность в себе. Ребенок с развитым чувством собственного достоинства, с высокой самооценкой не нуждается в самоутверждении за счет других.
3. Рассказывайте своему ребенку о традициях других народов, праздниках, характерных для других стран, и важных международных датах. Чтите традиции своего народа, но не упускайте возможности познакомить ребенка и с другими обычаями.
4. Обеспечьте вашему ребенку опыт общения с разными группами людей. Летний отдых, путешествия в другие страны будут полезны любому, а ребенку старшего возраста вы можете предложить участвовать в благотворительных программах.
5. Путешествуйте с детьми и помогайте им открывать для себя наш многогранный мир. Конечно, не каждая семья может позволить себе посетить Европу, азиатские страны, Африку и т. д., но посещение исторических мест Казахстана по бюджету почти каждому.
6. Говорите о различиях между людьми с уважением. Отметьте позитивные моменты того, что все люди разные. Детям младшего возраста можно объяснить, что даже если у человека другой цвет кожи или волос, то на самом деле он точно такой же человек, как и сам ребенок – у него два глаза, два уха, один рот и т. д.
7. Всегда давайте ответы на вопросы детей, даже если это будет не самый«хороший» ответ. Разговоры на неудобные темы важны для воспитания ребенка. Ответы вроде «ты еще маленький» совершенно не уместны – задача родителей дать ответ в форме, доступной возрасту ребенка. Если вы не готовы ответить прямо сейчас – попросите время на раздумья и вернитесь к разговору как можно быстрее
Дети учатся жизни, которой они живут.
Если детей критиковать, они учатся обвинять.
Если дети видят враждебность, они учатся драться.
Если дети живут в страхе, они учатся бояться.
Если детей жалеть, они учатся жалеть себя.
Если детей высмеивать, они учатся быть застенчивыми.
Если дети видят ревность, они узнают, что такое зависть.
Если детей стыдить, они учатся
чувствовать себя виноватыми.
Если дети живут в атмосфере терпимости,
они учатся быть терпеливыми.
Если детей подбадривать,
они вырастают уверенными в себе.
Если детей хвалить, они учатся ценить.
Если детей одобрять, они учатся нравиться себе.
Если детей принимать такими, какими они есть,
они учатся видеть в мире любовь.
Если дети получают признание, они учатся быть благородными и щедрыми.
Если дети видят честность и справедливость, они узнают, что такое правда и справедливость.
Если дети растут в безопасности, они учатся верить в себя и в тех кто их окружает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе. Тема : Итоговое собрание по результатам мониторинга.
Родительское собрание в старшей группе. Тема : Итоговое собрание по результатам мониторинга. Цель : Создание положительного эмоционального настроя у...
Родительское собрание в старшей группе на тему:"Успешный ребенок - тактика родительской поддержки"
Родительское собрание в старшей группе...
Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»
Задачи:1. Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи де...
Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».
Родительское собрание в старшей группе.Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы»....
Сценарий родительского собрания в старшей группе «В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)
Сценарий родительского собрания в старшей группе«В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)...
"Старшая группа, что это значит" - сценарий родительского собрания в старшей группе
Предлагаю вашему вниманию сценарий родительского собрания в старшей группе на первый квартал учебного года. Одной из главных задач считаю - содействовать эмоциональному сближению всех участников образ...
Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».
Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы»....