"Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств личности у дошкольников"
методическая разработка по художественной литературе
Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств личности у дошкольников.
Выдающийся психоаналитик, детский психолог Б. Бетельхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Его книга объясняет, почему сказки оказывают такое большое и положительное влияние на развитие ребенка. Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении. Он считал, что причина этих нарушений - потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то в будущем. Чтобы обрести это чувство, нужна помощь взрослого. Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, которым дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества
Русские народные сказки для детей имеют огромное значение, как важнейшее средство нравственного воспитания. Особенно актуально нравственное воспитание детей с помощью сказок в современном обществе, когда многие ценности утрачивают свое предназначение. Зачастую бывает так, что создатели мультфильмов искажают смысл, заложенный изначально в сказках, то же самое происходит и с вновь изданными книгами. Авторы превращают поучительное повествование в развлекательное действие. Поэтому следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт. Главная ценность дошкольного возраста - высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки. По этой причине сказка является очень ценной в развитии детей раннего возраста.
Детьми усваиваются нравственные понятия и категории: трудолюбие – лень, послушание – непослушание, жестокость – милосердие, бескорыстие – жадность. Сказки для детей важны тем, что учат делать выбор между хорошим и плохим, применяя нравственный опыт из сказок в жизни. Развивается стремление подражать добрым и хорошим персонажам детских сказок и вести себя доброжелательно, заботливо к окружающим.
Воспитываются такие черты характера, как послушание, терпение, любовь к ближнему, милосердие. Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народа, воспитывают чувство доверия ко всем, кто занят честным трудом. Развивается чувство красоты и эстетики, умение ценить и беречь прекрасное.
В основе федерального государственного образовательного стандарта лежит концепция духовно-нравственного образования, в которой говорится о необходимости приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознание ценности человеческой жизни.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, выставки рисунков и поделок детей по мотивам сказок.
Образовательный процесс можно осуществлять:
- в ходе непосредственно образовательной деятельности;
- в ходе режимных моментов;
- в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
- при организации самостоятельной детской деятельности.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой - чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, мы рассказываем детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаем по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод - рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика - выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному.
Рассматривая теоретические аспекты нравственного воспитания и формирования нравственной культуры в сказках, мы пришли к выводу, что проблема нравственного воспитания личности существует давно и в этой области сделано немало открытий. Педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственные качества. На протяжении всего дошкольного возраста мы стараемся учить детей слушать, воспринимать и понимать сказку.
Работа будет эффективной, если при использовании сказки в нравственном воспитании мы так же будем опираться еще и на принцип вариативности, учитывая возрастные особенности. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного воспитания. Сказки для малышей должны быть простыми для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка.
Изучив теоретический аспект вопроса нравственного воспитания с помощью сказки, мы пришли к выводу, что развивая эмоционально-волевую и духовно-нравственные навыки, у ребенка младшего дошкольного возраста формируется:
- любознательность и активность
- эмоциональная отзывчивость
- способность решать интеллектуальные задачи
- представления о себе и окружающем
Интегрированные занятия в современном дошкольном образовании базируются на интеграции сторон воспитания (нравственного, умственного, трудового, физического, эстетического) в различных видах деятельности, такой как - игровой, трудовой, изобразительной, речевой, предметной, продуктивной, музыкальной и др. .
Интеграция образования позволяет решить поставленные в настоящее время перед образовательными учреждениями задачи. Её результаты проявляются не только в интенсификации, систематизации, оптимизации познавательной деятельности, но и в овладении основами культуры.
«Чья песенка?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.
Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнер...
консультация Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и...
Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольника
Дошкольное детство - это тот период, где происходит становление и развитие личности, формирование его характера. Сказка для ребёнка является не просто фантазией, но и особой реальностью, где ребёнок п...
Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств личности дошкольников
Еще древние римляне говорили, что "корень учения горек". Но зачем, же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если ребенку интересно, то и "корень...
«Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников»
Консультация для воспитателей....
Консультация для родителей "Сказка-как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольника"
Именно сказка открывает перед ребёнком мир идеалов и ценностей традиционной культуры....
Сказка - как средства воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников
Консультация для воспитателей и логопедов...