Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста Тема: "Воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширить представления детей о воздухе и его значении в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей со следующими свойствами воздуха: воздух невидим, но окружает нас всюду; воздух можно услышать; воздух не имеет запаха; при движении воздуха появляется ветер; человек дышит воздухом и без него не может жить;
  • расширить представления детей об изобретениях человека, учитывающих свойства воздуха;
  • учить внимательно слушать, наблюдать, чувствовать; умение выдвигать предположения, проводить опыты с реальными предметами, делать выводы.

Развивающие:

  • развивать  познавательный  интерес детей;
  • развивать мышление: учить детей сравнивать, анализировать, обобщать, и делать умозаключение;
  • развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;
  •  обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, наблюдательность, аккуратность;
  • воспитывать доброжелательность, желание помочь в процессе совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.docx274.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Герб

Комитет по образованию

администрации Ханты-Мансийского района

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»

п. Горноправдинск»

Конспект занятия

по опытно – экспериментальной деятельности

для детей среднего  дошкольного возраста

Тема: «Воздух»

Воспитатель: Жульдикова А.В

2021

Цель: расширить представления детей о воздухе и его значении в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей со следующими свойствами воздуха: воздух невидим, но окружает нас всюду; воздух можно услышать; воздух не имеет запаха; при движении воздуха появляется ветер; человек дышит воздухом и без него не может жить;
  • расширить представления детей об изобретениях человека, учитывающих свойства воздуха;
  • учить внимательно слушать, наблюдать, чувствовать; умение выдвигать предположения, проводить опыты с реальными предметами, делать выводы.

Развивающие:

  • развивать  познавательный  интерес детей;
  • развивать мышление: учить детей сравнивать, анализировать, обобщать, и делать умозаключение;
  • развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;
  •  обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, наблюдательность, аккуратность;
  • воспитывать доброжелательность, желание помочь в процессе совместной деятельности.

Предварительная работа: создание альбома «Воздух вокруг нас», чтение детской энциклопедии «Все обо всем», отгадывание загадок, организация прогулок, настольно-дидактическая игра «Да-нет».

Оборудование:

  • полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, стаканы с водой и трубочки;
  • мыльные пузыри, вертушки, бумажные кораблики, веера по количеству детей;
  • 4 контейнера синего цвета, 4 контейнера красного цвета с наполнителями, источающими разные запахи,1 контейнер без запаха;
  • карточки с изображением апельсина, чеснока, лука, мыла, духов, яблока.

Ход занятия

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Давайте  немного  разомнемся:

Эй, ребята, не ленитесь!

На разминку становитесь!

Справа друг и слева друг.

Вместе все в веселый круг!

Повернись направо к другу,

Правую дай другу руку,

Повернись налево к другу,

Левую дай другу руку,

Сделай шаг вперед, дружок,

Станет тесным наш кружок!

Воспитатель: - Вот мы и стали друзьями. Ой ребята, слышите, кто – то плачет! Да это же кукла Катя! Что у тебя случилось Катюша, почему ты плачешь?

Кукла: Наконец-то мне исполнилось 5 лет. На празднике мы с друзьями играли, веселились, а потом друзья загадали мне загадки, а я ни на одну не смогла ответить.  Помогите мне, пожалуйста, вы ведь ходите в среднюю  группу, наверное, вы уже стали настоящими учеными. 

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Кате. Что нам нужно сделать? (разгадать загадки).

Воспитатель:  Мы сегодня, как настоящие ученые, будем искать ответы на загадки в научной лаборатории.

Опыт 1.«Воздух вокруг нас»

 Воспитатель: Послушайте 1-я загадка:

Он прозрачный невидимка

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Всех укутывает нас.

Воспитатель: - Как вы думаете, что это?  Что вокруг нас всегда, но мы это не видим. Что окружает нас всегда (в помещении, на улице, но мы это не видим, внутрь себя пропускаем, но не видим).

(ответы детей).

Воспитатель: - А вы хотите убедиться, что воздух всегда вокруг нас?

Воспитатель: - На столе лежит накрытый тканью предмет. Что это может быть?

 (ответы детей).

Воспитатель: - Давайте посмотрим. Лежит уже заполненный воздухом пакет. Что это? (обычный пакет).

Воспитатель: - Давайте посмотрим внимательно, есть ли что-то внутри пакета? Теперь потрогаем его. Какой пакет? Плотный. Что это значит? А чем он может быть наполнен, если мы ничего не видим? (ответы детей).

Воспитатель: -Внутри воздух. А как он там оказался? Давайте проведем опыт.

 Детям предлагается взять пакеты, заранее приготовленные для каждого.

Воспитатель: - Теперь расправляем их и закручиваем в одном направлении, держа двумя руками за противоположные края. Почему пакет надулся и стал плотным? Чем он заполнен? (ответы).

Вывод: Воздух нельзя увидеть.

Опыт 2. «Воздух можно услышать»

Воспитатель: - Вторая загадка от Незнайки: фырчит, рычит, слышишь его, да не видишь его? Что это может быть?

Воспитатель: - Давайте посмотрим, что у нас в мешке (надутые воздушные шарики). Мы с вами уже знаем, что находится в шарике? (воздух, хотя его и не видно).

А мы с вами можем услышать воздух? (ответы детей). Давайте проверим . Что произойдет, если мы раскрутим наши шары, наполненные воздухом (ответы детей). Теперь берем шар, придерживая его одной рукой у груди, другой раскручиваем хвостик. Что происходит? (ответы детей) Шарик сдулся, но сдулся он с шумом. Почему мы слышали, как воздух вылетал из шарика? (ответы детей).

Вывод: воздух можно услышать. Звук возникает, когда воздух дрожит и задевает препятствие.

Опыт 3 .«Воздух не имеет запаха».

Воспитатель: - Послушайте третью загадку от Незнайки: Невидимка ни цвета, ни запаха не имеет, а через нос проходит?

Чтобы проверить отгадку, предлагаю провести опыт.

 Каждый из вас берет из коробки по одной баночке. Посмотрите, а баночки у всех одинаковые или нет? Чем отличаются? (ответы детей).

Воспитатель: - Те, кому достались красные баночки-команда «красных», кому синие – команда Синих».

 Дети разбиваются на 2 команды по цвету баночек. Крышки банок имеют отверстия. Детям предлагается понюхать баночку и, определив запах, выбрать соответствующую картинку, положив ее возле баночки (апельсин, мыло, лук, чеснок.). Затем командам предлагается проверить друг друга, открыв крышки у банок. Соответствует ли картинка содержимому баночки.

 Пятый контейнер нюхают по очереди все дети.

Воспитатель: - Чем пахнет (ответы детей). Проверим, что внутри. Открываем банку.  А что в пустой баночке (воздух).

Воспитатель: - А воздух имеет запах?

Вывод: воздух не имеет запаха.

Опыт 4. «Ветер-движение воздуха»

 Воспитатель: - Послушайте четвертую загадку:

«Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать, кто я?

Воспитатель: - Сможешь угадать? (ответы детей) (ветер)  Давайте подумаем, мы с вами сами можем сделать ветер (ответы детей…. Как можно сделать ветер?

Воспитатель достает из коробки каждому по вееру.

Дети берут в руку веер и делают движения по тексту:

Ветер дует на меня (машут на себя),

Ветер дует от меня (машут от себя),

Ветер дует высоко (становятся на носочки),

Ветер дует низко (присели),

Ветер дует далеко (машут в сторону),

Ветер дует близко (на себя).

Воспитатель: - Почувствовали ветер?  Как он у нас получился?

Вывод: при движении воздуха возникает ветер.

Опыт 5.«Воздух в человеке»

Воспитатель: -  Последняя загадка от Незнайки: через нос проходит в грудь – и обратный держит путь. Он невидимый и все же без него мы жить не можем?  Что это?  Воздух.

Воспитатель: - Давайте проверим, что воздух проходит в нас, а затем выходит (вдохните и почувствуйте, как грудь наполняется воздухом, словно внутри надувается воздушный шарик, выдохните).

Воспитатель: - Перед вами стаканы с водой и трубочки. Вдыхаем носом, а выдыхаем через трубочку в стакан.  Что наблюдаем? Откуда они появились?

 (ответы детей).

Воспитатель: - Это мы набрали воздух из окружающей среды в легкие, а затем выдохнули через трубочку в стакан с водой. Воздух попал в воду и превратился в воздушные пузыри.

Что это значит? Из нас вышел воздух. Значит, он есть и в человеке. Человек дышит воздухом.

Воспитатель: - А может человек жить без воздуха? Давайте проверим. Все вместе наберем воздуха в грудь и задержим дыхание. Что у нас получилось? Может человек не дышать?

Вывод: человек дышит воздухом и не может без него жить.

Воспитатель: - Вы сегодня много нового увидели, услышали и даже почувствовали.

Давайте выполним просьбу Кати. Вспомним все, что узнали про воздух:

1. Воздух невидим, но окружает нас всюду.

2. Воздух можно услышать.

3. Воздух не имеет запаха.

4. При движении воздуха появляется ветер.

5. Человек дышит воздухом и без него не может жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группе "Воздух-невидимка"

Задачи: - заЗадачи: - закрепить и уточнить представления о свойствах воздуха на основе элементарных   опытов;- развивать способность детей к умозаключениям, сравнениям, развивать...

Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Секреты картофеля»

Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Секреты картофеля»...

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. «Лаборатория звука»

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. «Лаборатория звука»...

План – конспект ОД по опытно экспериментальной деятельности для детей с ОВЗ 5-7 лет «Фиксики в стране Наурандии. Электричество»

План – конспект ОД по опытно экспериментальной деятельности для детей с ОВЗ 5-7 лет «Фиксики в стране Наурандии. Электричество»...

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы "Город волшебства"

Цель: развитие интереса к исследовательской деятельности.Задачи: Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.Формировать эстетиче...