Программа детско – родительского клуба «Вместе мы сила»
календарно-тематическое планирование
Родительский клуб строится на принципах:
Целенаправленность педагогического проекта Привлечение родителей к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
Плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
Индивидуальный подход - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
Вариативность содержания форм и методов образования родителей;
Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого;
Сознательность, активность и дозированность – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_detsko_-_roditelskogo_kluba.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Белочка»
Программа детско – родительского клуба
«Вместе мы сила»
Воспитатели: Ферзалиева Д.З.
2021 - 2022 учебный год.
Содержание:
Пояснительная записка
Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. В Законе РФ «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В этой связи изменяется и позиция детского сада в работе с семьей.
На современном этапе требуются иные взаимоотношения семьи и ОУ, которые должны определяться сотрудничеством и доверительностью.
Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Именно поэтому наше образовательное учреждение отдало предпочтение этой форме работы. Клуб позволяет сделать общение с родителями более целенаправленным, а, следовательно, эффективным.
Родительский клуб строится на принципах:
Целенаправленность педагогического проекта – программы родительского клуба «Вместе мы сила» на актуальные проблемы семейного воспитания и развития ребенка. Привлечение родителей к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
Плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
Индивидуальный подход - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
Вариативность содержания форм и методов образования родителей;
Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого;
Сознательность, активность и дозированность – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями и специалистами как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства);
Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями;
Стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями;
Доброжелательность, открытость и партнерство - объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
Актуальность детско - родительского клуба.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого осуществляется всестороннее развитие личности. В то же время — это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых –родителей, педагогов.
Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Современная наука единодушна в признании приоритета семейного воспитания. Мир и хорошие взаимоотношения в семье – наиболее живительная почва для развития личности ребёнка. Однако доказано, что семейное воспитание не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности современного ребёнка. Эффективность возрастает, если оно дополняется системой дошкольных учреждений, при условии сотрудничества и взаимодействия. Становление любых межличностных отношений проходит этап взаимного познания партнерами друг друга. В процессе взаимопонимания происходит постепенное приближение к потребностям и трудностям друг друга. Чем доступнее, понятнее друг для друга становятся педагог и родители, тем меньше настороженности, напряженности в их отношениях, связанных в первую очередь, с ощущением неизвестности, незнакомости. Эмоциональное переживание в период общения, как момент сопереживания внутреннему миру другого и открытия самого себя через общение – вот путь к которому мы пришли в работе с родителями.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы детско - родительского клуба «Мы вместе».
Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя консультации, беседы с родителями, просмотр мультимедийных презентаций, практические занятия.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие ДОУ и семьи даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности.
Взаимоотношения родителей и педагогов должны строиться на основе просвещения родителей, которое можно осуществлять через детско - родительские клубы.
Детско - родительские клубы – это объединения по интересам, понимание одной проблемы. Неформальная обстановка клуба, привлечение специалистов, возможность просмотра видеоматериалов, практические занятия, интерактивные игры – всё это делает работу клуба полезной и необходимой.
1.Основная деятельность детско - родительского клуба.
Основными направлениями деятельности детско - родительского клуба являются:
Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы клуба с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.);
Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями);
Организационно-педагогическое (Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ).
2. Модель организации работы родительского клуба
Родительский клуб организован на базе МАДОУ города Нижневартовска ДС № 10 «Белочка» группа компенсирующей направленности 3-4 года.
Основные мероприятия проводятся 1 раз в месяц.
3.Формы организации заседаний детско - родительского клуба
совместные занятия родителей и детей;
мини-беседы, лекции;
моделирование проблемных ситуаций;
презентация информационных буклетов;
дидактические игры; игры и упражнения;
беседы;
художественно-творческая деятельность;
круглые столы;
консультации;
анкетирование;
проведение мастер-классов, семинаров-практикумов.
дискуссии
4.Этапы реализации программы.
1 этап – подготовительный – сентябрь.
Цель - определение цели, задач и форм работы родительского клуба.
2 этап – основной – октябрь – апрель.
Цель - реализация программы родительского клуба «Мы вместе»
3 этап – заключительный – май.
Цель – подведение итогов работы родительского клуба
5. Содержание программы.
5.1. Календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями)
-Анкетирование родителей: «Выявление запросов, интересов, пожеланий родителей». Приложение №1
- Акция «Дары осени»: совместное изготовление с детьми поделок из природного материала.
-Участие в осенней ярмарке.
- Буклеты: «Охрана здоровья ребёнка: советы родителям».
«Закаливание детей в семье».
Воспитатели группы,
родители (законные представители) воспитанников, воспитанники
Сентябрь
2.Памятки для родителей
«Игры для развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет».
«Упражнения для профилактики плоскостопия».
Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники
Октябрь
2.Акция «Сделаем мир чище». -Совместное изготовление агитационных плакатов и листовок «Сдай макулатуру – спаси дерево!», «Раздельный сбор». Сбор макулатуры, батареек, пластика.
3. Развлечение ко Дню матери «Мамочка у меня одна». Воспитание у дошкольников любви и глубокого уважения к самому дорогому человеку - матери, воспитание социально-нравственных качеств у детей: любви, нежности, заботы, по отношению к матери.
Создание положительных эмоциональных переживаний детей и родителей.
- Совместное проведение мероприятия «Семья и здоровый образ жизни».
Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники
Ноябрь
4. Акция сбор концелярии для детей
- Совместное изготовление памяток и листовок «Защита хвойных деревьев».
-
Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники
Декабрь
5«Ёлочка – зелёная иголочка». Изготовление новогодних игрушек – выставка, участие в общесадовом конкурсе «Мастерская Деда Мороза»)
6.Акция «Покормите птиц зимой».
7.Акция. подари детям Новый год.
- Консультация для родителей: «Развитие ребенка с помощью технологии ТРИЗ(Теория решения изобретательских задач)».
Воспитатели группы.
Январь
Буклет «Красивая осанка – залог здоровья».
Буклет «ТРИЗ в детском саду и дома».
Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники
Февраль
8.Матер класс пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика
- Консультация для родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией»
Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники
Март
9 «День самоуправления как инновационная форма взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников». Установление доверительных отношений между родителями и педагогами, с привлечением их к образовательному процессу в ДОУ через инновационные формы работы. Зарождение новой традиции ДОУ – День родительского самоуправления.
Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники
Апрель
10.Провести вместе родителями мини – акцию «Огород на окне». В этой акции родители и дети выбирают семена и растения для посадки, а потом вместе с детьми осуществляют посадку семян. Буклет «Витаминная семейка»
11. День добрых дел Благоустройство детской площадки.
Круглый стол- Рассмотрение результатов реализации программы. Определение перспектив деятельности детско - родительского клуба « Вместе мы сила».
Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники
Май
10.Заключение.
Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности ребёнка трудно переоценить.
Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей. Речь идёт не об одностороннем воздействии на родителей, а о взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями. Именно такой подход предполагают федеральные государственные требования к структуре образовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ними «участниками образовательного процесса являются дети, родители, педагоги». Педагоги должны оказывать методическую и консультативную помощь родителям воспитанников по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Одним из новых направлений в системе работы семьи и дошкольного учреждения в современном образовательном процессе можно считать организацию клубной деятельности. Особенность данной формы работы заключается в том, что в ходе совместного общения родители учатся эффективному взаимодействию с ребенком, используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы деятельности.
Детско - родительский клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.
Показателем результативности реализации программы можно считать востребованность предлагаемой деятельности, наличие динамики развития коллектива клуба, включенность участников в происходящий процесс и их удовлетворенность, применение полученных знаний и опыта вне занятий клуба, улучшение детско-родительских отношений, повышение социального статуса семьи и ее социальной значимости в воспитании подрастающего поколения.
Всем известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную микросреду. Социальный опыт, обретаемый дошкольником в детском саду и семье, разный в семье ребенок объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду — равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия.
При реализации тем программы детско - родительского клуба широко применяется технология творческого проектирования, которая позволяет осуществлять партнерство педагогов, детей, родителей. Воспитатели ДОУ при реализации программы используют личностно – ориентированные технологии: темы программы и ее содержание реализуется исходя из интересов и потребностей детей при непосредственном участии родителей.
Приложение №1
Анкетирование родителей «Выявление запросов, интересов, пожеланий родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом»
1. Что является для Вас главным в воспитании ребенка?
- здоровье и физическое развитие
- развитие нравственных качеств
- развитие умственных способностей
- развитие художественных способностей
-раннее обучение ребенка чтению, письму
- другое (что именно)
2. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада?
- информационную
- диагностическую
-консультативную
-другую помощь (какую именно)
3. В каких формах Вы хотели получать информацию от педагогов и специалистов детского сада?
- родительские собрания
- групповые дискуссии
- тематические консультации
- семинары-практикумы
- индивидуальные беседы и консультации
-информационные листки, газеты, буклеты, книги, сайт МАДОУ
- тематические выставки, папки
- дни открытых дверей, родительские клубы, гостиные
- посещение педагогами семьи
Другое (что именно)
4.Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей?
- о целях и задачах дошкольного образования
- о воспитательно-образовательных программах
- о режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях
-о дополнительных услугах
-об одежде ребенка
- о питании
-о гигиенических процедурах
-о психофизиологических особенностях ребенка
-об успехах ребенка
-об общении с ребенком
-об организации жизни ребенка в семье
-об организации досуга ребенка, семейных праздников
- о том, в чем должно состоять взаимодействие детского сада и семьи
- другое (что именно)
5. В какой роли Вы могли бы выступить, принимая участие в организации педагогического процесса в детском саду:
- советник (помощь воспитателю в определении интересов, увлечений ребенка, предпочтительных для него воспитательных приемах)
- гид (участие в организации экскурсий и походов)
-наставник (организация занятий с детьми определенным видом деятельности: обучение их танцами, музыке, театрализации, другое)
- групповой помощник (присутствие родителя в группе и включение его в разные виды взаимодействия с детьми)
- помощник в разработке теоретических аспектов развития детей
- не имеют времени для участия в организации педагогического процесса в детском саду
- другое (что именно)
6. Как Вы считаете, наш детский сад
- пользуется авторитетом в городе
- не пользуется авторитетом
- о нем вообще не говорят
- затрудняюсь ответить
7. Ваш ребенок ходит в детский сад
- с удовольствием
-через силу
- чаще с удовольствием
- редко с желанием
8. Устраивает ли Вас работа педагогов в группе?
- устраивает полностью
-устраивает частично (укажите причину)
- не устраивает совсем (укажите причину)
9. Как Вы считаете? Дети в нашем детском саду
-получают интересные знания и навыки культурного поведения
- получают, но недостаточно
- не получают ничего нового
- получают вредную информацию
- затрудняюсь ответить
10. Ваша осведомленность о работе детского сада:
- полная
- частичная
- вообще не имеете информации
11. Информацию о детском саде Вы получаете:
- из наглядной агитации и сайта детского сада
- со слов других родителей
- от воспитателя
- на собраниях
- от заведующего
- не получаете
12. Как часто Вы заходите на сайт МАДОУ?
- каждый день
- раз в неделю
- редко
- никогда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа детско-родительского клуба "Вместе мы сила""
Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой формы р...
Родительский клуб "Вместе мы -сила!"
Пояснительная записка Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальн...
Программа детско-родительского клуба выходного дня "Все вместе за здоровье".
Воспитание - очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правил...
Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»
Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»...
Рабочая комплексная развивающая программа детско - родительского клуба в группе раннего возраста «Вместе с мамой»
Данная комплексная развивающая программа «Вместе с мамой» направлена на создание психолого–педагогических условий для всестороннего развития ребенка раннего возраста.Цель:...
Программа детско-родительского клуба « Вместе весело шагать» в средней группе.
К новым формам отношений родителей и педагогов невозможно перейти в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Время требует включения родителей в развивающее педагогическое п...
Программа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе» на 2019-2021 учебные годы
Цель программы:Повышение родительской компетентности в вопросах развития коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста, формирование компетентности и обогащение родительских предста...