Игры на развитие слухового внимания и вербальной памяти
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Игры на формирование навыков внимания и преодоление стереотипов. На развитие фонематических процессов и слухоречевой памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_ispr.docx | 625.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов.
«Стоп - упражнения». Ребенок свободно двигается, под музыку, делает какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока педагог не предложит ему продолжать. По этому же принципу построены известные упражнения «Море волнуется», «Замри - отомри» и др.
«Зеваки». Дети идут по кругу. По сигналу все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.
Крайне важны в обсуждаемом контексте упражнения на переключение, на преодоление стереотипа. Здесь задается два - три условных сигнала и соответствующие им реакции, которые ребенок должен запомнить.
«Четыре стихии». Дети сидят (стоят) в кругу. Педагог договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз (присесть). Слово «вода» - вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли). Слово «воздух» - поднять руки вверх (встать на носочки). Слово «огонь» - произвести вращение рук (повернуться кругом; изобразить костер).
«Хлопки». Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок педагога каждый должен присесть на корточки, на два - сделать «ласточку», на три - встать с поднятыми вверх прямыми руками.
Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы.
«Чудо-звуки». Прослушайте с ребенком аудиозаписи звуков природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капель, голоса животных и птиц и т.д.). Проанализируйте и обсудите услышанные звуки (сходство и различие, где можно их услышать и т.д.). Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки, затем - сходные по звучанию.
«Угадай чей звук». Попросите ребенка прислушаться к звукам вокруг. Проанализируйте бытовые шумы: скрип двери, телефонный звонок, шум транспорта, свисток, шум кипящей воды и т.д.
«Шумящие коробочки». Поиграйте с ребенком с коробочками, заполненными различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные шарики и т.п.), которые при сотрясении создают различные шумы. Необходимо иметь два идентичных набора: для себя и ребенка. Взрослый берет коробочку, трясет ее, ребенок внимательно прислушивается к шуму, закрыв глаза. Затем он берет по одной коробочке и поочередно сравнивает их между собой, находя аналогичную коробочку, до тех пор, пока для каждой не будет найдена пара. Затем звуки сравниваются между собой.
«Веселая цепочка». Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву (звук) вашего (стол - лодка - арбуз - зуб и т.д.). Затем, усложняя задание, на Вашу третью, предпоследнюю и т.д.
«Все на один звук». Придумайте вместе с ребенком предложение (рассказ), в котором все слова кроме предлогов и союзов начинаются (или содержат) с одного звука (буквы).
«Зашифрованное слово». Предложите ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово. (Например, кролик, ослик, фиалка, торт, автобус - кофта.) Попросите его составить такую же «шифровку» для вас.
«Звук спрятался». Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.
Назовите ему несколько слов. Предложите поднимать руку каждый раз, когда он услышит нужный звук в начале, в конце, в середине слова.
Слухоречевая память.
«Магазин». Вы можете отправить ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного-двух предметов, постепенно увеличивая их количество до пяти-семи. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.
«Пары слов». Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, Вы называете пары «кошка - молоко», «мальчик - машина», «стол - пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
«Назови пять предметов». Ребенку предлагают назвать пять предметов: больших (маленьких), или красных (зеленых, светлых, разноцветных и т.д.), или квадратных (круглых, овальных), или сладких (горьких, соленых, кислых), или пушистых (гладких, холодных) и т.д.
«Я знаю пять...» Это всем известная старая игра, в ходе которой ребенок, одновременно с ударом по мячу называет: пять имен мальчиков, девочек, названий растений, животных, предметов красного цвета, цветов и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.
С детьми играем- речь развиваем....
Игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
Игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия....
Игры на развитие слухового внимания и памяти
Предлагаются игры на развитие слухового внимания и памяти для использования на логопедических занятиях....
Игры на развитие слухового внимания и памяти у дошкольников
Картотека игр на развитие слухового внимания и памяти для детей от 2х до 7лет...
Игры на развитие слухового внимания и памяти
Уважаемые родители! Предлагаю Вам игры на развитие слухового внимания и памяти, в которые Вы сможете поиграть с ребенком дома и тем самым повысить речевой уровень Вашего ребенка. Хлопни в ладоши ...
Игры на развитие слухового внимания и вербальной памяти.
Игры на формирование навыков внимания и преодоление стериотипов. На развитие фонематических процессов и слухоречевой памяти....
Игры для развития слухового внимания и слухоречевой памяти
Игры для развития слухового внимания и слухоречевой памяти...