Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. «Лаборатория звука»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. «Лаборатория звука»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста.
«Лаборатория звука»
Задачи:
обучающие:
- научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов
- Закреплять правила безопасности при проведении экспериментов;
- Активизировать словарь: лаборатория, лаборант, научный опыт, эксперимент, открытие, колебание.
развивающие:
- развивать умение сосредоточиться: планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
воспитательные:
- воспитывать отзывчивость;
- дать детям почувствовать радость открытий;
- развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
Подготовительная работа:
Рассматривание иллюстраций, книг, показ несложных опытов в группах, инструктаж по технике безопасности.
Материалы:
- Столы, подносы с материалом для опытов.
- Стаканчики с резинкой.
- 4 стакана, кувшин с водой, палочка.
- Пуговички, коробочки от киндер – сюрприза.
- 4 стакана: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный.
- Карандаши
- Бокал на ножке из тонкого стекла.
- Погремушка, маракасы.
- Видео – ролик «Игра на бокалах».
- Опорные картинки к опытам.
- Значки «Юный исследователь».
Ход образовательной деятельности:
Слайд 1. Заставка – лаборатория звука.
- РЕБЯТА, СКАЖИТЕ, А КУДА МЫ С ВАМИ ПОПАЛИ?...
- Нас с вами пригласили в лабораторию звука, где вы будете проводить опыты. Как настоящие исследователи. А поможет нам в этом известный ученый …
(Выходит ученый)
- Здравствуйте! Я рада вас видеть в своей лаборатории звука.
Слайд 2. Что такое лаборатория.
Лаборатория – это помещение, в котором проводят опыты и эксперименты.
Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос:
Откуда звуки возникают,
Пора задуматься всерьез.
- А сейчас вы закроете глазки и послушайте звуки которые нас окружают. (включить диск со звуками № 12, 1, 17)
- Что вы услышали?
- Правильно, это поют птицы.
- Закрываем глазки и продолжаем слушать. Что на этот раз вы услышали?
- Правильно, это капает вода.
- Угадаем еще один звук. Что вы услышали?
- Вы правильно угадали все звуки. У каждого человека есть специальный орган слуха. – Кто знает как он называется? (это уши.)
Слайд 3. Строение уха.
- Наше ухо — очень сложный инструмент. В нем есть тонкая, туго натянутая кожица – «барабанная перепонка».
- Но вот почему наше ухо слышит звуки? Давайте проведем эксперимент.
Слайд 4. Картинка лаборатории.
-У меня на столе стоит пустой стакан, мы что-нибудь слышим? (Нет.)
- А теперь я ударю по нему палочкой, что произошло? (Звук «дзинь»).
- Интересно, то стакан стоял, молчал, а как до него дотронулись палочкой, откуда-то появился звук.
- Почему это происходит? (Ответы детей)
- Секрет прост: от удара стекло стакана начинает дрожать. И вместе с ним начинает дрожать, колебаться вокруг стакана воздух. Дрожание воздуха доходит до наших ушей, и мы слышим звук - «дзинь»! Значит звук – это дрожание, колебание воздуха.
«Звук живет в любом предмете,
Сколько их – посмотри,
Звук – шутник,
Играя с нами,
Любит прятаться внутри»
Послушайте одну сказочную историю.
Слайд 5 - 10. Сказочные домики.(анимация)
- Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у них была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями.
Подошел к первому домику и постучал. Послышался стеклянный звук.
Подошел ко второму домику, постучал. Послышался деревянный звук.
Подошёл к третьему домику, постучал. Послышался металлический звук.
Подошёл к четвертому домику, постучал и услышал пластмассовый звук.
- Скажите, в домиках – стаканчиках жили одинаковые звуки или разные?
- Да, мы с вами услышали разные звуки металлический, пластмассовый, деревянный, стеклянный?
- А какой звук понравился тебе? (Имя ребенка)
- Возьми карандаш и найди, в каком домике живет …..звук. (4-5 чел)
Вывод: Предметы, сделанные из разных материалов звучат по - разному.
- В жизни мы окружены разными звуками. Звуки издают не только предметы, но и человек. Подойдите ко мне, мои юные исследователи.
Слайд 11. Горлышко дрожит.
- Положите руку себе на горлышко вот так, прижмите пальчики и произнесите звук (З-з-з.) Чувствуете, как слабо дрожит ваше горлышко. А теперь произнесите звук (Ж-ж-ж.) Горлышко дрожит сильнее. А теперь все вместе (У-у-у.)
Звуки могут быть тихими, а может быть громкими. Давайте это проверим.
«Звучащий стакан»
- Что у меня в руках? (стаканчик) Какой? А что натянуто на стаканчик?
- Когда мы оттягиваем резиночку и отпускаем её, она начинает дрожать и издавать звук. Возьмите стаканчики и сделайте то же самое. На какой музыкальный инструмент это похоже? (Гитара)
Слайд 12. Гитара и стакан с резинкой.
- А теперь проведем эксперимент. Приложите стакан донышком к уху. Вот так (показ). И снова побренчите резиночкой. Правда, получилось намного громче, чем мы ожидали? Почему? (Ответы детей)
Вывод: Значит, чем ближе звучащий предмет к уху, тем громче мы его слышим.
Поставим стаканчики на стол. А для того, чтобы провести следующий эксперимент нам понадобится вода. Давайте позовем тучку.
Слайд 13. Тучка.
Физминутка: (Тучка)
«Поющая вода»
(Перед детьми стоят несколько стеклянных стаканов с водой в равных количествах)
- Веселая тучка помогла нам наполнить стаканчики водой.
- Что надо сделать, чтобы стаканчики издали звук? (ответы детей, постучать по ним) - Но надо помнить, что стаканчики из стекла, поэтому стучать по ним мы будем осторожно. (Ученый стучит)
- Но звук во всех стаканчиках какой-то одинаковый. Попробуем его изменить. (Ученый наливает в стаканчики разное количество воды)
Слайд 14. Стаканчики с разным количеством воды.
- Как вы думаете, стаканчики будут звучать одинаково или по-разному? (ответы детей)
- Ребята, давайте это проверим и послушаем? (ученый стучит)
- Одинаковые ли звуки мы слышим?
- Почему стаканчики звучат по-разному? Что влияет на звон?
Вывод: На звук влияет количество воды, звуки получаются разные. Чем меньше воды в стаканчике, тем звук звонче.
- На какой музыкальный инструмент это похоже? (ксилофон, пианино)
Слайд 15. Ксилофон, пианино.
«Поющий бокал» (сюрприз)
- А сейчас вас ждет сюрприз. Как вы думаете, сможет ли запеть этот бокал? - Попробуйте поводить пальчиком по краю, вот так. - А сейчас я попробую. (Ученый играет на бокале)
Слайд 16. Поющий бокал.
(Взять тонкостенный бокал, поставить на стол, левой рукой держать за ножку, а правой, слегка помочив пальцы водой, средним или указательным пальцем водить по краю бокала. Появляется мелодичный звук.)
- Что вы услышали? - А как я это сделала? (Ответы детей)
- Попробуйте и вы сделать так, чтобы бокал запел. (Дети экспериментируют с бокалом)
- Почему бокал запел? (Ответы детей)
Вывод: Когда мы проводим пальцем по краю бокала, стекло бокала и вода в нем дрожит, образует звук.
- А теперь я предлагаю вам посмотреть и послушать, как можно играть на бокалах мелодию.
Дети садятся на стулья и смотрят:
Видео – ролик «Игра на бокалах» https://vk.com/video-49695827_164324754
«Погремушки»
- Музыкальный инструмент можно сделать не только с помощью стаканов с водой. Мы можем сделать шумовой музыкальный инструмент.
Слайд 17. Шумовые инструменты.
(Показать коробочку, которая, если ее потрясти издает необычное шуршание.)
- На какой музыкальный инструмент это похоже? (на погремушку)
- Правильно, но есть еще один инструмент, похожий на погремушку. И называется он – маракасы. (показ)
Слайд 18. Маракасы.
- Я предлагаю вам сделать свои музыкальные инструменты из пуговичек и пластмассовых коробочек. (Практическая деятельность детей)
( В заключение – выступление шумового оркестра под аккомпанемент муз. работника)
Слайд 19. Оркестр.
Итоги:
- Что интересного вы сегодня узнали о звуке?
- Что особенно понравилось?
- Вы сегодня узнали много нового, проводили опыты, экспериментировали. Я хочу вручить вам значок - «Юный исследователь». Надеюсь, вы еще не раз придете в мою лабораторию, чтобы узнать много нового.
Слайд 20. Значок - «Юный исследователь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по продуктивной (конструктивной) деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «В гости к звездам».
Цель:v развивать у детей художественно – творческие способности;v совершенствовать ранее полученные навыки;v совершенствовать навыки работы с бума...
Конспект интегрированного занятия по математической деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
математическая деятельность детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»
держание деятельности детей (дидактические единицы):– свойства шумового звука (шорох, скрип, треск, гром, стук; высота,длительность, громкость);– изготовление шумового музыкального инструмента «марака...
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»Содержание деятельности детей (дидактические единицы):– свой...
конспект интегрированной совместной образовательно-художественной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: "День города"
Используемые технологии:Ø Технология интегрированного занятия;Ø Проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения;Ø Т...
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН - КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ КОНСТРУКТИВНО - МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
конспект НОД по познавательному развитию...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Квест - игра "Волшебная лаборатория"
Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность....