статья "Экономическое воспитание дошкольников"
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Хазова Наталья Юрьевна

В статье описана проектная деятельность с детьми 6-7 лет по теме "Секреты семейного бюджета"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskoe_vospitanie_v_dou.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог дополнительного образования  

МБДОУ «Детский сад № 429» Хазова Н.Ю.

г. Нижний Новгород

Экономическое воспитание  дошкольников через организацию проектной деятельности.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – это сложная, но необходимая в современных условиях, задача для педагога ДОУ. Сам ребенок – дошкольник, без помощи взрослых, не освоит эту область. В семье ребенок зачастую бывает исключен из решения экономических вопросов, не знаком с планированием семейного бюджета. Именно поэтому у дошкольников нередко возникают конфликты с родителями из-за неудовлетворения его желаний и потребностей, требования что-то ему купить.  Это вызвано тем, что у ребенка не сформировано умение считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи. Поэтому, было решено в подготовительной к школе группе организовать проектную деятельность по теме «Секреты семейного бюджета».

Цель проекта: сформировать у детей представления о семейном бюджете с целью развития разумных потребностей, умения соизмерять свои желания с потребностями  других членов семьи.

Задачи:

  • Познакомить с элементарными экономическими понятиями: доходы, расходы, зарплата, бюджет, товар, цена, деньги и др.
  • Научить понимать смысл экономических явлений, решать простейшие экономические задачи семейной экономики.
  • Воспитывать разумные потребности, умение вести себя правильно  в реальных жизненных ситуациях.
  • Формировать такие полезные привычки и навыки в быту, как бережливость, аккуратность, экономность, ответственность.
  • Научить понимать и ценить окружающий предметный                                           мир, как результата труда людей.
  • Формировать у ребенка навыки самостоятельной исследовательской деятельности: умение собирать информацию из разных источников, анализировать ее и делать выводы.

На первом этапе совместно с детьми и родителями мы собирали информационную копилку.  В библиотеке взяли  детскую энциклопедию, книги  Э.Успенского «Бизнес  крокодила Гены» и  Т. Поповой «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом». Там же нам предложили ряд детских познавательных журналов.  Мама Полины Щ.  нашла нам в интернете видео уроки тетушки Совы «Азбука денег», которые дети с интересом посмотрели.  Дома ребята побеседовали  с родителями на тему «Как выглядит наш семейный  бюджет», результаты домашнего задания  в виде схем и рисунков принесли в группу.

         На втором этапе, изучив собранные материалы, дети  сделали первый вывод: в каждой семье бюджет разный, но он всегда состоит из доходов и расходов. Они  узнали, что  искусство ведения домашнего хозяйства  называется экономика. Для того,  чтобы познакомиться с экономикой поближе, были  проанализированы  знакомые сказки и составлена картотека тех, где рассказывается о доходе и расходе, продаже  и покупке товара, обмене, деньгах. Оказалось, что сказки – это кладезь векового экономического опыта народа. Например,  товар встречается в сказке  «Муха Цокотуха»,  расходы считает крот в сказке «Дюймовочка»,  клад в сказке  «Каникулы в «Простоквашино» это прибыль, доход. Дети  давали оценку героям и их поступкам: Кот Матроскин – запасливый  и бережливый, муха  -  хозяйственная, крот – скупой, жадный и т.д. Дети самостоятельно готовили картинки для кругов Луллия, с  удовольствием играли в получившуюся игру «Найди экономику в сказках».

 По мере изучения составляющих  бюджета  заполнялась морфологическая  таблица, где  учитывались не только материалы копилки, но и мнения разных людей. Для этого был проведен опрос  родственников и сотрудников детского сада.  Ответы на вопросы: Какие из (доходов) расходов в семейном бюджете вы считаете основными? На что еще вы расходуете деньги? Как можно увеличить семейный бюджет? фиксировались и  после анализа всех данных вносились в морфологическую таблицу. В итоге, к основным доходам  семьи были отнесены  зарплата, пенсия, стипендия и  пособия. К дополнительному доходу семьи  отнесли: проценты от хранения денег  в банке, выращивание  овощей и фруктов,  шитье и вязание и т.д. Многообразные расходы семьи  тоже разделили их на 2 группы: обязательные, без которых и месяца нельзя прожить. Это продукты, коммунальные услуги, оплата транспорта и телефона. Сюда же отнесли деньги на  непредвиденные расходы: покупка лекарств  при заболевании, поломка техники, испорченная одежда или обувь.  Расходы  необязательные, неосновные: посещение кинотеатра, покупка сладостей и  игрушек, путешествия и т.д. Основные доходы и расходы легли в основу  модели «Семейный  бюджет».

Во время экскурсии  и беседы с сотрудниками детского сада дети узнали, что  в детском саду тоже есть свой  бюджет. Кладовщик планирует расходы на продукты, а завхоз на мебель,  игрушки, посуду. Мы сделали  такие выводы: бюджет надо планировать. У того, кто умело ведет домашнее хозяйство, расходы  в бюджете равны доходам. А если семья хочет накопить деньги на крупную покупку или отдых, расход должен быть меньше, чем доход. Нельзя расходовать больше, чем твои доходы, иначе останешься совсем без денег. Дети записали соотношение доходов и расходов с помощью математических знаков: Д ═  Р     Д ≤   Р     Д ≥   Р

Когда мы знакомились  с деньгами,  ребята и педагоги принесли из дома валюту. Ребята с увлечением рассматривали  и сравнивали монеты и купюры, искали  соответствующие страны на глобусе, узнали, что в каждой стране деньги имеют свое имя: у нас в России это рубль, в Грузии – лари, в Америке – доллар, в Индии – рупия и др. Постепенно собралась  коллекция монет и купюр разных стран.

В ходе проектной деятельности  детям понравилось решать сказочные экономические задачки, где надо давать совет герою, как с пользой потратить деньги, провести обмен или увеличить доход. Например: «Дай совет Буратино», «Посчитай расходы для Кота Матроскина»,  «Где Мишке взять товар для магазина?» и т.д. В игре «Экономическая рыбалка» ребята подбирали противоположные слова: продавец – покупатель, доход – расход, дешево – дорого, трудолюбивый – ленивый, находка – потеря, щедрый – скупой, хозяин – гость, выигрыш – проигрыш.

На заключительном этапе нашего проекта дети задумались, а  смогут  они сами принимать активное участие в ведении семейного бюджета? Свои придумки зарисовали, получилась модель – напоминалка со следующими характеристиками:

  • Не трать деньги попусту, не проси постоянно у взрослых сладости или игрушки.
  • Заботься о своем здоровье, занимайся физкультурой, чтобы не болеть.
  • Помогай  родителям по дому и в саду (мыть посуду, пылесосить, ухаживать за растениями, прибирать свои вещи, кормить домашних животных, это поможет  взрослым экономить время. Мама и папа смогут отдохнуть после работы, у  бабушки появиться время повязать.
  • Бережно относись к вещам, мебели, электроприборам – тогда они будут дольше служить.
  • Не сиди весь вечер за планшетом или компьютером – это вредно не только для бюджета, но и для здоровья.
  • Экономь  дома воду  и  электроэнергию.

Для того чтобы познакомить ребят  своей группы с бюджетом, объяснить им, что семейный бюджет – это план доходов и расходов в каждой семье, научить их отличать доходы от расходов  участники проекта придумали  напольную игру – бродилку  «Азбука экономики». Были  разработаны правила: в начале игры все игроки получают по 5 монеток – это бюджет каждого. Идешь по полю, если остановка на картинке с доходом – берешь из банка 1 монетку, если на картинке у тебя расход – 1 монетку отдаешь банку. Выигрывает тот, у кого в конце пути будет больший доход. Если в конце игры бюджет будет меньше 5 рублей – это проигрыш.

Презентация исследовательского проекта была проведена и для старших дошкольников, и для педагогов ДОУ, и для родителей.

Результаты проектной деятельности  выразились в следующем:

  • У детей сформированы первоначальные представления о семейном бюджете, его структуре, умение отличать доходы от расходов.
  • Появился устойчивый интерес  к вопросам экономного отношения к бюджету семьи, желание участвовать в обсуждении планирования расходов.
  • Дети научились решать простейшие экономические задачи, анализировать  поступки сказочных героев, рассуждать, высказывать своё мнение о рациональности расходов семьи.
  • Обогатился  словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
  • Отмечается желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым, быть бережливыми и аккуратными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...