Статья « Экономическое воспитание в ДОУ, как важный компонент в становлении личности и развитии дошкольника»
статья (подготовительная группа)

Бурцева Оксана Анатольевна

Формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы, а именно в дошкольных образовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Статья « Экономическое воспитание в ДОУ, как важный компонент в становлении личности  и развитии дошкольника»      

   Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Вы, конечно, заметили, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка по-являются новые интересы: он чаще задает вопросы, на которые порой взрос-лому нелегко ответить; пишет на песке, снегу и бумаге цифры и буквы; про-сит вас рассказать сказку, почитать книгу, активно обсуждает все происходя-щее вокруг и, что совсем неожиданно, проявляет интерес к такой сложной сфере, как экономика.

  С экономикой ребенок сталкивается постоянно: когда идет с мамой в мага-зин, где просит купить понравившуюся ему игрушку; когда с папой в сбер-кассе вносит плату за квартиру, газ и свет; когда бабушка с дедушкой дарят на день рождения деньги...

  Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усво-ение знаний об окружающей жизни, в частности – о финансово-экономичес-ких отношениях. Деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и дру-гие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, напол-ненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие, искусство пользования.

Поэтому современная педагогическая наука ориентирует взрослых на форми-рование у детей элементарных знаний о мире финансов и экономики уже к 6–7 годам. Именно в этом возрасте у ребенка формируется способность к ана-литико-синтетической деятельности, начинают закладываться основы логи-ческого мышления, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения в мире экономических ценностей, свои способы действий и приоб-ретает жизненный опыт. Важно помнить, что сегодняшние дети – это буду-щие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансо-вой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы, а именно в дошкольных образователь-ных учреждениях.

   Несомненно ведущую роль в формировании финансовой компетентности дошкольника играет ближайшее окружение и в частности его близкие люди, семья. В связи с этим мне хотелось бы дать некоторые рекомендации, кото-рые помогут вам привить вашему ребёнку азы финансовой грамотности.

  Формируйте у детей разумные потребности                                              1. Расскажите ребенку, какие потребности есть в вашей семье. Объясните, что в первую очередь деньги, которые вы зарабатываете, необходимо тратить на удовлетворение основных потребностей: оплата коммунальных

счетов, покупка продуктов, одежды и др.

   Составьте вместе с ребенком схему-коллаж, наглядно изображающую пот-ребности семьи и предметы их удовлетворения (потребность в еде – продук-ты, потребность в жилье – оплата коммунальных расходов, потребность в одежде – вещи и т.п.).

  Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?». Пост-ройте диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка продуктов, лекарств -куда важнее желаний ваших или его.

  2. Планируя посещение супермаркета, привлеките ребенка к подготовке к этому походу. Заранее продумайте покупки, обсудите это с ребенком. Вместе с ним вырежьте и приклейте на лист бумаги картинки товаров, которые нуж-но купить. Придя в супермаркет, попросите ребенка найти на полках то, что вы планировали приобрести. Пусть он научится выбирать, анализировать су-ществующие альтернативы между хорошим и плохим, между дорогим и де-шевым и т.д. Ребенок, путешествуя по супермаркету, по картинкам отслежи-вает, что вы кладете в корзину. Это отвлечет его от полок с красивыми иг-рушками, а вас избавит от капризов и незапланированных трат.

   Придя домой, разберите то, что вы купили вместе с ребенком, и еще раз попросите его проговорить, для чего это необходимо (какую потребность удовлетворяет этот товар). Похвалите ребенка за оказанную вам помощь.

   Очень важно научить детей видеть связь между трудом и деньгами . Ребенок должен понимать, что деньги просто так никто не дает.

  1. Расскажите ребенку о своей профессии, где вы работаете, чем занимае-тесь. Если существует возможность, возьмите ребенка с собой на работу, поз-накомьте со своими коллегами, объясните, как важен труд каждого работни-ка в общих результатах, которых вы достигли. Не следует скрывать и нега-тивные стороны профессии, например: «У ученого, писателя, архитектора устают глаза, ему много приходится читать, писать, работать с чертежами; у полицейского – очень опасная работа» и т.д. У ребенка должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии.

 2. Играйте с ребенком «В профессии». Выполняя работу по дому, предложи-те ребенку на время «стать тележурналистом» и подготовить передачу «По-лезные советы». Пусть он возьмет у вас интервью на темы «Как приготовить вкусный суп», «Как пришить пуговицу», «Как почистить ковер?» и др.

   Научите ребёнка выбирать и покупать товар.                                  1. Совершите с ребенком совместный поход в крупный магазин. Покажите ему, где находятся различные товары: хлебобулочные, молочные, канцеляр-ские, игрушки и т.п. Обратите его внимание на разнообразие форм,размеров, яркость оформления товарной продукции: сок в маленьких пакетиках и в больших, в банках, в бутылках, хлеб: белый, темный, маленький и большой (кирпичиком и круглый). Объясните, что нужно выбирать именно тот товар, который вам нужен, обращая внимание на цену, срок годности, качество.

   Расскажите ребенку, что надо разумно подходить к количеству покупаемо-го товара, приобретать ровно столько, сколько требуется. Даже если товар недорогой, его не нужно покупать очень много, так как он может испортить-ся.

 2. Обратите внимание ребенка на то, как можно расплатиться за покупки: наличными деньгами или при помощи карточки. Расскажите, какие преиму-щества имеет каждый способ оплаты (при оплате по карточке – не требуется сдача, оплата наличными деньгами заставляет рассчитывать средства, так как карманная наличность всегда ограничена).

 3. Перед походом в магазин обсудите с ребенком, что вы будете покупать. Покажите ему еженедельные рекламные буклеты с товаром, который прода-ется в магазине, и расскажите, как можно сэкономить деньги, покупая товары со скидкой.

   Научите ребёнка считать деньги                                                                         1. Поручите ребенку собирать ваши мелкие монеты и складывать в баночки (коробочки). Вместе с ребенком подсчитайте деньги, которые он собрал за неделю. Расскажите, что можно купить за эту сумму. Поговорите с ребенком о том, что любые деньги выплачены за труд и к ним следует относиться с уважением. Объясните ему смысл пословицы «Копеечка к копеечке – рубль набегает».

  2. Почаще берите ребенка с собой в магазин за покупками. Так дети будут знать стоимость окружающих вещей и поймут, что все продукты, одежда, игрушки оплачиваются деньгами, полученными родителями за труд.

  3. Не оставляйте без внимания испорченные ребенком одежду, книжки, игрушки. Отсчитайте и покажите ребенку сумму денег, которую вы потра-тили, чтобы приобрести ту или иную испорченную вещь. Объясните, что

новая покупка этой вещи потребует такого же количества денег. Малыш не должен привыкать к тому, что все, что ломается, тут же заменяется новым. Ребенку должна стать очевидна причинно-следственная цепочка: он испор-тил вещь, и теперь ее у него нет. Предложите ребенку вместе починить ис-порченные вещи.

   Научите ребёнка планировать семейный бюджет                                                           1. Составьте совместно с ребенком таблицу семейных расходов за неделю (месяц). Таблица может включать в себя разделы как: продукты питания, сла-дости, одежда, коммунальные услуги, игрушки, проезд, лекарства, крупные покупки и развлечения. Чтобы ребенку было интереснее, обозначьте каждый раздел таблицы рисунком-символом.

   Заполняйте таблицу ежедневно. Например, если вы покупали молоко, хлеб, масло, пусть ребенок приклеит звездочку в разделе «Продуты питания». Ку-пили игрушку, книгу – звездочку в разделе «Игрушки».В конце недели под-ведите итоги. На что больше всего расходовалось денег? Какие разделы ока-зались пустыми? Вместе с ребенком сделайте вывод о том, что на крупные покупки необходимо экономить.

 2. Разработайте вместе с ребенком и запишите правила или советы «Как можно сэкономить семейный бюджет?»

   

     В заключении хочется сказать, что каждый  родитель несомненно желает, чтобы дети, повзрослев, стали финансово успешными, смогли бы обеспечить себя и, быть может, помочь стареющим родителям. Семейная атмосфера зак-ладывает в ребенке основы будущей финансовой состоятельности. И здесь важнее не накормить ребенка готовой рыбой, а дать в руки удочку и научить с нею управляться. Только тогда вы сможете быть спокойны за будущее сво-их детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Современная семья и ее роль в становлении личности ребенка"

Современная семья в последнее время сильно отличается от понятий "традиционная семья и традиционное воспитание"...

статья "экономическое воспитание дошкольников"

Экономическое воспитание старших дошкольников.На современном этапе развития экономических отношений в России в педагогике актуальна тема «Экономическое воспитание старших дошкольников». По...

статья "Экономическое воспитание дошкольников"

В статье описана проектная деятельность с детьми 6-7 лет по теме "Секреты семейного бюджета"...

ЗОЖ в семье и детском саду – важный компонент формирования гармоничной личности дошкольника.

данная статья будет полезна для воспитателей ДОУ всех возрастных групп....

Статья: «Экономическое воспитание дошкольников»

Важность знакомства детей в сфере экономического воспитания...

Статья «Экономическое воспитание старших дошкольников».

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга понятиями. На современном этапе развития ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он ...