Вариативная часть к рабочей программе
план-конспект занятия (младшая группа)
Развитие детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие мелкой моторики у детей | 28.82 КБ |
Профилактика простудных заболеваний у детей в осенний период | 556.69 КБ |
Сценарий праздника | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Сказка» муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области
Принято Утверждено
педагогическим советом учреждения Заведующий МДОУ «Сказка»
протокол № 1 _________Е.А. Мирошкина
« 30» августа 2022 г.
Вариативная часть
"Ловкие пальчики"
к рабочей программе (3-4 лет)
с детьми средней группы
на 2022-2023 учебный год
Воспитатель:
Кулемина Т.В.
с. Путятино
Содержание.
Раздел 1.
- Пояснительная записка.
Актуальность.
Проблема.
Цель.
Задачи.
Участники.
Направленность программы.
Основные принципы педагога при реализации программы.
Возрастные особенности детей 3-4 лет.
Раздел 2
2.1 Календарно- тематическое планирование.
Раздел 3
2.2 Материально - техническое обеспечение.
2.3 Список используемой литературы.
Раздел 1
1.1.Пояснительная записка.
Актуальность.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движения пальцев рук) и тактильной чувствительности-мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно-надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Мелкая моторика рук -это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности даёт сама жизнь.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное-для того, чтобы играть с ребёнком, нам не нужно ничего покупать специально-у нас всё под рукой: пуговицы баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.
Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа проводится естественно, не возникает психического напряжения.
Проблема: наблюдая за детьми в младших группах детского сада, я заметила, что у многих детей недостаточно развита моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку, другие собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи застёгивать застёжки и липучки на одежде, не говоря уже о пуговицах и шнурках. Проблемы развития мелкой моторики
Проблемы развития мелкой моторики изучаются достаточно давно. Многие ученные показали в своих исследованиях роль двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления, а так - же доказали, что первой и главной врожденной формой деятельности является двигательная. И. П. Павлов считал, что речь - это мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Многие ученные, в том числе и современные считают, что все способности детей находятся в кончиках их пальцев. Важно развитие мелкой моторики рук для речевого развития ребенка. В настоящее время разработано достаточно много упражнений, которые помогают развить пальцевую моторику
Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о пространственных признаках и отношениях (понятиях наверху, внизу, справа, слева, внизу);
- привить интерес к прописыванию различных графических элементов;
- способствовать формированию координации движения ведущей руки.
Развивающие:
- развивать умение производить точные движения кистью и пальцами;
- развивать способности координированной работы рук со зрительным развитие восприятием;
- развитие творческой активности;
- формировать умения воплощать свои идеи художественный образ;
- развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности,
учитывая индивидуальные и возрастные особенности;
развивать речь детей, обогащать их словарь.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду;
- воспитывать любознательность.
Участники:
- Дети второй младшей группы.
- Воспитатель.
Направленность:
- познавательно-речевая деятельность;
- изобразительная деятельность;
- игровая деятельность;
- практическая деятельность.
Основные принципы работы педагога при реализации программы:
-уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность и последовательность занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность;
-адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребёнку в процессе занятий;
-постепенность, систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
-индивидуализация темпа работы- переход к новому этапу обучени только после полного освоения материала предыдущего этапа;
-повторность материала, позволяющего формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Возрастные особенности детей 3-4 лет.
Развитие происходит постепенно. Это происходит последовательно, начиная от периода новорожденности. Ребенок, начинает брать и удерживать предмет, перекладывает предмет, например, какую -либо игрушку из руки в руку. Начинает узнавать предметы на расстоянии. При захвате предмета участвует большой палец и конечные фаланги других. В игре ребенок начинает исследовать предметы различными путями. В возрасте 1.6 -3 года у ребенка формируется зрительное восприятие предметов. А так-же появляется преобладающая рука, которая со временем может меняться. В возрасте 3-4 года ребенок должен уметь обводит по конурам, хорошо брать мяч.
. В 3-4 года четко держит карандаш или ручку пальцами, собирает и строит различные постройки с кубиков и многое другое.
Раздел 2
2.1. Календарно-тематическое планирование.
Месяц | № | Тема занятий | Программное содержание |
Сентябрь | "Цветы на клумбе" (лепка рельефная) | Создание рельефных картин: Отрывание (отщипывание) кусочков пластилина (красного, желтого цвета) и примазывание к фону. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. | |
Октябрь | "Падают, падают листья…" (обрывная аппликация) | Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев (кусочков бумаги, жёлтого цвета). Освоение техники наклеивания. Развитие мелкой моторики. | |
Ноябрь | "Узоры на манке" (рисование пальчиками на манной крупе) | Создание изображений на манной крупе: изображение ладошек. Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики. | |
Декабрь | "Бусы для ёлочки" (раскрашивание макарон и нанизывание из них бус) | Изготовление украшений для ёлочки из макаронных изделий. Развитие чувства цвета и ритма. Развитие мелкой моторики. | |
Январь | "Вкусное печенье" (лепка из солёного теста орешков) | Продолжить знакомство с тестом как художественным материалом. Получение силуэтных изображений из теста: отпечатки, выдавливание. Обведение и украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики. | |
Февраль | "Снеговик" (аппликация из комочков ваты или бумажных салфеток) | Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание бумажных салфеток в пределах нарисованного контура. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики. | |
Март | "Цветок для мамы" (рисование с элементами аппликации) | Подготовка картинок в подарок мамам на праздник. Освоение техники раскрашивания, выделение серединки. Развивать глазомер, мелкую моторику. | |
Апрель | "Верба" (аппликация из ватных палочек) | Создание образа цветущей вербы из подручного материала. Способствовать воспитанию интереса к прекрасному, окружающему нас. Развивать мелкую моторику. | |
Май | "Вот какой у нас салют!" (лепка рельефная) | Создание коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Сочетание приёмов лепки: раскатывание жгутика и шарика, их соединение и включение в общую композицию. Развитие чувства формы, ритма, мелкой моторики. |
Раздел 3
2.3 Материально - техническое обеспечение:
- столы, стулья;
- интерактивная доска;
- дидактические игры;
- мольберт;
- дощечки для лепки;
- природный материал (камни, песок, бусы, фасоль, макароны, крупа и т. д.)
- дидактические материалы (картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки - схемы и т.д.)
2.4 Список использованной литературы.
2. Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
3. Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»
4. Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»
5. Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»
6. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Профилактика простудных заболеваний
у детей в осенний период»
С наступлением осени как никогда актуальным становится вопрос профилактики простудных заболеваний. Каждую маму волнует вопрос, как избежать простудных заболеваний вообще или минимизировать длительность и интенсивность простуды.
Итак, вот несколько важным моментов, которые помогут Вам предупредить простуду:
Наш друг – правильная температура!
- Температура воздуха в комнате должна быть не выше +22.
- Также ребёнка на улицу одеваем по погоде. Не кутайте в 33 одёжки, но и не допускайте попадания холодного воздуха под одежду.
- Если за окном дождик, но при этом холодно, не забудьте одеть тёплый носочек в резиновый сапожек.
Увлажнение и доступ свежего воздуха в квартире
В холодное время года особо актуальна тема увлажнения воздуха. Так как различные обогреватели, батареи, как и кондиционер впрочем, высушивают воздух, а это в свою очередь приводит к сухости слизистой оболочки носоглотки и прямому попаданию микробов внутрь организма.
Поэтому крайне важно увлажнять воздух в квартире: регулярно проветривать помещение, спать с открытой форточкой, делать влажную уборку (при этом избавиться от вещей, активно собирающих пыль) и использовать увлажнитель воздуха. Также рекомендуется промывать носик ребёнка солевым раствором.
Ароматерапия
Ароматерапия - как известно повышает иммунитет и способна привести организм в норму. Используйте только натуральные эфирные масла без примесей. Подойдут масло сосны, лимона, лаванды, мяты, апельсина, чайного дерева и другие.
Частые прогулки на улице
Гулять с малышом на улице нужно как можно чаще. Осень и ранняя весна – не исключение. Пусть это даже будут короткие прогулки по 30-40минут, но пусть за день их будет 2-3. Прохладный воздух и контраст температур оказывают положительное влияние на детский организм. Только при этом, конечно, одевайтесь по погоде.
Закаливание
В качестве профилактики простудных заболеваний также можно использовать закаливание. Правда, начинать закаливание нужно намного раньше и стартовать с периода абсолютного здоровья малыша.
Плавание - это универсальное закаливание для всех.
Оно не только прекрасно закаливает и повышает иммунитет, для растущего организма оно является практически незаменимым, так как развивает мышцы, способствует росту и нормализует состояние сосудистой системы ребенка, которая в период активного роста выдерживает высокие нагрузки. Кроме того, для детей посещение бассейна становится универсальным средством расслабления всех мышц и успокоения нервов.
Второй пункт нашего плана - совмещаем вкусное и полезное. В настоящее время выпускается масса детских медикаментозных и витаминизированных средств, для профилактики простудных заболеваний. Однако, как бы не были они безопасны, все же не каждый захочет пичкать ребенка лекарственными препаратами в целях профилактики простуды. Куда лучше и полезнее включить в меню всей семьи знакомые и очень эффективные, в плане профилактики вирусных заболеваний, продукты.
Если вы заведете правило, ежедневно пить чай с лимоном и съедать его с сахаром вместе с цедрой. Приучите ребенка к чесноку, который не обязательно есть в чистом виде. Его можно просто мелко нарезать свежий чеснок и посыпать в тарелку с супом, и, кроме того, поставить раздавленный чеснок в блюдце возле кровати ребенка или на столе, где он играет, то эти меры будут ничуть не хуже препаратов из аптеки защищать ребенка от вирусных инфекций. К тому - же будут абсолютно безвредны.
И еще, приобретите в аптеке богатый витаминами (особенно витамином С) сироп шиповника. Добавляйте его в чай или давайте ребенку как самостоятельный напиток, разводя в теплой воде. Вы практически обеспечите своему ребенку не только хороший иммунитет, но еще и бодрость и работоспособность в школе, так как сироп шиповника способствует повышению активности и дает хороший заряд энергии.
Третий пункт
Вирусные инфекции обычно легче всего подхватить в многолюдных местах.
Обязательно мыть руки после прогулки, стараться не находиться очень близко от кашляющих и чихающих людей, не посещать без лишней необходимости общественные места. По возможности меньше пользоваться общественным транспортом, в саду не пользоваться чужими носовыми платками.
Четвертое. Чтобы избежать простудных заболеваний, прежде всего надо исключить их возможные причины. Одевайте своего ребенка по сезону, не теплее и не легче необходимого. Основное требование: чтобы не было переохлаждения, а ноги были сухими и теплыми, и потому хорошая обувь - залог здоровья вашего ребенка. И само собой голову тоже нужно держать в тепле, потому если это не шапка (некоторые подростки в силу особенностей возраста, как известно, не любят носить зимние головные уборы), то обязательно предусмотрите наличие капюшона в зимней одежде ребенка.
Вот и все премудрости. Сложно? Нет! Лучшая защита от простуды - её комплексная профилактика.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Сказка» муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области
Сценарий осеннего праздника
"Осень золотая в гости к нам пришла"
(вторая младшая и средняя группа)
Составитель:
Кулемина Т.В.
с.Путятино 2022г.
(звучит музыка, выходят дети и садятся на стулья)
Ведущий 1 Заглянул сегодня праздник в каждый дом
Потому что бродит осень за окном,
Заглянул осенний праздник в детский сад,
Чтоб порадовать и взрослых и ребят.
Ведущий 2 Лето быстро пролетело,
Ветерком прошелестело.
Осень к нам в окно глядит,
Частым дождиком стучит.
Двери ветром распахнула,
Листьев веер развернула.
Танец "Посмотри какой листочек"
Ведущий 1 А сейчас дети второй младшей группы прочтут стихи про осень.
1 ребенок: На прогулку мы пойдем
Листья соберем. Р. Милаша
Желтые и красные
Все такие разные!
2 ребенок: Мы зонтики возьмем
И гулять пойдем Ф.Ваня
В резиновых сапожках
Не промокнут наши ножки.
3ребенок: Вот и осень наступила,
Дождик капает с утра. Ф. Максим
Но погоды не боится
Озорная детвора.
4 ребенок: Руки мерзнут в ноябре:
Холод, ветер на дворе. М. Вероника
Ведущая 2 Слышу, как грохочет гром
Вижу тучку за окном
Ветер тучку подгоняет
Тучка капельки роняет
А не позвать ли нам Тучку в гости? Она веселая девочка и тоже любит играть. Давайте вместе крикнем: «Тучка!»
(Звучит веселая музыка. Тучка пробегает по залу и машет на детей дождиком. Становится в центре.)
Ведущая 1 Здравствуй, Тучка-озорница
Будешь с нами веселиться?
Мы про Тучку танец знаем
И тебе его подарим.
Танец «Злую тучку наказали»
Тучка: Тучку нечего бояться
С Тучкой можно поиграть
Будем-будем грустный дождик
Вместе в радость превращать!
Игра с Тучкой "Солнышко и дождик"
Тучка: Попрощаться нам пора, до свиданья детвора,
Дальше в небе полечу, дальше землю замочу!
(все прощаются с Тучкой и она уходит)
Ведущий 2 Кажется к нам кто-то спешит…
(звучит музыка. Входит Лесовичок)
Лесовичок: Здравствуйте! Это что здесь такое? Праздник, что ли?
Ведущий 1 Здравствуйте. Кто вы, дедушка?
Лесовичок: Я –то ? Старичок – Лесовичок!
Шел я мимо, слышу, песни красивые поют, зовут кого-то.
Дай, думаю, загляну.
Ведущий 2 Вот и хорошо, дедушка, что зашел к нам в гости! А у нас праздник, мы осень в гости ждем!
Лесовичок: Видел я в лесу осень. Забот у нее много: каждый листочек на деревьях раскрасить нужно. Как закончит все дела, так к вам в гости и пожалует.
Ведущий1 Дедушка Лесовичок, оставайся с нами на празднике, повеселись с ребятами.
Лесовичок: С удовольствием останусь.
Ведуший 2 Дедушка, Лесовичок, а ты загадки умеешь отгадывать?
Лесовичок: А то, как же!
Ведущий 2 Тогда слушай наши загадки, а вы ребята, помогайте!
Загадки
Ведущий 1 На сосне она висит,
Очень далеко глядит!
Но, а если упадет,
То получит кто –то в лоб!
Лесовичок: Ворона что – ль уснула, да с ветки упала?
Дети: Шишка!
Ведущий 2 Бусы красные висят,
И с кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти собирать в лукошко дети.
Лесовичок: Это, наверно, Сорока потеряла свои бусы!
Дети: Ягоды!
Ведущий 1 И над горкой, и под горкой, под берёзой и под елкой.
Хороводами и в ряд добры молодцы стоят!
Лесовичок: (чешет затылок и бормочет): В шапках молодцы стоят…
Это пеньки что-ль?
Ведущий1 Нет, не пеньки, а грибы!
Лесовичок: Ай, ай, оплошал я! Точно, ведь грибочки лесные!
Выходите мальчики –грибочки на танец!
(Танец "Грибы" (мальчики))
Лесовичок: Какие замечательные грибочки! Давайте поиграем и грибов соберем!
(Игра "Собери грибы")
Лесовичок: Ох и весело у вас, да пора мне в лес возвращаться. До свидания!
Ведущий 2 До свидания, дедушка Лесовичок!
Ведущий 1 Кажется к нам кто-то идет.
(звучит музыка входит Осень)
Осень: Вы ждете меня? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Не виделись мы целый год!
За летом- следом мой черед.
Вы рады встретится со мной
Вам нравится наряд лесной
Осенние сады и парки?
Ведущая 2 Да, хороши твои подарки.
Осень: Вот корзиночка волшебная
Всех прошу закрыть глаза.
Начинаем чудеса
1.2.3.4.5 глазки можно открывать
Ну-ка , дети не зевай и листочки получай!
(Осень раздает девочкам листочки.)
(Танец "Листочки")
Ведущая1 Гостья, Осень, послушай стихи наших детей.
( Стихи средняя группа)
1-й ребенок: Праздник Осени сегодня Вика Х.
И светло и весело
Ах, какие украшенья
Осень здесь развесила.
2-й ребенок: Какая красивая осень, Ярослав
Какой золотистый ковёр!
И в гости сегодня, ребята,
К нам праздник осенний пришёл.
3-й ребенок: Листья желтые танцуют, Вера
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют «листопад»!
4-й ребенок: Как красиво всё кругом Маша
Золотым осенним днём.
Листья жёлтые летят,
Под ногами шелестят!
5-й ребенок: Ходит осень по дорожкам, Алиса
Ходит, улыбается,
Точно в сказке, тут и там
Все цвета меняются!
6-й ребенок: Праздник в садике у нас Егор
Всем нам очень весело
Осень листики цветные
Всюду нам развесила
7-й ребенок: Посмотрите - у рябины Саша
Покраснели щечки
На дорожке полетели
Желтые листочки.
8-й ребенок: Всех гостей сегодня вместе Олег
Мы не зря собрали,
Танцы, песни, прибаутки
будут в этом зале!
Осень: Я Осень золотая на праздник к вам пришла
И кое -что ребятам принесла
Скорее в круг со мной вставайте и немного поиграйте.
Без игры праздник неярок.
Хотите получить игру в подарок?
(Игра " Зонтик" )
Ход игры: Осень стоит в середине круга, держит зонтик.
Зонтик прыгает на ножке, а мы хлопаем в ладошки.
Будет зонтик наш кружиться, а мы топать веселиться.
Будет зонтик приседать, а мы ножки выставлять.
Ведущая 2
Милая осень, убедилась, какие у нас талантливые ребята.
А еще они очень трудолюбивые. У них руки золотые. Мы приглашаем тебя на свой огород, покажем, что там растет.
Становись веселее в хоровод,
Оживает на глазах наш огород!
(Танец «Огородная – хороводная)
Осень:
Хорошие овощи выросли у вас на грядке!
Осень: Жалко с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться
За хорошее выступление
Я приготовила вам угощенье!
Ждут меня дела
До свидания детвора!
Ведущая 1 До свидания , Осень!
Вот и закончился праздник осенний,
Думаю, всем он поднял настроение!
Хочется петь, улыбаться всегда.
Дети, со мною согласны вы ?
Дети : Да!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационный подход к реализации регионального компонента вариативной части основной образовательной программы ДОУ»
В настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде русских национальных культурных традиций. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей...
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Представляю Вашему вниманию описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть Основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Х...
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...
"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...
Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации вариативной части основной образовательной программы в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников «С чего начинается Родина?»
В соответствии с ФГОС ДО реализуется основная образовательная программа дошкольного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новозоринская средняя общеобразовательна...