статья "экономическое воспитание дошкольников"
статья (старшая группа) на тему
Экономическое воспитание старших дошкольников.
На современном этапе развития экономических отношений в России в педагогике актуальна тема «Экономическое воспитание старших дошкольников». Поскольку сегодня много говорим о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Взрослая жизнь потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт, формируется основа в создании будущего экономического мышления. Поэтому важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность, самостоятельность, деловитость - сформировать разумные экономические потребности.
Хотелось бы процитировать слова великого американского экономиста И. Колемана «Лучше обеспечить минимум экономической грамотности на раннем этапе жизни, чем бороться против стихийно полученной экономической грамотности в дальнейший период жизни».
Требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной и применительно к дошкольному возрасту, поскольку ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как труд, вещи, стоимость, деньги. Помочь детям пополнить знания о жизни современного общества может работа по экономическому воспитанию в детском саду.
Я считаю, что экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, поэтому данную тему я посчитала актуальной. Для своего проекта с детьми старшего дошкольного возраста, я взяла тему «Деньги. Что это? История денег. Мини музей денег».
В рамках нашего проекта была проведена предварительная беседа с детьми, где мы определили главный вопрос - что такое деньги? И откуда они берутся? Для того чтобы найти ответы на главные вопросы, мною были изучены исторические справки, факты, подобрана необходимая литература, адаптированная для детей о деньгах.
Дети проявили большой интерес к беседам о деньгах и рассказам об их истории, все беседы сопровождались показом наглядностей, мною был оформлен и прочтен детям альбом «История денег. Рассказы для детей» автор Пётр Кошель. Для просмотра детьми был оформлен альбом с картинками «Что такое деньги? Как появились деньги?»
В нашей группе был организован «Мини музей денег». Экспонаты для музея собирали с помощью родителей, которые охотно приняли в этом участие. Это были оформленные альбомы «Коллекция монет», коллекция бумажных денег разных стран и времен «Какие бывают деньги?», в нашем музее были представлены монеты даже времен Петра 1. Наглядно были представлены способы накопления и сбережения денег – сберегательные книжки, электронные банковские карты, копилки, так же в музее присутствовали «Первые деньги» - ракушки, соль, меха. На пртяжении работы нашего музея его посетили дети других групп, педагоги, родители - мы получили массу приятных отзывов от посетителей.
Интерес охватил всех - и взрослых и детей. Были проведены беседы с детьми «С чего все начиналось?»- о первых «обменах» на соль, ракушки, меха и т.п.; «Реклама, для чего она нужна?» - для детей была создана игровая ситуация и проигран рекламный ролик; было просмотрено несколько познавательных фильмов и передач о деньгах, их истории (из цикла познавательных передач «ГАЛИЛЕО», «У тетушки Совы», «АБВГДЕЙ ка»), видеофильм «Как печатают деньги»,
Учитывая, что у дошкольников старшего возраста преобладает наглядно-образное мышление, то основным видом деятельности является –игра, детям для сюжетно ролевых игр «Магазин.Супермаркет» было предоставлено много разнообразного игрового материала, внесены в кассу (распечатанные) купьры разного достоинства, в игре дети познавали на практике правила «купли- продажи», учились соотносить стоимость товара, приобретали практические навыки обращения с деньгами.
Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний мы использовали народные и авторские сказки, такие как «Мальчик с пальчик», «Муха Цокотуха», «Морозко», «Приключения Буратино…», «Как старик корову продавал»-м/ф, «Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина и др. Так как художественная литература оказывает благотворное воздействие на детей благодаря тому, что отражает действительность, показывает жизнь в ярких живых образах. Тем самым облегчает ребенку понимание жизни и отношений в ней.
Ну и конечно же в проект были активно вовлечены родители воспитанников. Ведь экономическое воспитание дошкольника невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Взрослые проявили большую заинтересованность в нашей работе, собирали экспонаты, дома с детьми были изданы книжки-малышки «….Жила –была денежка..», «Пословицы и поговорки о деньгах», где они применили свои творческие способности.
В заключение проекта, на уровне нашего ДОУ мною было проведено открытое занятие для педагогов «Детям о деньгах».
На этом занятии я обобщила полученные знания детей о деньгах и для большего интереса мы с детьми посетили «Лабораторию», где наши «юные исследователи» проводили эксперименты с деньгами, чтобы определить, какие деньги удобнее и надежнее в использовании. Мои ожидаемые результаты полностью оправдались - дети получили массу интересных выводов, на практике лично убедились о свойствах денег, взяли для себя определенные знания.
Проведя работу по проекту, я увидела положительные результаты, дети в игре в «Магазин» чаще уделяют внимание на цену товара, на наличие денег в кошельке, имеют четкое понятие «сдача», сюжет игры более насыщенный, интересный, приближен к реальности. Дети понимают, что денег бывает не достаточно для покупки и их необходимо заработать, деньги нужно экономить и беречь.
Экономическая проблема может быть решена только сообща с родителями и педагогическими коллективами уже начиная с дошкольных учреждений; наконец, эти усилия помогут расширить понятия нравственного воспитания в экономике. Поэтому-то экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.
Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.
Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие — комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Ведь семья — это «реальная экономика», и в ней «...дети не учатся жить, а живут...» (Е. А. Аркин.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fotootchet_dengi.docx | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...