Речевое общение в группе детей раннего возраста
статья

Никулина Любовь Владимировна

Особенности речевого развития детей раннего возрастаРанний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речиРечь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_obshchenie.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным периодом в развитии ребенка. В этом возрастном периоде закладываются фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др. Недоразвитие или изменение этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в  старшем возрасте.

В раннем возрасте необходим контроль над  развитием для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий для полноценного развития всех сторон психики ребенка. Работа на этапах раннего онтогенеза связана с исключительным значением для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. Кроме того, ранний возраст за счет пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка имеет более широкие возможности коррекции. 

Выдающиеся отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн показали, что психика ребенка развивается в основном путем «социального наследования», «присвоения» общественного опыта. Важную роль для человека играет   общественно-исторический опыт предшествующих поколений людей, воплощенный в продуктах материальной и духовной культуры. Поскольку исторически сформировавшееся содержание человеческого опыта обобщено в словесной форме, то передача и усвоение его предполагают участие речи в этом процессе. Речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов (восприятия, мышления и др.) [3, 29]. 

На протяжении детства ребенок усваивает этот опыт. В процессе такого усвоения – обучения в широком смысле слова  происходит подлинное развитие его психики. Ребенок усваивает не только отдельные знания и умения — у него происходят коренные изменения различных психических процессов. Обучение ведет за собой развитие, говорил Л. С. Выготский.

Л. С. Выготскому принадлежит сама идея развивающего обучения. Ребенок не может самостоятельно открыть и освоить не только систему научных понятий, но и любое культурное орудие. Поэтому развитие детской психики обусловлено взаимодействием со взрослым, который открывает ребенку правила употребления различных орудий, раскрывает значения знаков и способов движения в системе научных понятий. Именно это приводит в конечном счете к высшим достижениям: осознанности и произвольности психики. Значит, роль взрослого, по Л.С. Выготскому, заключается не только в обеспечении его жизнедеятельности, но и в руководстве детским развитием [2,14].

    Таким образом, определилось понятие общения. Общение-взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

По мнению М.И. Лисиной, «общение имеет самое прямое отношение к развитию личности у детей, так как уже в своей самой примитивной, непосредственно-эмоциональной, форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом того «ансамбля», или «целокупности» (термин А.Н. Леонтьева), общественных взаимоотношений, который и составляет сущность личности». Предложенный М.И. Лисиной подход к изучению формирования личности в контексте общения основан на общеметодологической концепции, разрабатывавшейся в отечественной психологии Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, С.Л. Рубинштейном [7,7]. 

В концепции М.И. Лисиной общение рассматривается как особый вид деятельности – коммуникативная деятельность. Такая деятельность включат в себя следующие специфические  структурные компоненты, такие как потребность, предмет, мотивы и средства. Предметом деятельности общения является другой человекпартнер по общению. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Конкретными мотивами, побуждающими коммуникативную деятельность, являются те качества самого человека и других людей, ради которых человек вступает в общение. Средствами общения являются операции, с помощью которых осуществляется коммуникативная деятельность. Эти средства могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми [1,32]. 

Отличительной чертой данного этапа развития, по словам Д.Б. Эльконина, является  то, что теперь ребенок «…живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним». Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только поставщиком самих предметов, но и образцом человеческих, специфических предметных действий.

Используя такие критерии как социальная  ситуация  развития, ведущая  деятельность (по А.Н. Леонтьеву) и основные новообразования   Д.Б. Элькониным были  выделены следующие  возрастные периоды детства актуальные для нашего исследования:

– младенчество (первый год жизни);

– ранний возраст (1-3 года)   [6, 7].

     Изучая поведения детей  в период младенчества было выявлено, что в первое время после рождения потребность в общении с окружающими людьми у ребенка отсутствует. Позднее она возникает при наличии определенных условий. Таких условий два:

    1) Объективная нужда младенца в уходе и заботе окружающих. В первые дни жизни ребенок может выжить только благодаря взрослым находящимся рядом. Так как он сам не может удовлетворить свои органические потребности, что являете потребностью в общении. Как известно, в первые же дни после рождения ребенок научается использовать взрослых для устранения дискомфорта и получения того, что ему необходимо, с помощью разнообразных криков, хныканья, гримас, аморфных движений, захватывающих все его тело. Малыш  в этот период не адресует свои сигналы конкретному лицу, пока еще нет общения.

      2) Поведение  взрослого,   обращенного  к ребенку.  Взрослый разговаривает с младенцем и неустанно ищет любого ответного знака, по которому можно судить, что ребенок включился в общение.

     Ещё в  первые месяцы жизни младенец вводится в ситуацию общения со взрослыми. В процессе общения всегда проявляется направленность одного человека на другого. Происходит взаимодействие участников коммуникации. Взрослый, обращаясь к ребенку, предполагает его ответное действие и внутренне на него рассчитывает.

     Эмоционально общаясь  с детьми в возрасте двух – четырех месяцев можно увидеть, какой глубокий восторг вызывает у них ласковый разговор взрослого человека, который не участвовал в их пеленании и кормлении, но теперь, нагнувшись, улыбается и нежно гладит. 

   В процесс общения изначально младенца втягивает мама, позже у него возникает  потребность контакта, и  отрабатываются средства для включения в общение других людей. Наиважнейшим средством общения в младенчестве являются экспрессивные действия (улыбки вокализация, активные двигательные реакции). 

   Потребность общения является  основой для возникновения подражания звукам человеческой речи. Ребенок рано начинает затихать, прислушиваться, если взрослый с ним заговаривает. После трёх месяцев, когда ребенок в хорошем расположении духа, он постоянно издает звуки, гулит. Часто гуление становится интенсивнее и разнообразней, если взрослый наклоняется над кроваткой. Издавая звуки, младенец сам  прислушивается к ним. Бывает, что произнеся звук случайно, малыш начинает подражать сам себе, подолгу воспроизводя их. В возрасте четырёх месяцев ребенок может довольно выразительно подражать ритму произносимых звуков. Например, когда его укачивают и при этом напевают: «А-а-а! А-а-а!», младенец воспроизводит ритм и необязательно сам звук (звук может быть различным:«Ы-ы-ы!» или «О-о-о!»).

Интересно отметить, что мама всякий раз, подходя к младенцу, общаясь с ним, говорит ему милые безделицы нежным, ласковым тоном. Ребенок  очень рано начинает реагировать на эмоциональный тон речи взрослых. Эмоциональное состояние способствует поднятию общей активности. Во втором полугодии первого года жизни нормально развивающийся здоровый ребенок много и с удовольствием лепечет: подолгу произносит различные слоги, пытается подражать слогам, произнесенным взрослым.

Через лепет малыш выражает готовность к общению, лепеча, он научается произносить и различать новые речевые звуки. Повторение этих звуков приятно ребенку, поэтому его лепет продолжается иногда на протяжении всего бодрствования. Значение лепета для развития речи младенца трудно переоценить. Лепету сопутствует постепенное совершенствование употребления губ, языка и дыхания. С такой подготовкой в дальнейшем ребенок может усвоить звуки любого языка.

Примерно с середины первого года жизни  взрослые используют речь, стараясь создавать специальные условия для развития понимания речи, в отличие от первых месяцев жизни, когда речевые обращения используются для эмоционального расположения к ребенку. Зрительное восприятие подкрепляет понимание речи  ребенком. Обучение детей пониманию речи обычно происходит  определенным образом. Взрослый спрашивает ребенка: «Где это?» Малыш, ориентируясь на поведение взрослого, показывает названный предмет. В результате неоднократных повторений образуется связь  между словом  и предметом, на который указывают. В возрасте до года  на понимание речи влияет   интонация, с которой задан вопрос [5, 104].

Взрослый не только удовлетворяет растущие потребности ребёнка и учит его действовать с предметами. Он определенным образом оценивает поведение ребенка, улыбается или хмурит брови, грозит пальцем, если малыш поступает не так, как следует. Это способствует постепенному изучению и в дальнейшем использованию положительных привычек, правильному поведению в различных ситуациях. 

Реакция на слово в общении, обозначающее предмет, зависит от развития возможностей ребенка: вначале он только смотрит на предмет, несколько позднее  стремится к нему и, наконец, подает требуемый предмет взрослому или указывает на предмет издали. В конце первого года у детей появляются первые простые  слова в ответ на слово взрослого.

С развитием понимания речи взрослого и употреблением первых слов ребенок сам обращается к взрослому, вызывая от него общения, названий все новых и новых предметов. Так, к концу младенческого возраста ребенок активно усваивает речь, которая является одним из важных средств расширения возможностей общения ребенка со взрослым.

В раннем возрасте через общение с мамой, папой и бабушкой он постепенно овладевает нормативным поведением. И это способствует формированию внутреннего мира ребенка.  Через  овладение предметной деятельностью, под влиянием взрослых, происходит изменение форм общения со взрослым, что является важным показателем в развитии ребенка. В предметной деятельности создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. Растущий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Деловые качества взрослого выступают для ребенка на первый план, поэтому такое общение назвали ситуативно-деловое [5,  19] 

В ходе такого общения ребенок получает внимание взрослого и одновременно действует, а главное овладевает новыми культурными способами действий с предметами. Взрослый разъясняет ребенку назначение различных предметов, показывает, как ими пользоваться, помогает овладеть действиями, оценивает правильность их выполнения, корректирует их.

Таким образом, в ходе ситуативно-делового общения у взрослого  появляются следующие функции:

–  выступает как партнер и помощник в совместной деятельности;

–  дает образцы для подражания;      

–  действует как «эксперт» по оценке умений и знаний малыша.

При этой форме общения со взрослыми ребенок пользуется разными экспрессивно-мимическими  средствами  общения: мимика  (взгляды, улыбки, выражения недовольства и др.), жесты, вокализации, выражающие внимание, интерес к другому человеку, расположение к нему, или, наоборот, недовольство, нежелание общаться.

Постепенно в совместной с взрослым деятельности ребенок осваивает новый вид коммуникативных средств – предметно-действенные средстваПри их использовании ребенок выражает готовность к взаимодействию, приглашает  к совместным занятиям. Такой способ общения наиболее часто встречается на втором году жизни ребенка, когда он еще не умеет говорить.                                                                                Привлекая взрослого в совместную  деятельность, все чаще ребенок использует указательные жесты на предмет, протягивает его взрослому, вкладывает  игрушки в руку. Иногда принося взрослому все свои игрушки, складывая их рядом или кладя ему на колени, ребенок, таким образом, выражает свою симпатию.

К предметно-действенным средствам относятся также движения и позы ребенка, с помощью которых он выражает готовность к взаимодействию и показывает, чем он хочет заниматься со взрослым. Например, малыш изображает «рисунок» действия, которое ему ранее показывал взрослый (совершает движения рукой, как будто заводит юлу, разбирает матрешку и т.п.).

– В итоге, на протяжении раннего возраста появляются речевые средства общения: сначала это лепет, потом автономная детская речь, а затем и практически полноценная активная речь. Общение со взрослыми оказывает решающее влияние на развитие речи. В процессе ситуативно-делового общения у ребенка формируется такое отношение к предметной среде, которое требует обозначения в речи. Использование речи расширяет возможности общения и влияет на другие виды деятельности ребенка.

Ситуативно-деловое общение имеет большое значение для социально-личностного развития ребенка. В раннем возрасте ребенок проявляет ярко выраженную избирательность в общении с окружающими людьми. С близкими взрослыми малыш легко вступает как в эмоциональные контакты, так и в игры с предметами. Незнакомые люди, особенно в новой ситуации, часто вызывают у ребенка скованность, зажатость, а иногда и страх. Познавательная активность и исследовательская деятельность малыша во многом определяется его отношениями с близкими взрослыми. Отсутствие привязанностей к ним тормозит развитие интереса ребенка к внешнему миру и его познавательную активность. Если у ребенка сформирована привязанность к близким, их присутствие стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность даже в новой, вызывающей у малыша опасение ситуации. Рядом с мамой малыш чувствует себя в безопасности, старается привлечь ее к игре, поделиться с ней своими впечатлениями[8, 22].

В раннем детстве наиболее выражено проявляется привязанность к близким взрослым.  Это становится заметно в реакции ребенка на разлуку с мамой. Придя в ясли, он не отпускает ее от себя, боится остаться один хотя бы на минуту. Однако по мере накопления опыта общения с разными людьми ребенок становится все более самостоятельным и независимым от близких взрослых. Овладение ситуативно-деловой формой общения помогает ребенку вступать в контакт не только с близкими взрослыми, но и с посторонними людьми.

Общение со взрослыми является одним из решающих факторов развития личности и самосознания ребенка. В результате взаимодействия  у детей расширяются представления о себе, своих возможностях, формируются  любознательность, тяга к самостоятельности, настойчивость, целенаправленность в деятельности. В совместной деятельности ребенок становится равным соучастником взаимодействия, как личность. В раннем детстве общение представляет собой ситуацию совместной деятельности. Такая деятельность служит основой для роста  речевого взаимодействия ребенка со взрослыми [4,16].

В ходе ситуативно-делового общения закладываются предпосылки для появления новой его формы – внеситуативно-познавательного общения. Эта форма общения возникает к концу третьего года жизни,  когда  у ребенка развивается активная речь,  появляются вопросы «Где? Куда?»,  начинает рассуждать о том что, он увидел на картинках, о том, что ему прочитали  в книжках. У ребенка присутствуют не только практические способы познания,  а и инициативность  чисто познавательного, «теоретического» общения, в  котором взрослый  является источником  новых знаний о предметах и окружающем мире. Появление новой формы общения говорит о происходящих важных изменениях внутреннего  мира ребенка. У малыша возникает потребность в уважении взрослых к его стремлению в изучении окружающего мира, в  том, что он имеет право задавать вопросы и получать основательные ответы, иметь свое мнение.

Общение ребенка со взрослыми, которые организуют стимулирующую развитие предметную среду, привлекают его внимание к новым объектам, поощряют и поддерживают детскую любознательность, является одним из важных условий развития познавательной активности малыша.                                                  

    В раннем возрасте начинает складываться  и полноценное общение между детьми.  В яслях, на детской площадке во дворе малыши все чаще оказываются  рядом друг с другом. Это помогает возникновению первых контактов между детьми, способствуют развитию интереса к другим ребятам. Но  изначально дети  играют не вместе, а  около друг друга со своими  игрушками. Часто в процессе такой игры  возникает конфликт из-за игрушки. Общение со сверстником складывается постепенно и проходит в своем развитии путь, отличный от развития общения со взрослым.

    Сначала, на втором году жизни, дети проявляют только интерес и внимание друг к другу, окрашенные положительными эмоциями, а контакты между ними эпизодичны и кратковременны. Общение в этом возрасте отличается  особенностью контактов детей и проявляется в двойственном отношении к сверстникам. Малыши  так же друг другу смотрят в глазки, улыбаются, смеются и лепечут показывая игрушки. Но они обращаются друг с другом, как с интересным предметом, игрушкой. Посадив возле годовалого  малыша сверстника или  положив куклу, можно увидеть, что ребенок будет вести себя с ними практически одинаково.

В конце второго года жизни интерес к сверстнику усиливается и малыши становятся  к партнерами по общению, при этом  резко увеличивается чувствительность к воздействиям ровесника. Дети начинают интересовать друг друга  как партнеры по общению, а не как объект манипулирования. В этот момент  можно сказать, что общение становится полноценным. В конце второго года жизни и на третьем году между детьми появляется особый вид общения  в виде эмоционально-практической игрыТакое взаимодействие детей возникает стихийно, без взрослого. Малышей очень привлекает такое взаимодействие, но потребность в общении с ровесниками проявляется слабее, чем потребность в  взаимодействии со взрослыми с предметами. 

  Роль взрослого   в дальнейшем развитии общения малышей со сверстниками, в разнообразии его содержания, заключается в  налаживании положительных взаимоотношений  между детьми. Общение со сверстниками в раннем детстве,  имеет большое значение в психическом и социальном развитии  ребенка. Дети начинают лучше чувствовать и понимать друг друга. Опыт общения со сверстниками учит ребенка жить в коллективе, ладить с другими людьми. Играя со сверстниками, он учится согласовывать свои действия с действиями другого ребенка, отстаивать свои права, развивают познавательную активность[8, 29].                     

     Контакты со сверстниками дают ребенку дополнительные впечатления, возможность обнаружить и продемонстрировать свои способности и силы, стимулируют яркие переживания, являются полем для проявления инициативы. Все эти качества и способности важны для развития самосознания детей.

    Таким образом, общение имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но в раннем возрасте оно особенно важно,  так как зарождается основа личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми. Общение является важнейшим условием развития ребенка в процессе онтогенеза – развития как внутреннего (личностного, эмоционального, мотивационного), так и внешнего (двигательная активность, общий статус развития и др.). И только полноценное общение между взрослыми и ребенком нормальному  развитию, и может быть «лекарством» при неблагополучном генетическом фоне.

       

                

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
  2. Выготский Л.С. Психология М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-1008с
  3. Громова О.А. Признаки речевых нарушений в раннем возрасте/ О.А. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2008.-№ 4-С. 57-65.
  4. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет. – Изд.2-.-Ростов Н/Д: Феникс, 2009.-317с.
  5. Смирнова Е.О.  Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности Дошкольная педагогика и психология.  М.: ВЛАДОС, 2008.  366 с.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноминалогия  развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов.-4-е изд., стериотип.- М.: Академия, 1999-456с. 
  7. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми  /Под ред. М. И. Лисиной;  На-уч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика,  1985.-208 с
  8. Потакова, А. В., Развитие речи детей с ЗРР. // Логопед.-2014. -№ 5 С. 61-65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Консультация для родителей«РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В     ГРУППЕ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

Консультация "Речь и речевое общение в группе детей раннего возраста"

Третий год жизни ребенка является переходным от раннего детства к дошкольному. Этот возрастной этап характеризуется стремлением малыша к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, об...

презентация«Особенности создания речевой среды в группе детей раннего возраста».

Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В этот период  изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей....

РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В     ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

"Особенности создания речевой среды в группе детей раннего возраста"

Развивать речь детей, увеличивать словарный запас ласкательными словами, дыхательную систему, эмоциональную чувствительность....

« РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

laquo; РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В  ГРУППЕ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...