Игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
методическая разработка по развитию речи
Игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitee_sluhovogo_vnimaniya.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитее слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
“Оркестр”, “Что звучит?” Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти. 1 вариант. Логопед воспроизводит звучание инструментов (дудочка, барабан, колокольчик и др.) Дети прослушав воспроизводят звучание, “Поиграй, как я”. 2 вариант. У логопеда большой и маленький барабан, у детей большой и маленький кружок. По большому барабану стучим и говорим там-там-там, по маленькому тям-тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой кружок и поём там-там-там; тоже с маленьким. Затем произвольно логопед показывает барабаны, дети поднимают кружки и поют нужные песенки. |
“Определи, где звучит?”, “Кто хлопал?” Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания. 1 вариант Дети закрывает глаза. Логопед тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук. 2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал. |
“Найди пару”, “Тихо – громко” Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов. 1 вариант. У логопеда звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим. 2 вариант. Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны. |
«Улыбка» |
«Хоботок» Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. |
Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - |
«Где звук?» Цель: учить определять место звука в слове. Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова. |
«Договори словечко» Цель: формировать правильное произношение звука Ч. Ход: воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кирпи…, цирка…, скрипа…., и т.д.). |
«Помоги Маше» Цель: автоматизация звука Ш в словах. Ход: воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.). |
Упражнение «Эхо» Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, на формирование умения дифференцировать звуки в слогах. Оборудование: не требуется. Ход:Педагог предлагает повторить серию слогов с общим гласным и разными согласными звуками: та-ка-па па-ка-та ка-на-па га-ба-да фа-ха-ка ма-на-ва ба-да-га ка-ва-ха и т.д. |
Упражнение «Подбери похожие слова» Цель: учить подбирать слова близкие по звучанию. Оборудование: не требуется. Ход: Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко. |
Упражнение «Найди звук» Цель: научить сравнивать слова по звуковому составу (нахождение общих и разных звуков) Оборудование: не требуется. Ход: Детям предлагается сравнить слова, найти общие и разные звуки: мак — лак, суп — сук, дом — дым, дочка — точка; дачка — пачка; плеск — треск; билет — балет; барон — баран; букет — буфет и др. |
Упражнение «Лишнее слово» Цель: учить сопоставлять слова по звуковому составу. Оборудование: не требуется. Ход: Педагог четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных: 1) канава, канава, какао, канава; 2) утенок, котенок, утенок, утенок; 3) ком, ком, кот, ком; 4) минута, монета, минута, минута; 5) винт, винт, винт, бинт; 6) буфет, букет, буфет, буфет; 7) дудка, будка, будка, будка и т.д. |
Упражнение «Утки и окуни» Цель: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У. Оборудование: не требуется. Ход: Дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети – «окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а «утки» - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке. Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий. |
Упражнение «Ушки на макушке» Цель: учить выделять первый ударный гласный из слова. Оборудование: не требуется. Ход: Дети прослушивают слова, называют звук, который слышится в начале слова. Например: осень, астра, уши, имя, армия, озеро, искра, улица, эхо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия
полезная информация для родителей!...
«Игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
Целью предлагаемых игровых упражнений является развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Данные игровые упражнения являются...
Мастер - класс "Дидактические игры, способствующие развитию произвольного внимания и памяти детей младшего дошкольного возраста"
Дидактические игры занимают большое место в практике ДОУ. Они являются самостоятельной формой обучения в детском саду. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание предлагается в и...
Консультация для родителей и педагогов на тему: "Игры для развития процессов внимания и памяти"
Консультация для родителей и педагогов на тему: "Игры для развития процессов внимания и памяти"....
Игры на развитие речевого внимания и памяти
Предлагаются игры на развитие речевого внимания и памяти для использования на логопедических занятиях....
Игры на развитие зрительного внимания и памяти и игры на развитие силы голоса
Предлагаются игры на развитие зрительного внимания и памяти и игры на развитие силы голоса для использования на логопедических занятиях....
Игры на развитие логики, внимания и памяти у дошкольников с ОВЗ.
Уровень развития внимания и памяти дошкольников с ограниченными возможностями весьма низок. Дошкольники с ОВЗ смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элемен...