Игры на развитие речи и обучению чтению
консультация (старшая группа)

Наталья Владимировна Спиридонова

Многому ребенок может научиться легко и с интересом, если подойти к обучению дошкольника творчески и со знанием особенностей развития детей этого возраста.


Некоторое время назад была очень популярна идея раннего развития детей. Педагоги разрабатывали различные методики раннего обучения, многие специалисты заявляли, что чем раньше ребенка начинают целенаправленно обучать, тем лучше, тем большего он сможет достичь.

Со временем это утверждение все больше стало подвергаться сомнениям. Многолетние наблюдения показали, что ни ранняя гениальность, ни ранее обучение не гарантируют более высоких достижений в будущем. Напротив, значительная часть детей, которых начали рано учить и которые подавали большие надежды, этих надежд не оправдали.

Поэтому нейропсихологи советуют начинать знакомство ребенка с буквами и цифрами в возрасте 4-5 лет.

Родители должны знать, что обучение чтению начинается значительно раньше, чем обучение алфавиту. Когда родители разговаривают с малышом, поощряют самого ребенка говорить правильно, читают ему книги и учат с ним стихи, они тем самым развивают речь и закладывают интерес к чтению и желание уметь читать.

Это очень важный, так сказать, «добуквенный» период. Начинается он с того момента, когда ребенок учится звукоподражанию и повторяет за взрослым простейшие звукосочетания: корова говорит «му-му», собачка – «гав-гав», мышка — «пи-пи-пи». Повторение звуков и слогов развивает фонематических слух ребенка, без чего в будущем невозможно обучение чтению.

Несколько позже малыш с удовольствием повторяет за взрослым простые потешки и пересказывает небольшие сказки. В этот период особенно важно поощрять и поддерживать у ребенка интерес к чтению и рассказыванию. Важно также развивать у малыша графические навыки, ведь обучение буквам предполагает, что ребенок будет стразу же их прорисовывать.

Главная деятельность ребенка дошкольного возраста – это игра. Именно с помощью игры дошкольник познает мир и учится. Поэтому все обучение дошколят должно проводиться в занимательной игровой форме. Ребенок очень быстро запоминает то, что занимательно и интересно.

Итак, начинать учить с ребенком буквы лучше с 4 – 4,5 лет, а до этого полноценно пройти через добуквенныйпериод: много разговаривать с малышом, читать ему, поощрять его самого рассказывать истории, пересказывать или самостоятельно сочинять сказки.

Но учить нужно правильно, скорее даже не учить, а играть.
Маленьких детей нельзя учить, как в школе, с ними нужно только играть в полезные игры.Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать.

Советы

  1. Приступайте к обучению грамоте только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если же речь ребенка изобилует ахроматизмами и дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться ее исправлением у логопеда.
  1. Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита. Алфавит учить не следует, все начинается со звуков
  1. Не называйте согласные звуки с призвуком гласных, например сэ или рэ, или эр и т. п. Потому, что когда ребенок начнет читать, звуки он будет произносить неправильно, и соответственно — неправильное чтение. В конечном итоге ребенка пытаются переучить читать, а это дополнительный  для него стресс.

Перед началом изучения букв важно не забыть : большинство педагогов сходятся на том, что, изучая буквы, лучше всего заучивать их «звуковую» интерпретацию: не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б» и т. д. Это делается для того, чтобы впоследствии ребёнку было намного легче учиться складывать слоги.

Сравните, в каком случае ребёнку будет легче сообразить, как составить слог:

Звуковой вариант«Б» + «А» = «БА»

Буквенный вариант : «Бэ» + «А» =?

По логике детям часто хочется во втором случае сказать «БэА», и вот тут-то и возникает основная проблема, с которой сталкиваются многие родители, научившие детей «классическим» названиям  букв типа «Бэ» «Вэ»  и т. п. — при  чтении слогов ребёнку трудно мысленно отбросить от «Ка»  звук «а», от «Вэ» — звук «э» и т. п. Им хочется читать не «ВА», а «ВэА», не «БУ», а «БэУ» и т. п.

И эта сложность становится серьезным препятствием для обучения ребёнка навыку соединения отдельных букв  в слоги.Поэтому изучение звуковой интерпретации букв будет намного предпочтительней.

 

Вот несколько очень доступных идей, которые обязательно помогут вашим детям выучить все-все буквы и никогда их не путать.
   1. Самое простое — это писать буквы и показывать их ребенку. Причем писать не только карандашом на бумаге, а делать это самыми-самыми разными способами, лишь бы привлечь внимание ребенка. Пишите мелками на улице, пишите палочкой на песке, водным пистолетом на тротуаре, фломастерами и красками, карандашами и ручками, даже пальцем в манной крупе, а еще можно одолжить у папы во «временное» пользование пену для бритья и красиво разрисовать буквами стол или линолеум. Поверьте, если Вы будете привлекать ребенка к изучению букв такими смешными способами, то он полюбит их с самого детства. А любовь к букве — это первая ступенька к любви к слову и книге.

2. Звуковой плакат

Смысл его действия прост — ребёнок нажимает на картинку с буквой, а плакат произносит звук, который она обозначает.

Единственное «Но» — лучше покупать плакаты, которые работают в режиме изучения не названия букв, например «Ка»«Ша»«Бэ» и т. п., а названия звуков, которые обозначают эти буквы : не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б». О целесообразности такого изучения уже говорилось в начале статьи. Плакатов, которые предлагают «звуковое» звучание каждой буквы, сейчас довольно много.

3. Раскрашиваем

Тут всё просто. Можно взять раскраски с буквами и предложить ребёнку их раскрасить. Ребёнок будет с интересом заниматься творчеством, а заодно закреплять знания о новой букве.

Чтобы процесс раскрашивания не наскучил ребёнку, нужно использовать для этого разные интересные техники:

  1. раскрашивать буквы не только карандашами, но и красками, восковыми мелками, штампами;
  1. раскрашивать пальцами, используя пальчиковые краски;
  1. использовать нетрадиционные техники рисования: ватными палочками, скомканной бумагой, кляксами и т. п.

4.Укрась букву

Дети с удовольствием будут буквы украшать. Украшать их можно пластилином, аппликацией, цветными стеклышками, детальками конструктора и т. д. Да всем чем хочешь! Попробуйте украсить букву «А» — арбузиками, букву «Б» — бананами и т. п.

5. Лепим

Очень полезное занятие — лепить буквы  из пластилина, глины, а еще лучше из цветного теста. Вообще игры с лепкой отлично развивают мелкую моторику рук и речевой аппарат ребенка.

6. «Половинки»

Игра на закрепление знаний об уже знакомых буквах

В процессе изучения алфавита важное значение имеет повторение. Еще бы! Ведь пока дойдёшь до «Я» — надо постараться букву «А» не забыть. Повторение уже усвоенного материала будет веселее с игрой «Половинки». Вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их на две части, перемешайте. Предложите ребёнку «сложить» буквы из двух половинок.

7. Игра «Запоминайка»

Для закрепления пройденного материала также подойдет игра «Запоминайка». Заодно и внимание с памятью тренируются. Понадобятся набор карточек, в котором каждая из картинок с определенной буквой представлена в двойном экземпляре.

Перемешайте карточки и разложите их перед ребёнком белой стороной вверх. Попросите его перевернуть любую из карточек, назовите звук, который обозначает открытая буква. Затем игроку нужно найти точно такую же карточку среди остальных ещё не перевернутых. Он ищет нужную букву, переворачивая остальные карточки и проверяя, что на них нарисовано. Открыл не ту букву? Переверни её обратно белой стороной вверх и ищи пару дальше. Когда нужная карточка найдена — игрок забирает две карточки себе и игра продолжается, пока к каждой карточке не будет найдена пара.

8. Пишем на манке

Дети обожают рисовать на манке. Без исключения все — от мала до велика. Даже если вашему ребёнку уже 10 лет и он кажется уже таким большим, поверьте от рисования на манке он придёт в восторг.

9. Лото и фольга

Еще один способ изучения и повторения букв — лото.

Не все дети относятся к буквенному лото с энтузиазмом. Для того чтобы заинтересовать ребёнка этой игрой можно использовать фольгу или бумагу.

Подготовьте игровое поле, а также заверните в фольгу или бумагу фигурки букв. Предложите ребёнку развернуть букву и положить её на свое место, на игровом поле лото. Лото может быть звуковым — в этом случае нужно положить букву на карточку, на которой нарисован  предмет, который начинается на эту букву.

10. «Буквоед»

У вас дома может появиться весёлыйБуквоешка. Проще всего для этого взять перчаточную куклу или мягкую игрушку. Например мишка — очень необычный. Он ест буквы. Ну-ка, дай ему съесть букву «Б». А теперь он хочет букву «А». Ах как вкусно ты мишку кормишь!

В Буквоешку можно поиграть и по-другому. В этой коробочке живут смешные человечки. Они не едят ничего кроме букв. Давай их покормим. Ротики человечков — прорези в коробке. Вот их еда: рисуем буквы фломастером на фасольках и кормим человечков. Каждому человечку — свою букву. Если малыш ошибётся — человечки весело плюются, закрывают ротик и требуют, чтобы их покормили другой едой, которая им больше подходит:фасолькой со «своей» буквой.

11. Конструируем

Выкладываем силуэты букв из счётных палочек, спичек, конструктора лего и всего остального, что попадётся под руку. Некоторым детям может быть трудно строить буквы из подручных материалов, особенно если малыш младше 3,5 лет. С такими детками можно конструировать, используя метод «наложения». Для этого можно нарисовать простые схемы.

12. Протыкалочка

Нарисуйте букву на бумаге. Положите лист бумаги на ковер или мягкий диван и вручите ребёнку зубочистку. Предмет, конечно, острый, но в 90% случаев дети легко обучаются технике безопасности и проблем не возникает. Попросите его украсить буковку дырочками: проткнуть букву по контуру.

13. Обводилочка

Это отличная игра, для того, чтобы научиться писать буквы. Нарисуйте букву красками. А затем попросите ребёнка обвести её другим цветом или несколькими цветами. Букву, конечно, лучше нарисовать на плотном листе А4. Таким способом можно даже «писать» целые слова.

14. Связь букв и звуков

На какой звук начинается «Слон»Правильно: на «С». Где же наша буква «С»? Давай вернём её слонику! И т. п.

15. Найди!

Найди на картинке все буквы «К» и обведи их кружочком.

16. Игры с мозаикой

Выложи букву из мозаики по образцу. Или вариант попроще и поинтереснее: раскатываем тесто, рисуем на ней буковку фломастером и украшаем мозаикой. Украшать буквы на тесте можно также и другими предметами. Например, крупой.

17. Подвижная игра «Беги к букве»

Эта игра хороша тем, что она подвижная — больше похожа на весёлую игру в «догонялки», а не на процесс обучения. Её можно использовать вместо подвижной паузы на занятии, чтобы отдохнуть с пользой.

Развесьте на стенах комнаты изображения различных букв. Вы можете использовать буквы, которые «украшали» вместе с ребёнком.

А теперь даём команду ребёнку: «Быстро-быстро беги к букве C!». А теперь — к букве «А»!

Эта игра не только помогает учить буквы в движении, она также развивает внимание и память.

Если ребёнок отказывается бегать по вашей команде, можно взять его за руку и побегать вместе.

18. Подвижная игра «Прыг-скок-команда!»

Эта игра тоже подвижная, и поэтому дети её очень любят.

Берём кубик с буквами. Если нет готового, его можно сделать. Ну уж в крайнем случае просто перевернуть карточки с буквами вниз изображением и вытягивать по одной. Кубик можно сделать, используя детский кубик, скотч и бумагу.

Бросаем кубик. Что у нас выпало? Ага! «У». Что бывает на «У»? Улитка. Давай её покажем: кладём подушечку на спину и начинаем ползать по полу.

А теперь что? Буква «С». На «С» у нас слон! Давай его тоже покажем.

19. «Вырезалки»

У Вас есть старые и не нужные журналы? Тогда берем их в оборот и играем в вырезалки. Выбирайте вместе с ребеночком самые красивые буквы, называйте их и вырезайте. А можно вырезать буковки и составить слово «мама», потом «папа», а еще можно и имя малыша!!! Вот какие у нас волшебные буквы!!!

20.Компьютер – это самый универсальный инструмент для обучения современных деток. Ведь клацать кнопки компьютера — это так интересно. Открываем программу Word, ставим шрифт 60 и красный цвет, нажимаем на букву и повторяем ее. Потом пусть ребенок сам нажимает, а Вы говорите, что это за звук. Так малыш очень быстро их выучит.(однако работа за компьютером имеет ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Чтобы предотвратить это -очень важно соблюдать определенные требования. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать  10 минут и для детей 6-7 лет-15 минут.

21. «Ассоциации»

 Деткам 4-5 лет очень помогают ассоциации. Буква Д похожа на домик, С — на полумесяц, О — круглая как кольцо, Е — на лесенку похожа, Ё — с шишками на голове и т.д., для каждой буквы можно найти свою ассоциацию.

22. «Строители»

Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка «отремонтировать» или угадать, какие буквы должны быть написаны.

23.«Какое слово длиннее?»

Игра развивает речь, внимание.

Вы называете ребенку пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе – коротким. Задача малыша – на слух определить, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче.

Подбор дидактических упражнений и игр по подготовке детей к обучению чтению.

В современной реалии дошкольного образования остро стоит вопрос развития речи детей и подготовке их к обучению в школе. Так как всё чаще встречаются дети с речевыми нарушениями — это как неправильное произношение звуков, так и нарушения фонематического слуха, искажение звуков в речи, трудности в составлении предложений, проблемы со связной речью и т.д. Еслине проводить системную работу в этом направлении невозможно достичь положительного результата.

1 .«Найди букву»

Цель: развивать зрительное внимание.

Ход игры: ищите с малышом буквы  в книжках, журналах, на рекламных щитах. Когда ребенок уже знает буквы — эта игра станет одной из самых любимых у малыша.
                                                     2 .Игра «Звуковой футбол»

Цель: учиться различать звуки, учиться определять наличие заданных звуков в словах, развивать внимание.

Материал: предметные картинки из любой настольной игры или игрушки..

Ход игры:расскажите ребенку, что будете играть с ним в необычный футбол: он будет вратарем, а вы будете "бросать" ему в ворота слова. Если в словах, названных вами, ребенок услышит звук, о котором вы договоритесь с ним, малыш должен поймать слово - хлопнуть в ладоши. Называйте слова, в которых звук находится в начале, в конце, в середине.

  1. другой раз разложите перед ребенком картинки из настольных игр или игрушки. Предложите выбрать те, в которых есть заданный вами звук.

Советы: Внимательно отнеситесь к подбору заданий. Помните, что проще всего услышать гласные звуки - А, О, У, И, Ы, "яркие" согласные звуки, такие как М, Н, Л, Р, из других согласных звуков легче дети выделяют - Ш, С, Р. Не давайте заданий с Е, Ё, Ю, Я. Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука.

Для того чтобы ребенок успешнее справлялся с заданиями, перед выбором слов дайте ему возможность самому несколько раз произнести заданный звук, услышать звук в собственном исполнении.

Такая игра формирует важный для дальнейшего обучения чтению навык - умение определить наличие или отсутствие звука в слове.

Вариант: 2

Усложните задание. Ловить можно только те слова, в которых заданный звук находится в начале слова (или в конце слова). При этом старайтесь не предлагать ребенку слова, в которых первый или последний звук слышится неясно. Например, ОКНО (слышим первый звук А).

3.«Прохлопай  слово»

Цель:упражнение улучшают речь, совершенствуют техническую составляющую процесса чтения, а следовательно, помогают в обучении в целом. А еще это отличный способ организовать веселый и полезный семейный досуг. 

Ход игры: под каждой буквой напишите цифру, которая указывает на количество хлопков. Например, под буквой А стоит цифра 5, под буквой  П-4, подК-3,под Т-2, под буквой О-1.Получилось слово КОТ.

4 .Игра «Доскажи словечко»

Цель: упражнять в выделении первого звука в слове.

Материал: стихи, в которых не договаривается одно слово.

Ход игры: взрослый  читает стихи, где не договаривает слово, дети его называют и выделяют первый звук в слове.

Например:

  1. Тает снег, течет ручей на ветвях полно…(грачей)
  2. В тёплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…(Воробей).

  1. Едет он на двух колёсах, не буксует на откосах.

И бензина в баке нет. Это мой …(велосипед)

  1. Михаил играл в футбол и забил в ворота…(гол)
  2. Стучит лесной телеграфист:

Здорово, дрозд- приятель!» И ставит подпись…(дятел)

  1. Жеребенок с каждым днем подрастал и стал …( конем)
  2. Он всю зиму в шубе спал, а проснувшись, стал реветь.

          Это зверь лесной - …(медведь)………

5.«Определи количество звуков в слове».

Цель: Проверить умение определять количество звуков в словах.

Выкладываем перед ребёнком предметные картинки, произнося слова ребёнок должен определить количество звуков в слове.

 

6.«Определи местоположение звука в словах»

Цель: Проверить умение определять место звука в слове.

Определи место звука Л в словах.

 

 

7.«Определение звуков в начале и в конце слова»

Цель: Проверить умения детей определять звуки в начале и в конце слова.

Составь «Цепочку слов».

 

8.«Придумай слово на заданный звук»

Придумай слова на звук Д. (дом, дым, дерево, дача, дыра)

Придумай слова на звук Г. (гора, гном, гнездо, гроза, грязь)

Придумай слова на звук У. (утро, утка, урок, уборка, утюг)

9.«Найди место».

Цель: Выявление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Предметные картинки; два кружка, синий и красный, у каждого из детей.

Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки.

10. «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель.  Проверка умение выделять из потока речи часто повторяющийся звук, различать гласные и согласные звуки.

Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.

Взрослый  произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали, определяют, гласный он или согласный.

Примерный материал. 

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Зоиного Зайку зовут Зазнайкой.

Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

Кот копеек накопил, кошке кофточку купил.   

На иве иней искрится, ива под инеем спит, не боится.

Алла и Аня ахали над алыми цветами.

11.Игра «Какое слово хотел написать художник?» (составь по первым буквам)

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов.

Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.

Ход игры: взрослый  говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к состоит из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, запишем букву на доску, а потом прочтём.

 

12.«Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах.»

Цель: Проверить умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Воспитатель: Я буду произносить слоги, а вы, если услышите твердый звук, – поднимите синий квадрат, если услышите мягкий звук – зеленый квадрат.

МЯ, МО, ГУ, ГИ, ХИ, ХА, НЕ, ДИ, ДУ, ЛЕ,

РЯ. РА, НО, НЕ, МЯ, РЭ, КА, ЛЯ, ТА, ТЕ.

 

13.«Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах.»

Цель: Проверить умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Воспитатель: Замените мягкий согласный звук в слогах и первый согласный звук в словах, на твердый согласный звук.

ЛЕ – (ЛЭ), МЕ – (МЭ), РЮ – (РУ), ЗИ – (ЗЫ), ПЯ – (ПА), ЛЮК – (ЛУК), РЯД – (РАД), РЁВ– (РОВ), БИТЬ – (БЫТЬ), НЁС- (НОС).

14.  «Найди братца»

Цель: Проверить умения детей дифференцировать звонкие- глухие согласные.
Воспитатель раздает ребёнку по 3 картинки, в названии, которых есть звук «л» и «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки.
Воспитатель. Посмотри на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль» - маленький братец. Подними картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет) ; теперь со звуком «ль»
Ребёнок выходит, называет слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Сначала ребенок называет все слова со звуком «л», потом — со звуком «ль».

15. "Звонкий - глухой"

Цель: Проверить умения детей дифференцировать звонкие- глухие согласные.

 

Взрослый предлагает ребенку заполнить карточку с картинками символами глухого и звонкого звука, в зависимости от того какой звук слышится в слове.
После выполнения упражнения можно предложить сверить с образцом. В случае ошибки ребенок исправляет ее и объясняет, почему его выбор был не верен.
 

Уважаемые родители!!!

Основная наша с вами  задача  – заинтересовать малыша, дать ему понять, что чтение может быть интересным и увлекательным, что буквы – это не просто бессмысленные символы, с ними можно играть как с игрушками.Ведь играя, ребенок незаметно для себя будет находиться в процессе обучения. Играйте и учитесь с удовольствием!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многому ребенок может научиться легко и с интересом, если подойти к обучению дошкольника творчески и со знанием особенностей развития детей этого возраста.

   
         Некоторое время назад была очень популярна идея раннего развития детей. Педагоги разрабатывали различные методики раннего обучения, многие специалисты заявляли, что чем раньше ребенка начинают целенаправленно обучать, тем лучше, тем большего он сможет достичь.

Со временем это утверждение все больше стало подвергаться сомнениям. Многолетние наблюдения показали, что ни ранняя гениальность, ни ранее обучение не гарантируют более высоких достижений в будущем. Напротив, значительная часть детей, которых начали рано учить и которые подавали большие надежды, этих надежд не оправдали.

Поэтому нейропсихологи советуют начинать знакомство ребенка с буквами и цифрами в возрасте 4-5 лет.

       Родители должны знать, что обучение чтению начинается значительно раньше, чем обучение алфавиту. Когда родители разговаривают с малышом, поощряют самого ребенка говорить правильно, читают ему книги и учат с ним стихи, они тем самым развивают речь и закладывают интерес к чтению и желание уметь читать.

       Это очень важный, так сказать, «добуквенный» период. Начинается он с того момента, когда ребенок учится звукоподражанию и повторяет за взрослым простейшие звукосочетания: корова говорит «му-му», собачка – «гав-гав», мышка — «пи-пи-пи». Повторение звуков и слогов развивает фонематических слух ребенка, без чего в будущем невозможно обучение чтению.

Несколько позже малыш с удовольствием повторяет за взрослым простые потешки и пересказывает небольшие сказки. В этот период особенно важно поощрять и поддерживать у ребенка интерес к чтению и рассказыванию. Важно также развивать у малыша графические навыки, ведь обучение буквам предполагает, что ребенок будет стразу же их прорисовывать.

       Главная деятельность ребенка дошкольного возраста – это игра. Именно с помощью игры дошкольник познает мир и учится. Поэтому все обучение дошколят должно проводиться в занимательной игровой форме. Ребенок очень быстро запоминает то, что занимательно и интересно.

Итак, начинать учить с ребенком буквы лучше с 4 – 4,5 лет, а до этого полноценно пройти через  добуквенный  период: много разговаривать с малышом, читать ему, поощрять его самого рассказывать истории, пересказывать или самостоятельно сочинять сказки.

Но учить  нужно правильно, скорее даже не учить, а играть.
Маленьких детей нельзя учить, как в школе, с ними нужно только играть в полезные игры. Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать.

Советы

  • Приступайте к обучению грамоте только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если же речь ребенка изобилует ахроматизмами и дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться ее исправлением у логопеда.
  • Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита. Алфавит учить не следует, все начинается со звуков
  • Не называйте согласные звуки с призвуком гласных, например сэ или рэ, или эр и т. п. Потому, что когда ребенок начнет читать, звуки он будет произносить неправильно, и соответственно — неправильное чтение. В конечном итоге ребенка пытаются переучить читать, а это дополнительный  для него стресс.

Перед началом изучения букв важно не забыть : большинство педагогов сходятся на том, что, изучая буквы, лучше всего заучивать их «звуковую» интерпретацию: не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б» и т. д. Это делается для того, чтобы впоследствии ребёнку было намного легче учиться складывать слоги.

Сравните, в каком случае ребёнку будет легче сообразить, как составить слог:

Звуковой вариант«Б» + «А» = «БА»

Буквенный вариант : «Бэ» + «А» =?

По логике детям часто хочется во втором случае сказать «БэА»,  и вот тут-то и возникает основная проблема,  с которой сталкиваются многие родители, научившие детей «классическим» названиям  букв типа «Бэ» «Вэ»  и т. п. — при  чтении слогов ребёнку трудно мысленно отбросить от «Ка»  звук «а»,  от «Вэ» — звук «э» и т. п.  Им хочется читать не «ВА», а «ВэА», не «БУ», а «БэУ» и т. п.

И эта сложность становится серьезным препятствием для обучения ребёнка навыку соединения отдельных букв  в слоги.  Поэтому изучение звуковой интерпретации букв будет намного предпочтительней.

Вот несколько очень доступных идей, которые обязательно помогут вашим детям выучить все-все буквы и никогда их не путать.
   1. Самое простое — это писать буквы и показывать их ребенку. Причем писать не только карандашом на бумаге, а делать это самыми-самыми разными способами, лишь бы привлечь внимание ребенка. Пишите мелками на улице, пишите палочкой на песке, водным пистолетом на тротуаре, фломастерами и красками, карандашами и ручками, даже пальцем в манной крупе, а еще можно одолжить у папы во «временное» пользование пену для бритья и красиво разрисовать буквами стол или линолеум. Поверьте, если Вы будете привлекать ребенка к изучению букв такими смешными способами, то он полюбит их с самого детства. А любовь к букве — это первая ступенька к любви к слову и книге.

2. Звуковой плакат

Смысл его действия прост — ребёнок нажимает на картинку с буквой, а плакат произносит звук, который она обозначает.

Единственное «Но» — лучше покупать плакаты, которые работают в режиме изучения не названия букв, например «Ка»«Ша»«Бэ» и т. п., а названия звуков, которые обозначают эти буквы : не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б». О целесообразности такого изучения уже говорилось в начале статьи. Плакатов, которые предлагают «звуковое» звучание каждой буквы, сейчас довольно много.

3. Раскрашиваем

Тут всё просто. Можно взять раскраски с буквами и предложить ребёнку их раскрасить. Ребёнок будет с интересом заниматься творчеством, а заодно закреплять знания о новой букве.

Чтобы процесс раскрашивания не наскучил ребёнку, нужно использовать для этого разные интересные техники:

  • раскрашивать буквы не только карандашами, но и красками, восковыми мелками, штампами;
  • раскрашивать пальцами, используя пальчиковые краски;
  • использовать нетрадиционные техники рисования: ватными палочками, скомканной бумагой, кляксами и т. п.

4.  Укрась букву

Дети с удовольствием будут буквы украшать. Украшать их можно пластилином, аппликацией, цветными стеклышками, детальками конструктора и т. д. Да всем чем хочешь! Попробуйте украсить букву «А» — арбузиками, букву «Б» — бананами и т. п.

5. Лепим

Очень полезное занятие — лепить буквы  из пластилина, глины, а еще лучше из цветного теста. Вообще игры с лепкой отлично развивают мелкую моторику рук и речевой аппарат ребенка.

6. «Половинки»

Игра на закрепление знаний об уже знакомых буквах

В процессе изучения алфавита важное значение имеет повторение. Еще бы! Ведь пока дойдёшь до «Я» — надо постараться букву «А» не забыть. Повторение уже усвоенного материала будет веселее с игрой «Половинки». Вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их на две части, перемешайте. Предложите ребёнку «сложить» буквы из двух половинок.

7. Игра «Запоминайка»

Для закрепления пройденного материала также подойдет игра «Запоминайка». Заодно и внимание с памятью тренируются. Понадобятся набор карточек, в котором каждая из картинок с определенной буквой представлена в двойном экземпляре.

Перемешайте карточки и разложите их перед ребёнком белой стороной вверх. Попросите его перевернуть любую из карточек, назовите звук, который обозначает открытая буква. Затем игроку нужно найти точно такую же карточку среди остальных ещё не перевернутых. Он ищет нужную букву, переворачивая остальные карточки и проверяя, что на них нарисовано. Открыл не ту букву? Переверни её обратно белой стороной вверх и ищи пару дальше. Когда нужная карточка найдена — игрок забирает две карточки себе и игра продолжается, пока к каждой карточке не будет найдена пара.

8. Пишем на манке

Дети обожают рисовать на манке. Без исключения все — от мала до велика. Даже если вашему ребёнку уже 10 лет и он кажется уже таким большим, поверьте от рисования на манке он придёт в восторг.

9. Лото и фольга

Еще один способ изучения и повторения букв — лото.

Не все дети относятся к буквенному лото с энтузиазмом. Для того чтобы заинтересовать ребёнка этой игрой можно использовать фольгу или бумагу.

Подготовьте игровое поле, а также заверните в фольгу или бумагу фигурки букв. Предложите ребёнку развернуть букву и положить её на свое место, на игровом поле лото. Лото может быть звуковым — в этом случае нужно положить букву на карточку, на которой нарисован  предмет, который начинается на эту букву.

10. «Буквоед»

У вас дома может появиться весёлый  Буквоешка. Проще всего для этого взять перчаточную куклу или мягкую игрушку. Например мишка — очень необычный. Он ест буквы. Ну-ка, дай ему съесть букву «Б». А теперь он хочет букву «А». Ах как вкусно ты мишку кормишь!

В Буквоешку можно поиграть и по-другому. В этой коробочке живут смешные человечки. Они не едят ничего кроме букв. Давай их покормим. Ротики человечков — прорези в коробке. Вот их еда: рисуем буквы фломастером на фасольках и кормим человечков. Каждому человечку — свою букву. Если малыш ошибётся — человечки весело плюются, закрывают ротик и требуют, чтобы их покормили другой едой, которая им больше подходит: фасолькой со «своей» буквой.

11. Конструируем

Выкладываем силуэты букв из счётных палочек, спичек, конструктора лего и всего остального, что попадётся под руку. Некоторым детям может быть трудно строить буквы из подручных материалов, особенно если малыш младше 3,5 лет. С такими детками можно конструировать, используя метод «наложения». Для этого можно нарисовать простые схемы.

12. Протыкалочка

Нарисуйте букву на бумаге. Положите лист бумаги на ковер или мягкий диван и вручите ребёнку зубочистку. Предмет, конечно, острый, но в 90% случаев дети легко обучаются технике безопасности и проблем не возникает. Попросите его украсить буковку дырочками: проткнуть букву по контуру.

13. Обводилочка

Это отличная игра, для того, чтобы научиться писать буквы. Нарисуйте букву красками. А затем попросите ребёнка обвести её другим цветом или несколькими цветами. Букву, конечно, лучше нарисовать на плотном листе А4. Таким способом можно даже «писать» целые слова.

14. Связь букв и звуков

На какой звук начинается «Слон»Правильно: на «С». Где же наша буква «С»? Давай вернём её слонику! И т. п.

15. Найди!

Найди на картинке все буквы «К» и обведи их кружочком.

16. Игры с мозаикой

Выложи букву из мозаики по образцу. Или вариант  попроще и поинтереснее: раскатываем тесто, рисуем на ней буковку фломастером и украшаем мозаикой. Украшать буквы на тесте можно также и другими предметами. Например, крупой.

17. Подвижная игра «Беги к букве»

Эта игра хороша тем, что она подвижная — больше похожа на весёлую игру в «догонялки», а не на процесс обучения. Её можно использовать вместо подвижной паузы на занятии, чтобы отдохнуть с пользой.

Развесьте на стенах комнаты изображения различных букв. Вы можете использовать буквы, которые «украшали» вместе с ребёнком.

А теперь даём команду ребёнку: «Быстро-быстро беги к букве C!». А теперь — к букве «А»!

Эта игра не только помогает учить буквы в движении, она также развивает внимание и память.

Если ребёнок отказывается бегать по вашей команде, можно взять его за руку и побегать вместе.

18. Подвижная игра «Прыг-скок-команда!»

Эта игра тоже подвижная, и поэтому дети её очень любят.

Берём кубик с буквами. Если нет готового, его можно сделать. Ну уж в крайнем случае просто перевернуть карточки с буквами вниз изображением и вытягивать по одной. Кубик можно сделать, используя детский кубик, скотч и бумагу.

Бросаем кубик. Что у нас выпало? Ага! «У». Что бывает на «У»? Улитка. Давай её покажем: кладём подушечку на спину и начинаем ползать по полу.

А теперь что? Буква «С». На «С» у нас слон! Давай его тоже покажем.

19. «Вырезалки»

У Вас есть старые и не нужные журналы? Тогда берем их в оборот и играем в вырезалки. Выбирайте вместе с ребеночком самые красивые буквы, называйте их и вырезайте. А можно вырезать буковки и составить слово «мама», потом «папа», а еще можно и имя малыша!!! Вот какие у нас волшебные буквы!!!

           20. Компьютер – это самый универсальный инструмент для обучения современных деток. Ведь клацать кнопки компьютера — это так интересно. Открываем программу Word, ставим шрифт 60 и красный цвет, нажимаем на букву и повторяем ее. Потом пусть ребенок сам нажимает, а Вы говорите, что это за звук. Так малыш очень быстро их выучит.(однако работа за компьютером имеет ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Чтобы предотвратить это -очень важно соблюдать определенные требования. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать  10 минут и для детей 6-7 лет-15 минут.

21. «Ассоциации»

 Деткам 4-5 лет очень помогают ассоциации. Буква Д похожа на домик, С — на полумесяц, О — круглая как кольцо, Е — на лесенку похожа, Ё — с шишками на голове и т.д., для каждой буквы можно найти свою ассоциацию.

22. «Строители»

Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка «отремонтировать» или угадать, какие буквы должны быть написаны .

23. «Какое слово длиннее?»

Игра развивает речь, внимание.

Вы называете ребенку пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе – коротким. Задача малыша – на слух определить, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче.

Подбор дидактических упражнений и игр по подготовке детей к обучению чтению.

В современной реалии дошкольного образования остро стоит вопрос развития речи детей и подготовке их к обучению в школе. Так как всё чаще встречаются дети с речевыми нарушениями — это как неправильное произношение звуков, так и нарушения фонематического слуха, искажение звуков в речи, трудности в составлении предложений, проблемы со связной речью и т.д. Если не проводить системную работу в этом направлении невозможно достичь положительного результата.

1 .«Найди букву»

Цель: развивать зрительное внимание.

Ход игры: ищите с малышом  буквы  в книжках, журналах, на рекламных щитах. Когда ребенок уже знает буквы — эта игра станет одной из самых любимых у малыша.                                                   
                                                     2 .Игра «Звуковой футбол»

Цель: учиться различать звуки, учиться определять наличие заданных звуков в словах, развивать внимание.

Материал: предметные картинки из любой настольной игры или игрушки..

Ход игры: расскажите ребенку, что будете играть с ним в необычный футбол: он будет вратарем, а вы будете "бросать" ему в ворота слова. Если в словах, названных вами, ребенок услышит звук, о котором вы договоритесь с ним, малыш должен поймать слово - хлопнуть в ладоши. Называйте слова, в которых звук находится в начале, в конце, в середине.

  • другой раз разложите перед ребенком картинки из настольных игр или игрушки. Предложите выбрать те, в которых есть заданный вами звук.

Советы: Внимательно отнеситесь к подбору заданий. Помните, что проще всего услышать гласные звуки - А, О, У, И, Ы, "яркие" согласные звуки, такие как М, Н, Л, Р, из других согласных звуков легче дети выделяют - Ш, С, Р. Не давайте заданий с Е, Ё, Ю, Я. Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука.

Для того чтобы ребенок успешнее справлялся с заданиями, перед выбором слов дайте ему возможность самому несколько раз произнести заданный звук, услышать звук в собственном исполнении.

Такая игра формирует важный для дальнейшего обучения чтению навык - умение определить наличие или отсутствие звука в слове.

Вариант: 2

Усложните задание. Ловить можно только те слова, в которых заданный звук находится в начале слова (или в конце слова). При этом старайтесь не предлагать ребенку слова, в которых первый или последний звук слышится неясно. Например, ОКНО (слышим первый звук А).

3. «Прохлопай  слово»

Цель: упражнение улучшают речь, совершенствуют техническую составляющую процесса чтения, а следовательно, помогают в обучении в целом. А еще это отличный способ организовать веселый и полезный семейный досуг. 

Ход игры: под каждой буквой напишите цифру, которая указывает на количество хлопков. Например, под буквой А стоит цифра 5, под буквой  П - 4, под К - 3,под Т- 2, под буквой О - 1.Получилось слово КОТ.

4 .Игра «Доскажи словечко»

Цель: упражнять в выделении первого звука в слове.

Материал: стихи, в которых не договаривается одно слово.

Ход игры: взрослый  читает стихи, где не договаривает слово, дети его называют и выделяют первый звук в слове.

Например:

  • Тает снег, течет ручей на ветвях полно…(грачей)
  • В тёплый край не улетаю,

          Здесь, под крышей обитаю.

          Чик-чирик! Не робей!

           Я бывалый…(Воробей).

  • Едет он на двух колёсах, не буксует на откосах.

          И бензина в баке нет. Это мой …(велосипед)

  • Михаил играл в футбол и забил в ворота…(гол)
  • Стучит лесной телеграфист:

           Здорово, дрозд- приятель!» И ставит подпись…(дятел)

  • Жеребенок с каждым днем подрастал и стал …( конем)
  • Он всю зиму в шубе спал, а проснувшись, стал реветь.

          Это зверь лесной - …(медведь)………

5. «Определи количество звуков в слове».

Цель: Проверить умение определять количество звуков в словах.

Выкладываем перед ребёнком предметные картинки, произнося  слова ребёнок  должен  определить количество звуков в слове.

                  

6. «Определи местоположение звука в словах»

Цель: Проверить умение определять место звука в слове.

Определи место звука Л в словах.

                        

7. «Определение звуков в начале и в конце слова»

Цель: Проверить умения детей определять звуки в начале и в конце слова.

Составь «Цепочку слов».

     

8. «Придумай слово на заданный звук»

Придумай слова на звук Д. (дом, дым, дерево, дача, дыра)

Придумай слова на звук Г. (гора, гном, гнездо, гроза, грязь)

Придумай слова на звук У. (утро, утка, урок, уборка, утюг)

9. «Найди место».

 Цель: Выявление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Предметные картинки; два кружка, синий и красный, у каждого из детей.

Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки.

10. «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель.  Проверка умение выделять из потока речи часто повторяющийся звук, различать гласные и согласные звуки.

Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.

Взрослый  произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали, определяют, гласный он или согласный.

Примерный материал. 

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Зоиного Зайку зовут Зазнайкой.

Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

Кот копеек накопил, кошке кофточку купил.   

На иве иней искрится, ива под инеем спит, не боится.

Алла и Аня ахали над алыми цветами.

11 .Игра «Какое слово хотел написать художник?» (составь по первым буквам)

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов.

Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.

Ход игры: взрослый  говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к состоит из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, запишем букву на доску, а потом прочтём.

12. «Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах.»

Цель: Проверить умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Воспитатель: Я буду произносить слоги, а вы, если услышите твердый звук, – поднимите синий квадрат, если услышите мягкий звук – зеленый квадрат.

МЯ, МО, ГУ, ГИ, ХИ, ХА, НЕ, ДИ, ДУ, ЛЕ,

РЯ. РА, НО, НЕ, МЯ, РЭ, КА, ЛЯ, ТА, ТЕ.

13. «Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах.»

Цель: Проверить умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Воспитатель: Замените мягкий согласный звук в слогах и первый согласный звук в словах, на твердый согласный звук.

ЛЕ – (ЛЭ), МЕ – (МЭ), РЮ – (РУ), ЗИ – (ЗЫ), ПЯ – (ПА), ЛЮК – (ЛУК), РЯД – (РАД), РЁВ– (РОВ), БИТЬ – (БЫТЬ), НЁС- (НОС).

14.  «Найди братца»

Цель: Проверить умения детей дифференцировать звонкие- глухие согласные.
Воспитатель раздает ребёнку по 3 картинки, в названии, которых есть звук «л» и «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки.
Воспитатель. Посмотри на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль» - маленький братец. Подними картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет) ; теперь со звуком «ль»
Ребёнок выходит, называет слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Сначала ребенок называет все слова со звуком «л», потом — со звуком «ль».

15 . "Звонкий - глухой"

Цель: Проверить умения детей дифференцировать звонкие- глухие согласные.

Взрослый предлагает ребенку заполнить карточку с картинками символами глухого и звонкого звука, в зависимости от того какой звук слышится в слове.
После выполнения упражнения можно предложить сверить с образцом. В случае ошибки ребенок исправляет ее и объясняет, почему его выбор был не верен.

Уважаемые родители!!!

Основная наша с вами  задача  – заинтересовать малыша, дать ему понять, что чтение может быть интересным и увлекательным, что буквы – это не просто бессмысленные символы, с ними можно играть как с игрушками.  Ведь играя, ребенок незаметно для себя будет находиться в процессе обучения. Играйте и учитесь с удовольствием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Конспект итоговой НОД в подгот. гр.по Развитию речи, интеграция Обучение чтению и Рисование.

Цель:Закрепление ранее полученных знаний.Задачи:Образовательные задачи. . Закреплять умение составлять  рассказ по сюжетной картинке.Закреплять умение употреблять синонимы, антонимы, сложные...

Дидактическая игра по развитию речи и обучению грамоте "Назови героя сказки"

Данное игровое пособие представляет собой карточки в виде сложенной открытки, на лицевой стороне которой - картинка из сказки. Ребенок вытягивает карточку, называет сказку, героя которого видит, выдел...

Конспект по развитию речи (старшая группа.) «Чтение стихов о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»».

Воспитывать интерес к русской поэзии, показать напевность языка стихотворений, развивать внимание и творческое воображение.Учить определять и высказывать свои чувства, возникающие при прослушивание ст...

Дидактическое пособие по развитию речи и обучению грамоте «Вместе играем речь развиваем»

Уважаемые коллеги!Представляем вашему вниманию дидактическое игровое пособие «Вместе играем-речь развиваем».  В данном пособии представлены игры направленные на развитие речи и обучен...