Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Секреты картофеля»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Секреты картофеля»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация для детей "Секреты картофеля" | 1.5 МБ |
Приложение | 441.21 КБ |
Конспект НОД по опытно - экспериментальной деятельности "Секреты картофеля" | 383.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «ДЮЙМОВОЧКА» г. ДИГОРА ДИГОРСКОГО РАЙОНА РСО – АЛАНИЯ
Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Секреты картофеля»
Воспитатель: Колиева О. М.
Май 2015 г
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного на тему: «Секреты картофеля»
Воспитатель: Колиева Оксана М.
Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.
Задачи:
«Познание»:
Познакомить с основными компонентами в составе картофеля;
Расширять кругозор детей, о пользе картофеля для человека;
«Коммуникация»:
учить детей вступать в диалог с педагогом, отвечать на вопросы, участвовать в коллективном обсуждении;
продолжать учить говорить по очереди, не перебивая друг друга;
учить делать простые умозаключения, проговаривая каждое;
активизировать и расширять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
«Социализация»:
развивать умение работать в группе;
учить обращать внимание на мнение партнёра;
развивать умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;
«Труд»:
закрепить умение приводить в порядок рабочее место;
«Безопасность»:
развивать навыки проведения лабораторных опытов;
закрепить умение работать со стеклянной посудой;
закрепить умение работать с йодом, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
«Музыка»
воспитывать у детей интерес к музыке, желание её слушать, эмоционально на неё откликаться;
развивать у детей умение слушать музыку;
«Здоровье»
создать радостное настроение;
продолжать организовать рациональный двигательный режим детей;
способствовать предупреждению детского утомления.
Предварительная работа:
1. Беседы об овощах, их роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Посадка и уборка картофеля».
3. Использование дидактических игр об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи» и др.
4. Чтение литературы по теме (художественная, энциклопедическая)
5. Посадка картофеля и наблюдение за его ростом .
Оборудование и материалы:
Прозрачные, стеклянные сосуды, пластмассовые формы для муки и крахмала по количеству детей. Мука и крахмал, картофель разных сортов, оттиски из картофеля Карточки со знаком (вода, крахмал). Йод для добавления в крахмал, пипетка. Презентация «Вот она, какая разная картошка», аудиозапись спокойной музыки, ноутбук, проектор. Халат и очки для воспитателя, фартуки и нарукавники на количество детей.
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель: Гости улыбаются нам. И вы улыбнитесь им, подарите нашим гостям красивую улыбку. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон передал для нашей группы письмо, послушайте его: «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому, я хочу пригласить вас к себе в лабораторию и кое-что рассказать интересное. О чём? Узнаете, когда прилетите ко мне в гости на ковре-самолёте. Ваш профессор Огородова».
Воспитатель: Ребята, какое загадочное письмо, интересно, о чём нам хочет рассказать профессор? Полетим к нему в гости на ковре - самолёте? (Ответы детей)
Воспитатель: А чтобы ваши пальцы крепко держались друг за друга во время полёта, мы их разомнём.
Пальчиковая гимнастика (на родном языке)
Воспитатель: Теперь рассаживайтесь на места, (дети садятся на свои подушки, которые разложены на ковре в кругу) возьмитесь за руки, чтобы никто у нас не потерялся, закройте глаза, представьте, что мы летим над лесом, полем, озером. Звучит спокойная музыка. В это время воспитатель надевает белый халат и очки - превращается в профессора.
Профессор. Здравствуйте, кто это ко мне прилетел? Вы находитесь в лаборатории. Я - профессор Огородова. Только что я проводила опыты с одним овощем. Сейчас я вам загадаю загадку про него, а вы попробуйте её отгадать.
И зелен, и густ.
На грядке вырастает куст.
Покопай немножко
Под кустом…(картошка).
Профессор: Вы уже догадались, о каком овоще пойдет речь?
Дети: О картошке.
Профессор: Я предлагаю вам посмотреть, что нам покажет о картофеле моя помощница - виртуальная энциклопедия.
Показ презентации «Вот она, какая разная картошка»
Профессор: Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!
А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его. Воспитатель даёт некоторое время для рассматривания, задаёт вопросы.
- Какого он цвета? (коричневого, красного, жёлтого).
- Какой формы? (круглой, овальной).
- Какой картофель на ощупь? (гладкий, шершавый).
- Что есть у картофеля? (выемки, углубления, глазки).
А теперь положите картофель на поднос, встаньте свободно.
Профессор: Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле? ответы детей.
Профессор: Чтобы это узнать нам нужно пройти в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории? (дети надевают халаты и нарукавники)
Дети: проводят опыты.
Профессор: Но сначала повторим правила поведения в лаборатории.
Правила поведения в лаборатории.
- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;
- ничего не трогать руками без разрешения;
- быть предельно аккуратным.
Профессор: Приглашаю вас в лабораторию.
(Дети садятся за столы)
Нас здесь встречает знаменитый овощ:
Вот она душечка-голубушка.
Профессор: Сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля.
Опытно - экспериментальная деятельность:
1. Натереть сырой картофель.
Результат: жидкая кашица.
Вывод: в картофеле есть вода. (Воспитатель вывешивает карточку со знаком вода на мольберт)
2. Натертую картофельную кашицу размешать в воде.
Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
Результат: вода стала беловатой, мутной;
3. Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.
Результат: образуется белый осадок.
Вывод: В картофеле есть белое вещество.
4. Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку. Воспитатель показывает заранее приготовленный крахмал.
Профессор: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука.
Повторите слова - крахмал, картофельная мука.
Вывод: в картофеле есть крахмал. Воспитатель вывешивает карточку со знаком крахмал.
Профессор: Для чего нам нужен крахмал? Ответы детей.
Профессор: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.
Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал.
Профессор: Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества: витамин С, различные микрочастицы. Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.
Профессор: Сейчас у нас в лаборатории перерыв.
Физкультминутка.
Профессор: На обед у нас сегодня горячая картошка? Вставайте в круг. Я предлагаю вам сыграть в игру «Горячая картошка». Пока звучит музыка, вы передаете друг другу мяч. На каком ребенке музыка остановилась, то говорит пословицу или поговорку про картофель.
Пословицы и поговорки
- Картошка да каша – еда наша.
- Картошку копать, не руками махать.
- Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
- Без труда картошка не родится никогда.
- Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.
Профессор: Молодцы! Еще раз мы убедились в том, что «картофель - хлебу подспорье».
Но мы еще не все узнали про крахмал. Предлагаю продолжить исследования. Занимайте свои места в лаборатории.
Сравнение крахмала с мукой.
Профессор: Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?
Дети: Потому, что крахмал похож на муку.
Профессор: Ребята, а вы сможете отличить крахмал от муки? Посмотрите, у вас на столе стоят по два блюдца: в одном - мука, в другом – крахмал. Потрогайте и сравните крахмал и муку. Даю время на обследование. А теперь покажите, в каком блюдце мука, а в каком крахмал? Как вы узнали? Опрос детей. Воспитатель помогает детям узнать, что: крахмал светлее, чем мука; на ощупь крахмал скрипит.
А теперь скажите, чем мука и крахмал отличаются?
Вывод: мука желтоватая, а крахмал белый; мука мягкая, не скрипит, а крахмал скрипит.
Воспитатель показывает опыт:
Профессор: чтобы полностью убедится, что это крахмал, я предлагаю вам посмотреть, что произойдёт, если я капну капельку йода в пробирку с крахмалом. Что произошло? (жидкость посинела). Какой можно сделать вывод? Крахмал всегда синеет, если на него попадает йод. Этот опыт ещё раз показал, что в картофеле находится крахмал. А теперь я капну капельку йода в стакан с мукой. Что произошло? (Жидкость слегка пожелтела). Какой можно сделать вывод? Мука от йода не синеет.
Физкультминутка - по выбору воспитателя
Профессор: ребята, я прошу вас помочь моему другу Профессору Математики сделать карточки для его учеников при помощи волшебных печатей. Прошу Вас пройти в изобразительную лабораторию. Печати эти не простые, из чего они сделаны (из картофеля) Поставьте такое количество оттисков, сколько показывает цифра на листе бумаги. Молодцы.
Ребята, что вы узнали в моей лаборатории? Какие вещества находятся в картофеле? Чем похожи крахмал и мука? Как крахмал отличить от муки?
Профессор вручает детям медальоны.
Профессор: к сожалению, ребята, у меня закончилось свободное время. Да и вам пора возвращаться. Занимайте свои места на ковре - самолёте, закройте глаза, вот вы летите над лесом, полем, озером. Вдалеке показался ваш детский сад. В это время звучит спокойная музыка, воспитатель снимает халат, очки.
Воспитатель: Открывайте глаза. С возвращением вас. Какое у вас настроение? Хотите ещё раз навестить профессора? (ответы детей). Мы обязательно сделаем это в следующий раз. А теперь мы пойдём на прогулку и расскажем другим детям, где мы были и что узнали. (Дежурные остаются и с няней приводят в порядок рабочее место).
Рефлексия: на прогулке дети старшей группы рассказывают детям подготовительной группы, где были, и что узнали об удивительном картофеле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы, внесённй в районный банк данных....
Конспект опытно – экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме «Вода – источник жизни»
«Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование перви...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Необычное расследование».
Цель: развитие познавательных интересов у воспитанников старшей группы через опытно-экспериментальную деятельность....
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. «Лаборатория звука»
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. «Лаборатория звука»...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Апельсиновая лаборатория"
Данный конспект будет интересен педагогам ДОУ....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства песка»
Евгения Сергеевна РостокинаВоспитатель первой квалификационной категорииМБДОУ «Детский сад № 160»г. Нижний Новгород Занятие по опытно-экспериментальной д...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Это волшебное электричество"
В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством - это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры и т.д.). Электричество очень опасно и шутить с ним нельзя: необходимо соблюдать техни...