Воспитание гуманных чувств у дошкольников через средства художественной литературы.
консультация (старшая группа)
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для ребенка качества: уважение к окружающим, гуманное отношение к трудам другого человека, доброжелательность по отношению друг к другу, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Гуманность – это качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.
Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, а так же неприятных переживаний от замечания взрослого. В дошкольном детстве формируются так же отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, порадовать.
Эмоциональный отклик на прочитанное может проявляться через игру.
Прочли «Цветик-семицветик» , проиграли ситуацию в кругу сверстников.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра, справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей ( насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).
В рамках патриотического воспитания, через любовь к своей Родине, сопереживание другим, проявляется забота друг о друге. Прочитав литературные страницы о войне, провели акцию «Свеча памяти».
Существуют разные формы занятий по чтению, но их объединяет одно-они дают школьнику возможность поделиться с товарищами радостью пережитого, узнать что их интересует и волнует. Общение детей, их интересная совместная деятельность на занятиях коллективного чтения помогают сплочению детского коллектива, познанию родного края.
Определенные трудности у педагогов вызывает не только отбор художественных произведений, но и проведение этической беседы о прочитанном. По мнению некоторых такая беда не нужна, ибо художественное произведение уже само по себе воспитывает. Однако практика работы с детьми показывает, что такие беседы необходимы.
От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их. Некоторые сказки и рассказы, рекомендованные для чтения «Программой воспитания и обучения в детском саду», большие по объему, поэтому важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном.
Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне их позволит педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей.
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Но к сожалению , взрослые нередко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей. Значение стихотворений, разучиваемых с детьми на занятиях так же носит большое значение в формировании нравственных чувств у детей. Стихи развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство прекрасного, любовь к природе. Но бывает и так, что взрослые вкладывают всю душу, чтобы передать ребенку все чувства, а ребенок остается безучастным к красоте окружающего. В таких случаях надо предлагать ему самому высказаться, чтобы понять чувствует ли он красоту, каково его образное восприятие. Желание детей высказаться -естественно. Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям такое чтение в слух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.
Для всестороннего развития чувств - следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки: «Моя любимая книга» , «Сказки А.С. Пушкина» . «Книги о труде» , «К. И. Чуковский» и др.
Воспитатели подбирают фильмы к произведениям, уже знакомым детям. В кино и театре дошкольники смотрят фильмы, спектакли по мотивам литературных произведений. Взрослые должны способствовать развитию детских игр по мотивам сказок и сказок. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры принимают участие в концертах.
Воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. Будьте терпеливы и доброжелательны и результат вас обязательно порадует.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
handova_konsultatsiya_hudozhestvennaya_literatura_kak_sredstvo.doc | 824 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание гуманных чувств
у дошкольников через средства
художественной литературы.
.
Консультация для педагогов
Подготовила: Хандова О.В.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для ребенка качества: уважение к окружающим, гуманное отношение к трудам другого человека, доброжелательность по отношению друг к другу, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Гуманность – это качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.
Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, а так же неприятных переживаний от замечания взрослого. В дошкольном детстве формируются так же отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, порадовать.
Эмоциональный отклик на прочитанное может проявляться через игру.
Прочли «Цветик-семицветик» , проиграли ситуацию в кругу сверстников.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра, справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей ( насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).
В рамках патриотического воспитания, через любовь к своей Родине, сопереживание другим, проявляется забота друг о друге. Прочитав литературные страницы о войне, провели акцию «Свеча памяти».
Существуют разные формы занятий по чтению, но их объединяет одно-они дают школьнику возможность поделиться с товарищами радостью пережитого, узнать что их интересует и волнует. Общение детей, их интересная совместная деятельность на занятиях коллективного чтения помогают сплочению детского коллектива, познанию родного края.
Определенные трудности у педагогов вызывает не только отбор художественных произведений, но и проведение этической беседы о прочитанном. По мнению некоторых такая беда не нужна, ибо художественное произведение уже само по себе воспитывает. Однако практика работы с детьми показывает, что такие беседы необходимы.
От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их. Некоторые сказки и рассказы, рекомендованные для чтения «Программой воспитания и обучения в детском саду», большие по объему, поэтому важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном.
Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне их позволит педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей.
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Но к сожалению , взрослые нередко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей. Значение стихотворений, разучиваемых с детьми на занятиях так же носит большое значение в формировании нравственных чувств у детей. Стихи развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство прекрасного, любовь к природе. Но бывает и так, что взрослые вкладывают всю душу, чтобы передать ребенку все чувства, а ребенок остается безучастным к красоте окружающего. В таких случаях надо предлагать ему самому высказаться, чтобы понять чувствует ли он красоту, каково его образное восприятие. Желание детей высказаться -естественно. Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям такое чтение в слух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.
Для всестороннего развития чувств - следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки: «Моя любимая книга» , «Сказки А.С. Пушкина» . «Книги о труде» , «К. И. Чуковский» и др.
Воспитатели подбирают фильмы к произведениям, уже знакомым детям. В кино и театре дошкольники смотрят фильмы, спектакли по мотивам литературных произведений. Взрослые должны способствовать развитию детских игр по мотивам сказок и сказок. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры принимают участие в концертах.
Воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. Будьте терпеливы и доброжелательны и результат вас обязательно порадует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников
Актуальность темы обусловлена тем, что преимущество художественной литературы как средства воспитания гуманных чувств - в эмоциональной оценке действительности. Процесс чтения книг активно воздействуе...
Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя деятельностью детей, воспитатель формиру...
Воспитание гуманных чувств у дошкольников
Кратко о методах воспитания...
Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников
Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования...
Воспитание социально-нравственных качеств личности старших дошкольников (5-7 лет) через средства художественной литературы
Актуальность исследуемого вопроса заключается в том, что аспекты социально-нравственного развития, воспитания, совершенствования дошкольников занимают особое место среди проблемных тем педагогической ...
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ. О.И. Иванникова, П.В. Ковалева, воспитатели Д/С №135 г. Воронежа .
В детском саду во время непосредственно-образовательной деятель-ности ставятся задачи не только развития речи, поэтического слуха и ху-дожественного вкуса, но и воспитание нравственных чувств дошкольн...
Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников
Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников...