Звуки Р-Рь
консультация (подготовительная группа)

Иванова Елена Петровна

Правильное произнесение звуков Р-Рь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_proiznosyatsya_zvuki_r_i_r_v_norme.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Как произносятся звуки Р и Рь в норме.

Звук р - согласный, твердый, дрожащий.

Звук рь - согласный, мягкий, дрожащий.

Правильная атикуляция звука р заключается в следующем:

 

  • губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);
  • зубы - разомкнуты;
  • язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
  • голосовые связки - вибрируют, давая голос;
  • воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

Мягкий звук рь отличается по артикуляции от парного твердого звука р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

Желаю удачи!

Комплекс упражнений для выработки правильного

произношения звука [P].

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Чьи зубы чище? 
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. 
Описание. Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. 
Внимание! 1.Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2.Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3.Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр. 
Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. 
Описание. Улыбнуться открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. 
Внимание! 1.Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

Кто дальше загонит мяч. 
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. 
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. 
Внимание! 1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2.Нельзя надувать щёки. 3.Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

Вкусное варенье. 
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. 
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Индюк. 
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. 
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). 
Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Барабан (Барабанщики). 
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. 
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносить медленно, постепенно убыстрять темп. 
Внимание! 1.Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2.Следить, чтобы звук d носил характер четкого удара – не был хлюпающим. 3.Кончик языка не должен подворачиваться. 4.Звук d нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклонятся.

Автоматизация звука Р в слогах.

Ваш ребенок уже научился правильно произносить изолированный звук Р, то есть громко рычать, как тигр: ррррррр..., но никак не хочет вставлять его в слова? Давайте попробуем "подружить" этот звук с другими звуками. Для начала потренируемся произносить его в слогах различных типов.

"Открытые" слоги.

Открытыми называются слоги типа «согласный+гласный».

Вспомним игру «Эхо». Попросите ребенка повторить за Вами слоги и серии слогов. Упражнение хорошо развивает память и слоговую структуру речи.

  1. ррррррррррраа
    ррррррррррроо
    ррррррррррруу
    рррррррррррыы
    рррррррррррээ

 

  1. ра-ро-ру
    ро-ры-ру
    ра-ру-ро
    ру-ры-ра

ры-ру-ро
ру-ра-ро
ро-ра-ры
ры-ру-ра

А теперь Вы побудьте «эхом», пусть ребенок сам придумает и назовет слоги для Вас.

  1. Играем в игру «Доскажи словечко». Помимо тренировки звука Р игра развивает мышление и воображение.

«Давай играть в игру. Я буду придумывать начало предложения, а ты догадайся, какой должен быть конец.»

Во дворе идет интересная иг...(ра).
Мама купила Юрику воздушные ша...(ры).
Мы залезли на высокую го...(ру).
Петух потерял в драке пе...(ро). И т.п.

«Закрытые» слоги.

Закрытыми называются слоги типа «гласный+согласный».

  1. Играем в «Эхо» - повторяем слоги.

ааррррррр
ооррррррр
ууррррррр
ыыррррррр
ээррррррр

яяррррррр
ёёррррррр
ююрррррр
еерррррр

ар-ор-ур
ер-ир-юр
ыр-ир-яр
ер-ор-ар
ыр-ур-ор
ар-яр-ор
ер-ор-юр
ёр-ер-ир

 

  1. Снова играем в игру «Доскажи словечко».

Дует сильный ве...(тер).
Вика вяжет сви...(тер).
Миша сорвал с грядки красный поми...(дор).

Землю пашет трак...(тор).
Папа включил телеви...(зор).
На перекрестке свето...(фор).
В чай кладут са...(хар).

Слоги со стечением согласных.

Это слоги типа «согласный+согласный+гласный».

  1. Игра «Эхо».

Бра, вра, гра, кра, пра, фра, хра.
Бро, вро, гро, кро, про, сро, фро.
Бру, гру, кру, пру, тру, фру.
Бры, гры, кры, пры, тры, дры.

 

  1. Игра «Доскажи словечко».

У Васи есть младшая сес...(тра).
Я приехал на ме...(тро).
Саша открыл те...(традь).
Иголка очень ос...(трая).

Как только малыш научится произносить звук Р красиво и правильно во всех упражнениях, можно переходить к автоматизации звука в словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...