Воспитание социально-нравственных качеств личности старших дошкольников (5-7 лет) через средства художественной литературы
статья

Наталья Анатольевна Головкина

Актуальность исследуемого вопроса заключается в том, что аспекты социально-нравственного развития, воспитания, совершенствования дошкольников занимают особое место среди проблемных тем педагогической науки и практики. Особенно эти аспекты приобрели свою остроту сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема социально-нравственного воспитания старших дошкольнков  становится все более актуальной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание социально-нравственных качеств личности старших дошкольников (5-7 лет)  через средства художественной литературы

Воспитатель : Головкина Наталья Анатольевна

ГБДОУ детский сад № 137 Выборгского района Санкт – Петербурга

«Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из какх источников черпал человек свои радости в годы детства»

В.А. Сухомлинский

Актуальность исследуемого вопроса заключается в том, что аспекты социально-нравственного развития, воспитания, совершенствования дошкольников занимают особое место среди проблемных тем педагогической науки и практики. Особенно эти аспекты приобрели свою остроту сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема социально-нравственного воспитания старших дошкольнков  становится все более актуальной.

 Социально-нравственное воспитание - это процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Задача социально-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане могли вежливо общаться с окружающими, проявляли заботу и доброту справедливость и отзывчивость, имели представление о долге, чести и совести, о товариществе и дружбе, о нормах и правилах поведения в обществе, могли принять ответственность за свои действия и мысли.

В процессе формирования личности старшего дошкольника важное значение имеет формирование ее нравственности, как основной составляющей  духовой составляющей данной личности.

Соблюдение  норм и правил  не на  а главным образом  сознательности самой  на понимании  этих норм и  и необходимости их соблюдения.

Таким образом, можно констатировать, что для воспитания социально-нравственных качеств личности старших дошкольников  необходимы определенные средства и методы. И тут на помощь воспитателям и семье приходят средства художественной литературы.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействия. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна.

Художественная литератра открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувст и взаимоотношений. Она развивает эмоционально – эстетические чувства, оценки и суждения, мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Через художественные образы рассматриваются проблемы формирования у детей морального сознания, нравственных отношений, нравственной деятельности, моральных ценностей, т.е. все стороны нравственно зрелой личности. Мир сказок, рассказов, басен, стихов, былин населен персонажами и событиями,привычными и понятными для детского разума, и он с легкостью постигает их. Очень часто худоественное произведение несет в себе ситуацию нравственноо выбора. Нравственный конфликт подрузумевает выбор между двумя нравственными дилеммами: добро и зло, сострадание и черствость, участие и безразличие, гражданственность и предательство и т. д.

Целью  является изучение воспитания социально-нравственных  качеств личности страших дошкольников  через средства художественной литературы.

        Вопросы социально- воспитания всегда  особое место в  педагогике, во  подходы к воспитанию и  становлению личности  ее своеобразие и уникальность.

         Каковы  особенности социально-нравственного воспитания в России?

         События  лет показали,  мы многое потеряли. Мы  жить по  предков. Наша  наш быт  многие традиции. Исчезает  отношение к труду  к служению Родине,  наших глазах  наука и образование,  сознания молодежи  такие понятия,  патриотизм, долг,  и, наоборот,  жестокость и насилие. Мы  преемственность традиционного  жизни, и нам  ее восстанавливать. Несомненно,  этому нужно с  лет.

         что размышления о  о русской культуре  к плодотворной постановке  о ее самобытности, которая наилучшим образом отражена в художественноом литературном наследии.

В основе социально-нравственного  детской личности лежат те  трансформации, которые вызвание веяниями современной моды на асоциальные мультипликационные фильмы, равнение на запад, использование в развитии и воспитании дошкольников литературной продукции низкого качества и содержания.

Утрата  детской личности, виртуализация  крушение целостности,  образных структур в  приводят к исчерпанию  силы социума и  личностных ориентиров.

Таким образом,  сделать вывод о  что в настоящее  все больше  должноо уделяться социально- нравственному  подрастающего поколения.

Русская и  традиции в художественной литературе социально-нравственного  старших дошкольников достаточно богаты и,  на опыт  поколений, способны коренным образом перевернуть текущую ситуацию.

Воспитывать детей патриотов необходимо на основе произведений лучших русских писателей, поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Л.Н. Толстого.

Идут годы, но не стареют сказки А.С. Пушкина. Они живут, утверждая добро, справедливость, труд, славя человека-мастера. Принято считать, чем раньше дети знакомятся с творчеством А.С. Пушкина, тем крепче будет их связь с русской землёй. Необходимо познакомить детей с биографией поэта, его сказками и стихами. Дети легко и с интересом запоминают наизусть отрывки из сказок, показывают инсценировки (“Разговор Елисея с ветром”, “Три девицы под окном”, “Разговор с зеркальцем”), выбирая для себя подходящие роли; выразительно читают стихи о природе, о Родине, о защитниках.

В сказках А.С. Пушкина – веками накопленная мудрость, нравственная чистота, жизнь русского народа. Образ жадной, неблагодарной старухи в “Сказке о рыбке” помогает ребёнку разобраться в поступках людей, убедиться в правильности их понимания. Актуальное значение в настоящее время имеют пословицы. Они сохранились до наших дней: “Не садись ни в свои сани”, “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”. Сколько в них мудрости, поучительности!

Замечательные стихи Пушкина, в которых поэт рисует картины русской природы в разные времена года, воспитывают в детях любовь к родному краю, к своей Родине.

Стихи М.Ю. Лермонтова – первый шаг к рождению патриотизма. Старшие дошкольники с чувством гордости инсценируют стихотворение “Бородино” М.Ю. Лермонтова. Сидя, как бывалые солдаты на привале, возле костра дети (одетые в костюмы солдат 1812 года) вспоминают героизм русских солдат Бородинского сражения. В эти минуты ребёнок чувствует себя богатырём, защитником Отечества.

Никто не может представить своего детства без книг К.И. Чуковского. С ранних лет стихи Чуковского приносят детям радость, а его герои остаются в памяти на всю жизнь. Книги детского писателя пронизаны гуманизмом, верой в победу, добро и справедливость, в торжество правды.

Очень осторожно высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство. Его герои – добрый доктор Айболит, Ваня Васильчиков, крокодил, удалой комар вызывают сочувствие у детей, помогают воспитывать в них положительные качества.

Они осуждают жадного крокодила, волнуются за доброго доктора Айболита, которому так трудно добраться до Африки, где ждут его не дождутся больные зверята; радуются храброму комару-победителю, который освободил Муху-Цокотуху. С большим удовольствием дети используют сюжеты из произведений в сюжетно-ролевых играх: устраивают именины Мухи-Цокотухи, приводят лечить зверей к Айболиту, ходят в гости к Мойдодыру, играют в “телефон”.

Способность верить, огорчаться, сострадать, сопереживать с героями сказок развивает душу ребёнка, воспитывает в ребёнке человечность. Из этого следует, что детская жалость – это ступенька на пути воспитания человечности. Она может проявляться в отношении к другому ребёнку, к взрослому, к животному и даже цветку. То есть сказки К.И. Чуковского имеют большое значение в нравственном воспитании. А нравственное воспитание – это часть патриотического.

Огромную воспитательную ценность имеют книги С.Я. Маршака, оказывая большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Детям очень нравятся книги Маршака.

Его стихи выразительны и музыкальны. В них много юмора. Поэтому стихи легко запоминаются, становятся песенками, считалками (диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка). Стоит услышать названия таких стихотворений, как “Детки в клетке”, “Вот какой Рассеянный”, “Багаж” – на лице у ребёнка появляется улыбка. Разве найдётся такой ребёнок, который не веселится в цирке, не радуется в зоопарке!

Смех, который вызывают эти стихи – довод поэта в пользу гармонии и порядка.

С.Я. Маршак высмеивает опасное всезнайство. Он создаёт своего “мастера-ломастера”: “Ну, уж, гвоздь забить – я могу”. Маршак добродушно смеётся над маленькой неумейкой, но у него ведь всё ещё впереди, всё получится, когда вырастет.

Сказанное  как в отношении  находящихся в норме  так и детей с  интеллектуального развития. Данные  необходимы для   здорового и высоконравственного общества.

Таким  социально-нравственное воспитание  ребёнка – одна  самых важных . И это  потому что в  нашего общества  более возрастает  нравственных начал,  сфера действия  фактора.

В  социально-нравственного воспитания литература формирует у старшего дошкольника чувство патриотизма,  активное отношение к  глубокое уважение к  труда.  

Стержнем  определяющим социально-нравственное  является формирование  отношений и взаимоотношений детей.

        В результате исследованного материала подтверждается  нравственного воспитания средствами художественной литературы:  человека учат  - в результате будет добро».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка по теме "Развитие духовно - нравственных качеств личности старшего дошкольника в процессе взаимодействия его с окружающим миром"

Представлен примерный план семейного календаря, который поможет родителям планировать общение с ребёнком по привитию знаний по теме "Народные праздники и обычаи"...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...

Проект по формированию патриотических качеств личности старших дошкольников "Наш город Покачи"

Цель:  Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе  исследования своей малой родины.Задачи: · формировать патриотическое сознание дошкольников в процессе...

"Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств личности у дошкольников"

Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств личности у дошкольников.Выдающийся психоаналитик, детский психолог Б. Бетельхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказ...

Воспитание гуманных чувств у дошкольников через средства художественной литературы.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у н...

Развитие социальных и коммуникативных качеств личности старшего дошкольника через социокультурные традиции.

Значитеьное внимание в дошкольном детстве необхдимо уделять развитию социальной компетентности.  Уметь понимать другого человека, научиться ему сопереживать и сочувствовать, удовлетворяя сво...